|
Тел / факс: 8
4852 21 - 06 - 83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru
|
Образовательные ресурсы. Выпуск 27
Составитель:
Хомутова Людмила Николаевна
методист кафедры гуманитарных
дисциплин
Методическое письмо о преподавании учебного
предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области
В 2007-2008 учебном году
общеобразовательными учреждениями Ярославской области реализуется
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по
географии и ФБУПа 2004 года в 6-х, 10-х и 11-х классах
(основание:
приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
В 2006/2007 учебном году
общеобразовательными учреждениями Ярославской области осуществлен переход на
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии
и ФБУПа 2004 года в 10-х классах.
Проблемы перехода отражены в
методическом письме о преподавании учебного предмета «География» в условиях
введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования
на 2006/2007 учебный год / сост. Хомутова Л.Н. – Ярославль: ИРО, 2006. В нем
раскрываются концептуальные основы образовательного стандарта, отражена новизна
подходов построения обязательного минимума содержания. Предложено тематическое
планирование курса «География мира» 10-11 классы, а также поурочное планирование
новых тем базового курса. Для отбора учебного материала согласно требованиям
стандарта дан перечень действующих учебников и дополнительных источников
информации.
Федеральный базисный учебный план
для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного
изучения учебного предмета «География» в
VI
классе
отводит 35 часов.
Подчеркнем, что в федеральном БУПе имеется специальная «сноска», подтверждающая
возможность привлечения еще одного часа в неделю для организации изучения
обучающимися географического содержания краеведческой направленности. Эти
часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса
географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических
работ на местности. Краеведческое содержание не дублирует, а
осуществляет органическую связь с курсом географии.
Варианты включения элементов
краеведческого содержания в отдельные темы школьного курса предмета «География»
в VI
классе отражены в таблице 1 и таблице 2 (смотри Приложение 1). Содержательные
единицы выделены на основе Федерального компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03.
2004 года № 1089 и Примерной программы, созданной на основе федерального
компонента государственного стандарта общего образования.
Основной идеей курса географии
VI
класса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы,
формирующих окружающую среду, но и деятельности
человека, ее изменяющей.
Изучение содержания курса «Природа
Земли» в
VI
классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний
об источниках географической информации, методах изучения Земли; о Земле как
планете Солнечной системы, географических особенностях ее оболочек;
причинно-следственных связях между компонентами природы, формирующих окружающую
среду и деятельности человека, ее изменяющей; географических особенностях
природы своей области как составной части земных оболочек; обобщенных приемах
работы на местности;
овладение умениями
ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного
общения – географическую карту, различные методы для поиска, интерпретации и
демонстрации различных географических данных; применять географические знания
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения
новых знаний;
воспитание
любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры,
бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний
и умений в повседневной жизни
для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Деятельностный характер
стандарта
определяется, в первую очередь, требованиями к
уровню подготовки учащихся.
В результате изучения
географии ученик
VI
класса должен
знать/понимать
-
основные географические понятия
и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся
географических открытий и путешествий;
-
географические следствия
движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую
зональность и поясность;
-
природные и антропогенные
причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных
природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить
в разных
источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли;
-
приводить примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды;
-
составлять
описание географических объектов и явлений на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
-
определять
на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять
приборы и
инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и
проведения съемок ее участков; чтения карт;
-
учета фенологических изменений
в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой,
состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
-
решения практических задач по
определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных
природных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного
поиска географической информации на местности и из разных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
При выборе учебников и УМК по
предмету «География»
в курсе
VI
класса рекомендуется руководствоваться следующими документами:
-
стандартом общего образования по географии;
-
требованиями к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;
-
Федеральным перечнем
учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных
(допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год,
утвержденным приказом Минобразования России от 14 декабря 2006 г. N 321
Обратим Ваше внимание на то, что
при выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить
внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического
образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке
выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть
обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых
требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным
компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного
процесса.
Предлагаем перечень УМК из
Федерального перечня учебников, учебно-методических и методических изданий,
рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях по курсу географии
VI
класса на 2007/2008 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от
14 декабря 2006 г. N 321 (смотри Приложение 2).
Приложение 1
Таблица 1
Включение элементов
краеведческого содержания в отдельные темы школьного курса предмета
«География» в
VI
классе
Федеральный компонент
государственного стандарта |
Краеведческое содержание |
Содержание |
Практические работы |
Раздел.
Источники географической информации -
13 ч. |
Тема.
Методы изучения Земли: космический, картографический,
статистический, полевой, геоинформационный – 2 ч.
|
Значение методов
изучения Земли для получения, обработки, передачи и представления
географической информации.
|
|
Работа географа в
полевых условиях.
