логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

  КОНФЕРЕНЦИИ

  КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
учителей изобразительного искусства

Рабочая программа
курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
(базовый уровень)

Автор-составитель
учитель изобразительного искусства
МОУ Болтинской СОШ
Рыбинский муниципальный район
Смирнова Татьяна Александровна

Живопись XX века

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Живопись XX века» была составлена исходя из результатов анкетирования учащихся, которые выразили желание заниматься изучением истории изобразительного искусства. Временной период тоже был определен при анкетировании. Девятиклассников заинтересовали темы связанные с историей жизни и творчеством художников XX века, основными направлениями живописи данного периода.

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников по художественно-эстетическому направлению. Процесс предпрофильной подготовки девятиклассников с ориентацией на художественно-эстетическое, художественно-педагогическое, историческое, обществоведческое направления строится в виде восхождения к профессии. Существенное значение для этого имеет самостоятельный взгляд на место и роль живописи в жизни людей.

Особенности специфики профессий искусствоведа, культуролога, экскурсовода, музейного работника, учителя изобразительного искусства и т.п. требуют ознакомления с историей развития искусства, и в частности, с различными направлениями живописи XX века. Поэтому, курс способствует выявлению интереса и личных способностей к подобному виду деятельности.

В процессе реализации данной программы с одной стороны происходит углубление и расширение базовых знаний основной школы по изобразительному искусству и истории, с другой – осознание особенностей профессий художественно-эстетического направления. Курс носит пропедевтический характер, повышает вероятность осознанного выбора выпускником основной школы своей будущей профессии.

Цель курса:
формирование интереса и положительной мотивации, учащихся к изучению духовной и материальной культуры на основе знакомства с различными направлениями живописи.

Задачи:
- создать условия для реализации интереса к истории искусства;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление в изобразительном искусстве на повышенном уровне;
- способствовать формированию культурологической компетентности учащихся.

Методы обучения: наглядности, проблемно-поисковый, проектов, дифференцированный личностно-деятельный подходы.

Формы проведения занятий: лекции, беседы, экскурсии, практикумы.

Формы контроля:
- промежуточный: активность в беседах, качество выполнения заданий и т.д.;
- итоговый: создание презентации.

Оценивание результатов ведется по общепринятой пятибалльной системе.

Тематическое планирование
 

№пп

темы

всего часов

теория

практика

формы занятий

формы контроля

1

 Знакомство с направлениями живописи XX века

1

1

 

лекция

анкетирование

2

Товарищество передвижных художественных выставок

1

1

 

семинар с элементами практической работы

сообщения учащихся

3

Творческая группа художников – импрессионистов.

1

 

1

круглый стол

сообщения учащихся

4

 Знакомство с творчеством экспрессионистов.

1

1

 

коллективное обсуждение

взаимооценка работы

5

Особенности творчества представителей кубизма.

1

1

 

беседа

творческая работа

6

Фовизм, как одно из направлений живописи.

1

1

 

коллективное обсуждение

взаимооценка работы

7

Представители футуризма.

1

1

 

беседа

оценка участия в беседе

8

Сюрреализм  и его выдающиеся представители.

1

 

1

семинар с элементами практической работы

сообщения
учащихся

9

Абстрактное искусство и его представители.

1

 

1

беседа с элементами практической работы

оценка грамотности ответа

10

Знакомство с особенностями направления поп-арт.

1

 

1

 беседа с элементами практической работы

творческая работа

11

Особенности творчества представителей символизма.

1

1

 

лекция

сообщения
учащихся

12

Обобщение знаний.

1

 

1

представление презентации

презентация

итого

12

7

5

 

Содержание программы

Тема 1.
Культурно- исторические особенности эпохи. Мировоззрение человека XX века. XX век – время перемен, научно-технического прогресса, новых и оригинальных путей развития искусства. Отказ от старых художественных традиций, попытки творческого переосмысления классического наследия прошлого. Свобода творчества художников: возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия. Обзорное знакомство со стилями, направлениями, течениями и школами искусства XX века.

Тема 2.
Передвижники. Художественное общество России – Товарищество передвижных художественных выставок. Изображение повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов. Интерес к судьбе простого человека. Главенство задачи художественного познания народа, его истории, причин и обстоятельств бытия. Бытовая живопись. Идейный руководитель И.Н.Крамской, В.В.Стасов. Представители: И.Е Репин, В.Г.Перов, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин.
Практическая работа: сообщения учащихся о творчестве представителей направления пе-редвижников.

Тема 3.
Импрессионизм. Естественность и непредвзятость в изображении реального мира. Передача мимолетных переживаний и впечатлений. Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега Импрессионизм во французском пейзаже. К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей. Система пленэра. Создаваемое ощущение сверкающего солнечного света, богатства природы, растворение объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов и цветов на чистые цвета. Представители импрессионизма в России: К.А.Коровин, И.Э.Грабарь. Постимпрессионизм. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, противопоставили ему поиски постоянных начал бытия, устойчивости материальной и духовной сущности. Использование декоративно-стилизующих приемов. Неоимпрессионизм. Пуантилизм. Выводы научного цветоведения. Группа «НАБИ»: Плоскостные картины заполнены мазками правильной формы. Главенство цветового пятна.
Практическая работа: сообщения учащихся.

