логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей химии

Технология модульного обучения в сельской школе
Разработка занятий по химии в модульном варианте Блок - тема «Химия в жизни общества»
9 класс, 6 часов

Батина Е.В.,
доцент кафедры естественно-математических дисциплин
 ГОУ ЯО ИРО

Модуль 1«Химия и здоровье».

Цель: убедиться в необходимости химических знаний для сохранения и укрепления здоровья; познакомиться с историческими сведениями о применении различных химических процессов для обеспечения жизнедеятельности.
 № УЭ Содержание УЭ и инструкции
по выполнению заданий
Источники информации
УЭ-0 Цель: ознакомиться с содержанием модуля и источниками информации.

1. Ознакомиться с содержанием модуля.
2. Ознакомиться с оборудованием и материалами урока, выяснить их отношение к изучаемой теме.
3. Ознакомиться с источниками информации.
4. Обсудить основные цели и задачи урока (коллективно).

Основной источник информации - § 27.
УЭ-1 Химия в повседневной жизни человека (входной контроль)
Цель:
повторить и конкретизировать знания о роли химии в повседневной жизни человека.

Задание. Обсудите следующие вопросы:

  • Жили ли наши предки без химии?
  • Приносит ли химия только вред, или это только так принято считать?
  • Какие химические процессы известны с глубокой древности?
  • Возможна ли наша современная жизнь без химии?
  • Так чего же не было у наших предков в достаточном количестве – химии, или химических знаний?
Вопросы обсуждайте коллективно, предварительно ознакомившись с ними. Сделайте краткий вывод о роли химии в современной жизни человека.
УЭ-2 Наша домашняя аптечка
Цель:
познакомиться с историей применения лекарств, установить взаимосвязь химических знаний и изучения лекарств, определить, какие лекарственные вещества и препараты необходимо иметь в домашней аптечке.

Задание. Ознакомьтесь с текстом №1. Составьте список известных вам препаратов из домашней аптечки с указанием группы и названия препарата или вещества. Сведения занесите в таблицу

Группы лекарств

Название препаратов

Формы

Обезболивающие

 

 

Сердечно – сосудистые средства

 

 

Обеззараживающие (антисептические)

 

 

Антибиотики

 

 

Средства от простудных заболеваний

 

 

Проверьте свою домашнюю аптечку на наличие необходимых лекарственных препаратов. 

Текст № 3
УЭ-3 Химические средства гигиены и косметики.
Цель:
познакомиться со средствами гигиены, косметики, парфюмерии, ролью химических знаний для правильного их применения.

Задание 1. Прочитайте текст №2. Ответьте на вопросы
Задание 2. Возьмите имеющуюся у вас зубную пасту и прочтите рекомендации, изложенные на тюбике, обратите внимание на подбор включенных в нее составных частей, а также на рекомендации по ее использованию.
 Задание 3. Ответьте на вопрос: Зачем нужно на ночь очищать лицо от косметики?
Задание 4.  Вспомните и проанализируйте имеющиеся в вашем доме косметические средства и определите, какие относятся к декоративной, а какие — к. лечебной косметике.

 
УЭ-4 Химия и пища
Цель:
повторить материал о химических веществах пищи, познакомиться с новыми сведениями о составе питательных веществ, пищевых добавках, научиться узнавать их в составе продуктов питания.

Задание 1. Ознакомьтесь с набором материалов. Определите их связь с предлагаемой для изучения темой.
Задание 2. Прочитайте предложенный текст. Распределите сведения из текста в таблицу, отмечая только номер предложения.
Таблица 1

Это я знал

Знал, но не все

Это я встречаю впервые

 

 

 

Задание 3. Проанализируйте таблицу. Определите для себя дальнейший путь изучения темы. Если вам необходимо, проконсультируйтесь с учителем и составьте план дальнейшей работы. В случае недостатка литературы обратитесь к учителю.
Задание 4. Работайте с источниками информации и дополнительными материалами. Если это необходимо, обратитесь к одноклассникам и учителю. Используйте для работы схемы и таблицы. В инструкции выбирайте для себя те задания, сведения о которых отмечены у вас в таблице в графах 2 и 3, т.е. то, что вы еще недостаточно хорошо знаете. По мере изучения материала делайте отметки в таблице 1 (Изученный пункт обводите в кружок).
Задание 5. Прочитайте текст §39 на стр. 180-181 о жирах как химических веществах. Обратитесь к упр. 5 на стр. 183.Ответьте на вопрос: известно, что процессы гидролиза жиров протекают медленно, и это имеет большое значение для организма. Почему?
Задание 6. Найдите в учебнике биологии сведения о витаминах. Выясните, почему витамины необходимы для жизнедеятельности организма человека. *Убедитесь, что витамины не являются питательными веществами.
Задание 7. Пользуясь учебниками химии 9 и 10 классов, ознакомьтесь с химическим составом углеводов – глюкозы, крахмала, сахарозы. Полученные сведения занесите в таблицу.
Таблица 2

Углевод

Нахождение в природе

Применение

Ответы на вопросы

Глюкоза 

 

 

2

Сахароза 

 

 

3

Крахмал 

 

 

1

Ответьте на вопросы и занесите ответы в таблицу.

  1. Как определить наличие крахмала?
  2. Как распознать раствор глюкозы?
  3. *Как отличить растворы глюкозы и сахарозы?

Задание 8. Прочитайте текст учебника химии 9 класса на стр. 185 –186 (до структуры). Убедитесь в правильности информации, содержащейся в тексте. Прочитайте о функциях белков на стр. 187-188. обратите внимание на вопрос в тексте на стр. 188. ответьте на вопросы:

  1. Почему белковое голодание особенно опасно для организма?
  2. Как определить наличие белков в пищевых продуктах?
  3. *Можно ли заменить белки жирами и углеводами и наоборот?

Задание 9. Рассмотрите этикетки с продуктов питания. Отметьте содержащиеся в них питательные вещества. Обратите внимание на коды пищевых добавок, вкусовые добавки, красители, консерванты. Пользуясь текстом № 2 выясните, какие добавки содержатся в продуктах и с какой целью они использованы. Результаты своих исследований занесите в схему. (Ознакомьтесь с содержанием примечаний на доске).
Таблица 3.
Название продукта:__________________

Состав продукта

Наличие веществ

Чем представлены

Основное назначение

Белки

 

 

 

Жиры

 

 

 

Углеводы

 

 

 

Минеральные соли

 

 

 

Вкусовые добавки

 

 

 

Консерванты

 

 

 

Красители

 

 

 

Другие добавки*

 

 

 

Ответьте на вопросы:

  1. Чем вызвана необходимость использования добавок?
  2. *Чем вредны, по-вашему, такие продукты?
Учебник химии 9 кл., учебник хмиии 10 кл (авт. Цветков Л.А.) учебник биологии (раздел «Человек и его здоровье»)
УЭ-5 Резюме и контроль.

Задание 1 Как вы думаете, безвредно ли бесконтрольное применение лекарств? Известны ли вам случаи неправильного употребления лекарственных препаратов и их последствия?
Задание 2 Возможно ли, чтобы современный человек не пользовался средствами парфюмерии и косметики?
Задание 3. Проанализируйте таблицу 1 после изучения после изучения УЭ-4. У вас не должно оставаться неизвестных фактов. Ответьте на вопросы:
1. Следует ли при покупке продуктов питания обращать внимание на этикетки?
2. Какие продукты предпочтительнее использовать в пищу – натуральные или синтетические?
3. Так ли вредны пищевые добавки, как это принято считать?
4. *Есть ли необходимость в витаминизации пищи?

 

Приложения к модулю 1