Составитель:
Харитонова Людмила Алексеевна,
ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «История» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
В 2007- 08 учебном году в VI и Х1 классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Учитель проектирует обучение истории на основании следующих нормативных документов:
-
БУП – 2004
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (в 5-6 классах основной школы, 10-11 классах средней (полной) школы)
-
Обязательный минимум содержания образования 1998 г. (в 7-8-9-х классах основной школы).
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год
-
Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-10
от 31.01.2006 «О переходе на новый учебный план и федеральный
компонент государственного стандарта»
-
Письмо Департамента образования Ярославской области № 01-10/420 от 03.04.2007
Преподавание истории в основной общеобразовательной школе
В основной общеобразовательной школе в 5-6 классах хронология изучаемых исторических периодов соответствует рекомендациям федеральной примерной программы по истории, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Хронология изучаемых исторических периодов в 7-8-9 классах основной школы соответствует рекомендациям федеральной примерной программы по истории, составленной на основе – минимума содержания образования 1998 г.
В основной школе с 6 по 9 классы предмет «История» преподается двумя отдельными курсами – «История России» и «Всеобщая история». Примерные программы и методические письма Министерства образования РФ рекомендуют в основной школе преподавание истории осуществлять по единой линейной, хронологически-пространственной системе, синхронно-параллельно, с возможностью интеграции некоторых тем. Преподавание курсов «История России» и «Всеобщая история» последовательно (один за другим) не соответствует рекомендациям федеральных примерных программ по истории. Вариант преподавания истории раздельными курсами может быть только
временным, на период перехода на преподавание по новому государственному образовательному стандарту и создания УМК, соответствующих содержательному и деятельностному компонентам стандарта. В случае, когда история изучается раздельными курсами, сначала изучается «Всеобщая история», затем «История России». Последовательность изучения курсов истории в основной школе определяется:
1. требованиями сохранения образовательного пространства
2. логикой и задачами обобщающего и итогового повторения
3. подготовкой к государственной итоговой аттестации учащихся основной и средней (полной) общеобразовательной школы.
На предметы «История России», «Всеобщая история», «Историческое краеведение», «Обществознание» выделяются отдельные страницы в школьном журнале.
Следуя рекомендациям федеральной примерной программы, В 2007-2008 учебном году в 6 классе на изучение всеобщей истории выделяется не менее 30 учебных часов. Ранее было 28 ч. При синхронно-параллельном преподавании «Всеобщей истории» и «Истории России» отметки выставляются по итогам каждой четверти. Если в 6 классе всеобщая история преподается не синхронно-параллельно с историей России, а отдельным курсом, то годовая отметка выставляется по итогам обучения за две четверти. Например:
|
I |
II |
III |
IV |
Год |
Итог |
История России |
|
|
5 |
5 |
5 |
5 |
Всеобщая история |
4 |
4 |
|
|
4 |
4 |
Преподавание регионального содержания в основной школе
Историческое краеведение – обязательная составляющая исторического школьного образования, т.к. федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории предусматривает обязательное изучение истории родного края в основной общеобразовательной школе. Это содержание представлено в стандарте в курсе истории России в крупных хронологических блоках:
Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.)
Родной край (в XVIII – начале ХХ вв.)
Родной край (в ХХ вв.)
Изучение истории родного края сквозной содержательной линией проходит через все годы обучения в основной школе и интегрировано с курсом истории России.
Изучение региональной истории призвано конкретизировать знания учащихся по истории России, выявить общие и особенные черты развития края, развивать у учащихся навыки исследовательской работы, самостоятельного поиска, умения работы с историческими источниками, способствовать становлению гражданского самосознания, осознания любви к родной истории, пробуждению патриотических чувств. В 5-8 классах история края изучается интегрировано с курсом истории России. В 5 классе при преподавании курса «История Древнего мира» региональное содержание интегрируется в модуль «Что изучает история» (Приложение 2.).
В 9 классе региональная линия продолжается при обучении предмету «Историческое краеведение». Предмет «Историческое краеведение» приказами Департамента образования Администрации Ярославской области (№ 01-03/25 от 24.01.2005, № 01-03/318 от 12.05.2006 г.) включен в перечень предметов обязательных для изучения в 9 классе. В школьном журнале оформляется отдельная страница и ведется текущий и итоговый учет успеваемости учащихся.
В настоящий момент подготовлено к изданию учебное пособие и методические рекомендации по истории Ярославского края для основной школы.
Преподавание истории в средней (полной) общеобразовательной школе
В 10-11 классах количество выделяемых на изучение истории учебных часов зависит от профиля обучения. На базовом уровне история изучается в профилях естественно-математического цикла, социально-экономическом и при реализации универсального (непрофильного) учебного плана - 2 часа в неделю. В филологическом профиле – 3 часа в неделю. Социально-гуманитарный профиль предусматривает на изучение истории – 4 часа в неделю. Учебники издательств «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа» заявлены в федеральном перечне как обеспечивающие базовый и профильный уровни обучения.
