Оборудование: рабочие тетради, бумага белая, карандаши для эскиза.
Зрительный ряд: фрагменты спектаклей разных авторов и эпох, видеофрагменты спектакля Рыбинского драматического театра, фотографии цехов и служб Рыбинского драматического театра.
Музыкальный ряд: произведения А. Вивальди.
Ход урока:
1. Погружение в тему – 3 минуты;
2. Беседа по новому материалу – 5 минут;
3. Работа по карточкам – 4 минуты;
4. Зарисовка эскиза сцены – 3 минуты;
5. Анализ иллюстративного материала – 5 минут;
6. Практическое задание – 20 минут;
7. Итог урока – 5 мин.
Ход урока:
1. Погружение в тему.
Звучит музыка А. Вивальди.
Учитель: Театр! Сколько восторженных слов о нем сказано, сколько чувств вызывает он. На этом уроке мы будем говорить о театрально – декорационном искусстве, без которого немыслимо живое и вечное театральное зрелище (ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь). Так было даже в те далекие времена, когда самой профессии театрального художника официально не существовало.
- Ребята, известно ли вам, каким образом оформлялись ритуальные обряды, народные праздники, карнавалы, уличные выступления? Приведите примеры.
Учащиеся рассказывают о том, что маски и костюмы участвовали еще в древних ритуальных обрядах, праздниках, карнавалах у разных народов.
В России, например, ряженые с рождественской звездой – на святочных гуляньях; обрядовая кукла, костры - на масленице; березки, украшенные ленточками, на праздник Троицы. Арлекин, Пьеро и Коломбина – герои итальянского карнавала и др. Чаще представления проходили под открытым небом, иногда устанавливались временные подмостки
2. Беседа по новому материалу.
Учитель: В современном театре существуют несколько направлений художественной деятельности. Когда то, в начальной школе мы говорили о том, чтобы узнать о представлении, зритель должен увидеть красочную, привлекательную ... Что я имею в виду?
-Афишу.
-Верно. Ребята, попробуйте самостоятельно дать определение термина «афиша», запишите варианты в тетрадь.
Ребята записывают варианты, зачитывают, выбирают наиболее точное определение:
афиша – это объявление о спектакле.
- Когда-то, в Древнем Египте, Греции, Риме афиши рисовали на папирусах, на окрашенных в белый цвет зданиях, на особых деревянных досках, колоннах с четырьмя гранями. А теперь посмотрите на афиши Рыбинского драматического театра (учитель открывает часть доски, где представлены 2-3 афиши). Которая из них более привлекает ваше внимание? Объясните почему?
-Та, что более интересна по композиции, цвету и передает настроение будущего зрелища.
-Верно. А еще, желательно, чтобы театральный билет также выглядел художественно (учитель демонстрирует несколько различно оформленных билетов).
И все же, не стоит забывать, что в современном театре существует два главных направления художественной деятельности: создание образно-игровой среды и создание внешнего вида актера. Оформление сценического действия называется
сценография. Запишите и запомните этот термин.
- Созданием места действия спектакля, его сценического образа, а также вида и одежды персонажей руководит художник-постановщик. Его работа невозможна без знания устройства сцены.
3. Работа по карточкам.
- Ребята, рассмотрите схему сцены (раздаточный материал на карточках). И назовите составные элементы театральной сцены (Приложение 5).
Ученики называют и вместе с учителем обозначают на доске (нарисованная схема) элементы театральной сцены. Одновременно, учитель поясняет названия и функции каждого элемента:
Планшет сцены – пол сцены.
Авансцена – передняя часть сцены.
Арьерсцена – задняя часть сцены.
Зеркало сцены ( портал сцены) – архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала, образует портальное отверстие – зеркало сцены.
Кулисы – плоские части театральной декорации (мягкие натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Одежда сцены.
Падуги – полоса ткани, подвешенная на штанге кверху сцены. Вместе с кулисами составляет одежду сцены.
Задник – это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, часто изображающий в перспективе пейзаж, улицу и т.п.
4. Зарисовка эскиза сцены.
- Представьте, что вы художник театра. С чего б вы начали работу над оформлением сцены?
- С эскиза.
