логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
работников дошкольного образования

Как организовать консультационный пункт

Тихомирова О. В.

Реализация приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования для всех категорий детей. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования (основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года).

Возникает необходимость в предоставлении родителям возможности выбора форм дошкольного образования для своих детей в зависимости от потребностей семьи и общества. Этому способствует ряд нормативных документов, определяющих вариативность услуг, предоставляемых ДОУ населению. При этом остается весьма проблематичным привлечение к институту общественного воспитания семей, воспитывающих детей исключительно в домашних условиях. Практика работы детских садов показывает, что на определенном этапе развития региональной системы образования с этой проблемой частично «справлялись» группы кратковременного пребывания. Однако в ходе открытия таких групп возникает и целый ряд финансово-экономических проблем общего и частного характера. Так, необходимо определить затраты на образование детей в зависимости от ряда факторов (времени пребывания, зарплаты персонала, стоимости коммунальных услуг и т.д.) и выделить наиболее экономически перспективные формы организации кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом требуется дифференцированный подход к решению данного вопроса с учетом социально-экономических условий каждого региона, определения реальных затрат на осуществление образовательной работы с детьми. Кроме того, при достаточно большой «пропускной» способности и видового разнообразия групп кратковременного пребывания, они не могут всецело «охватить» детей дошкольного возраста, нуждающихся в образовательных услугах. Например, детей с тяжелыми патологиями, детей, ожидающих место в детский сад, детей, родители которых принципиально избегают посещения ребенком учреждений общественного воспитания.

Все это обуславливает создание в региональной системе образования сети консультационных пунктов (далее КП) для оказания помощи семьям детей, не посещающих ДОУ. Основным отличием услуг консультационного пункта от услуг, оказываемых в группах кратковременного пребывания, является возможность получения ребенком образования опосредованно через родителей. В условиях кратковременного пребывания дошкольник хоть и «временно», но посещает детский сад с установленной регулярностью. Консультационный пункт посещают родители (с ребенком или без него) в зависимости от актуальных для них образовательных потребностей. И то, и другое имеет свои преимущества в работе с «неорганизованными» детьми, поэтому оказание образовательных ус-луг средствами консультационного пункта и групп кратковременного пребывания не являются взаимоисключающим.

В настоящее время в регионе накоплен достаточно солидный опыт работы образовательных учреждений (ОУ) с детьми, не посещающими детский сад. Открыты и успешно функционируют группы кратковременного пребывания различной направленности. Группы кратковременного пребывания отличаются по режиму посещения их детьми (гибкого режима, сменного режима, индивидуальных занятий) и по основному направлению деятельности («Особый ребенок», «Будущий первоклассник», адаптационные группы, прогулочные группы, группы игрового общения и проч.).

Имеющийся опыт стал основой для создания консультационных пунктов для родителей «неорганизованных» детей. Функционирование сети консультационных пунктов имеет свою специфику в каждом из муниципальных округов. Связано это, прежде всего, с имеющимися управленческими, кадровыми, методическими и материальными ресурсами, а так же актуальной образовательной ситуацией округа, города, поселка.

Не смотря на то, что образовательные услуги консультационных пунктов являются достаточно «молодыми» для региона, анализ практики позволяет обобщить опыт, связанный с их организацией. Описание реальной практики создания и функционирования консультационных пунктов базируется на материалах областного совещания-семинара «Деятельность муниципальных консультационных пунктов: опыт, проблемы, перспективы» (представительство – 98 человек), областной видеоконференции «Дошкольное образование. Центр консультирования семьи» (представительство – 5 муниципальных округов и 9 сотрудников института развития образования Ярославской области), творческих работ слушателей КПК «Работа образовательного учреждения с семьями детей, не посещающих ДОУ» (25 человек), обобщенного педагогического опыта МДОУ №187 г. Ярославля.

Работа по открытию консультационного пункта должна проводиться поэтапно с учетом насущных потребностей родителей и возможностями образовательного учреждения. Наиболее эффективным методом, позволяющим собрать и упорядочить информацию, спрогнозировать результат и определить способы и средства его достижения, является, на наш взгляд, проектирование консультационного пункта. Реализация проекта предполагает целенаправленную организацию мероприятий в определенной последовательности.

