логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей химии

Технология модульного обучения в сельской школе
Разработка занятий по химии в модульном варианте Блок - тема «Химия в жизни общества»
11 класс, 8 часов

Батина Е.В.,
доцент кафедры естественно-математических дисциплин
 ГОУ ЯО ИРО

Модуль 4 «Химия и повседневная жизнь человека».

Цель: выявить роль химии в повседневной жизни человека, установить необходимость теоретических знаний по химии для правильного использования средств и препаратов бытовой химии >
 № УЭ  Содержание УЭ и инструкции
по выполнению заданий
Источники информации и
указания по ее использованию
Замечания
УЭ-0 Цель: ознакомиться с содержанием модуля и источниками информации.

1. Ознакомиться с содержанием модуля.

2. Ознакомиться с оборудованием и материалами урока, выяснить их отношение к изучаемой теме.

3. Ознакомиться с источниками информации.

4. Обсудить основные цели и задачи урока (коллективно).

Основной источник информации- § 27  
УЭ -1 Химия в повседневной жизни человека.

Цель: повторить, обобщить и конкретизировать сведения о роли химии в повседневной жизни человека.

Задание. Проанализируйте вступительную часть. Вспомните, что вам было известно о применении различных химических веществ в повседневной жизни. Приведите около пяти примеров, указав «+» и «-» их использования по схеме:

              Пример                      +                                         -

Стр. 316-317
 

 
УЭ-2

Домашняя аптечка

Цель: установить, какие лекарственные вещества и препараты необходимо иметь в домашней аптечке, выяснить степень опасности бесконтрольного применения лекарств.

Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника. Составьте список необходимых препаратов для домашней аптечки с указанием группы и названия препарата или вещества

Стр. 317-320,
доп. учебник химии 10 кл.
  
УЭ-3 Моющие и чистящие средства.

Цель: познакомиться со свойствами и правилами применения моющих и чистящих средств, исходя из того, что они являются сильнодействующими химическими веществами.

Задание 1. Ознакомьтесь с текстом.

Задание 2. Проведите эксперимент:
a. определите реакцию среды предложенных моющих средств с помощью универсального индикатора;
b. убедитесь, что в состав стирального порошка входит карбонат натрия; проверьте моющее действие предложенных средств в обычной холодной, теплой, соленой(аналог морской) воде.

Результаты оформите в свободной форме.

Стр. 320-326, доп уч. химии 10 кл.

 
УЭ-4

Химические средства гигиены и косметики. Цель: выяснить химическую природу средств гигиены, косметики, парфюмерии, роль химических знаний для их правильного их применения.

Задание 1 .Прочитайте статью о средствах ухода за зубами. Убедитесь с помощью простого эксперимента, что в состав зубной пасты в качестве абразива входит карбонат кальция, в качестве загустителя – многоатомные спирты, определите наличие формальдегида и хлорированных фенолов. Результаты отметьте в схеме:

     Компонент           наличие      ( + или -)
 

Задание 2. прочитайте статью о косметических средствах. Убедитесь с помощью простого опыта, что в состав пудры входит крахмал.

Задание 3*. Используя дополнительную литературу, попытайтесь составить схемы химических реакций, протекающих при окраске волос.



 

Стр. 327-329.



 

 


Стр.330-332.

УЭ-5 Химия и пища
Цель:
повторить материал о химических веществах пищи, познакомиться с новыми сведениями о пищевых добавках, научиться узнавать их в составе пищевых продуктов

Задание 1. Просмотрите текст учебника о химических веществах пищи. Охарактеризуйте основные вещества нашей пищи по схемам (таблицы)

А) Жиры

Компоненты Где встречаются Примеры Биологическая роль

Ответьте на вопросы:
1. Какое строение имеют жиры?
2. Почему процессы гидролиза жиров протекают медленно, и какое значение это имеет для организма?
3. Почему жиры должны обязательно присутствовать в составе пищи
4.Какие природные продукты являются источниками пищевых жиров?
5. Объясните, почему при покупке содержащих жиры продуктов необходимо обязательно посмотреть на срок годности?

 В) Углеводы.
Важнейшие углеводы  Где встречаются Биологическое значение

С) Белки.

Ответьте на вопросы:

1. Какой состав имеют белки?

2. Как происходит гидролиз белков в организме и каковы конечные продукты гидролиза?

3. Как сохранить белоксодержащие продукты питания?

4. Какие вещества используют для консервирования и на чем основано их применение?

Д) Соли.
Примеры солей Химическая формула Применение

Задание 2. Прочитайте статью о развитии пищевой промышленности. Обратите внимание на коды пищевых добавок. Проанализируйте выданные вам этикетки с упаковок продуктов, определите, какие добавки в них содержатся и с какой целью. Результаты исследования занесите в таблицу.
Продукт Коды добавок С какой целью добавлено

Ответьте на вопросы:
1. Какие продукты в настоящее время успешно изготавливают в промышленности, и из какого сырья?
2. Чем полезны и чем вредны, по-вашему, такие продукты?




 

Стр. 333-346

 

Стр.333-334

 












Стр.338-342



Стр. 342-344









Стр. 345-346

 

Стр.346-349  

 
УЭ-6 Средства химической защиты от бытовых насекомых.
Цель:
ознакомиться со средствами защиты от насекомых и правилами их использования.

Задание. Прочитайте текст на стр. 326-327. Составьте инструкцию по применению инсектицидов в жилом помещении.

   
УЭ-7

Резюме и контроль

Просмотрите изученный материал, свои записи и схемы. По материалу данной темы напишите эссе о значении химии в повседневной жизни.