логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ
Новости и события
Базовые площадки
Апробация ФГОС второго поколения в Ярославской области
Методическое обеспечение
Полезные ссылки
Контакты

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Социальный опыт младшего школьника – в центр педагогического внимания

Тихомирова Н. К. доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
Цамуталина Е.Е. методист кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО

Еще в 30-е годы прошлого века А.С. Макаренко обращал внимание на феномен социального опыта детей. Он писал: «Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта».

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения подчиняют образование задаче развития социального опыта растущего человека, предлагают «сделать максимальный упор на те формы образовательной деятельности, которые сталкивают детей с реальной жизнью и ее проблемами». (В. К. Бацын) Чем больше столкновений у ребенка с внешними обстоятельствами, другими людьми и культурами, тем лучше он начинает понимать себя, определяться в мире.

Школа нужна ребенку, чтобы помочь ему ответить на множество возникающих вопросов, найти себя, помочь начать свое самостроительство. Это и должно стать главным школьным предметом, по-настоящему интересным школьникам, ведь в школе он осваивает «базовые программы самой жизни – ее смыслов, кодов, языков, культурных текстов, ценностей, норм». (В. К. Бацын)

Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста – многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Как показали исследования ученых социальный опыт детей младшего школьного возраста уже содержит ценностные ориентации в области прав человека и законов общежития, они имеют, пусть свое, детское, представление о смысле жизни, о счастье, о добре и зле, о справедливости, о Родине. У детей в начальной школе есть свой опыт воображаемого взаимодействия с конкретными объектами природы. В их социальном опыте живут образы «раненого дерева», «веселого леса». Они одушевляют объекты природы, входят в контакт с ними, готовы заботиться о них и даже разговаривать с ними. Как говорят ученые, субъективизация объектов природы указывает на то, что ребенок принимает природу как ценность, а себя осознает ее малой частью.

Значительная часть социальных представлений детей начальной школы еще не проявляется в их собственных поступках, но они направляют или сдерживают его активность, влияют на формирование его желаний и интересов, неизбежно формируют своеобразную модель жизненных позиций в будущем.

Профессор Н. Голованова определяет главные «линии» практических действий учителей в создании условий для формирования социального опыта детей, которые обеспечивали бы младшим школьникам возможность практически осмысливать и отбирать то, что предлагает социум:

  • школьное воспитательное пространство должно стать специальной организованной средой, где ребенок может иметь возможность опыта действий в ситуациях общественно-политической, экономической, трудовой, научной, в ситуациях межэтнического, половозрастного общения;
  • в начальную школу должны вернуться детское самоуправление, живая каждодневная работа малых групп, выборы и отчеты дежурных, командиров, групповые и индивидуальные поручения. Незаменимы «отношения ответственных зависимостей» (А.С. Макаренко) в решении задач накопления социального опыта;
  • необходимо помнить, что у ребенка в детстве своя особая жизнь, в результате которой складывается свой жизненный опыт. В отличие от учебного опыта, которые похож у детей одного опыта и одного класса, социальный опыт отражает достижения социальной жизни конкретного ребенка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности;
  • организация реальных встреч с людьми и обстоятельствами, специальных ситуаций, которые ребенок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие, способствует переживанию неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, природой;
  • создание специальных условий для того, чтобы дети сами определяли приоритеты своих действий, пробовали, искали, выбирали. Только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не просто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. Дети должны привыкать естественно решать: какое выбрать задание из нескольких, какие стихи выучить для конкурса, когда сдать творческую работу, с кем дружить, по каким правилам играть;
  • развивать у детей интерес к своему внутреннему миру, помочь ему преображать свой внутренний мир, самостоятельно перестраивать отношение к людям, событиям, самому себе.

Стандарта второго поколения определяют компоненты социального опыта школьников: готовность к сотрудничеству с другими людьми любого возраста; владение высшими видами игры; проявление творчества, инициативы и ответственности в реализации поставленных педагогом задач; выполнение общественно-значимых поручений; применение навыков самоорганизации и самообладания; управление проявлениями своих эмоций; проявление толерантности к окружающей действительности; стремление любить и ценить природу, быть защитником флоры и фауны; сохранение и укрепление своего здоровья; принятие ценности семьи, общества, школы, коллектива и стремление следовать им.

Педагогический коллектив школы № 59 г. Ярославля разработал программу, способствующую формированию социального опыта учащихся начальной школы. Содержание ее раскрывают блоки мероприятий, основанием для которых служат подходы: личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный и деятельностный.

1 блок. Адаптационный (1 класс, начала учебного года 2, 3, 4, классов). Включение школьников в новые условия школьной жизни (в учебный процесс, в систему отношений детского и взрослого коллективов).

2 блок. Реализации программы через предметы учебного плана. Развитие субъектности школьников. Использование развивающих технологий. Формирование общеучебных навыков, обучение организации деятельности и способам учебного сотрудничества; развитие наглядно-образного мышления; формирование познавательной и учебной мотивации; формирование саморегуляции; индивидуализация обучения; индивидуальные образовательные маршруты; обучение информационным технологиям.

3 блок. Включение учащихся во внеурочную социально значимую деятельность. Курс «Начала этики»; Программа воспитания; организация комплексных форм воспитательной деятельности; развитие ученического самоуправления; участие детей в целевых программах школы; самодиагностика школьника; проектная деятельность учащихся. Социальные пробы; научное общество учащихся, олимпиады, индивидуальные творческие отчеты, презентации, мастер-классы школьников; активное использование возможностей дополнительного образования.

4 блок. Психолого-социально-педагогическое сопровождение реализации программы. Психолого-педагогическая поддержка индивидуального и личностного развития школьников. Психолого-педагогическая помощь детям (информирование, просвещение, консультирование, коррекция). Проект «Эмоциональное благополучие школьников». Социально-педагогическая защита (реализация целевых социальных программ). Поддержка детей группы риска.

5 блок. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Утверждение гуманистической позиции педагога; общей культуры педагога, его эмоциональной устойчивости и позитивной направленности на индивидуализацию обучения, на педагогическую деятельность; обеспечение субъект-субъектного подхода; глубокое знание предмета преподавания и способов решения педагогических проблем.

6 блок. Повышение педагогической компетентности родителей. Ориентация на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей, постоянная апелляция к нему; стимулирование социальной активности взрослых людей.

Хочется надеяться, что опыт участия ребенка в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия наложит отпечаток на его понимание жизни и отношение к различным ее проявлениям, определит содержание его установок и знаний, уровень развития умений и навыков, сформирует его социальный опыт.