логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составитель:

Соловьева Марина Анатольевна,

методист кафедры гуманитарных дисциплин

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

В 2007-2008 учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования для учителей-словесников будут служить следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарт среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.04 г. №1089 («Вестник образования» №12-14, июнь-июль 2004г.); - Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312);

  •  методическое письмо МО РФ «О преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

  • методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании литературы в средней  школе».

Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане 2004 года

Цели литературного образования сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей".

В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования отражена специфика целей литературного образования на этапе основного общего и среднего (полного) общего образования (цели конкретизируются также в зависимости от базового или профильного уровня изучения предмета). Часть целей напрямую связаны с требованиями к уровню подготовки выпускников, однако некоторые цели не проверяются в системе государственной (итоговой) аттестации. Таковы, например, цели, связанные с воспитанием: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения, предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет  позитивный социальный опыт детей и подростков.

 Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

В основной и средней (полной) школе предмет "Литература" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс) и в старших классах любого профиля.

На основании приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

  • 385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

  • 210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X-XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

  • 350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X-XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часов неделю).

Отличительными чертами  БУП-2004 стали выделение предмета «Литература» отдельной строкой (в Базисном учебном плане, существовавшем с 1998г., учебные часы выделялись совокупно на изучение иностранного языка и литературы, т.е. не устанавливалось минимальное число учебных часов на предмет), уменьшение на базовом уровне количества часов в неделю (см. таблицу 1).

Таблица 1

Среднее (полное) общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Базовый уровень

Профильный уровень
социально-гуманитарный
гуманитарно-филологический

X кл.

1998г.

X кл.

2004г.

XI кл.

1998г.

XI кл.

2004г.

X кл.

1998г.

X кл.

2004г.

XI кл.

1998г.

XI кл.

2004г.

Литер.

4 ч.

3 ч.

4 ч.

3 ч.

4 ч.

5 ч.

5

5

Вместе с тем федеральный базисный учебный  план позволяет при разработке учебных планов конкретного образовательного учреждения увеличивать количество часов на изучение курса литературы.

В 2007- 08 учебном году в VI и ХI классах общеобразовательных учреждений  обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Авторская программа по литературе (на её основе учитель составляет рабочую программу), которую использует учитель 5, 6, 10, 11 классов, должна соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Соответствие авторских учебников федеральному компоненту государственного стандарта общего образования указано в федеральном перечне учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007, 2007-2008 учебный год (утверждены приказом от 14.12.2006 № 321), (см. Приложение 1).

О реализации практической части программ по литературе

В связи с введением федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе в практической части программ, обеспечивающих обязательный минимум письменных работ (домашних и классных сочинений), произошли серьезные изменения.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Таблица 2

Виды письменных работ по уровням обучения

Количество письменных работ по классам

5 кл.                    

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Базовый (А)

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

3 ч/н

3 ч/н

3 ч/н

классное сочинение

3

3

4

4

5

4

2

домашнее сочинение

1

1

1

1

1

3

5

Профильный (В)

 

 

 

 

 

 

 

социально-гуманитарный

 

 

 

 

 

5-6 ч/н

5-6 ч/н

филологический

 

 

 

 

 

5-6 ч/н

5-6 ч/н

классное сочинение

 

 

 

 

 

7

7

домашнее сочинение

 

 

 

 

 

3

3

Углублённый (С) с изучением литературы

4 ч/н

4 ч/н

4 ч/н

4 ч/н

4 ч/н

5 ч/н

5 ч/н

классное сочинение

5

5

5

5

6

7

7

домашнее сочинение

1

1

2

2

2

3

3

Как видно из таблицы № 2, в 5-6 классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в 7-8 классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в 9 классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений), в 10-11 классах – не менее 7 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения в 10 классе и 2 – в 11 классе). В профильных классах, классах углубленного изучения литературы количество письменных работ увеличивается пропорционально увеличению учебного времени.

Количество и виды письменных работ необходимо сверять и по авторской программе, которая положена в основу рабочей программы учителя: нельзя нарушать концептуальные подходы, определенные автором программы.

Напоминаем, что оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение, 1988г., Приложение/.

Рекомендации по совершенствованию преподавания литературы

В целях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе в процессе организации обучения учителям области необходимо учитывать следующее:

  1. Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

  2. Особое внимание следует уделять методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений. Необходимо совершенствовать приемы работы по анализу эпизода или сцены произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассматриваемого фрагмента, формировать у учащихся умение определять место или роль фрагмента в произведении.

