логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составители:

Безенина Ирина Федоровна, методист,

Соколова Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

В 2007- 08 учебном году во II, VI и ХI классах общеобразовательных учреждений  обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Второй класс

Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 об осуществлении поэтапного введения в образовательных учреждениях федерального базисного учебного плана обязательное обучение иностранным языкам в начальной школе вводится в школах Ярославской области с 2007-2008 учебного года.

Федеральный базисный учебный план 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения иностранного языка на этапе начального общего образования, во 2-4 классах по 2 часа в неделю. При этом примерная программа по иностранным языкам предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% (20-22 часа).

Независимо от стартовых способностей детей изучение языка оказывает положительное влияние на развитие  их психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, а также речевых способностей детей, повышение качества владения языком, а также создает базу для продолжения его изучения в основной школе.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предполагает  существенное изменение концепции обучения предмету с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности учащихся. Основной содержательной линией стандарта начального общего образования по иностранному языку считаются коммуникативные умения, т.е. на вопрос «чему учить?» следует ответ - «общению». Необходимо помнить о том, что обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке,-  задача нелегкая и ответственная. Любовь к предмету  в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Для реализации целей обучения иностранному языку в начальной школе должны создаваться условия для ранней коммуниктивно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. 

При введении федерального компонента государственного стандарта общего образования приоритетное положение занимают те концепции обучения иностранным языкам, которые реализуют личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении.

Личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения во все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы, технологии обучения и в организацию учебно-воспитательного процесса. Личностный смысл обучения, его практическая направленность выражаются в учете возрастных особенностей младших школьников, их интересов, возможностей, потребностей. Это проявляется в выборе учебного материала, который близок и интересен детям. Предлагаемый языковой материал должен позволить учащимся выразить свои мысли и чувства, стимулировать общение со сверстниками на английском языке. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебно-речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников. Нежелательна перегрузка учащихся информацией. Перед учителем не стоит задача научить всех учащихся всему, что дается в учебнике. Это следует принимать во внимание и при определении объема домашних заданий. Объяснение задания на дом требует специального времени на уроке. Учителю следует прочитать вместе с детьми формулировку задания, убедиться в том, что учащиеся смогут выполнить его без помощи родителей. Суммарное время, выделяемое на выполнение всего домашнего задания по иностранному языку не должно превышать 20 минут. Для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению иностранного языка,  в учебниках и рабочих тетрадях предусмотрены дополнительные задания. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Контроль уровня обученности младших школьников должен быть направлен на выявление их достижений и нацелен на проверку сформированности коммуникативных умений. Он должен вызывать у учащихся желание продемонстрировать свои способности, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка. Для этого необходимо, чтобы во время проверки в классе была спокойная и дружелюбная атмосфера, формат предлагаемых заданий для контроля, процедура их выполнения и система оценивания должны быть знакомы и понятны обучаемым.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Условием эффективного обучения иностранным языкам в начальной школе является использование в учебном процессе нового поколения УМК, способных обеспечить достижение целей, заявленных в стандарте. При выборе УМК по иностранному языку для начальной школы следует руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/08 учебный год (Приложение 1). Немаловажным критерием отбора УМК должен стать принцип преемственности: серия УМК для начальной школы должна иметь продолжение на следующих этапах обучения. Для соблюдения преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений  и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого достичь, если на протяжении всего курса обучения придерживаться единой стратегии обучения. В этом контексте более перспективными следует признать УМК, которые построены в русле единого методического подхода.

№ п/п

Автор (составитель),  название, количество частей, класс

Год присвоения грифа

Издательство

118

Богородицкая В.Н.,

2002

Версия

Хрусталева Л.В.

Английский язык.  Ч. 1, 2. 2 кл.

124

Кузовлев В.П. и др.

2006

Просвещение

Английский язык. 2 кл.

126

Быкова Н.И. и др.

2006

Просвещение

Английский язык. 2 кл.

128

Верещагина И.Н. и др.

2003

Просвещение

Английский язык. Ч. 1, 2. 2 кл.

Верещагина И.Н. и др.

Английский язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 2 кл.

130

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.   Английский язык. Ч. 1, 2. 4 кл.

2005

Просвещение

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.   Английский язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 4 кл.

131

Биболетова М.З. и др. 

2005

Титул

Английский язык. Ч. 1. 2-3 кл.

138

Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

2006

Дрофа

Немецкий язык. 2 кл.

142

Бим И.Л., Рыжова Л.И.

2006

Просвещение

Немецкий язык. Ч. 1, 2. 2 кл.

Бим И.Л., Рыжова Л.И.

Немецкий язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 2 кл.

145

Кулигина А.С. и др.

