Социальное здоровье школьников – условие, ориентир и результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения
Тихомирова Н.К. доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
Орман Л.В. зам директора МОУ СОШ № 59 г. Ярославля
Важнейшей составляющей ориентиров второго поколения заявлены ценность человеческой жизни и ценность здоровья ребенка, выступающая условием его жизненного успеха.
По результатам исследования жизненных ценностей, проведенного среди учащихся нескольких школ г. Ярославля, на первое место вышли ценности здоровья, опередив материальное благополучие и профессиональную карьеру. В связи с этим в образовательных учреждениях разработаны и реализуются целевые социальные программы «Здоровье», «Здоровый образ жизни», программа профилактики вредных привычек и пагубных зависимостей среди учащихся и др., наработан некоторый успешный опыт в здоровьесберегающей педагогике.
Однако работа по здоровьесбережению коснулась в основном физического и психического здоровья детей. В свете же новых требований образования в условиях его модернизации и, особенно, в связи с переходом на стандарты второго поколения, диапазон рассмотрения проблемы сбережения здоровья следует расширить до понимания его в контексте социального развития личности.
В. Г. Петленко, А. Н. Давиденко, С. В. Попов и другие ученые выделили несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное, личностное, эмоциональное. К ранее перечисленным компонентам здоровья сегодня есть необходимость добавить социальный аспект. Социально здоровая личность активно реализует отношение к своему здоровью как к средству жизнеобеспечения семьи, как к средству выбора стратегии саморазвития в социуме, как к средству реализации предназначения гражданина, как к средству профессионального и жизненного самоопределения.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру (С. М. Чечельницкая).
Социальное здоровье подростка – это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой (И. В. Журавлева).
Социальное здоровье выпускника школы проявляется в заданной со школьных времен предрасположенности к успешной реализации своего профессионального и в целом жизненного предназначения. В способности неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать негативным жизненным процессам.
Социальное здоровье личности на одной из Всероссийских научно-практических конференций было провозглашено как национальная идея современной России.
Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности.
Новые вызовы времени вынуждают отвечать на них преобразованием всей школьной жизни. Социальный заказ, зафиксированный в стандартах второго поколения, ставит задачу личностного, социального и общекультурного развития школьника. Ядром школьной системы выступают основные социальные нормы жизни (Н.Е. Щуркова). Школа становится институтом социального оздоровления подрастающих поколений.
Педагогические коллективы школ № 59 и № 70, гимназии № 1 г. Ярославля, СОШ № 2 г. Данилова, Трофимовской основной школы Даниловского района определили базовые приоритеты социального здоровья школьников: укрепление и развитие физического здоровья, создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности для эмоционального благополучия школьников, формирования системы ценностей и установок, развития социальной активности, гражданско-правовой культуры, нравственной и информационно-коммуникационной культуры, профессионального самоопределения учащихся.
Разработана модель личностной программы развития социального здоровья ребенка, куда вошли показатели: активное отношение к своему здоровью, позитивное взаимодействие с окружающими людьми, работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса и школы, активная жизненная позиция, профессиональные намерения, позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки).
Задачи эти должен, прежде всего, решать современный урок. Урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми им коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог средствами научного предмета вводит школьника в этот мир и как носитель культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как строителя этой жизни (Н. Е. Щуркова). Однако путь к такому уроку непрост.
Необходимо перестроить социальный статус в культуре самого учителя. Усилить значимость социальной функции учителя, которая отражает его социальное назначение и роль в социализации учащихся: защита прав детей, содействие сохранению культуры, содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта, связь поколений и времен. Изменить технологии взаимодействий учителя и ученика. Повысить профессиональную компетенцию педагога.
Педагогические советы: «Воспитательный потенциал урока как условие формирования социального здоровья школьников», «Социальное здоровье школьников – основа их жизненного успеха», «Уклад школьной жизни и социализация подростков», «Педагогическая помощь и поддержка ребенка как компонент социальной компетентности учителя» направлены в этих школах на формирование профессиональной деятельностной позиции педагога как воспитателя, как стратега воспитательного процесса.
В школах реализуется комплексная целевая трехгодичная программа «Социальное здоровье школьников – залог их жизненного успеха». Мероприятия каждого учебного года представляют логическую взаимосвязь вертикальных и горизонтальных дел по осуществлению просвещения и практических занятий детей, учителей, социальных педагогов, родителей, направленных на решение задач социального развития учащихся, на интеграцию усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Темы занятий с учителями: «Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя», «Воспитание "победителя" в младшей школе», «Успешность обучения и воспитания школьников (Я – ученик)», «Проблемы современных подростков и пути их решения», «Педагогическая толерантность» и др. Темы родительских встреч: «Родительская любовь – какая она?», «Синдром понедельника у подростков и как его избежать», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе» и др.
