логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составитель:

Хомутова Людмила Николаевна

 методист кафедры гуманитарных дисциплин

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

В 2007-2008 учебном году общеобразовательными учреждениями Ярославской области реализуется Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии и ФБУПа 2004 года в 6-х, 10-х и 11-х классах (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312). 

В 2006/2007 учебном году общеобразовательными учреждениями Ярославской области осуществлен переход на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии и ФБУПа 2004 года в 10-х классах.

Проблемы перехода отражены в методическом письме о преподавании учебного предмета «География» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/2007 учебный год / сост. Хомутова Л.Н. – Ярославль: ИРО, 2006. В нем раскрываются концептуальные основы образовательного стандарта, отражена новизна подходов построения обязательного минимума содержания. Предложено тематическое планирование курса «География мира» 10-11 классы, а также поурочное планирование новых тем базового курса. Для отбора учебного материала согласно требованиям стандарта дан перечень действующих учебников и дополнительных источников информации.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» в VI классе отводит 35 часов. Подчеркнем, что в федеральном БУПе имеется специальная «сноска», подтверждающая возможность привлечения еще одного часа в неделю для организации изучения обучающимися географического содержания краеведческой направленности. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Краеведческое содержание не дублирует, а осуществляет органическую связь с курсом географии. 

Варианты включения элементов краеведческого содержания в отдельные темы  школьного курса предмета «География» в  VI классе отражены в таблице 1 и таблице 2 (смотри Приложение 1).  Содержательные единицы выделены на основе Федерального компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 и Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Основной идеей курса географии VI класса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.

Изучение содержания курса «Природа Земли» в VI  классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об источниках географической информации, методах изучения Земли; о Земле как планете Солнечной системы, географических особенностях  ее оболочек; причинно-следственных связях между компонентами природы, формирующих окружающую среду и деятельности человека, ее изменяющей; географических особенностях природы своей области как составной части земных оболочек; обобщенных приемах работы на местности;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, различные методы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Деятельностный характер стандарта определяется, в первую очередь, требованиями к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии ученик VI класса должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять описание географических объектов и явлений на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности и из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

При выборе учебников и УМК по предмету «География» в курсе VI класса рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандартом общего образования по географии;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

  • Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2007/2008  учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 14 декабря 2006 г. N 321

Обратим Ваше внимание на то, что при выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Предлагаем перечень УМК из Федерального перечня учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях по  курсу географии VI класса на 2007/2008  учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 14 декабря 2006 г. N 321 (смотри Приложение 2).

Приложение 1

Таблица 1

Включение элементов краеведческого содержания в отдельные темы  школьного курса предмета «География» в  VI классе

Федеральный компонент государственного стандарта

Краеведческое содержание

Содержание

Практические работы

Раздел. Источники географической информации - 13 ч.

Тема. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный – 2 ч.

Значение методов изучения Земли для получения, обработки, передачи и представления географической информации.

 

 

 

Работа географа в полевых условиях.

Практическая работа:

Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

Тема. Глобус – 1 ч.

Градусная сетка. Параллели. Меридианы.

Способы изображения земной поверхности на глобусе.

 

 

Тема. План местности – 5 ч.

Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.

Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.

 

 

Определение высоты точки на местности.

Изображение холма с помощью горизонталей.

Способы изображения земной поверхности на плане.

Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач по топографической карте

Практические работы:

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту,

Определение расстояний на местности.

Движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

 

 

 

 

 

 

 

Составление простейшего плана местности.

Тема. Географическая карта — особый источник информации – 5 ч.

 

Элементы градусной сетки на карте.

Географические координаты: географическая широта и долгота.

 

 

Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды.

 

Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.

Ориентирование по карте.

 

 

 

Определение абсолютных высот по карте.

Определение элементов градусной сетки на карте;

 

Определение географических координат по карте полушарий и  физической карте России;

 

Определение

направлений и расстояний по карте полушарий и  физической карте России;

 

 

 

 

 

 

Определение абсолютных высот конкретных территорий по карте.

Практические работы:

Определение географических координат

г. Ярославля или своего населенного пункта.

 

Определение по карте направлений и

расстояний с помощью масштаба от своего

населенного пункта до Балтийского, Белого

и Черного морей;

 

Измерение расстояний по карте с помощью

градусной сетки от г. Ярославля или своего

населенного пункта до экватора, северного

тропика, северного полярного круга и

северного полюса.

