|
Тел / факс: 8
4852 21 - 06 - 83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru
|
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей химии
Технология
модульного обучения в сельской школе
Разработка занятий по химии в модульном варианте Блок - тема «Химия
в жизни общества»
9 класс, 6 часов
Батина Е.В.,
доцент кафедры естественно-математических дисциплин
ГОУ ЯО ИРО
Модуль 1«Химия и здоровье». Цель: убедиться в необходимости химических знаний для сохранения и укрепления здоровья; познакомиться с историческими сведениями о применении различных химических процессов для обеспечения жизнедеятельности.
№ УЭ |
Содержание УЭ и инструкции
по выполнению заданий |
Источники информации |
УЭ-0 |
Цель: ознакомиться с содержанием модуля и источниками
информации. 1. Ознакомиться с содержанием модуля.
2. Ознакомиться с оборудованием и материалами урока,
выяснить их отношение к изучаемой теме.
3. Ознакомиться с источниками информации.
4. Обсудить основные цели и задачи урока (коллективно). |
Основной источник информации - § 27. |
УЭ-1 |
Химия в повседневной жизни человека (входной
контроль)
Цель: повторить и конкретизировать знания о роли
химии в повседневной жизни человека.
Задание. Обсудите следующие вопросы:
- Жили ли наши
предки без химии?
- Приносит ли
химия только вред, или это только так принято
считать?
- Какие
химические процессы известны с глубокой
древности?
- Возможна ли
наша современная жизнь без химии?
-
Так чего же не было у наших предков в
достаточном количестве – химии, или химических
знаний?
|
Вопросы обсуждайте
коллективно, предварительно ознакомившись с ними.
Сделайте краткий вывод о роли химии в современной
жизни человека.
|
УЭ-2 |
Наша домашняя аптечка
Цель: познакомиться с историей применения
лекарств, установить взаимосвязь химических знаний и
изучения лекарств, определить, какие лекарственные
вещества и препараты необходимо иметь в домашней
аптечке.
Задание. Ознакомьтесь с текстом №1. Составьте список
известных вам препаратов из домашней аптечки с
указанием группы и названия препарата или вещества.
Сведения занесите в таблицу
Группы лекарств |
Название препаратов |
Формы |
Обезболивающие |
|
|
Сердечно – сосудистые средства |
|
|
Обеззараживающие (антисептические) |
|
|
Антибиотики |
|
|
Средства от простудных заболеваний |
|
|
Проверьте свою домашнюю аптечку на наличие
необходимых лекарственных препаратов. |
Текст № 3 |
УЭ-3 |
Химические средства гигиены и косметики.
Цель: познакомиться со средствами гигиены, косметики, парфюмерии, ролью химических знаний для правильного их применения.Задание 1. Прочитайте текст №2. Ответьте на вопросы
Задание 2. Возьмите имеющуюся у вас зубную пасту и прочтите рекомендации, изложенные на тюбике, обратите внимание на подбор включенных в нее составных частей, а также на рекомендации по ее использованию.
Задание 3. Ответьте на вопрос: Зачем нужно на ночь очищать лицо от косметики?
Задание 4. Вспомните и проанализируйте имеющиеся в вашем доме косметические средства и определите, какие относятся к декоративной, а какие — к. лечебной косметике. |
|
УЭ-4 |
Химия и пища
Цель: повторить материал о химических веществах пищи, познакомиться с новыми сведениями о составе питательных веществ, пищевых добавках, научиться узнавать их в составе продуктов питания.Задание 1. Ознакомьтесь с набором материалов. Определите их связь с предлагаемой для изучения темой.
Задание 2. Прочитайте предложенный текст. Распределите сведения из текста в таблицу, отмечая только номер предложения.
Таблица 1
Это я знал |
Знал, но не все |
Это я встречаю впервые |
|
|
|
Задание 3. Проанализируйте таблицу. Определите для себя дальнейший путь изучения темы. Если вам необходимо, проконсультируйтесь с учителем и составьте план дальнейшей работы. В случае недостатка литературы обратитесь к учителю.
