логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей изобразительного искусства

Из сборника «Инновации в преподавании изобразительного искусства» 2008 г.
автор и составитель методист Е.А.Панова.

Фомичёва О.А.
Учитель ИЗО
МОУ СОШ № 12 г. Рыбинска
Ярославской области

9 класс
Тема урока: Театрально – декорационное искусство

Цели:

  • воспитание культуры восприятия и знакомство с образным языком произведений театрально-декорационного искусства;
  • развитие творческих способностей, образного мышления через практическую художественную деятельность.

Задачи:

  • приобщать школьников к наследию отечественного театрального искусства;
  • формировать духовную культуру и художественную компетентность зрителя;
  • совершенствовать практические навыки работы линией, тоном, пространством;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.

Оборудование: рабочие тетради, бумага белая, карандаши для эскиза.

Зрительный ряд: фрагменты спектаклей разных авторов и эпох, видеофрагменты спектакля Рыбинского драматического театра, фотографии цехов и служб Рыбинского драматического театра.

Музыкальный ряд: произведения А. Вивальди.

Ход урока:
1. Погружение в тему – 3 минуты;
2. Беседа по новому материалу – 5 минут;
3. Работа по карточкам – 4 минуты;
4. Зарисовка эскиза сцены – 3 минуты;
5. Анализ иллюстративного материала – 5 минут;
6. Практическое задание – 20 минут;
7. Итог урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Погружение в тему.
Звучит музыка А. Вивальди.
Учитель: Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано, сколько чувств вызывает он. На этом уроке мы будем говорить о театрально – декорационном искусстве, без которого немыслимо живое и вечное театральное зрелище (ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь). Так было даже в те далекие времена, когда самой профессии театрального художника официально не существовало.
- Ребята, известно ли вам, каким образом оформлялись ритуальные обряды, народные праздники, карнавалы, уличные выступления? Приведите примеры.
Учащиеся рассказывают о том, что маски и костюмы участвовали еще в древних ритуальных обрядах, праздниках, карнавалах у разных народов.
В России, например, ряженые с рождественской звездой – на святочных гуляньях; обрядовая кукла, костры - на масленице; березки, украшенные ленточками, на праздник Троицы. Арлекин, Пьеро и Коломбина – герои итальянского карнавала и др. Чаще представления проходили под открытым небом, иногда устанавливались временные подмостки

2. Беседа по новому материалу.
Учитель: В современном театре существуют несколько направлений художественной деятельности. Когда то, в начальной школе мы говорили о том, чтобы узнать о представлении, зритель должен увидеть красочную, привлекательную ... Что я имею в виду? -Афишу.
-Верно. Ребята, попробуйте самостоятельно дать определение термина «афиша», запишите варианты в тетрадь.
Ребята записывают варианты, зачитывают, выбирают наиболее точное определение: афиша – это объявление о спектакле.
- Когда-то, в Древнем Египте, Греции, Риме афиши рисовали на папирусах, на окрашенных в белый цвет зданиях, на особых деревянных досках, колоннах с четырьмя гранями. А теперь посмотрите на афиши Рыбинского драматического театра (учитель открывает часть доски, где представлены 2-3 афиши). Которая из них более привлекает ваше внимание? Объясните почему?
-Та, что более интересна по композиции, цвету и передает настроение будущего зрелища.
-Верно. А еще, желательно, чтобы театральный билет также выглядел художественно (учитель демонстрирует несколько различно оформленных билетов).
И все же, не стоит забывать, что в современном театре существует два главных направления художественной деятельности: создание образно-игровой среды и создание внешнего вида актера. Оформление сценического действия называется сценография. Запишите и запомните этот термин.
- Созданием места действия спектакля, его сценического образа, а также вида и одежды персонажей руководит художник-постановщик. Его работа невозможна без знания устройства сцены.

3. Работа по карточкам.
- Ребята, рассмотрите схему сцены (раздаточный материал на карточках). И назовите составные элементы театральной сцены (Приложение 5).
Ученики называют и вместе с учителем обозначают на доске (нарисованная схема) элементы театральной сцены. Одновременно, учитель поясняет названия и функции каждого элемента:
Планшет сцены – пол сцены.
Авансцена – передняя часть сцены.
Арьерсцена – задняя часть сцены.
Зеркало сцены ( портал сцены) – архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала, образует портальное отверстие – зеркало сцены.
Кулисы – плоские части театральной декорации (мягкие натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Одежда сцены.
Падуги – полоса ткани, подвешенная на штанге кверху сцены. Вместе с кулисами составляет одежду сцены.
Задник – это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, часто изображающий в перспективе пейзаж, улицу и т.п.

