логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ
Новости и события
Базовые площадки
Апробация ФГОС второго поколения в Ярославской области
Методическое обеспечение
Полезные ссылки
Контакты

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Эмоциональное благополучие школьников – центральный компонент реализации стандартов второго поколения

О.А.Беляева, педагог-психолог
МОУ СОШ №59 г. Ярославля

Внедрение в системе образования стандартов второго поколения определяет приоритетной целью обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Профессиональная деятельность педагога очень специфична по своей природе – это процесс взаимодействия между человеком, владеющим культурой, и человеком, овладевающим ею. Ее предмет труда – человек со всей неповторимостью его качеств, совокупностью социальных отношений. А потому среди комплекса профессиональных компетентностей, социальная (межличностная) компетентность – есть важнейший компонент педагогической компетентностной структуры.

Социальная компетентность предполагает знания и умения эффективно организовывать и поддерживать взаимоотношения с учащимися и коллегами по работе в сфере межличностных контактов, педагогического взаимодействия. Ее структурный анализ позволяет выделить три центральных компонента.

  1. Мотивационный. Подразумевает наличие потребности во взаимодействии и общении с учащимися, позитивной установки на собеседника, готовности акцентировать внимание на позитивных изменениях. Связанных с поведением и деятельностью ученика, а также четкое понимание педагогом своих потребностей, желаний, интересов, соотнесение их с потребностями и интересами учеников.
  2. Когнитивный. Это совокупность знаний о специфике коммуникативного поведения в процессе взаимодействия на деловом и личностном уровнях, о групповой динамике, ролях, позициях, которые занимают дети и педагоги, о характере правил и норм, регламентирующих совместную деятельность.
  3. Операционально-деятельностный. Совокупность коммуникативных, рефлексивных, интерактивных умений, подразумевающих умение услышать и понять собеседника, понять собственные состояния в процессе взаимодействия, гибкость в общении, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству.

И каждый из перечисленных компонентов останется простым набором знаний, умений и навыков, если не приобретет личностную эмоциональную окраску или если попытается игнорировать эмоциональное состояние партнеров по деятельности. Именно благодаря уникальности эмоционального мира каждого из педагогов, каждого из учеников, педагогическая деятельность всегда будет настолько многогранной, неповторимой, насыщенной, именно благодаря эмоциям все события нашей жизни приобретают специфичную индивидуально-субъективную окраску.

На настоящее время, к сожалению, часто приходится говорить о недостаточной эмоциональной компетентности взрослых, находящихся с ребенком и оказывающим значимое влияние на его развитие (и педагогов, и родителей). Мы сталкиваемся с представлениями об эмоциях как нежелательном явлении, ориентацией лишь на интеллектуальное развитие школьника, с неодобрительным отношением к свободному выражению эмоций, и связанной с этим установкой на необязательность глубокой оценки собственных эмоций и эмоциональных проявлений других людей, с попытками скрывать свои чувства, приводящими к внутриличностным и межличностным проблемам.

Во всех программных документах в настоящее время большое внимание привлекается к проблеме сохранения, поддержания и укрепления здоровья школьников. А именно степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности. По отношению к школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся основой его возрастных социальных потребностей.

Показателями эмоционального благополучия выступают: позитивная Я-концепция; общее эмоциональное состояние в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достижения позитивных результатов и переживания собственного успеха; отношение к ситуации проверки знаний и оценки; удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в детском коллективе.

Соответственно, одной из целей деятельности педагогического коллектива становится создание в рамках ситуации школьного обучения социально-психологических условий для максимального личностного развития и успешного обучения школьников. Огромную роль в ее реализации играет целенаправленная деятельность педагогов-психологов и всего педагогического коллектива по обеспечению эмоционального благополучия участников учебно-воспитательного процесса.

Основными задачами в рамках данного направления определяются:

  • создание психолого-педагогических условий, способствующих формирования эмоциональной, социальной, коммуникативной компетентностей школьников, творческому развитию участников учебно-воспитательного процесса;
  • выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, индивидуального уровня достижений, прогноз его развития;
  • профилактика возникновения социальной дезадаптации на всех этапах школьного детства; профилактика эмоционального выгорания педагогов;
  • оказание своевременной психологической помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса в решении личностных актуальных проблем;
  • создание благоприятного социально-психологического климата взаимодействия детей и взрослых в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей, в повышении их социально-педагогической компетентности;
  • консультирование педагогов, родителей по вопросам поддержки ребенка.