1 этап – исследование и проектирование – включает в себя следующие виды работ:

  • изучение федерального и регионального опыта работы образовательных учреждений с семьями детей, не посещающих ДОУ;

  • изучение социального заказа (потребности не только семей, но и общества) на открытие КП;

  • анализ ситуации: определение положительных и отрицательных факторов, внешних (месторасположение ОУ, контингент семей населенного пункта, рейтинг ОУ, наличие нормативно-правовой базы и проч.) и внутренних (кадровые ресурсы, материально-техническое оснащение, имеющийся опыт работы, методическое обеспечение), а так же факторов риска (необходимость финансовых вложений, изменение ситуации в РСО, неприятие проекта педагогическим коллективом и т.п.);

  • описание проекта консультационного пункта (план проекта, состоящий из разработки внутренней организационной структуры КП и ее нормативной базы, подготовки кадров, отбора программно-методического обеспечения, предполагаемый результат).

В ходе первого этапа происходит подготовка к открытию консультационного пункта. Результатами данного этапа, на наш взгляд, следует считать наличие социального заказа на консалтинговые услуги, согласованную с органами управления образованием модель КП, утвержденные должностные инструкции специалистов консультационного пункта, положение о консультационном пункте ОУ.

В качестве комментария следует отметить, что каждое из описанных выше мероприятий требует тщательной проработки. Так упущение данных социального заказа может свести на нет все усилия по открытию и обеспечению функционирования консультационного пункта, услуги специалистов останутся невостребованными. Социальный заказ изначально обуславливает основные направления консультативной деятельности ОУ, а контингент семей определяет содержание деятельности. Анализ внешних и внутренних условий позволяет спрогнозировать тенденции изменения ситуации в обществе и в образовательной среде, и как следствие, предполагаемое количество потенциальных обращений в консультационный пункт. Не менее важным является разработка положения о консультационном пункте, поскольку, по сути, положение является его организационной моделью.

На втором этапе происходит внедрение и реализация проекта консультационного пункта. Основные виды работ данного этапа:

  • изыскание необходимых кадровых ресурсов для обеспечения работы КП и обучение педагогов КП технологии работы по индивидуальному сопровождению семьи;

  • разработка пакета методических материалов для консультирования: подбор диагностических методик, разработка индивидуальных карт, адаптация методических материалов к условиям «экспресс» консультирования;

  • апробация модели консультационного пункта: составление графика работы, оформление текущей документации, внедрение различных форм работы с населением;

  • поддержка функционирования информационной составляющей КП: информирование населения об услугах, взаимодействие с другими учреждениями, получение информации и составление базы данных о «неорганизованных» детях.

Результатом данного этапа может быть наличие обращений родителей, число которых приближается или соответствует прогнозируемому, методического обеспечения и необходимой документации, подтверждающей эффективность работы специалистов КП. Особым результатом данного этапа может стать образовательная программа консультационного пункта.

Третий этап представляет собой «запуск» консультационного пункта в режиме стабильного функционирования и оценку эффективности работы. Основные мероприятия этапа:

  • Реализация модели консультационного пункта в полном объеме (с точки зрения организационной, методической, информационной составляющей);

  • Анализ и оценка эффективности работы КП. Оценка может проводиться по следующим критериям:

    • положительная динамика развития ребенка;

    • удовлетворенность родителей реализацией запроса;

    • увеличение количества семей, получивших помощь специалистов детского сада;

    • повышение педагогической компетентности родителей.

  • Описание наиболее эффективных форм оказания услуг населению и составление методических рекомендаций.

В практике работы консультационных пунктов в настоящее время выделяются следующие формы работы специалистов с родителями «неорганизованных» детей:

  • информирование об услугах;

  • диагностика и составление индивидуальной программы развития;

  • консультирование по реализации индивидуальной программы;

  • консультирование по проблемам семейного воспитания;

  • совместные занятия родителей с детьми.

В качестве актуальных и в настоящем разрабатываемых форм следует отметить организацию совместных семейных досугов, совместных прогулок и дистанционное консультирование. В связи с этим хотелось бы обратиться к инновационному опыту педагогов МДОУ №187 г. Ярославля.