Тема 4.
Экспрессинизм. Реальность – субъективный духовный мир человека, а его выражение – главная цель искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженность эмоций, гротескная изломанность, иррациональность образов. Германия, Австрия. Представители: Э.Нольде, Ф.Марк, П.Клее, О.Кокошка. Экспрессионизм и В.В.Кандинский. Антивоенная и антиимпериалистическая окраска экспрессионизма.
Практическая работа: коллективное обсуждение произведений живописи.

Тема 5.
Кубизм. Стремление свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру мира». Предшественник кубизма – П. Сезанн. П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне. Три этапа развития кубизма. 1910год – «Декоратив-ный кубизм», «Орфизм», «Тубизм». Представители в России: М.А.Врубель, А.В.Лентулов, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова. К.С.Малевич, В.Е.Татлин – представители кубофутуризма.
Практическая работа: составление творческой работы в стиле «Кубизм».

Тема 6.
Фовизм. Течение во французской живописи. Стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивность открытого цвета, острота ритма. В пейзажах, натюрмортах, интерьерах выразило себя в резком обобщении объемов, пространства. А.Матисс, Ж.Руо, М.Вламинк.
Практическая работа: коллективное обсуждение произведений живописи.

Тема 7.
Футуризм. Авангардное направление живописи в Европе 1910-1920гг. Распространение в Италии и России. «Искусство будущего». Характерные черты: сдвиги, наплывы форм, многократное повторение мотивов, как бы суммирующее впечатления, полученные в процес-се стремительного движения. Ф.Маринетти, Дж.Северини, У. Боччони. Конструктивизм.
Практическая работа: выявление особенностей в произведениях мастеров футуризма.

Тема 8.
Сюрреализм. Подсознание(инстинкты, сновидения, галлюцинации) – источник искусства сюрреализма, а его методы – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм развивает ряд черт дадаизма- М.Эрнст, Ж.Арн, Ж.Миро. 1930 год - главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая предметно-пластическая достоверность. Представители: П.Блум, И.Танги, С.Дали.
Практическая работа: сообщения учащихся о творчестве представителей направления сюр-реализма.

Тема 9.
Абстракционизм. Абстрактный экспрессионизм – разновидность абстрактного ис-кусства. Возник под влиянием сюрреализма и его идей «автоматического письма». Свободная композиция, создаваемая крупным, импульсивным мазком, иногда в технике «живописи действия». Наиболее известен американский вариант абстрактного экспрессинизма, сложившийся в 1940 году, представители: А.Горки, В.де Кунинг, Р.Мозервелл, Дж.Поллок, В.Кандинский. Европейские аналоги абстрактного экспрессионизма обозначены понятием «ТАШИЗМА».
Практическая работа: коллективный анализ произведений живописи.

Тема 10.
Поп-арт. Общедоступность искусства. Модернистское художественное течение, возникшее во второй половине 1950 гг в США и Великобритании. Отказ от обычных методов живописи. Культивация якобы случайного, парадоксального сочетания готовых бытовых предметов - механических копий (фотографий, муляжей, репродукций), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы). Д.Розенквист.
Практическая работа: творческая работа по составлению композиции в стиле Поп-арт.

Тема 11.
Символизм. Направление живописи, возникшее в европейском и русском искусстве в период с 1870-1910 гг. Художественное выражение посредством символа, интуитивно пости-гаемых сущностей, идей, смутных, изощренных чувств и видений. Э.Мунк, Г.Моро, М.К.Чюрленис, М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Творчество П.Гогена. Искусство «НАБИ», стиль модерн. Стремление проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира и его «нетленную» красоту. Символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизму, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм – «жизнетворчество», действо, выходящее за пределы искусства.
Практическая работа: сообщения учащихся о творчестве представителей направления символизма.

Тема 12.
Обобщение знаний. Картина развития искусства XX века и живописи в частности. Подведение итогов работы курса «Направления живописи XX века» через представление презентаций, выполненных слушателями. Тематику презентаций учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из наиболее интересных для себя направлений живописи. Анализ о целесообразности выбора направления дальнейшего обучения предлагается провести в виде контрольного анкетирования, в результате которого учащиеся могут получить для себя ответ, стоит ли им заниматься изучением культурологии в дальнейшем.

Литература

1. Бурлина Е.Я. Путь длиною в века. Беседы о преподавании художественной культуры. – М.:Просвещение, 1994
2. Горичева В.С. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству для студентов педучилищ. – Ярославль,1995
3. Карпушин В.А. Карпушина С.В. Мировая художественная культура 11 класс. – М.: «Олма-пресс», 2002
4. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2003
5. Лайне С.В. Искусство XX века: Россия, Европа. – М.: Просвещение, 2003
6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003
7. Платонова Н.И. Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1994
8. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск.: Издательство «Титул», 1996