    Не менее важным остается формирование навыков целостного анализа лирического произведения в единстве формы и содержания. В работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.

  3. Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. Эти формы деятельности, являясь сложными по сути, соответствуют новому стандарту и способствуют в перспективе развитию ключевых компетентностей обучающихся (см. Письмо департамента образования «О реализации БУП - 2004» от 14.09.2006 № 01-10/2757).

  4. Приоритетными видами учебной деятельности должны стать:

  5. - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

    - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

    - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

    - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

    - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

  6. Необходимо использовать эффективные методики, которые помогают повышать качество речевых умений и навыков; они формируются в процессе изучения литературы; систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов.

  7. Необходимо уделять внимание специальной подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ: развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.

  8. Не следует допускать дискретного (с пропусками, без понимания лексического значения прочитанных слов, их осознания), механического чтения, которое вырабатывает пагубную привычку ухватывать лишь самый первый смысловой слой прочитанного – сюжетные перипетии.

  9. В основу обучения должны быть положены деятельностный, практикоориентированный и личностноориентированный подходы.

Приложение 1

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

«…Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007, 2007-2008 учебный год утверждены приказом от 14.12.2006 № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».

В настоящее время литературное образование в основной и старшей школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/ следующих авторов и авторских коллективов: Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.; Меркина Г.С.; под ред. Беленького Г.И. (Снежневская А.М., Хренова О.М., Лыссый Ю.И.,); под ред.  Кутузова А.Г.; под ред. Коровиной В.Я.; под ред. Маранцмана В.Г.; под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Все указанные линии по способу конструирования содержания образования являются концентрическими, что соответствует требованиям модернизации образования.

Различаясь по дидактическим концепциям, они, несомненно, реализуют развивающее обучение, но разными способами. Необходимо установить связи каждой учебно-методической линии с линиями учебников для начального образования.

УМК под ред. Курдюмовой Т.Ф. предназначен для реализации базовой общеобразовательной программы и продолжает линию традиционного обучения в начальной школе, «Школа-2100».

УМК под ред. Коровиной В.Я. предназначен для реализации базовой общеобразовательной программы и продолжает линию традиционного обучения в начальной школе.

УМК под ред. Кутузова А.Г. рассчитан на разные образовательные программы: для базовых общеобразовательных классов, для профильных классов и классов с углубленным изучением литературы. Данные учебные пособия могут служить продолжением обучения по развивающим системам Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школа-2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века», а также для классов традиционной направленности обучения.

Учебные пособия под ред. Беленького Г.И. и др. можно использовать для реализации базовых общеобразовательных программ, для профильных классов и гимназий. Данная линия может служить продолжением как развивающих систем обучения в начальной школе (Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школа-2100»), «Гармония», так и традиционного обучения.

Идеальным продолжением линии учебников по системе Эльконина-Давыдова может быть УМК под ред. Ладыгина М.Б.

Предметно-методическая линия под ред. Маранцмана В.Г. может быть использована в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, работающих по учебному плану универсального (непрофильного) обучения, в профильных классах и в классах с углубленным изучением литературы и может являться продолжением традиционной системы обучения в начальной школе, «Школа-2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века».

Эти завершенные линии учебников по литературе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования  2004 г. (см. таблицу 1,2).

Таблица 1

Основное общее образование

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литература. Ч. 1, 2. 5 кл.

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.
Литература. Ч. 1, 2. 7 кл.

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Литература. Ч. 1, 2. 9 кл.

 

 

Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников литературы  продолжает линию учебников по литературному чтению тех же авторов для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.  В представленную линию входят также учебники литературы для 8, 10 кл. тех же авторов. Программа по литературе для 5-11 кл., рабочие тетради к учебникам для 5,6,7 кл., методические рекомендации                    

          2005

Баласс

Кутузов А.Г. и др.
В мире литературы. Ч. 1, 2. 5 кл.

Завершенная линия А.Г. Кутузова. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Программа, методическое пособие, рабочая тетрадь, словари. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия. CD-ROM

2005

Дрофа

Кутузов А.Г. и др.
В мире литературы. Ч. 1, 2. 5 кл.

2005

Дрофа

Кутузов А.Г. и др.
В мире литературы. Ч. 1, 2. 6 кл.

2005

Дрофа

Кутузов А.Г. и др.
В мире литературы. 7 кл.