2006

Просвещение

И, наконец, одним из главных условий успешного обучения иностранным языкам младших школьников является методически грамотный учитель, придерживающийся современного коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, знающий психологические особенности детей данного возраста. Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Современные подходы к раннему обучению основываются на использовании знаний психологии возраста в первую очередь. Знание и умелое использование особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию учеников, но и добиться реальных успехов в обучении.

У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка, но есть природный интерес, любопытство ко всему новому. Следовательно, целью, стоящей перед учителем, начинающем работать во втором классе, является удержание интереса и дальнейшее повышение мотивации учеников к изучению иностранного языка. Все, чем они занимаются на уроке должно быть конкретно и напрямую связано с окружающим их миром. Не имеет смысла тратить время на объяснение грамматических категорий, а игра может научить их гораздо быстрее и без особых усилий.

Знание особенностей памяти ребенка поможет грамотно организовать процесс усвоения материала. При крепкой долгосрочной памяти в этом возрасте недостаточно развита оперативная память, значит, требуется многократное предъявление материала.

Задачей и залогом успешности обучения иностранному языку в начальной школе является социальное и эмоциональное развитие учащихся. Важно использовать те формы учебной деятельности, которые приучают ребенка к сотрудничеству, воспитывают в нем эмпатию, терпимость, умение договариваться и решать конфликты. Этому способствуют парная и групповая работы, различные формы учебной рефлексии (материалы в ресурсном Центре ИРО, каб. 405). Учебная рефлексия позволяет сместить акцент в учебном процессе с учителя на ученика и его нужды и сделать процесс обучения личностно-ориентированным.

Поставленные стандартом цели должен решать только квалифицированный учитель иностранного языка, прошедший необходимую подготовку и знающий специфику преподавания иностранного языка в начальной школе. Постоянная методическая поддержка учителя английского языка, работающего в начальной школе, осуществляется на сайте Ассоциации учителей английского языка YARTEA  www.iro.yar.ru

Шестой класс

Второй год обучения иностранному языку по сравнению с обучением в пятом классе характеризуется наличием изменений в развитии школьников, т.к. у них расширился кругозор, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.

На изучение иностранного языка в федеральном базисном учебном плане в 6 классе отводится 105 часов из расчета трех учебных часов в неделю. При этом в нем предусмотрен резерв свободного времени в размере 10 % от общего объема.

Согласно Примерным программам основного общего образования по иностранным языкам «в тех случаях, когда школа не может обеспечить обучение иностранному языку со 2-го класса, обучение может начинаться с 5-го класса, при этом достижение запланированного порогового уровня обученности возможно лишь при увеличении количества часов в 5-7 классах как минимум на 1 час в неделю, чтобы создать всем учащимся (и начинающим изучение иностранного языка со 2-го и с 5-го класса) равные возможности».

В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе и информационных), деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве.

Обучение в 6 классе следует строить на основе преемственности по отношению к учебно-методической линии 5 класса (согласно  Федеральному перечню).

В 6 классе продолжается работа нал артикуляцией звуков, в основном, за счет индивидуализции учебного процесса.

Вся предлагаемая в различных УМК лексика условно делится  на две группы: для рецептивно-продуктивного (обязательного) и рецептивного овладения. Большая часть УМК построена по принципу избыточности лексики и позволяет учащемуся выбирать наиболее подходящее слово исходя из речевых потребностей для решения поставленной коммуникативной задачи. Подобная индивидуализация речевого продукта требует от учителя определенной организации обучения, поощрения самостоятельности высказывания.

Грамматический материал усваивается двухсторонне: для говорения и письма, для слушания и чтения. В этой области обязательно происходит формирование основы грамматического действия с опорой на сознание с последующей автоматизацией. Для 6 класса характерно равноценное внимание к формированию речевых умений в устной речи, к чтению и письму.

В 6 классе закладывается основа основных моделей для обучения говорению. В соответствии с коммуникативными задачами, возникающими в разных ситуациях и условиях общения, учащиеся учатся  создавать свои собственные монологи/ диалоги/ полилоги.

Цели обучения аудированию усложняются, становятся качественно новыми. Учащиеся учатся воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с глубоким проникновением в содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации, использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии. Развитие аудитивных умений происходит с помощью аудио- и видеокассеты.

Совершенствование техники чтения  в 6 классе ведется неразрывно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение тремя основными видами чтения: ознакомительным, изучающим и просмотровым на текстах разных жанров. Система упражнений для обучения чтению должна включать задания, выполняемые до, в процессе и после чтения.

Письменная речь становится подлинно коммуникативным умением. Обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: заполнить анкету/ опросник, написать письмо/ открытку.

Контроль лексических, грамматических навыков, а также коммуникативных умений  необходимо проводить с учетом формата заданий, используемых при проведении единого государственного экзамена.

