Сопровождение воспитательного процесса в системе образования в рамках перехода общеобразовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения
Тихомирова Н.К., доцент кафедры педагогики
и психологии ГОУ ЯО ИРО
Современное общество стремясь к преобразованию политической, социально-экономической и культурной жизни, обращается к личности, к ее творческим возможностям, ценности человека, особенности его нравственного мира, условия его преуспевания и конкурентноспособности в меняющемся мире волнуют общественность.
Школа – ведущий институт воспитания молодого поколения в России. Ее воспитательная функция – одна из основных социальных функций в развитии общественного прогресса сохранении культурного наследия, в укреплении связей поколений.
Сегодня в воспитании должны оптимально сочетаться интересы личности, общества и государства. Личность заинтересована в свободном саморазвитии и сохранении своей индивидуальности. Общество надеется, что основой ее саморазвития станут нравственные ценности и воспитание будет способствовать воспроизводству в обществе культурных, нравственных людей. Интерес же государства состоит в том, чтобы все дети стали достойными гражданами своего отечества.
Стандарты общего образования второго поколения предполагают повышение значимости воспитательного процесса.
Это и целенаправленная деятельность педагогов, связанная с созданием условий для развития личности. Это и педагогическая работа по передаче детям ценностей культуры, организации среды их жизнедеятельности. Это и воспитательный процесс, предусматривающий восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение новых качеств, жизненных позиций, своего образа «я».
Определяя инновационную воспитательную деятельность в системе образования, стандарты ориентируют педагогов на ребенка как главную ценность и цель образования и ставят задачи: поддерживать и развивать субъектные свойства и индивидуальность ребенка; способствовать формированию у воспитанников личных смыслов жизни; пробуждать творческий потенциал личности; стимулировать к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме.
Сегодня в реальной практике существуют модели организации воспитательного процесса, направленные на решение задач стандартов второго поколения. Широко распространены модели, в основе которых лежит фактор создания воспитательной системы, что упорядочивает реализацию педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка и целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности. Другая модель – педагогического сопровождения ребенка – предполагает педагогическую поддержку ребенка в решении возникающих у него проблем в познании и воспитании, в индивидуальном развитии и социальном становлении.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. рассматривают воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Тогда оценка организуемого в школе процесса воспитания может осуществляться по критериям: личностный рост школьников как главный результат воспитания; Сформированность первичных детских коллективов школы как условие личностного роста школьников; благоприятное положение каждого ребенка в этих коллективах как условие личностного роста школьников; Сформированность у педагогов позиции воспитателя как условие личностного роста школьников; использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и детей как условие личного роста школьников (П. Степанов, И. Степанова).
Школьный педагог – центральная фигура воспитательного процесса, субъект воспитания. Он является носителем ценностных ориентаций культуры. Он – организатор воспитывающей деятельности. Он определяет стратегические и тактические задачи воспитания. Он непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель-ученик» в учебно-воспитательном процессе. Он – своеобразный «проводник» ценностного отношения к жизни.
Педагог – воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Что же усложняет организацию воспитательного процесса в школе сегодня? Это недостаточное понимание в обществе и у педагогов в частности, нового социального воспитательного заказа, целей и задач, а также путей его реализации в новых условиях; инертность педагогов в переосмыслении норм, функций и позиций в своей деятельности и деятельности учащихся; нежелание изменить сложившиеся образцы организации воспитательного процесса; игнорирование связи используемых педагогических методов и особенностей развития детей; неумение стимулировать их познавательную активность, «делегировать» деятельностные функции.
Чтобы решить задачи, определяемые школе стандартами второго поколения, необходимо в подготовке педагогических кадров к решению проблем воспитания в новых условиях из следующих принципов: направленность на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с учащимися и коллегами; включение педагогов в реальную инновационную практику образовательных учреждений; ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования и др.
Встает вопрос об организации сопровождения процесса воспитания. Сопровождение воспитательного процесса – это комплекс целенаправленных психолого-социально-педагогических действий, обеспечивающих включенность всех субъектов в события школьной жизни и стимулирующих саморазвитие каждого из них.
Этой цели служат модели сопровождения воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирования готовности педагогов к этой деятельности, разработанные на основе теоретической информации и практического опыта.
Педагогическое сопровождение
Цели |
Содержание |
Формы и методы |
Осознание и понимание нового социального заказа |
Формирование позиции педагога как воспитателя |
Система воспитания в школе |
Формирование профессиональной мобильности педагогов |
Уклад школьной жизни.Воспитательное пространство |
Система воспитания в классе.Система дополнительного образования в ОУ.Программы воспитания |
Формирование базовых ключевых компетенций педагогов и школьников |
Дополнительное образование |
Целевые воспитательные программы.
Курс самосовершенствования личности |
Ориентация на воспитательный результат |
Изучение возможностей участников воспитательного процесса в конструировании поля взаимной деятельности |
Определение приоритетного (доминирующего) вида деятельности как системообразующего фактора |
Обеспечение совершенствования процесса воспитания школьников как личностно-значимого для всех его участников |
Педагогический союз школы и семьи.
Интеграция общего и дополнительного образования |
Комплексные формы организации воспитательного процесса как системоинтегрирующие факторы.