Развивая идею Т. Н. Дороновой по организации праздников в детском саду, педагогическому коллективу удалось в течение нескольких лет создать собственную систему взаимодействия с родителями детей, не посещающих ДОУ, посредством совместных семейных досуговых мероприятий. Основывается указанная система на следующих позициях:

  • Содержание развлечений всегда имеет образовательную направленность для родителей.

  • Основной формой организации развлечений является совместная творческая и познавательная деятельность ребенка и родителей.

  • В ходе развлечения родителям транслируется такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществлять в домашних условиях.

Организационная составляющая таких развлечений представляет собой составление сценария, не требующего особой подготовки детей и родителей, отбор игровых и творческих заданий, которые выполняются в паре ребенок-родитель, выбор ведущего, готового к импровизации и владеющего методами вовлечения в совместную деятельность всех присутствующих на мероприятии взрослых и детей. Мероприятие анонсируется педагогами детского сада среди родителей детей, не посещающих ДОУ, после чего принимаются заявки, и комплектуется группа участников. Перед развлечением с родителями проводится собеседование о правилах участия семьи в мероприятии. Правила варьируются в зависимости от возраста детей, места и времени проведения праздника, содержания деятельности. Неизменным остается активность, выполнение рекомендаций ведущего, уважение к другим участникам праздника. По окончании мероприятия родители обеспечиваются буклетами, содержание которых ориентировано на продолжение деятельности в домашних условиях.

Еще одной достаточно востребованной, но пока не получившей распространение в дошкольных учреждениях, формой являются совместные прогулки детей и родителей. Практика работы с «неорганизованными» детьми показывает острую потребность родителей в правильной организации прогулки. Потенциал прогулочного времени не используется родителями должным образом, поэтому прогулочная группа – это форма повышения компетентности родителей в этом вопросе, а не предоставление родителям возможности «пристроить» своего ребенка на какое-то время. В связи с этим основной задачей педагога является создание условий для всестороннего развития во время прогулки детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, и осознания их родителями необходимости планомерной организации прогулки ребенка и важности систематичного педагогического воздействия. Решается эта задача в различных направлениях:

  • формирование у детей интереса к окружающему миру посредством организации наблюдений за явлениями живой и неживой природы;

  • обеспечение оптимального двигательного режима детей на прогулке;

  • формирование коммуникативных навыков посредством совместной игровой деятельности;

Самое главное, чтобы родители принимали активное участие во всех наблюдениях, передавали свое эмоциональное отношение к увиденному, используя свой жизненный опыт. Видя, как это делает близкий ему человек, ребенок быстрей поймет и осознает окружающей мир. Педагог может показать, как надо выполнять задания, а родители привлекают, заинтересовывают малыша своим примером. В совместной трудовой деятельности функция родителей – показать на собственном примере как выполняется элементарное трудовое действие, сделать это действие вместе с ребенком, оказывая ему физическую и эмоциональную поддержку, мотивировать на то, чтобы довести дело до конца. А так же родители следят за выполнением последовательности действий. Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Педагог учит родителей, как следует направлять их деятельность, приходить на помощь в ситуациях конфликта, дает рекомендации для проведения прогулок без участия воспитателя. Кратность совместных прогулок определяется запросом родителей, содержание прогулок включает в себя все основные компоненты и подбирается таким образом, чтобы родители без труда могли воспроизвести его самостоятельно.

Приведенные примеры из опыта работы конкретного учреждения показывают, что система дошкольного образования имеет достаточный потенциал для обеспечения его доступности. Вариативность форм, наличие определенного опыта является, на наш взгляд, залогом успешности реализации данного приоритетного направления образовательной политики государства. В качестве еще одного немаловажного условия было бы целесообразно отметить научность подходов в работе с семьями детей, не посещающих ДОУ.

В последние годы в системе дошкольного образования региона сложился конструктивный опыт организации совместной работы педагогов-практиков и сотрудников научных учреждений. Основой такого взаимодействия является реализация совместных социальных проектов, экспертиза научно-методических продуктов, разработка программно-методического обеспечения.