2006

Дрофа

Курдюмова Т.Ф.и др.
Литература. Ч. 1, 2. 5 кл.

Завершенная линия Т.Ф. Курдюмовой. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Программа, методическое пособие, словари, тесты. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия. CD-ROM

 

2002

Дрофа

Курдюмова Т.Ф.
Литература. Ч. 1, 2. 5 кл.

2006

Дрофа

Курдюмова Т.Ф. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

2002

Дрофа

Курдюмова Т.Ф. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

2006

Дрофа

Курдюмова Т.Ф.
Литература. 7 кл.

2006

Дрофа

Курдюмова Т.Ф. и др.
Литература. 8 кл.

2006

Дрофа

Курдюмова Т.Ф. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 9 кл.

2006

Дрофа

Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац. Э.Э. Под ред. Беленького Г.И.

Литература. Ч. 1, 2. 5 кл. 

Завершенная линия по программе Беленького Г.И., Лыссого Ю.И. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. УМК: методсоветы, рабочие тетради, учебные пособия «Над раскрытой книгой. 5 кл.» (Шамчикова В.М.), «Над раскрытой книгой. 6 кл.» (Хренова О.М.), «Жить, чувствовать, любить» (Щукина С.Ф.), мультимедийные пособия

2005

Мнемозина

Хренова О.М., Снежневская М.А.

Под ред. Беленького Г.И.
Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

2005

Мнемозина

Ладыгин М.Б. и др.
Литература. 8 кл.

Завершенная линия М.Б. Ладыгина. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Программа, словари. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия. CD-ROM

2005

Дрофа

Ладыгин М.Б. и др.
Литература. 9 кл.

Завершенная линия М.Б. Ладыгина. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Программа, словари. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия. CD-ROM

2005

Дрофа

Михальская Н.П.
Зарубежная литература. 5–7 кл.

Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Программа, методические пособия, словари, наглядные пособия, CD-ROM

2005

Дрофа

Михальская Н.П.
Зарубежная литература. 8–9 кл.

2006

Дрофа

Под ред. Беленького Г.И.
Литература. Ч. 1, 2. 7 кл.

Завершенная линия по программе Беленького Г.И., Лыссого Ю.И. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. и доработаны по федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. УМК: методсоветы, рабочие тетради, избранные произведения зарубежной литературы «Над раскрытой книгой», дополнительные материалы «Читаем вместе…», «Слово, живопись, музыка на уроках литературы» (Барановская И.Р.), «Смешилка – это я» и собрание сочинений Алексина А.Г. для внеклассного чтения, мультимедийные пособия

2002

Мнемозина

Под ред. Беленького Г.И.
Литература. Ч. 1, 2. 8 кл.

2002

Мнемозина

Под ред. Беленького Г.И.
Литература. Ч. 1, 2. 9 кл.

2005

Мнемозина

Коровина В.Я. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 5 кл.

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, дидактические материалы («Читаем, думаем, спорим…»), методические рекомендации, фонохрестоматии 5, 6, 7 кл.

Зинина Е.А. «Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе».

Под ред. Шайтанова М.О. «Зарубежная литература» 5-7, 8-9 кл.

2003

Просвещение

Полухина В.П. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

2006

Просвещение

Коровина В.Я.
Литература. Ч. 1, 2. 7 кл.

2005

Просвещение

Коровина В.Я. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 8 кл.

2003

Просвещение

Коровина В.Я. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 9 кл.

2005

Просвещение

Меркин Г.С.
Литература. Ч. 1, 2. 5 кл.

Завершенная линия учебников по литературе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта  2004 г. В комплект входит программа и тематическое планирование для 5-6 классов. Все учебники включают в себя хрестоматии и образуют единую линию

2005

Русское слово

Меркин Г.С.
Литература. Ч. 1, 2. 6 кл.

2005

Русское слово

Меркин Г.С.
Литература. Ч. 1, 2. 7 кл.

2005

Русское слово

Меркин Г.С.
Литература. Ч. 1, 2, 3. 8 кл.

2005

Русское слово

Зинин С.А., Сахаров В.И.,
Чалмаев В.А.
Литература. Ч. 1, 2. 9 кл.