Задание 4. Работайте с источниками информации и дополнительными материалами. Если это необходимо, обратитесь к одноклассникам и учителю. Используйте для работы схемы и таблицы. В инструкции выбирайте для себя те задания, сведения о которых отмечены у вас в таблице в графах 2 и 3, т.е. то, что вы еще недостаточно хорошо знаете. По мере изучения материала делайте отметки в таблице 1 (Изученный пункт обводите в кружок).
Задание 5. Прочитайте текст §39 на стр. 180-181 о жирах как химических веществах. Обратитесь к упр. 5 на стр. 183.Ответьте на вопрос: известно, что процессы гидролиза жиров протекают медленно, и это имеет большое значение для организма. Почему?
Задание 6. Найдите в учебнике биологии сведения о витаминах. Выясните, почему витамины необходимы для жизнедеятельности организма человека. *Убедитесь, что витамины не являются питательными веществами.
Задание 7. Пользуясь учебниками химии 9 и 10 классов, ознакомьтесь с химическим составом углеводов – глюкозы, крахмала, сахарозы. Полученные сведения занесите в таблицу.
Таблица 2
Углевод |
Нахождение в природе |
Применение |
Ответы на вопросы |
Глюкоза |
|
|
2 |
Сахароза |
|
|
3 |
Крахмал |
|
|
1 |
Ответьте на вопросы и занесите ответы в таблицу.
- Как определить наличие крахмала?
- Как распознать раствор глюкозы?
- *Как отличить растворы глюкозы и сахарозы?
Задание 8. Прочитайте текст учебника химии 9 класса на стр. 185 –186 (до структуры). Убедитесь в
правильности информации, содержащейся в тексте. Прочитайте о функциях белков на стр. 187-188.
обратите внимание на вопрос в тексте на стр. 188. ответьте на вопросы:
- Почему белковое голодание особенно опасно для организма?
- Как определить наличие белков в пищевых продуктах?
- *Можно ли заменить белки жирами и углеводами и наоборот?
Задание 9. Рассмотрите этикетки с продуктов питания. Отметьте содержащиеся в них питательные вещества. Обратите внимание на коды пищевых добавок, вкусовые добавки, красители, консерванты. Пользуясь текстом № 2 выясните, какие добавки содержатся в продуктах и с какой целью они использованы. Результаты своих исследований занесите в схему. (Ознакомьтесь с содержанием примечаний на доске).
Таблица 3.
Название продукта:__________________
Состав продукта |
Наличие веществ |
Чем представлены |
Основное назначение |
Белки |
|
|
|
Жиры |
|
|
|
Углеводы |
|
|
|
Минеральные соли |
|
|
|
Вкусовые добавки |
|
|
|
Консерванты |
|
|
|
Красители |
|
|
|
Другие добавки* |
|
|
|
Ответьте на вопросы:
- Чем
вызвана необходимость использования добавок?
- *Чем вредны, по-вашему, такие продукты?
|
Учебник химии 9 кл., учебник хмиии 10 кл (авт.
Цветков Л.А.) учебник биологии (раздел «Человек и
его здоровье») |
УЭ-5 |
Резюме и контроль. Задание 1 Как вы думаете,
безвредно ли бесконтрольное применение лекарств?
Известны ли вам случаи неправильного употребления
лекарственных препаратов и их последствия?
Задание 2
Возможно ли, чтобы современный человек не
пользовался средствами парфюмерии и косметики?
Задание 3. Проанализируйте таблицу 1 после изучения после изучения УЭ-4.
У вас не должно оставаться неизвестных фактов. Ответьте на вопросы:
1. Следует ли при покупке продуктов питания обращать внимание на этикетки?
2. Какие продукты предпочтительнее использовать в пищу – натуральные или синтетические?
3. Так ли вредны пищевые добавки, как это принято считать?
4. *Есть ли необходимость в витаминизации пищи? |
|
Приложения к модулю 1
|
|
|