Социальные акции и проекты ИКТ технологии |
Психологическое сопровождение |
Мобилизация ресурсов участников воспитательного процесса для проявления активности в достижении своих целей |
Обучение педагогов, учащихся и родителей основам психологических знаний.
Психологическая поддержка и помощь участникам воспитательного процесса.
Консультативно-диагностическая работа с учащимися и педагогами |
Работа кабинета психологической службы.
Обучающие семинары.
Клуб «Искусство общения». Школа психологических знаний (для родителей).
Деятельность консультцентра.
Социально-психологические проекты.
Школа юных психологов.
Недели психологии в школе.
Олимпиады по психологии.
Странички на школьном сайте и в школьной газете.
Мониторинговые процедуры |
Социальное сопровождение |
Защита прав участников образовательного процесса |
Конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека |
Целевые социальные программы.
Координационно-профилактический совет |
Помощь и поддержка в решении проблем воспитания |
Профилактика ПАВ, девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности |
Консультпункт |
Интеграция действий участников воспитательного процесса по обеспечению социально-педагогической защиты детей |
Индивидуальная помощь поддержка детей с проблемами.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Укрепление связей с институтами защиты и помощи детям и семьям |
Конференции, встречи, родительские собрания.
Школа юного социального педагога.
Социально-педагогические игры детей.
Социальные акции и проекты |
Методическое сопровождение |
Обеспечение целесообразного взаимодействия детей и взрослых, способствующего организации детской жизни, стимулирующего их социальную активность |
Научно-методическая деятельность;
поисковая работа;
инновационная деятельность с опорой на:
универсальные научные теории;
законы культурного и психологического развития
личности Л.В. Выготского; |
Методические сессии;
дидактические трибуны;
методические студии, тренинги;
обзор идей личностного развития ребенка;
деловые игры;
практикумы, семинары
«мозговой штурм»
экспресс-анкеты; |
Развитие качеств педагога-исследователя, педагога-психолога, педагога-технолога |
личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
теорию развивающего обучения В.В. Давыдова; |
мастер-класс;
творческая мастерская;
педагогическая гостиная;
«круглые столы»; |
Организация освоения продуктивных педагогических идей |
теорию личностно-ориентированного воспитания Е.В. Бондаревской;
концепция социального закаливания М.И. Рожкова;
стратегии и модели воспитания М.И. Рожкова и др. |
лекции;
консультации;
педагогические чтения;
научно-практические конференции;
панорама педагогических идей |
Информационное сопровождение |
Непрерывное обновление информационного поля деятельности педагога-воспитателя |
Концептуальные основы стандартов второго поколения. Знание логики воспитательного процесса. Современные концепции воспитания.
Знание современных достижений в области реализации процесса воспитания.
Знание современных подходов в воспитании.
Психолого-педагогические доминанты развития школьников.
Психолого-педагогические особенности воспитания в начальной, основной и старшей школе.
Знание жизненных интересов детей и их семей.
Технология построения отношений в школе, в классе.
Субъективные условия деятельности.
Адекватные способы педагогической поддержки ребенка.
Вопросы инновационной и научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам воспитания.
Организационно-методические основы школы как воспитательной системы.
Технологическая цепочка моделирования воспитательной системы школы, класса.
Знание общепедагогических, частнометодических и локальных воспитательных технологий.
Диагностика и мониторинг результатов воспитательной практики.
Менеджмент воспитательного процесса.
Механизмы функционирования, критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
Пакет педагогических методик.
Проектирование и конструирование воспитательного пространства ОУ |
Самообразование КПК.
Изучение опыта педагогов, педагогические советы.
Методические объединения.
Творческие группы. Педагогические чтения конференции.
Целевые программы.
Проектная деятельность.
Педагогический марафон.
Семинары.
Смотры профессионального мастерства.
Написание статей, методических рекомендаций. Интернет |
Формирование готовности педагогов к сопровождению воспитательного процесса
Этапы |
Цели |
Содержание |
Формы и методы |
Интерактивное обучение |
Осознание мотивация |
Формирование представления о сущности педагогического сопровождения; актуализация полученных знаний; осознание проблем сопровождения воспитательного процесса; формирование потребности о профессиональном развитии |
Деятельность в ходе лекций и практических занятий. Технология поисковой деятельности. Рефлексия индивидуальной работы |
Практика |
Систематизация переосмысление проектирование |
Анализ воспитательной практики. Формирование навыков профессиональной рефлексии |
Аналитическая деятельность на семинарских и практических занятиях. Алгоритм проектировочной деятельности. Алгоритм КТВ и КТД. Моделирование проблем организации воспитательного процесса и педагогического сопровождения |
Экспериментальные занятия |
Презентация и защита проектов. Реализация проектов в режиме взаимообучения |
Освоение технологий взаимодействия на этапах проектирования и подведения итогов конструирования воспитательного процесса |
Экспериментальная деятельность. Содержательная рефлексия итогов. Подготовка и проведение имитационных игр |
Проектирование |
Приобретение продуктивного практического опыта |
Интеграция теоретических знаний и практических навыков |
Творческая деятельность. Коллективные творческие дела |
|