логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ
Новости и события
Базовые площадки
Апробация ФГОС второго поколения в Ярославской области
Методическое обеспечение
Полезные ссылки
Контакты

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Сопровождение воспитательного процесса в системе образования в рамках перехода общеобразовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения

Тихомирова Н.К., доцент кафедры педагогики
и психологии ГОУ ЯО ИРО

Современное общество стремясь к преобразованию политической, социально-экономической и культурной жизни, обращается к личности, к ее творческим возможностям, ценности человека, особенности его нравственного мира, условия его преуспевания и конкурентноспособности в меняющемся мире волнуют общественность.

Школа – ведущий институт воспитания молодого поколения в России. Ее воспитательная функция – одна из основных социальных функций в развитии общественного прогресса сохранении культурного наследия, в укреплении связей поколений.

Сегодня в воспитании должны оптимально сочетаться интересы личности, общества и государства. Личность заинтересована в свободном саморазвитии и сохранении своей индивидуальности. Общество надеется, что основой ее саморазвития станут нравственные ценности и воспитание будет способствовать воспроизводству в обществе культурных, нравственных людей. Интерес же государства состоит в том, чтобы все дети стали достойными гражданами своего отечества.

Стандарты общего образования второго поколения предполагают повышение значимости воспитательного процесса.

Это и целенаправленная деятельность педагогов, связанная с созданием условий для развития личности. Это и педагогическая работа по передаче детям ценностей культуры, организации среды их жизнедеятельности. Это и воспитательный процесс, предусматривающий восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение новых качеств, жизненных позиций, своего образа «я».

Определяя инновационную воспитательную деятельность в системе образования, стандарты ориентируют педагогов на ребенка как главную ценность и цель образования и ставят задачи: поддерживать и развивать субъектные свойства и индивидуальность ребенка; способствовать формированию у воспитанников личных смыслов жизни; пробуждать творческий потенциал личности; стимулировать к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме.

Сегодня в реальной практике существуют модели организации воспитательного процесса, направленные на решение задач стандартов второго поколения. Широко распространены модели, в основе которых лежит фактор создания воспитательной системы, что упорядочивает реализацию педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка и целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности. Другая модель – педагогического сопровождения ребенка – предполагает педагогическую поддержку ребенка в решении возникающих у него проблем в познании и воспитании, в индивидуальном развитии и социальном становлении.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. рассматривают воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Тогда оценка организуемого в школе процесса воспитания может осуществляться по критериям: личностный рост школьников как главный результат воспитания; Сформированность первичных детских коллективов школы как условие личностного роста школьников; благоприятное положение каждого ребенка в этих коллективах как условие личностного роста школьников; Сформированность у педагогов позиции воспитателя как условие личностного роста школьников; использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и детей как условие личного роста школьников (П. Степанов, И. Степанова).

Школьный педагог – центральная фигура воспитательного процесса, субъект воспитания. Он является носителем ценностных ориентаций культуры. Он – организатор воспитывающей деятельности. Он определяет стратегические и тактические задачи воспитания. Он непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-воспитательном процессе. Он – своеобразный «проводник» ценностного отношения к жизни.

Педагог – воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.

Что же усложняет организацию воспитательного процесса в школе сегодня? Это недостаточное понимание в обществе и у педагогов в частности, нового социального воспитательного заказа, целей и задач, а также путей его реализации в новых условиях; инертность педагогов в переосмыслении норм, функций и позиций в своей деятельности и деятельности учащихся; нежелание изменить сложившиеся образцы организации воспитательного процесса; игнорирование связи используемых педагогических методов и особенностей развития детей; неумение стимулировать их познавательную активность, «делегировать» деятельностные функции.

Чтобы решить задачи, определяемые школе стандартами второго поколения, необходимо в подготовке педагогических кадров к решению проблем воспитания в новых условиях из следующих принципов: направленность на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с учащимися и коллегами; включение педагогов в реальную инновационную практику образовательных учреждений; ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования и др.

Встает вопрос об организации сопровождения процесса воспитания. Сопровождение воспитательного процесса – это комплекс целенаправленных психолого-социально-педагогических действий, обеспечивающих включенность всех субъектов в события школьной жизни и стимулирующих саморазвитие каждого из них.

Этой цели служат модели сопровождения воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирования готовности педагогов к этой деятельности, разработанные на основе теоретической информации и практического опыта.