2005

Русское слово

Обращаем внимание учителей на учебники, указанные в перечне, но не включенные в данную таблицу: Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература. Ч. 1, 2. 5 кл., Ланин Б.А., Бердышева Л.Р., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. Ч. 1, 2.  5 кл. Они соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану 2004 г. (2006, Вентана-Граф). На сегодняшний день эти учебники обозначены для одного класса, поэтому учитель, решивший использовать их, берет на себя ответственность за сохранение определенной линии преподавания литературы.

Таблица 2

Среднее общее (полное) образование

Базовый и профильный уровень

Архангельский А. Н. и др. Литература 10 кл. Ч.1, 2

Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. Программа, хрестоматии, методические пособия, словари, тесты (10 кл.). «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия. CD-ROM

2006

Дрофа

Агеносов В.В. и др. Литература. Русская литература XX в.

Ч. 1, 2. 11 кл.

2005

Дрофа

Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н., Курдюмова Т.Ф.  и др. под ред. Курдюмовой Т.Ф. 

Литература. 10 класс

Линия Т.Ф. Курдюмовой. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, методическое пособие, хрестоматия, словари. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия, CD-ROM

2006

Дрофа

Под ред. Обернихиной Г.А.

Литература. Русская литература XIX в. Ч. 1, 2. 10 кл.

Линия Г.А. Обернихиной. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Профильный уровень. Программа, методическое пособие, словари. «Библиотека отечественной классической литературы». Наглядные пособия, CD-ROM

2005

Дрофа

Михальская Н.П. Зарубежная литература. 10-11 кл.

Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. Программа, методическое пособие, словарь. Наглядные пособия, CD-ROM

2003

Дрофа

Под ред. Ионина Г.Н. Русская
литература. Ч. 1, 2, 3. 10 кл.

Завершенная линия. УМК: Ч.3-хрестоматия, практикум (под редакцией Лыссого Ю.И.), пособие для учителя,  пособие к ЕГЭ. Подготовлен учебник 10,11  классы (профильный уровень)

2002

Мнемозина

Под ред. Лыссого Ю.И.

Русская литература Ч. 1, 2, 3. 10 кл.

Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. и доработан по федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. УМК: Ч.2- хрестоматия, Ч.3- зарубежная литература, методсоветы, пособия: «Любовная лирика (Мадер Р.Д.), серия "Пишем сочинение" (Русова Н.Ю.), пособия серии «Новейшая литература» в четырех книгах: проза, фантастика, поэзия и драматургия, мультимедийное пособие

2005

Мнемозина

Под ред. Лыссого Ю.И. Русская
литература Ч. 1, 2, 3. 11 кл.

2003

Мнемозина

Лебедев Ю.В.

Литература Ч. 1, 2. 10 кл.

Базовый и профильный уровни. Программа, методические советы, хрестоматии, под ред. Журавлева В.П. Практикум «Русская литература ХХ в.» 11 кл.

CD-ROM 10, 11 кл.

2003

Просвещение

Под ред. Журавлева В.П. Русская литература ХХ в. Ч. 1, 2. 11 кл.

2005

Просвещение

Коровин В.И.

Литература. Ч. 1, 2. 10 кл.

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровни. Программа, методические рекомендации. Элективный курс: под ред. Шайтанова И.О.  «Зарубежная литература» 10-11 кл.

2006

Просвещение

Маранцман В.Г. и др.
Литература. Ч. 1, 2. 10 кл. 

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровни. Программа

2005

Просвещение

Сахаров В.И., Зинин С.А.
Литература. Ч. 1, 2. 10 кл.

Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. УМК для 10 - 11 классов: программа, учебные пособия Литература и культура Древней Руси (под ред. Обернихиной Г.А.),  – элективный курс, хрестоматии для 10 и 11 кл.  (Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)

2005

Русское слово

Чалмаев В.А., Зинин С.А.

Литература. Ч. 1, 2. 11 кл.

2005

Русское слово

Учебники, не вошедшие в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, могут быть использованы только с разрешения департамента образования Ярославской области.

Вместе с тем следует обратить внимание на авторскую программу Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А.Зинина – В.А.Чалмаева (9-11 классы). Содержательная сторона этой программы отражает необходимость рассмотрения всех потоков литературы XIX-XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России – главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Ярко выражены внутрипредметные и межпредметные связи. Программа имеет новые разделы, которые дают возможность учителю расширить знания читателя-школьника в области литературного краеведения. Программа 5 – 9 и 10 – 11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века; наряду с авторскими программами А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, Т.Ф.Курдюмовой четко ориентирована на последовательное усвоение литературных текстов, понимание  развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, ориентирована на формирование умения анализировать и интерпретировать текст. Большой перечень имён и произведений даёт возможность учителю осуществлять качественное образование как на базовом, так и на профильном уровне обучения в соответствии с содержанием федерального компонента ГОСа 2004 года. Кроме того, с данной программой сочетается программа элективного курса под ред. Обернихиной Г.А. (один из способов усиления духовно-нравственного воспитания средствами предмета).