Практическая работа:
Организация наблюдений
за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов
(термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). |
Тема.
Глобус –
1 ч. |
Градусная сетка.
Параллели. Меридианы.
Способы изображения
земной поверхности на глобусе. |
|
|
Тема.
План местности –
5 ч. |
Ориентирование и
измерение расстояний на местности и плане.
Азимут. Компас. Способы
ориентирования на местности.
Определение высоты точки
на местности.
Изображение холма с
помощью горизонталей.
Способы изображения
земной поверхности на плане.
Условные знаки. Чтение
топографического плана местности. Описание маршрута |
Решение задач по
топографической карте |
Практические работы:
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам,
звездам, Солнцу, азимуту,
Определение расстояний на местности.
Движение по азимуту,
осуществление его привязки к местным объектам.
Составление простейшего
плана местности. |
Тема.
Географическая карта — особый источник информации – 5 ч.
|
Элементы градусной сетки
на карте.
Географические
координаты: географическая широта и долгота.
Легенда карты. Условные
знаки. Масштаб и его виды.
Измерение расстояний по
карте с помощью масштаба и градусной сетки.
Ориентирование по карте.
Определение абсолютных
высот по карте. |
Определение элементов
градусной сетки на карте;
Определение
географических координат по карте полушарий и физической карте
России;
Определение
направлений и расстояний
по карте полушарий и физической карте России;
Определение абсолютных
высот конкретных территорий по карте. |
Практические работы:
Определение
географических координат
г. Ярославля или своего
населенного пункта.
Определение
по карте направлений и
расстояний с помощью
масштаба от своего
населенного пункта до
Балтийского, Белого
и Черного морей;
Измерение расстояний по
карте с помощью
градусной сетки от г.
Ярославля или своего
населенного пункта до
экватора, северного
тропика, северного
полярного круга и
северного полюса.
Определение абсолютных
высот по физической карте своей области. |
Раздел.
Природа Земли и человек – 55 ч. |
Тема.
Земля — планета Солнечной системы – 2 ч. |
Солнце — источник жизни
на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее
ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
Форма и размеры Земли.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи.
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.
Неравномерное
распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние
Космоса на Землю и жизнь людей. |
Составление и объяснение
схем:
а) «Положение Земли в
Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца
(в ключевых положениях в
дни равноденствий и солнцестояний)».
|
Смена дня и ночи,
времен года и их продолжительность в своей области.
Сезонные изменениями в
природе области.
Определение фенологических изменений в природе своей местности по
сезонам года;
|
Тема.
Развитие географических знаний человека о Земле – 2 ч.
|
Представление о мире в
древности.
Эпоха Великих
географических открытий.
Выдающиеся
географические открытия и исследования в России и в мире.
Современные научные
исследования космического пространства. |
|
Вклад ярославцев в
освоение и исследования космического пространства |
Тема.
Земная кора и литосфера – 3 ч.
|
Внутреннее строение
Земли, методы его изучения.
Земная кора; ее строение
под материками и океанами.
Горные породы
магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Изменение температуры горных пород с глубиной.
Литосфера — твердая
оболочка Земли. Подвижные участки земной коры.
Образование вулканов.
Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы
предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила
обеспечения личной безопасности. |
Нанесение на контурную
карту основных зон землетрясений и вулканизма. |
Обсуждение вопроса,
почему на территории Ярославской области не бывает таких явлений как
извержение вулканов и землетрясений?
|
Тема.
Рельеф Земли – 6 ч.
|
Неоднородность земной
поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и
внешних процессов.
Основные формы рельефа и
дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по
высоте.
Изображение рельефа
Земли на карте.
Особенности жизни и
деятельности человека в горах.
Сели: правила по
обеспечению личной безопасности
Особенности жизни и
деятельности человека на равнинах.
Образование и развитие
оврагов.
Деятельность человека,
преобразующая рельеф. |
Составление и объяснение
схемы: «Рельеф дна Мирового океана».
Составление и объяснение
схемы: «Различия гор и равнин по высоте»
Нанесение на контурную
карту крупных форм рельефа.
Определение по карте высоты гор и равнин,
Описание по карте
географического положения (ГП) гор и равнин,
|
Практические работы:
Определение по карте
основных форм рельефа
области.
Определение по физической карте Ярославской области преобладающих и
максимальных высот.
Описание на местности
форм рельефа
Описание изменений
рельефа под влиянием деятельности человека на местности
Описание оврага на
местности.
(могут быть перенесены
на весеннее время).
|
Тема.
Минеральные ресурсы литосферы – 5 ч. |
Виды, добыча и
транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального
использования.
Воздействие
хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
Меры по сохранению и
рациональному использованию ресурсов литосферы.