 

Определение абсолютных высот по физической карте своей области.

Раздел. Природа Земли и человек – 55 ч.

Тема. Земля — планета Солнечной системы – 2 ч.

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

 

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.

 

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

Составление и объяснение схем:

а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца

(в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена дня и ночи,  времен года и их продолжительность  в своей области.

 

Сезонные изменениями в природе области. Определение  фенологических изменений в природе своей местности по сезонам года;

 

Тема. Развитие географических знаний человека о Земле – 2 ч.

Представление о мире в древности.

Эпоха Великих географических открытий.

 

Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.

 

Современные научные исследования космического пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад ярославцев в освоение и исследования космического пространства

Тема. Земная кора и литосфера – 3 ч.

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора; ее строение под материками и океанами.

 

Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

 

Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры.

Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение вопроса, почему на территории Ярославской области не бывает таких явлений как извержение вулканов и землетрясений?

 

Тема. Рельеф Земли – 6 ч.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа и дна Мирового океана.

 

 

Различия гор и равнин по высоте.

Изображение рельефа Земли на карте.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности жизни и деятельности человека в горах. Сели: правила по обеспечению личной безопасности

Особенности жизни и деятельности человека  на равнинах. Образование и развитие оврагов.

Деятельность человека, преобразующая рельеф.

 

 

 

 

 

Составление и объяснение схемы:  «Рельеф дна Мирового океана».

 

Составление и объяснение схемы:  «Различия гор и равнин по высоте»

 

Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.

Определение по карте высоты гор и равнин,

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы:

 

Определение по карте

основных форм рельефа области.

 

Определение по физической карте Ярославской области преобладающих и максимальных высот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание на местности форм рельефа

Описание изменений рельефа под влиянием деятельности человека на местности

Описание  оврага на местности.

(могут быть перенесены на весеннее время).

 

Тема. Минеральные ресурсы литосферы – 5 ч.

Виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования.

Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.

 

Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).

 

 

Горные породы, слагающие земную кору Ярославской области и минеральные ресурсы.

Практические  работы:

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых своей области (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).

 

Карьеры, как объекты рационального использования в Ярославской области

 

Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия на примере своей местности.

 

Рациональное использование ресурсов литосферы в Ярославской области.

 

Нанесение на контурную карту природных памятников литосферы Ярославской области

 

Тема. Гидросфера — водная оболочка Земли – 5 ч.

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана.

 

 

 

Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин.

 

Температуры и соленость вод Мирового океана.

Движение воды в океане.

Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

 

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды.

 

Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.

Морской транспорт, порты, каналы.

Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана

Нанесение на контурную карту частей Мирового океана

 

Описание по карте географического положения (ГП) морей.

 

Определение по карте глубин морей и океанов

 

 

 

 

Определение по карте направлений  морских течений.

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Источники пресной воды на Земле – 9 ч.

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения.

 

Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды.

 

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

 

Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система.

 

 

 

Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Наводнение; правила обеспечения личной безопасности.

 

Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот.

 

Природные памятники гидросферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление и объяснение схемы: «Части реки».

Определение по карте направления течений рек.

 

Описание по карте географического положения (ГП) реки.

 

 

 

 

 

Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озер, ледников.

 

 

 

 

 

Минеральные источники Ярославской области. Использование человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  работы:

описание по карте реки своей местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нанесение на контурную карту природных памятников гидросферы своей области

 

Практические  работы на местности:

Описание на местности, водных объектов и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

(могут быть перенесены на весеннее время).

Тема. Атмосфера — воздушная оболочка Земли – 9 ч

Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени.

 

Постоянные ветры Земли.

Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

 

Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

 

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.

 

Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров.

 

Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.

Влажность воздуха.

Прогнозы погоды.

 

 

Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.

 

 

Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Составление и объяснение схемы: «Строение атмосферы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихийные явления в атмосфере на территории своей местности.

 

 

 

Практические  работы: Измерение элементов погоды с помощью приборов: термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера.

 

Обработка материалов наблюдений:

Определение: средней температуры воздуха в течение суток, месяца, года;  суточного и годового колебания температуры воздуха своей местности.

Построение графика температуры.

 

Построение розы ветров

 

Построение графика облачности. 

