логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составители:

Смирнова Алевтина Николаевна, руководитель ИАЦ,

Потехин Николай Владимирович, ст. методист ИАЦ,

Редченкова Галина Дмитриевна, ст. методист ИАЦ

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» реализуется

  • с 2005/2006 учебного года в IX классах;

  • с 2006/2007 учебного года в X классах;

  • с 2007/2008 учебного года в XI классах.

С 2007/2008 учебного года Обязательный минимум содержания образования по информатике (уровни А и Б) («Минимум-98») не должен использоваться в образовательной практике.

В региональном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» представлен следующим образом:

Основная школа. IX класс. Базовый курс (70 часов, 2 часа в неделю) (в соответствии с приказом департамента образования Администрации Ярославской области «Об утверждении регионального учебного плана» № 01-03/318 от 12.05.2006).

Введение нового Федерального БУП (БУП-2004) и федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики.

В БУП-2004 базовый курс «Информатика и ИКТ» представлен в VIII-IX классах в объеме 105 часов за 2 года обучения (35/70 часов в год, 1/2 часа в неделю соответственно). Изучение базового курса в таком объеме дает возможность выполнения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Старшая школа. X-XI классы. Курс на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого ОУ учебного плана (70 или 280 часов соответственно).

В БУП-2004 предмет "Информатика и ИКТ"

ОБЯЗАТЕЛЕН для:

  • универсального профиля на базовом уровне;

РЕКОМЕНДОВАН1 для:

  • физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных общеобразовательных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях.

  • социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне;

  • физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-гуманитарного, филологического, психолого-педагогического, аграрно-технологического и художественно-эстетического профилей на базовом или профильном уровнях (по решению ОУ за счет часов школьного компонента).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» профильного или базового уровней предполагает, что все учащиеся к моменту их поступления в X класс прошли полный базовый курс «Информатика и ИКТ» в объеме не менее 105 часов.

При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план X-XI классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета: базовый или профильный.

Для базового уровня общий объем часов составляет 70 часов (35/35 часов в год, 1/1 час в неделю соответственно). Указанный объем часов является обязательным при выборе базового уровня обучения.

В общеобразовательном классе, работающем по универсальному (непрофильному) учебному плану, предмет «Информатика и ИКТ» обязательно изучается как всем классом, так и группой, осваивающей предмет на профильном уровне (в соответствии с Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004» [12]).

Для профильного уровня – общий объем 280 часов (140/140 часов в год, 4/4 часа в неделю соответственно). Указанный объем часов является обязательным при выборе профильного уровня обучения.

Учащиеся X-XI классов, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный предмет по информатике, предлагаемый образовательным учреждением.

Для реализации элективных предметов по информатике в старшей школе могут быть использованы программы, изданные Национальным фондом подготовки кадров по итогам конкурса учебных материалов для обеспечения элективных курсов в старшей школе2.

Например:

  1. Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;

  2. Хуторской А.В., Орешко А.П. «Технология создания сайтов»;

  3. Залогова Л.А. «Компьютерная графика»;

В 2007/2008 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализовано следующим образом.

В соответствии с Приказом департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана» [11]

Основная школа

IX класс – 2 часа в неделю. Другие возможные варианты:

VIII класс – 1 час в неделю за счет часов школьного компонента.

IX класс – 2 часа в неделю в соответствии с региональным учебным планом.

VII класс – 1 час в неделю за счет часов школьного компонента.

VIII класс – 1 час в неделю за счет часов школьного компонента.

IX класс – 1 час в неделю.

Старшая школа

X класс

– 4 часа в неделю для профильного уровня;

– 1 час в неделю для базового уровня.

XI класс

В XI классах необходимо продолжить изучение предмета «Информатика и ИКТ» в объеме соответствующем выбранному (в 2006/2007 уч. году) уровню обучения (базовый или профильный).

На основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования или одной из авторских программ создаются рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» [14].

Увеличение объема часов на изучение предмета на базовом уровне (как на основной, так и на старшей ступени обучения) должно обосновываться в пояснительной записке рабочей программы.

Примеры рабочих программ по Информатике и ИКТ, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 16а, формат CD, 2007) [18].

  • Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень) Елисеева Л.Ю., учитель Каменниковской сош Рыбинского МР

  • Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень) Казарина Н.М., учитель сош № 76 г. Ярославля

  • Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, профильный уровень) Напольских О.Н., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля

Примеры элективных учебных предметов, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 4, формат CD, 2007) [17].