- Правильно. Для этого сначала вместе выполним эскиз сцены и еще раз вспомним ее элементы. Работаем на формате А4.
Учитель на доске, а учащиеся на формате поэтапно изображают схему сцены и закрепляют новые термины:
- Проводим линии, обозначающие передний и задний края сцены. Скажите, как называют переднюю и заднюю часть сцены?
- Передняя часть – авансцена, задняя часть – арьерсцена.
- Как называют пространство пола сцены?
- Планшет сцены.
- Теперь изображаем портал сцены, его форма зависит от архитектурного строения и на ваших эскизах может несколько различаться. Ответьте, как еще называют портальное отверстие сцены?
- Зеркало сцены.
- А теперь вспомните, что является одеждой сцены? Где расположены эти элементы сценического оформления?
- Кулисы – по бокам сцены. Падуги – вверху сцены.
5.Анализ иллюстративного материала.
Понятие индивидуальной творческой манеры художника в сценографии имеет особый смысл. Русское театрально – декорационное искусство может гордиться многими известными именами. Перед вами работы известнейших мастеров сценографии. На доске представлен зрительный ряд:
1. В.Васнецов «Дворец Берендея». Эскиз декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 г;
2. И.Рабинович. Макет единой декорационной установки к комедии «Лисистрата» Аристофана, 1903 г;
3. Дж.Валериани «Превеликий амфитеатр». Эскиз декорации к опере «Сципион» Ф.Арайи, 1745г;
4. В.Фаворский. Макет декораций к комедии «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, 1934 г.
- Представьте, какое театральное действие могло бы происходить на данной сцене? Аргументируйте свой ответ.
Учащиеся называют русскую сказку, древнегреческое произведение, средневековое представление, веселую комедию. Объясняют, что каждая декорация отражает черты эпохи и настроение.
- А теперь – сюрприз: посмотрите как с задачей единства содержания пьесы и оформления сцены справились в Рыбинском драматическом театре.
Учащиеся просматривают видеофрагмент спектакля «Маленький лорд Фаундлэрой».
6. Практическое задание .
- А теперь творческое задание: создать эскиз декораций, учитывая особенности пространства сцены, эпоху и характер пьесы. Её вы выбираете самостоятельно. Я думаю, что вам также необходимо оформить задник сцены.
Задник – это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, часто изображающий в перспективе пейзаж, улицу и т.п.
Ученики самостоятельно работают над эскизом. Учитель индивидуально консультирует учащихся, подбадривает их. Фоном звучит спокойная музыка.
7. Итог урока.
- Ребята, предлагаю принять участие в импровизированной выставке эскизов театральных декораций. Все желающие, пока звучит музыка, могут разместить свои работы на доске. Учащиеся размещают работы на доске, происходит коллективное обсуждение.
- Какие из эскизов вам кажутся наиболее интересными? Объясните, почему? Ученики называют лучшие работы. Отмечают сильные стороны рисунков: интересная композиция, нестандартное решение пространства сцены, созвучие эпохе и характеру пьесы, контрастное или гаммовое цветовое решение.
- А знаете ли вы, какие этапы создания сценического оформления последуют за эскизом? Например, в нашем городском драматическом театре есть цеха, которые воплощают в жизнь замысел художника. Угадайте их название.
Учитель показывает фотографии театральных цехов и служб Рыбинского драматического театра, дети называют свои варианты, учитель открывает заранее написанные на доске названия:
- столярно-сварочный;
- пошивочно-костюмерный;
- бутафорский;
- световой;
- гримерный;
- монтировочный;
- декорационный.
- Ребята, а теперь традиционный вопрос: какие новые термины вы узнали на этом уроке?
Ученики отвечают на вопросы, называя новые для них термины.
Литература:
1. Аванта +. Энциклопедия для детей. Т.7: Театр, кино. - М., 2002;
2. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс. Программа под ред. Б.М. Неменского. – М., 2005
3. Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт (очерки).- М., 1990;
4. О театре. Детская энциклопедия, журнал №3 2008;
5. Пави П. Словарь театра. – М., 1991;
6. Рындин В.А. Художник и театр. – М., 1975;
7. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство.-М., 1978;
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр. – М., 2000.