11 класс

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года на иностранный язык выделяется 105 учебных  часов с недельной нагрузкой 3 часа на базовом и 210 учебных часов с недельной нагрузкой 6 часов на профильном уровне.

К завершению обучения в старшей  школе на базовом уровне планируется достижение учащимися общеевропейского порогового уровня подготовки по иностранному языку (уровень В1) и  приближение к пороговому продвинутому уровню (В2) на профильном уровне.

Примерной программой предусмотрен резерв свободного времени в размере 10%.

Организация обучения иностранному языку в старших классах предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на старшем этапе обучения с учетом  его специфики. Серьезные требования предъявляются к социолингвистической  и методической подготовке учителя. Необходимо понимание места предмета «иностранный язык» в современном школьном образовании, знание и понимание содержания европейских уровней владения иностранным языком. Сегодня учителя имеют возможность познакомиться  современным образовательным дискурсом  в ИРО на курсах YARINSET, «Обучение английскому языку в начальной школе», «Повышение профессиональной компетентности учителя немецкого языка в условиях модернизации содержания образования», ряде целевых курсов и семинаров.

В 11 классе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности, в том числе и билингвальных видах речевой деятельности (перевод) на профильном уровне. Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений старшеклассника создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в использовании иностранного языка при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая профессиональные ориентации и намерения).

И, несмотря на тот факт, что введение ЕГЭ в школах области  не планируется в предстоящем году, крайне целесообразным считаем расширение возможности учащихся знакомиться с форматом ЕГЭ. Предстоящий год- год пересмотра существующей практики итоговой аттестации, накопления педагогического опыта внедрения новых тестовых технологий контроля в учебный процесс и отработки стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

С целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учителям в организации учебного процесса необходимо обращать более пристальное внимание на:

-применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

-ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов;

-ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

-формирование умений языковой догадки;

-приемы активной поддержки, управления беседой;

-формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;

-совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;

-развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия;

-соблюдение заданных объемов выполнения коммуникативных заданий в указанное в инструкциях время.

Для организации процесса обучения рекомендуется продолжение учебно-методической линии, начатой ранее. Однако, в случае, если используемые УМК, содержат недостаточное количество учебного материала, учителю рекомендуется подбирать аутентичные тексты соответствующего уровня:

  1. для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;

  2. для аудирования  с извлечением необходимой информации:  объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью;

  3. для аудирования с полным  пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.

  4. для чтения с пониманием основного содержания: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители;

  5. для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, рекламы, брошюры, путеводители.

  6. для чтения с полным  пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные  статьи, научно-популярные тексты.

Рекомендуется знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, с тем, чтобы сформировать представление об особенностях  каждого вида, а также тренировать учащихся в написании письменных высказывания разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании.

Практика работы образовательных учреждений, базовых по апробации БУП-2004 в 2006-2007 году показала, что элективные учебные предметы могут и должны учитывать действительную потребность учащихся разных профильных классов в изучении иностранных языков для дальнейшей академической и предполагаемой профессиональной деятельности. Возникает потребность в интегрированных курсах, где иностранный язык может выступать не только как цель, но и как средство обучения.

Приложение 1

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2007/08 учебном году

№ п/п

Автор (составитель),  название, количествочастей, класс

Год присвоения грифа

Издательство

Дополнительная информация издательства

113

Ларькина С.В., Горячева Н.Ю.,

2006

АСТ, Астрель

Учебник входит в УМК «Планета знаний» для 1–4 классов, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. К учебнику изданы Рабочая тетрадь и Методическое пособие, которое включает Программу, тематическое и поурочное планирование, дополнительный материал для учителя

Насоновская Е.В.

Английский язык. 2 кл

118

Богородицкая В.Н.,

2002

Версия

Учебники 2, 3, 4 кл. входят в состав завершенной линии учебников для начальной школы, имеются авторская программа, аудиоприложения, книга для учителя

Хрусталева Л.В.

Английский язык.  Ч. 1, 2. 2 кл.

119

Богородицкая В.Н.,

2003

Версия

Хрусталева Л.В.

Английский язык. Ч. 1, 2. 3 кл.

120

Хрусталева Л.В.,

2002

Версия

Богородицкая В.Н.

Английский язык. 4 кл.

124

Кузовлев В.П. и др.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, книги для чтения, книги для учителя, раздаточный материал 2 кл., аудиокурсы

Английский язык. 2 кл.

125

Кузовлев В.П. и др.

2006

Просвещение

Английский язык. 3 кл.

126

Быкова Н.И. и др.

2006

Просвещение

Серия учебников «Английский в фокусе». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, языковые портфели, книги для учителя, контрольные задания, раздаточный материал, аудиокурсы

Английский язык. 2 кл.

127

Быкова Н.И. и др.

2006

Просвещение

Английский язык. 3 кл.

128

Верещагина И.Н. и др.