 

Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения;

 

Описание погоды и климата своей местности.

 

Объяснение и оценка с точки зрения безопасности человека атмосферных  явлений и процессов на примере своей области: ветер, облачность, осадки, влажность воздуха.

Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям области.

 

Тема. Биосфера Земли – 5 ч.

Разнообразие растительного и животного мира Земли.

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.

 

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

 

Приспособления живых организмов к среде обитания. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

 

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

 

Разнообразие растительного и животного мира Ярославской области.

 

Практические  работы:

 

Описание растений на местности.

 

Составление списка охраняемых растений Ярославской области.

 

 

Тема. Почва как особое природное образование – 4 ч.

Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв.

 

Разнообразие почв.

Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв.

 

Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

 

 

 

 

 

 

Почвы Ярославской области.

 

 

 

 

 

Использование, сохранение и улучшение почв своей местности.

 

 

Тема. Географическая оболочка Земли – 5 ч.

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли.

 

Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

 

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Описание по карте географического положения (ГП) природной зоны.

 

 

 

 

 

 

Приводить примеры взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в своей области

 

Резервное время – 2 часа.

При отсутствии такой возможности учебное время на изучение курса 6-го класса можно перераспределить следующим образом:

Таблица 2.

 

Разделы и темы

Количество часов

Раздел. Источники географической информации

7

Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный.

1

Глобус.

1

План местности

2

Географическая карта — особый источник информации

3

Раздел. Природа Земли и человек

28

Земля — планета Солнечной системы.

1

Развитие географических знаний человека о Земле.

1

Земная кора и литосфера.

3

Рельеф Земли.

3

Минеральные ресурсы литосферы.

2

Гидросфера — водная оболочка Земли.

3

Источники пресной воды на Земле

3

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

6

Биосфера Земли.

2

Почва как особое природное образование.

1

Географическая оболочка Земли.

2

Обобщающее повторение.

1

Итого

35

Приложение 2

Перечень УМК, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе по  курсу географии VI класса

на 2007/2008  учебный год

 

География 6 класс

1.

Кошевой В.А., Душина И.В. и др.   География. Мир Земли. 6 кл.

2005

Баласс

Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.  В УМК «Мир Земли» 6 кл. входят рабочие тетради и методические рекомендации. 

2.

Летягин А.А.

Под. ред. Дронова В.П.

География. 6 кл.

2006

Вентана-Граф

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану (2004 г.). В комплект входит программа для 6-10 кл., рабочие тетради для каждого класса.

3.

Герасимова Т.П. и др.    Начальный курс географии. 6 кл.

2003

Дрофа

Входит в завершенную линию классических учебников географии. Программы, методические пособия, рабочие тетради, атласы, контурные карты.

4.

Петрова Н.Н.

География. 6 кл.

2006

Дрофа

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа

5.

Климанова О.А. и др. География. Землеведение. 6 кл.

2003

Дрофа

Входит в завершенную линию учебников географии. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программы, методические пособия, рабочие тетради, атласы, контурные карты

6.

Дронов В.П., Савельева Л.Е.

География. Землеведение. 6 кл.

2005

Дрофа

Линия учебников соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

 

7.

Петрова Н.Н., Максимова Н.А.

География. 6 кл

2006

Мнемозина

Программа, методрекомендации, рабочая тетрадь, географический словарь, таблицы и картины, книга для чтения (Дроздов Н.Н.). Готовятся к изданию учебники для 7, 8, 9, 10 кл.

8.

Крылова О.В.

Физическая география.

Начальный курс. 6 кл.

2004

Просвещение

Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Рабочие тетради, методические рекомендации.

9.

Лобжанидзе А.А. (Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.)

География. Планета Земля. 6 кл.

2005

Просвещение

Серия «Сферы». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Учебный атлас, контурные карты с заданиями, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, методический гид учителя, CD-ROM

10.

Сухов В.П. Физическая география.

Начальный курс. 6 кл.

2005

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

11.

Алексеев А.И. и др.

География. 6 кл.

2006

Просвещение

Серия «Полярная звезда». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Тетрадь-тренажер, методические рекомендации. Баранчиков Е.В. и др. География Земли. 6 кл. Задания и упражнения.

12.

Домогацких Е.М.,

Алексеевский Н.И.

География. 6 кл.

2006

Русское слово

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. В УМК входит: программа, тематическое планирование