Отдельные положения программы «Социальное здоровье школьников» конкретизируются и раскрываются целевыми социально-педагогическими программами: «Все в твоих руках» (профилактика ПАВ), «Путь в профессию», «Здоровый образ жизни – мой выбор», «Скорая правовая помощь», «Семья», «Школьная перемена», «Школа без агрессии», «Я – сын, я – дочь» и др. Целенаправленно осуществляется курс самосовершенствования личности школьника, проект «Эмоциональное благополучие школьников».
Особую роль в формировании социального здоровья детей играет воспитательная работа. Для выполнения этих задач «Программа воспитания в школе» предлагает систему просвещения и деятельности, обеспечивающую преемственность содержания воспитания и его связь с учебными предметами, в которой предусмотрены:
- система формирования ведущих качеств личности;
- просвещение в области этической и эстетической культуры;
- практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание.
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в школе особый смысл, оно призвано:
- сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
- продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
- удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
- предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.
Система деятельности воспитателей и воспитуемых в школе основана на четырех составляющих подсистемах, вплетающихся одна в другую, но имеющих свои отличительные системные линии.
Первой из этих подсистем является логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в «Программе воспитания» классного руководителя. В начальной школе это организация коллективных игровых действий детей, мероприятия с родителями, включение детей в наглядно-практическую деятельность. В среднем звене в полной мере используются методы убеждения и положительной стимуляции хороших поступков, помощь в самоопределении. Наконец, в старшей ступени преобладают самодеятельность и творчество учащихся, опора на активную жизненную позицию молодых людей.
Вторая подсистема является циклической, замкнутой в промежутке учебного года. Основной циклической структурой воспитательных мероприятий является годовой цикл из четырех тематических периодов, обобщенная проблематика которых выражена в понятиях: «Истина», «Красота», «Интеллект», «Добро».
Воспитательный период «Истина» представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание.
Тематический период «Красота» объединяет во взаимосвязанный комплекс все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве, и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.
В периоде «Интеллект» учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливаются в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.
Период «Добро» направлен на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия – того, что составляет основу духовности нашего народа
Третью подсистему больших форм воспитательной работы представляет проведение общенародных и общекультурных праздников. Они направлены на восстановление русских национальных культурных традиций («Святки», «Масленица», «Троица»), позволяют подвести итоги, украсить жизнь («Праздник урожая», «Живи, Земля», День Знаний, День Здоровья и др.).
Четвертой составляющей системы воспитания в деятельности школы служит самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми). Ее составляют выполнение общественных поручений, участие в самоуправленческих органах, собрания, выборы, отчеты, конференции на различных уровнях: кружковом, классном, по параллелям, ступеням, общешкольном.
Через эти большие подсистемы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах, праздниках, самоуправленческих акциях участвуют все учащиеся с первых по одиннадцатые классы, учителя, родители, выпускники прошлых лет. В таком разновозрастном общении укрепляются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.
Программа допредпрофильной подготовки учащихся 1-8 классов ставит своей задачей формирование готовности школьника к обучению в старшей школе в условиях профильности, которая складывается из совокупности компетентностей ученика и его общих способностей. Разработаны индивидуальные образовательные программы, программы самовоспитания: план-программа самосовершенствования «Человек – успешный», «Проект моего Я», «ЗСС» (знаю, стараюсь, сделаю), «Путь к успеху» (2-4 кл, 5-6, 7-8 кл.). Отрабатывается модель педагогической поддержки личностного и индивидуального развития школьника: диагностика социализированности, определение содержания воспитания, демократизация характера школьной жизни, организация жизнедеятельности, стимулирование самовоспитания и самообразования, психолого-педагогическая коррекция.
Условием, без которого невозможно формирование социального здоровья учащихся, является формирование здоровьесберегающего пространства школы, класса, урока, где обеспечивается защита здоровья учащихся и педагогов, где формируется и укрепляется социальное здоровье человека, воспитывается культура здоровья и культура социальных отношений. Интеграция учебного процесса, дополнительного образования, воспитательного и социального пространства, уклад школьной жизни позволяют образовательной системе школы быть открытой социальной организацией, составной частью городского социума. Здесь задаются множество отношений и связей между элементами социокультурной среды по развитию индивида и его социализации (А. А. Андреев). Здесь больше возможностей по обеспечению безопасности, удобства образовательного процесса, для снижения влияния неблагоприятных факторов внешкольной и внутришкольной среды, выбора оптимальных условий, обеспечивающих процессы обучения и воспитания, оптимизации образовательного процесса, формирования социального здоровья школьников.
|