Природные памятники
литосферы. |
Изучение свойств
минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет,
твердость, плотность и т. д.).
|
Горные породы, слагающие
земную кору Ярославской области и минеральные ресурсы.
Практические работы:
Изучение свойств минералов,
горных пород и полезных ископаемых своей области (состав, цвет,
твердость, плотность и т. д.).
Карьеры, как объекты
рационального использования в Ярославской области
Воздействие
хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия на
примере своей местности.
Рациональное
использование ресурсов литосферы в Ярославской области.
Нанесение на контурную
карту природных памятников литосферы Ярославской области
|
Тема. Гидросфера — водная
оболочка Земли – 5 ч. |
Части гидросферы:
Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана.
Рельеф дна Мирового
океана. Методы изучения морских глубин.
Температуры и соленость
вод Мирового океана.
Движение воды в океане.
Стихийные явления в
океане; правила обеспечения личной безопасности.
Обмен теплом и влагой
между океаном и сушей. Мировой круговорот воды.
Минеральные и
органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное
использование.
Морской транспорт,
порты, каналы.
Источники загрязнения
вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового
океана |
Нанесение на контурную карту частей Мирового океана
Описание по карте
географического положения (ГП) морей.
Определение по карте глубин морей и океанов
Определение по карте направлений морских течений.
|
|
Тема. Источники пресной
воды на Земле – 9 ч. |
Проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения.
Происхождение подземных
вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня
грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород,
близости к озерам. Минеральные воды.
Ледники — главные
аккумуляторы пресной воды на Земле.
Реки Земли — их общие
черты и различия. Речная система.
Питание и режим рек.
Значение рек для человека, рациональное использование водных
ресурсов.
Наводнение; правила
обеспечения личной безопасности.
Хозяйственное значение
озер, водохранилищ, болот.
Природные памятники
гидросферы.
|
Составление и объяснение
схемы: «Части реки».
Определение по карте направления течений рек.
Описание по карте
географического положения (ГП) реки.
Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озер, ледников. |
Минеральные источники
Ярославской области. Использование человеком.
Практические работы:
описание по карте реки
своей местности.
Нанесение на контурную
карту природных памятников гидросферы своей области
Практические работы на
местности:
Описание на местности,
водных объектов и воздействия на них хозяйственной деятельности
человека; меры по их сохранению и восстановлению.
(могут быть перенесены
на весеннее время). |
Тема. Атмосфера — воздушная
оболочка Земли – 9 ч |
Значение атмосферы для
жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава
атмосферы во времени.
Постоянные ветры Земли.
Типы воздушных масс;
условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на
поверхности Земли.
Стихийные явления в
атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной
безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Погода и климат.
Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.
Суточные и годовые
колебания температуры воздуха. Средние температуры.
Изменение температуры и
давления с высотой. Атмосферное давление.
Направление и сила
ветра. Роза ветров.
Облачность, ее влияние
на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние
на жизнь и деятельность человека.
Влажность воздуха.
Прогнозы погоды.
Зависимость климата от
географической широты места, близости океана, океанических течений,
рельефа, господствующих ветров.
Пути адаптации человека
к климатическим условиям местности.
Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной
безопасности. |
Составление и объяснение
схемы: «Строение атмосферы».
Решение практических
задач на определение изменений температуры и давления воздуха с
высотой, влажности. |
Стихийные явления в
атмосфере на территории своей местности.
Практические работы:
Измерение
элементов погоды с помощью приборов: термометра, барометра, флюгера,
гигрометра, осадкомера.
Обработка материалов
наблюдений:
Определение: средней
температуры воздуха в течение суток, месяца, года; суточного и
годового колебания температуры воздуха своей местности.
Построение графика
температуры.
Построение розы ветров
Построение графика
облачности.
Выделение преобладающих
типов погоды за период наблюдения;
Описание погоды и
климата своей местности.
Объяснение и оценка с
точки зрения безопасности человека атмосферных явлений и процессов
на примере своей области: ветер, облачность, осадки, влажность
воздуха.
Выявление способов
адаптации человека к климатическим условиям области.
|
Тема. Биосфера Земли – 5 ч. |
Разнообразие
растительного и животного мира Земли.
Особенности
распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.
Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное
равновесие, пути его сохранения и восстановления.
Приспособления живых
организмов к среде обитания. Сохранение человеком растительного и
животного мира Земли.
Влияние
жизнедеятельности человека на окружающую среду.
Способы определения
качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. |
|
Разнообразие
растительного и животного мира Ярославской области.
Практические работы:
Описание растений на
местности.
Составление списка
охраняемых растений Ярославской области.
|
Тема. Почва как особое
природное образование – 4 ч. |
Взаимодействие живого и
неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое
выветривания; их влияние на состав и свойства почв.
Разнообразие почв.
Влияние тепла и влаги на
плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв.