Каждое из традиционных направлений работы школьного психолога может иметь содержательный блок,касающийся эмоционального самочувствия в школе, а деятельность психолога при этом по-возможности ориентируется на всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Психологическая диагностика: различные варианты самодиагностики педагогического коллектива, рубежная оценка характера и уровня тревожности школьников на этапе адаптации к новой ступени обучения (1,5,10 классы), степени благоприятности межличностных отношений в классе, характер и уровень агрессивности учащихся, эмоциональное отношение к школе в целом и к отдельным учебным занятиям, оценка характера эмоционального отношения к выбору профессии выпускниками школы.

Психологическое просвещение и обучение подразумевает работу:

  • с педагогами (обучающие семинары, организационно-деятельностные игры, классно-обобщающий контроль параллелей и педагогическое советы по актуальной для коллектива проблематике, в рамках которой готовятся сообщения и соответствующие диагностические материалы;
  • с родителями (тематические встречи и родительские собрания, конференции и индивидуальные консультации);
  • детьми (преподавание различных курсов психологической направленности, в которых затрагиваются темы, рассматривающие отдельные стороны эмоционального мира человека, элективный курсы для старшеклассников, классные часы и работа с активом школы).

Коррекция и развитие : занятия школы будущих первоклассников «Малышок»; работа развивающей группы 1-х классов; занятия «Новичок в средней школе» (5кл.); групповые занятия по развитию навыков самопознания в среднем звене; занятия со старшеклассниками по формированию навыков уверенного поведения, самопрезентации.

Психопрофилактика как предупреждение возможных отклонений в эмоциональном состоянии ребенка в потенциально стрессогенных ситуациях: организация занятий «Учимся сдавать экзамены» и поддержка учащихся в период итоговой аттестации; проведение занятий по оптимизации внутригруппового взаимодействия; изучение уровня готовности 4-классников к переходу в среднее звено, ознакомление педагогов и родителей с результатами диагностической и иной работы с детьми (совместное собрания, групповые консультации) и др.

Самое главное в настоящий момент – это прийти к пониманию всеми участниками процесса обучения и воспитания важности развития эмоциональной компетентности и объединения общих усилий в этом процессе. Без данного компонента невозможно формирование мобильной, гибкой, способной к социальной адаптации и нацеленной на самореализацию личности. Период школьного детства играет определяющую роль в формировании этих умений, а потому должен быть насыщен различными формами работы, развивающими эмоциональный мир ребенка.

Приоритет в такой работе и педагога, и психолога должен быть отдан активным формам. Именно проективные, творческие задания, игровые ситуации, занятия с применением элементов социально-психологического тренинга предоставляют их участникам возможности эмоционального раскрепощения, чувство сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена идеями, мыслями, переживаниями.

Нужно также понимать необходимость построения специальной работы с педагогическим коллективом. В напряженном ритме учебной жизни необходимо находить возможность предоставлять варианты групповой деятельности, которые могут сопровождаться эмоциональным выплеском самих педагогов и обучать их технологиям работы по эмоциональному раскрытию и развитию ребенка. Это формирует базовые позиции принятия партнера и участия в его эмоциональном мире.

Современный человек для успешного воплощения себя в жизни должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими и одновременно распознавать эмоциональные проявления партнера по общению, умение управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности.

Без этих навыков невозможен также личностный и профессиональный рост педагогов. А воспитание таких качеств в учениках становится необходимым компонентом обучающей и воспитательной функции педагогической деятельности. И учить этому надо не только потому, что «потом это пригодится», а потому что сталкиваться с проблемами, решать непростые ситуации, делать значимые выборы приходится каждому из наших детей здесь, сегодня, сейчас. Ведь, как справедливо подчеркивал в свои трудах Януш Корчак, «…детство – это не подготовка к взрослой жизни, а сама жизнь».