логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей изобразительного искусства

Из сборника «Инновации в преподавании изобразительного искусства» 2008 г.
автор и составитель методист Е.А.Панова.

Бражников Д. А.
Учитель ИЗО
гимназии им. А.Л.Кекина
г.Ростова

8 класс
Тема урока: «Цвет в архитектуре»

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с эмоциональным и формообразующим значением цвета в архитектуре;
  • развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитательная: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений архитектуры.

План урока:
1. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
2. Сообщение нового материала – 5 мин.
3. Постановка художественной задачи – 5 мин.
4. Практическая работа – 20 мин.
5. Обсуждение работ – 5 мин.
6. Подведение итогов – 5 мин.

Оборудование и материалы:
Для учащихся: четыре стола для коллективной работы в группах (в группе 6 человек) альбомы, краски, вода, кисти, макеты, изготовленные на предыдущих уроках.
Оборудование для учителя: два компьютера (стационарный и ноутбук), проектор; программное обеспечение: программа Adobe Photoshop, файл с сохраненным выделением фасада здания.

Ход урока

Создание проблемной ситуации.
На экране фотография здания Ростовской гимназии имени А.Л. Кекина, на которой существенно изменен цвет фасада. Учитель задает вопрос:
–Что вы можете сказать об этом здании? Видели ли вы это здание раньше?
Создается проблемная ситуация. Ребята свою школу узнают не сразу, суждений много, в итоге приходят к выводу, что цвет для восприятия здания имеет огромное значение. Перекрасив фасад, можно изменить постройку до неузнаваемости.

Сообщение нового материала.
Значение цвета в архитектуре. Визуальная среда – один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. Резко изменилась видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это имеет огромное значение для жизнедеятельности человека, для его эмоционального состояния, душевного равновесия, и конечно, здоровья.

При монотонности видимых полей в городе исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. Вероятно, поэтому жители крупных современных городов пребывают в постоянном состоянии стресса, ведущего к конфликтам и даже росту преступности. К сожалению, многие современные архитекторы, дизайнеры, колористы и не учитывают особенности зрительного восприятия окружающей среды.

Архитектура - это долговечный и дорогостоящий пласт культуры, в котором собраны гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего, объекты архитектуры должны радовать глаз, быть удобными, комфортными. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина. (Рассказ сопровождается демонстрацией на экране фотографий с урбанистическими пейзажами).

Практическая работа

Сегодня на уроке мы продолжаем работу с макетами и попробуем подобрать цветовое решение для наших домов (макетов). Для примера выполним сначала практическую работу на компьютере по изменению цвета стен знакомого вам здания гостиницы «Московский тракт», расположенная в г.Ростове, на ул. Окружной, в 100 метрах от здания гимназии. Затем, обсудим получившиеся варианты и выберем наиболее удачные.

Задание 1. (выполняется группой)
С помощью компьютера и программы Adobe Photoshop инструментом «Баланс Цветов», изменить цвет выделенной стены здания гостиницы «Московский тракт» (выделенная область создана учителем), сохранить результат с номером творческой группы на рабочем столе (Приложение 3).

Задание 2. (индивидуально)
Выполнить эскиз цветового решения для макета загородного дома, изготовленного творческой группой на прошлых занятиях (3 прямоугольника, окрашенных цветами стены, кровли, отделки), обсудить в группе лучший вариант.

Рекомендации учителя:

Подбор цвета для дома. Хороший подбор контрастной отделки и акцентирующих цветов может привлечь внимание к архитектурным деталям и скрыть недостатки дизайна. Бедная отделка может заставить казаться дом плоским и невыразительным, или так кричать, что цвет одержит вверх над архитектурой.

Темные и светлые. Светлые цвета заставят казаться ваш дом больше. Темная облицовка или темные элементы отделки делают ваш дом меньше, но привлекут больше внимания к деталям. Темные оттенки хороши для ниш, в то время как тона посветлее подсветят детали, выступающие из поверхности стены.

Гармония и контраст. Контрастные цвета привлекут внимание к архитектурным деталям, но излишние контрасты не будут сочетаться, так как будут преуменьшать детали. Для некоторых акцентов, попробуйте использовать более темные и светлые оттенки одного цвета, вместо различных цветов.

Баланс. Взрыв одного цвета на одной части дома может придать ему неровный вид. Постарайтесь сбалансировать цвета по всему зданию.

Подведение итогов урока.

Индивидуальные работы учащихся собраны на одном экране, демонстрируются классу (рис.1). Представители каждой группы тоже демонстрируют свой макет и лучший вариант цветового решения, В ходе обсуждения, выявляются недостатки и достоинства работ, высказываются замечания и рекомендации. Ребята отвечают на вопросы:
Какие чувства вызывают использованные цвета?
Какое впечатление производит здание в целом?
Удалось ли сделать здание лучше оригинала?

 До сих пор многие из учащихся не замечали цвет построек, среди которых мы живем, и считали, что не имеют к этому отношения. Сегодня на уроке мы обратили внимание на значение цвета для здания, и для людей, которые его воспринимают. Ведь наш город - это наша среда обитания, и если она серая, безликая или агрессивная, то и люди в ней выросшие становятся такими же. Противостоять этому можно и нужно! Замечайте красивые здания, древние и современные! Проходя по городу, задерживайте на них свои взгляды! Радуйтесь сами и не стыдитесь поделиться наблюдениями с друзьями! Хорошее настроение, рожденное красотой, залог здоровья и успеха!

Рис.1

Литература и информационные ресурсы:

1. Филин В.А. «Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо». М.: Видеоэкология. 2006.

2. http://allaboutcolor.narod.ru/color_in_architecture.htm (11 декабря 2007 год)