В старшей школе репродуктивные методы работы должны заменяться проблемно-аналитическим изучением исторического материала. Специалисты советуют использовать различные алгоритмы усвоения знаний и умений, активно использовать групповые методы работы, творческие задания, методику исследовательских проектов.
На базовом и профильном уровнях развивают и поддерживают предмет «История» элективные учебные предметы. Для учащихся средней (полной) общеобразовательной школы разработана на два года обучения программа элективного учебного предмета «История Ярославского края». Программа адаптирована для изучения во всех видах общеобразовательных учреждений. Ее содержание применимо как в условиях универсального обучения, так и в условиях профильного уровня обучения. Программа для 10 класса (35 учебных часов) составлена на основе учебного пособия «История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века» (Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 2000), для 11 класса (35 учебных часов) на материале учебного пособия «История Ярославского края. (1930-2005 гг.)» Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. – Ярославль/Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005 г. Т.И. Ерохиной для 10-11 классов разработана программа учебного предмета «Православие и русская культура».
В помощь учителю специалистами Ярославского института развития образования совместно с учителями Ярославской области разработаны рабочие программы курсов истории (6-11 классы), программы курсов по выбору учащихся для предпрофильной подготовки, программы элективных учебных предметов, тематические тесты и задания.
Преподавателям необходимо обратить внимание на то, что деятельностностный и практикоориентированный подходы к преподаванию истории реализованы в билетах, предложенных Министерством образования для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в 2007 г.
В 2007/2008 учебном году выбор учебников согласовывается с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ. (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 14 12.2006 г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»).
Приложение 1
Схема перехода в 2007/2008 учебном году на преподавание предмета «История» на основе требований федерального компонента образовательного стандарта
Класс |
Нормативное основание преподавания
предмета |
Дисциплины, изучаемые в рамках школьного
курса истории |
Количество часов на изучение |
5 класс
|
Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта 2004 г. |
Что изучает история
|
не менее 10 час. |
История Древнего
мира |
Не менее 45 час |
Возможно изучение
отдельного модуля «Народы и государства на территории нашей станы в
древности « |
Из резерва учебных
часов |
6 класс |
Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта 2004 г. |
История Средних
веков (V-XVвв.)
|
Не менее 30 час. |
История России (с
древности до конца
XV века) |
40 час. |
Обществознание |
35 час. |
7 класс
|
Минимум 1998 г. |
Всеобщая (Новая)
история XVI-XVIII
вв. |
24 час. |
История России (XVI-XVIII
вв.) |
46 час |
8 класс
|
Минимум 1998 г. |
Всеобщая (Новая
история) XIX
в. |
24 час. |
История России
XIX
в. |
46 час |
Обществознание |
35 час |
9
класс
|
Минимум 1998 г. |
Всеобщая (Новая
история) XX
в. |
24 час. |
История России
XX
в. |
46 час |
Обществознание |
35 час |
Историческое
краеведение |
35 час. |
Приложение 2.
Введение регионального содержания в 5 классе в пропедевтический модуль
«Что изучает история»
№ |
Тема урока |
Обращение к региональной истории |
1. |
Что изучает наука
история |
Краткий рассказ учителя о музеях края.
Конституция РФ о сохранении исторического и культурного наследия. |
2. |
Источники
исторических знаний |
Карта стоянок
древних людей на территории Ярославской области. Изображения предметов,
найденных при раскопках на территории Ярославской области, летописи о
Ярославской земле, литературные памятники, найденные на территории
области. |
3. |
Вспомогательные
исторические дисциплины |
Отображение истории Ярославского края
при изучении вспомогательных исторических дисциплин |
4. |
Происхождение имен
и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. |
Герб и флаг Ярославской области.:
история и современность |
5. |
Моя семья.
Родословная моей семьи |
История семьи в истории края |
6. |
Россия –
многонациональное государство. Российская государственная символика |
Ярославская область – как один из
ведущих регионов Российской Федерации. Символика Ярославской области. |
7. |
Ход времени и
способы его измерения. |
Использование дат событий региональной
истории при составлении задач на счет лет |
8. |
Географические
названия – свидетели прошлого. Историческая карта. |
Исторические географические названия на
территории области |
9. |
Всеобщая история.
История России – часть всеобщей истории. |
Основание Ярославля. 1000-летняя история
Ярославской земли. История Отечества, история родного края – часть
всемирной истории. |
10. |
Урок повторения и
обобщения |
Историческая память: научный и
человеческий аспекты |