Вода в почве. Плодородие
почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и
улучшении почв. |
|
Почвы Ярославской
области.
Использование,
сохранение и улучшение почв своей местности.
|
Тема. Географическая
оболочка Земли – 5 ч. |
Природные зоны Земли.
Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности
природы Земли.
Особенности
взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности
человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка
Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая
оболочка как окружающая человека среда. |
Описание по карте
географического положения (ГП) природной зоны. |
Приводить примеры
взаимодействия
компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в своей
области
|
Резервное
время – 2 часа. |
При отсутствии такой возможности учебное время на
изучение курса 6-го класса можно перераспределить следующим образом:
Таблица 2.
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел.
Источники географической информации |
7 |
Методы изучения Земли:
космический, картографический, статистический, полевой,
геоинформационный. |
1 |
Глобус. |
1 |
План местности |
2 |
Географическая карта —
особый источник информации |
3 |
Раздел.
Природа Земли и человек |
28 |
Земля — планета Солнечной
системы. |
1 |
Развитие географических
знаний человека о Земле. |
1 |
Земная кора и литосфера. |
3 |
Рельеф Земли. |
3 |
Минеральные ресурсы
литосферы. |
2 |
Гидросфера — водная оболочка
Земли. |
3 |
Источники пресной воды на
Земле |
3 |
Атмосфера — воздушная
оболочка Земли |
6 |
Биосфера Земли. |
2 |
Почва как особое природное
образование. |
1 |
Географическая оболочка
Земли. |
2 |
Обобщающее повторение. |
1 |
Итого |
35 |
Приложение 2
Перечень УМК, рекомендованных (допущенных)
Минобразованием России к использованию в образовательном процессе по курсу
географии VI
класса
на 2007/2008 учебный год
География 6 класс |
1. |
Кошевой В.А., Душина И.В. и др. География.
Мир Земли. 6 кл. |
2005 |
Баласс |
Образовательная система «Школа 2100» под ред.
Леонтьева А.А. Учебники соответствуют федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. В УМК «Мир Земли»
6 кл. входят рабочие тетради и методические рекомендации. |
2. |
Летягин А.А.
Под. ред. Дронова В.П.
География. 6 кл. |
2006 |
Вентана-Граф |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану
(2004 г.). В комплект входит программа для 6-10 кл., рабочие тетради для
каждого класса. |
3. |
Герасимова Т.П. и др. Начальный курс
географии. 6 кл. |
2003 |
Дрофа |
Входит в завершенную линию классических
учебников географии. Программы, методические пособия, рабочие тетради,
атласы, контурные карты. |
4. |
Петрова Н.Н.
География. 6 кл. |
2006 |
Дрофа |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа |
5. |
Климанова О.А. и др. География. Землеведение.
6 кл. |
2003 |
Дрофа |
Входит в завершенную линию учебников
географии. Соответствует федеральному компоненту государственного
стандарта общего образования 2004 г. Программы, методические пособия,
рабочие тетради, атласы, контурные карты |
6. |
Дронов В.П., Савельева Л.Е.
География. Землеведение. 6 кл. |
2005 |
Дрофа |
Линия учебников соответствует федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
|
7. |
Петрова Н.Н., Максимова Н.А.
География. 6 кл |
2006 |
Мнемозина |
Программа, методрекомендации, рабочая тетрадь,
географический словарь, таблицы и картины, книга для чтения (Дроздов Н.Н.).
Готовятся к изданию учебники для 7, 8, 9, 10 кл. |
8. |
Крылова О.В.
Физическая география.
Начальный курс. 6 кл. |
2004 |
Просвещение |
Соответствует обязательному минимуму
содержания общего образования 1998 г. Рабочие тетради, методические
рекомендации. |
9. |
Лобжанидзе А.А. (Под ред. Дронова В.П.,
Кондакова А.М.)
География. Планета Земля. 6 кл. |
2005 |
Просвещение |
Серия «Сферы». Соответствует федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Учебный
атлас, контурные карты с заданиями, тетрадь-тренажер,
тетрадь-экзаменатор, методический гид учителя, CD-ROM |
10. |
Сухов В.П. Физическая география.
Начальный курс. 6 кл. |
2005 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. |
11. |
Алексеев А.И. и др.
География. 6 кл. |
2006 |
Просвещение |
Серия «Полярная звезда». Соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования
2004 г. Тетрадь-тренажер, методические рекомендации. Баранчиков Е.В. и
др. География Земли. 6 кл. Задания и упражнения. |
12. |
Домогацких Е.М.,
Алексеевский Н.И.
География. 6 кл. |
2006 |
Русское слово |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Линия учебников
входит в Гуманитарный академический проект. В УМК входит: программа,
тематическое планирование |
|
|
|