Педагогическое сопровождение
Цели Содержание Формы и методы
Осознание и понимание нового социального заказа Формирование позиции педагога как воспитателя Система воспитания в школе
Формирование профессиональной мобильности педагогов Уклад школьной жизни.Воспитательное пространство Система воспитания в классе.Система дополнительного образования в ОУ.Программы воспитания
Формирование базовых ключевых компетенций педагогов и школьников Дополнительное образование Целевые воспитательные программы. Курс самосовершенствования личности
Ориентация на воспитательный результат Изучение возможностей участников воспитательного процесса в конструировании поля взаимной деятельности Определение приоритетного (доминирующего) вида деятельности как системообразующего фактора
Обеспечение совершенствования процесса воспитания школьников как личностно-значимого для всех его участников Педагогический союз школы и семьи. Интеграция общего и дополнительного образования Комплексные формы организации воспитательного процесса как системоинтегрирующие факторы. Социальные акции и проекты ИКТ технологии
Психологическое сопровождение
Мобилизация ресурсов участников воспитательного процесса для проявления активности в достижении своих целей Обучение педагогов, учащихся и родителей основам психологических знаний.
Психологическая поддержка и помощь участникам воспитательного процесса.
Консультативно-диагностическая работа с учащимися и педагогами
Работа кабинета психологической службы.
Обучающие семинары.
Клуб «Искусство общения». Школа психологических знаний (для родителей).
Деятельность консультцентра.
Социально-психологические проекты.
Школа юных психологов.
Недели психологии в школе.
Олимпиады по психологии.
Странички на школьном сайте и в школьной газете.
Мониторинговые процедуры
Социальное сопровождение
Защита прав участников образовательного процесса Конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека Целевые социальные программы.
Координационно-профилактический совет
Помощь и поддержка в решении проблем воспитания Профилактика ПАВ, девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности Консультпункт
Интеграция действий участников воспитательного процесса по обеспечению социально-педагогической защиты детей Индивидуальная помощь поддержка детей с проблемами.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Укрепление связей с институтами защиты и помощи детям и семьям
Конференции, встречи, родительские собрания.
Школа юного социального педагога.
Социально-педагогические игры детей.
Социальные акции и проекты
Методическое сопровождение
Обеспечение целесообразного взаимодействия детей и взрослых, способствующего организации детской жизни, стимулирующего их социальную активность Научно-методическая деятельность;
поисковая работа;
инновационная деятельность с опорой на:
универсальные научные теории;
законы культурного и психологического развития личности Л.В. Выготского;
Методические сессии;
дидактические трибуны;
методические студии, тренинги;
обзор идей личностного развития ребенка;
деловые игры;
практикумы, семинары
«мозговой штурм»
экспресс-анкеты;
Развитие качеств педагога-исследователя, педагога-психолога, педагога-технолога личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
теорию развивающего обучения В.В. Давыдова;
мастер-класс;
творческая мастерская;
педагогическая гостиная;
«круглые столы»;
Организация освоения продуктивных педагогических идей теорию личностно-ориентированного воспитания Е.В. Бондаревской;
концепция социального закаливания М.И. Рожкова;
стратегии и модели воспитания М.И. Рожкова и др.
лекции;
консультации;
педагогические чтения;
научно-практические конференции;
панорама педагогических идей
Информационное сопровождение
Непрерывное обновление информационного поля деятельности педагога-воспитателя Концептуальные основы стандартов второго поколения.
Знание логики воспитательного процесса.
Современные концепции воспитания.
Знание современных достижений в области реализации процесса воспитания.
Знание современных подходов в воспитании.
Психолого-педагогические доминанты развития школьников.
Психолого-педагогические особенности воспитания в начальной, основной и старшей школе.
Знание жизненных интересов детей и их семей.
Технология построения отношений в школе, в классе.
Субъективные условия деятельности.
Адекватные способы педагогической поддержки ребенка.
Вопросы инновационной и научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам воспитания.
Организационно-методические основы школы как воспитательной системы.
Технологическая цепочка моделирования воспитательной системы школы, класса.
Знание общепедагогических, частнометодических и локальных воспитательных технологий.
Диагностика и мониторинг результатов воспитательной практики.
Менеджмент воспитательного процесса.
Механизмы функционирования, критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
Пакет педагогических методик.
Проектирование и конструирование воспитательного пространства ОУ
Самообразование КПК.
Изучение опыта педагогов, педагогические советы.
Методические объединения.
Творческие группы.
Педагогические чтения конференции.
Целевые программы.
Проектная деятельность.
Педагогический марафон.
Семинары.
Смотры профессионального мастерства.
Написание статей, методических рекомендаций. Интернет

Формирование готовности педагогов к сопровождению воспитательного процесса
Этапы Цели Содержание Формы и методы
Интерактивное обучение Осознание мотивация Формирование представления о сущности педагогического сопровождения; актуализация полученных знаний; осознание проблем сопровождения воспитательного процесса; формирование потребности о профессиональном развитии Деятельность в ходе лекций и практических занятий. Технология поисковой деятельности. Рефлексия индивидуальной работы
Практика Систематизация переосмысление проектирование Анализ воспитательной практики. Формирование навыков профессиональной рефлексии Аналитическая деятельность на семинарских и практических занятиях. Алгоритм проектировочной деятельности. Алгоритм КТВ и КТД. Моделирование проблем организации воспитательного процесса и педагогического сопровождения
Экспериментальные занятия Презентация и защита проектов. Реализация проектов в режиме взаимообучения Освоение технологий взаимодействия на этапах проектирования и подведения итогов конструирования воспитательного процесса Экспериментальная деятельность. Содержательная рефлексия итогов. Подготовка и проведение имитационных игр
Проектирование Приобретение продуктивного практического опыта Интеграция теоретических знаний и практических навыков Творческая деятельность. Коллективные творческие дела