4. Зарисовка эскиза сцены.
- Представьте, что вы художник театра. С чего б вы начали работу над оформлением сцены?
- С эскиза.
- Правильно. Для этого сначала вместе выполним эскиз сцены и еще раз вспомним ее элементы. Работаем на формате А4.
Учитель на доске, а учащиеся на формате поэтапно изображают схему сцены и закрепляют новые термины:
- Проводим линии, обозначающие передний и задний края сцены. Скажите, как называют переднюю и заднюю часть сцены?
- Передняя часть – авансцена, задняя часть – арьерсцена.
- Как называют пространство пола сцены?
- Планшет сцены.
- Теперь изображаем портал сцены, его форма зависит от архитектурного строения и на ваших эскизах может несколько различаться. Ответьте, как еще называют портальное отверстие сцены?
- Зеркало сцены.
- А теперь вспомните, что является одеждой сцены? Где расположены эти элементы сценического оформления?
- Кулисы – по бокам сцены. Падуги – вверху сцены.

5.Анализ иллюстративного материала.
Понятие индивидуальной творческой манеры художника в сценографии имеет особый смысл. Русское театрально – декорационное искусство может гордиться многими известными именами. Перед вами работы известнейших мастеров сценографии. На доске представлен зрительный ряд:
1. В.Васнецов «Дворец Берендея». Эскиз декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 г;
2. И.Рабинович. Макет единой декорационной установки к комедии «Лисистрата» Аристофана, 1903 г;
3. Дж.Валериани «Превеликий амфитеатр». Эскиз декорации к опере «Сципион» Ф.Арайи, 1745г;
4. В.Фаворский. Макет декораций к комедии «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, 1934 г.
- Представьте, какое театральное действие могло бы происходить на данной сцене? Аргументируйте свой ответ.
Учащиеся называют русскую сказку, древнегреческое произведение, средневековое представление, веселую комедию. Объясняют, что каждая декорация отражает черты эпохи и настроение.
- А теперь – сюрприз: посмотрите как с задачей единства содержания пьесы и оформления сцены справились в Рыбинском драматическом театре.
Учащиеся просматривают видеофрагмент спектакля «Маленький лорд Фаундлэрой».

6. Практическое задание .
- А теперь творческое задание: создать эскиз декораций, учитывая особенности пространства сцены, эпоху и характер пьесы. Её вы выбираете самостоятельно. Я думаю, что вам также необходимо оформить задник сцены. Задник – это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, часто изображающий в перспективе пейзаж, улицу и т.п.
Ученики самостоятельно работают над эскизом. Учитель индивидуально консультирует учащихся, подбадривает их. Фоном звучит спокойная музыка.

7. Итог урока.
- Ребята, предлагаю принять участие в импровизированной выставке эскизов театральных декораций. Все желающие, пока звучит музыка, могут разместить свои работы на доске. Учащиеся размещают работы на доске, происходит коллективное обсуждение.
- Какие из эскизов вам кажутся наиболее интересными? Объясните, почему? Ученики называют лучшие работы. Отмечают сильные стороны рисунков: интересная композиция, нестандартное решение пространства сцены, созвучие эпохе и характеру пьесы, контрастное или гаммовое цветовое решение.
- А знаете ли вы, какие этапы создания сценического оформления последуют за эскизом? Например, в нашем городском драматическом театре есть цеха, которые воплощают в жизнь замысел художника. Угадайте их название.
Учитель показывает фотографии театральных цехов и служб Рыбинского драматического театра, дети называют свои варианты, учитель открывает заранее написанные на доске названия:
- столярно-сварочный;
- пошивочно-костюмерный;
- бутафорский;
- световой;
- гримерный;
- монтировочный;
- декорационный.
- Ребята, а теперь традиционный вопрос: какие новые термины вы узнали на этом уроке?
Ученики отвечают на вопросы, называя новые для них термины.

Литература:

1. Аванта +. Энциклопедия для детей. Т.7: Театр, кино. - М., 2002;

2. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс. Программа под ред. Б.М. Неменского. – М., 2005

3. Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт (очерки).- М., 1990;

4. О театре. Детская энциклопедия, журнал №3 2008;

5. Пави П. Словарь театра. – М., 1991;

6. Рындин В.А. Художник и театр. – М., 1975;

7. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство.-М., 1978;

8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр. – М., 2000.