Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации
в образовательных учреждениях
В
декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется
15 лет. Конституции является Основным Законом российского
государства, который определяет его общественное и
государственное устройство.
Основной закон утверждает
свободу и справедливость, человеческое достоинство и
благополучие, защиту семьи и Отечества, единство
многонационального народа не только как общепризнанные
ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы
человека провозглашаются высшей ценностью.
Конституция Российской
Федерации закрепляет идеологические, политические и
юридические особенности нашего государства. Изучение
Конституции Российской Федерации является одним из важных
составляющих формирования гражданской идентичности личности.
В Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации
подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении
демократии и правового государства, в избавлении от
правового нигилизма и укреплении конституционной законности,
в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в
расширении экономической и предпринимательской свободы.
С учетом этого в целях
формирования правовой культуры и гражданского воспитания
личности предлагается в рамках образовательного процесса
уделить больше внимание изучению основных положений
Конституции Российской Федерации.
К задачам, которые должны
решаться при изучении текста Конституции, предполагается
отнести следующие:
- подготовка обучающихся к
восприятию основ Конституции Российской Федерации;
- знакомство с историей
развития конституционного строя России;
- история создания Конституции
Российской Федерации;
- знакомство обучающихся с
содержанием и структурой Конституции Российской Федерации;
- воспитание уважения к закону,
праву на основе изучения положений Конституции Российской
Федерации (особое внимание здесь надо уделить изучению 1 и 2
глав Конституции);
- формирование уважения к
заложенным в Конституции Российской Федерации базовым
общечеловеческим ценностям, основам построения правового
государства.
Содержание Конституции
Российской Федерации является сложным для восприятия
обучающимися. В связи с этим необходима специальная
подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с
учетом возрастных особенностей обучающихся, их социального
опыта.
При обучении преподавателям
рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые
вопросы, которые заложены в содержание Конституции и
необходимы для изучения:
- основы конституционного
строя;
- права и свободы человека и
гражданина;
- федеративное устройство
государства;
- высшие органы государственной
власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации;
-
судебная власть;
-
основы местного самоуправления.
Предполагается, что основное
содержание Конституции Российской Федерации будет изучаться:
- в курсах истории России 9-11
классов при изучении тем, связанных с развитием основ
конституционного строя;
- в курсе «Обществознание» при
изучении в 8-11 классах модуля «Право».
Наряду с вышеуказанным
углубленное изучение Конституции Российской Федерации может
осуществляться в рамках вариативной части учебного плана
образовательного учреждения отдельным предметом (элективным
курсом).
В качестве одного из методов,
который может быть использован учителем при проведении
занятий в рамках рассматриваемой проблематики, рекомендуется
метод проектов, который обеспечивает активизацию
познавательного интереса у обучающихся, способствует
общению, обмену личностно-значимой информацией, социальным
опытом. В ходе проектной деятельности обучающиеся могут
знакомиться с основами конституционного устройства России,
реализацией конституционных прав и свобод человека и
гражданина, с организацией работы и полномочиями органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, используя различные источники
информации, в том числе Интернет-ресурсы (например,
http://constitution.garant.ru/ ). При этом могут быть
организованы Интернет-форумы, созданы блоги для обсуждения
разнообразных ситуаций с опорой на текст Конституции
Российской Федерации.
В рамках внеклассной работы
возможно также организовать работу обучающихся над проектами
социальной направленности, в том числе проекты по созданию
конституции образовательного учреждения, проведение
олимпиады на знание Конституции Российской Федерации и
другие.
В целях привлечения внимания
преподавателей и руководителей образовательных учреждений к
вопросам изучения Конституции Российской Федерации в
образовательном процессе образовательных учреждений
рекомендуется организовать и провести в системе повышения
квалификации конкурсы разработок и программ по изучению
Конституции Российской Федерации.
Такие конкурсы могут быть
проведены на основе сетевых технологий, что позволит
обеспечить участие в них большого количества работников
образования.
Список
рекомендованной литературы:
-
Конституция Российской Федерации.
-
Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А.
Конституция Российской Федерации с комментариями для
изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
-
Смоленский М.Б.
Конституция Российской Федерации с комментариями для
школьников. Изд. 4-е, перераб., доп. – Р-н-Д.,
2008.
-
Любимов А.П.
Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд.
2-е, перераб., доп. - М.,
2004.
-
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России. Учебник.- М.: Юрист, 2003.
-
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. М.: Российский Юридический Издательский Дом,
1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.
-
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России:
Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м -
норма, 1997.
-
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под
общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура",
1996.
-
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право
Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.
-
Богданова Н.А. О значении конституционного права для
юридического образования и практической деятельности юриста
(вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 “Право”,
1995, № 1.
-
Богданова Н.А. К новой концепции преподавания
конституционного права. // Государство и право, 1994, № 7.
-
Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т.
СПб., 1892-1893.
-
Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.
-
Письмо Минобразования России от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском
образовании и изучении Конституции Российской Федерации // Справочник преподавателя общественных дисциплин.-
М., 1998.
-
Материалы о Конституции Российской Федерации -
http://constitution.garant.ru
Заместитель директора
Департамента государственной
политики в образовании
В.В. Спасская
Источник:
http://www.mon.gov.ru/dok/akt/5034/
|