  • Программа элективного учебного предмета «Математические основы информатики» (10 класс). Мальгина А.К., учитель гимназии №1 г. Ростова

  • Программа элективного учебного предмета «Приемы и методы программирования». Дашниц Н.Л., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля

  • Программа элективного учебного предмета «Основы программирования на Visual Basic». Кравцова Е.К., учитель сош № 87 г. Ярославля

Нормативная и информационная база для преподавания предмета «Информатика и ИКТ»

  1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/ Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/

  3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

  4. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ" и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 321 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2006 г. № 8656) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/08 учебный год»

  6. Приказ от 07 декабря 2005 г. № 302 Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год»

  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 года № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования».

  8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 года № 01–66/07–01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение».

  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. //Информатика и образование, 2004. № 7.

  10. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  11. Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана».

  12. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».

  13. О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Потехин Н.В., Редченкова Г.Д. − Ярославль : ИРО, 2006.

  14. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» (Приложение к письму «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»).

  15. Примерные экзаменационные билеты для государственной (итоговой) аттестации по Информатике и ИКТ в устной форме за курс основного общего образования //Вестник образования, 2007. № 3-4.

  16. Примерные экзаменационные билеты по информатике для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений //Вестник образования России, 2007. № 5.

  17. Профильное обучение. Нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл.; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 4). – Формат СD.

  18. Структура, содержание образования и организация деятельности педагогического коллектива школы по реализации БУП-2004 [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл. ; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 16 а). – Формат СD.

Учебно-методические комплексы (УМК) по предмету «Информатика и ИКТ»

УМК, рекомендуемые ИРО для основного общего образования

Автор, название учебника

Годы издания, пригодные для использования

Издательство

Примечания

Семакин И.Г. и др.

Информатика и ИКТ.

8 кл.

2005

БИНОМ

Авторская программа. УМК 8-9 кл. – учебник 8 кл., учебник 9 кл. задачник-практикум 8-11 кл. (в 2-х т.), структурированный конспект базового курса, методическое пособие.

Семакин И.Г. и др.

Информатика и ИКТ.

9 кл.

2005

БИНОМ

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ. 7 кл.

2004

БИНОМ

Авторская программа. УМК 7-9 кл. (8-9 кл.) – учебник 7 кл., учебник 8 кл., учебник 9 кл., методическое пособие 7-11 кл.

Угринович Н.Д

Информатика и ИКТ. 8 кл.

2005

БИНОМ

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ. 9 кл.

2005

БИНОМ

Данные УМК представлены в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе в 2007/08 учебном году [5].

Если на старшей ступени предполагается обучение предмету «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, то для реализации непрерывности содержательной линии курса рекомендуется в основной школе использовать программу и УМК Угриновича Н.Д.

УМК, рекомендуемые ИРО для среднего (полного) общего образования в 2007/08 учебном году

Автор, название учебника

Год издания

Издательство

Примечания

Семакин И. Г.
Информатика. 10 кл.

 

2005

БИНОМ

(базовый уровень)

УМК – учебники, задачник-практикум в 2 т., методическое пособие

Семакин И. Г.
Информатика. 11 кл.

2005

БИНОМ

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.
10-11 кл.

2007

БИНОМ

(профильный уровень)

УМК – учебник, практикум, методическое пособие, компьютерный практикум на CD-ROM

Данные УМК не представлены в федеральном перечне учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе в 2007/08 учебном году.

Если в 2006/07 учебном году при изучении предмета «Информатика и ИКТ» в X классе использовался определенный УМК, то для продолжения обучения в XI классе учитель должен использовать тот же УМК.

Дополнительные информационные ресурсы

  1. www.mon.gov.ru – Министерство образование и науки Российской Федерации

  2. www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию. (Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования – www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/)

  3. www.vestnik.edu.ru – Вестник образования (Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации)

  4. www.edu.ru – Российское образование Федеральный портал

  5. www.depedu.yar.ru – Департамент образования Администрации Ярославской области

  6. www.iro.yar.ru – ГОУ ЯО ИРО

  7. profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе

  8. iit.metodist.ru – Лаборатория Информатики МИОО  

1 Предмет «Информатика и ИКТ» не относится к базовым общеобразовательным предметам,  следовательно, при формировании учебного плана для указанных профилей ОУ не обязано включать в план этот учебный предмет.

2 Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.