2003

Просвещение

Углубленное изучение. Программа, рабочие тетради, книги для чтения 3, 4 кл., книги для учителя, аудиокурсы. Верещагина И.Н. и др. Учебно-методический комплект «Английский язык». 1 кл.

Английский язык. Ч. 1, 2. 2 кл.

Верещагина И.Н. и др.

Английский язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 2 кл.

129

Верещагина И.Н. и др.

2006

Просвещение

Английский язык. Ч. 1, 2. 3 кл.

Верещагина И.Н. и др.

Английский язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 3 кл.

130

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.   Английский язык. Ч. 1, 2. 4 кл.

2005

Просвещение

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.   Английский язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 4 кл.

131

Биболетова М.З. и др. 

2005

Титул

Учебники входят в состав завершенного учебно-методического комплекта “Enjoy English” для начального общего образования. Соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В состав каждого УМК входят: авторская программа “Enjoy English” для 2-9 классов, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета, Прописи, сборник песен “Game-Songs” с аудиокассетой

Английский язык. Ч. 1. 2-3 кл.

132

Биболетова М.З. и др.

2005

Титул

Английский язык. Ч. 2. 3-4 кл.

133

Биболетова М.З. и др. 

2005

Титул

Новая редакция. Сохранены все методические принципы, учтены пожелания учителей и результаты всероссийского эксперимента, возможен переход с предыдущей версии без потерь в качестве образования. Учебники входят в состав завершенного учебно-методического комплекта “Enjoy English” для начального общего образования. Соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В состав каждого УМК входят: авторская программа “Enjoy English” для 2–9 классов, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета, сборник песен “Game-Songs” с аудиокассетой

Английский язык. 2 кл.  

134

Биболетова М.З. и др.

2005

Титул

Английский язык. 3кл.

135

Биболетова М.З. и др.

2005

Титул

Английский язык. 4 кл.   

136

Азарова С.И. и др.

2005

Титул

Незавершенная линия учебно-методического комплекта “Millie” для общеобразовательных учреждений. Соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В состав каждого УМК входят: книга для учителя с поурочным планированием, рабочая тетрадь, аудиокассеты, раздаточный материал. В 2007 г. планируется выход УМК “Millie” для 4 кл.

Английский язык. 2 кл.

137

Азарова С.И. и др.

2006

Титул

Английский язык. 3 кл.

138

Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

2006

Дрофа

Завершенная линия. Программа, рабочие тетради, книги для учителя, аудиокассеты

Немецкий язык. 2 кл.

139

Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

2006

Дрофа

Немецкий язык. 3 кл.

140

Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

2006

Дрофа

Немецкий язык. 4 кл.

141

Чиркова Е., Повалихина О. и др.

2005

ЛИНГВА

Полный комплект «Das neue Deutschmobil» состоит из трех уровней и рассчитан на 400 уроков. Каждый уровень включает учебник, рабочую тетрадь, сборник тестов, словарную тетрадь, аудиокассету, пособие для учителя

Немецкий язык. 2-3 кл.

МЕДИА

142

Бим И.Л., Рыжова Л.И.

2006

Просвещение

Серия учебников «Первые шаги». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, книги для учителя, аудиокурсы

Немецкий язык. Ч. 1, 2. 2 кл.

Бим И.Л., Рыжова Л.И.

Немецкий язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 2 кл.

143

Бим И.Л., Рыжова Л.И.,

2003

Просвещение

Фомичева Л.М.

Немецкий язык. Ч. 1, 2. 3 кл.

Бим И.Л., Рыжова Л.И.,

Фомичева Л.М.

Немецкий язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 3 кл.

144

Бим И.Л., Рыжова Л.И.,

2005

Просвещение

Фомичева Л.М.

Немецкий язык. Ч. 1, 2. 4 кл.

Бим И.Л., Рыжова Л.И.,

Фомичева Л.М.

Немецкий язык. Ч. 1, 2, 3, 4. 4 кл.

145

Кулигина А.С. и др.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, прописи 2 кл., рабочие тетради, книги для учителя, аудиокурсы. Кулигина А.С. «Французский язык» Тестовые и контрольные задания  к учебникам 2-4 кл. Береговская Э.М. «Семь волшебных нот. Караоке по-французски.» (Музыкальная хрестоматия для младших школьников). Береговская Э.М. «Французско-русский иллюстрированный словарь для малышей»

Французский язык. 2 кл.

Кулигина А.С. и др.

Французский язык. Ч. 1, 2. 2 кл.

146

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.  Французский язык. 3 кл.

2006

Просвещение

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.  Французский язык. Ч. 1, 2, 3. 3 кл.

147

Кулигина А.С.

2006

Просвещение

Французский язык. 4 кл.

Кулигина А.С.

Французский язык Ч. 1, 2, 3. 4 кл.