До сегодняшнего дня в старшей школе в классах гуманитарного профиля предлагались учебники А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина.

В 2006 году вышли  УМК для профильной школы, которые могут быть  рекомендованы к использованию для предпрофильной подготовки (см. таблицу 3).

В качестве спецкурса в 5-8 классах рекомендуется использование УМК «Вокруг тебя – мир» (Авторы К.Сухарев-Дяриваз, В.Ю.Выборнова и др.). УМК одобрен Федеральным экспертным советом и имеет гриф «Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения».

В школах с углубленным изучением литературы по-прежнему предлагается соответствующий комплекс под редакцией М.Б. Ладыгина, а также С.А. Зинина – В.А. Чалмаева (9-11 классы),

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, одна из которых – «создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения школьниками индивидуальных образовательных программ». С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов, вводятся элективные курсы, которые могут дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление предмета «Литература», социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся. Указанным целям, безусловно, служат следующие учебно-методические материалы (см. таблица 4):

 Таблица 3

Курсы по выбору учащихся для предпрофильной подготовки

Класс

 

Название элективного курса

Кол-во часов

Автор

Учебно-методическое обеспечение

9

Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов.

12

Г.А.Обернихина

Программа курса

9

Искусство и литература Древней Руси.

36

Г.А.Обернихина

Программа курса

9

Приглашаем в путешествие по литературным местам России и ближнего зарубежья

18

Г.А.Обернихина

Программа курса

9

Экранизация русской классики

18

Г.А.Обернихина

Программа курса

Таблица 4

Элективные учебные предметы для профильного обучения

10-11

Современная русская литература

68

Б.А. Ланин

Программа курса, пособие для учащихся

10-11

Азбука журналистики

68

О.И. Лопилкина

Программа курса, пособие для учащихся

10-11

От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения

68

Под ред. В.Ф. Черткова

Программа курса

10-11

Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения

34

В.Ф.Чертов и др.

Учебное пособие, методические рекомендации

10-11

Современный отечественный литературный процесс

36

Т.Г. Кучина

Программа курса

10-11

Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы

36

Н.Л. Карнаух

Программа курса

10-11

Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста

68

Е.А.Зинина

Учебное пособие, методические рекомендации

10-11

Рождественская проза в русской литературе XIXXX веков

34

Г.В. Пранцова

Программа курса, методические материалы

10-11

Новая литературная жизнь классического героя

34

Г.В. Пранцова

Программа курса, методические материалы

10-11

«Словом можно убить, словом можно спасти...»: азы судебной риторики

34

Г.В. Пранцова

Программа курса, методические материалы

В связи с введением новых форм государственной итоговой  аттестации учащихся /полной/ средней школы по литературе большой интерес представляют книги для учителя «Единый государственный экзамен: Сборник нормативных документов/ сост. В.Н.Шаулин и др.», «Тесты, вопросы и задания по русской литературе 19 века.10 класс» и «Тесты, вопросы и задания по русской литературе 20 века.11 класс» В.Ф.Чертова /издательство «Просвещение»/, «Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 классе» Н.И.Иванченко /издательство «Просвещение»/, «Итоговая аттестация: Материалы для подготовки и проведения экзамена: Литература: 9 класс» Зинина С.А., Зининой Е.А., «Итоговая аттестация: Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе» Зининой Е.А., «Единый государственный экзамен: Литература: 2006-2007: Контрольные измерительные материалы».

Стремительный рост информационных технологий, наблюдаемый в настоящее время, определил появление таких новых педагогических методов и средств, как дистанционное обучение, электронные учебники, системы компьютерного тестирования. Если говорить о тех электронных учебниках, которые в настоящее время чаще всего используются учителями-словесниками в практике преподавания литературы, то это, в первую очередь, программные продукты компаний «1С», «Новый диск», «ИДДК» (см.: www.nd.ru; www.1c.ru; www.iddk.ru ).

Большую методическую помощь учителю окажет библиотека электронных наглядных пособий по литературе (5 – 11 кл.) (изд.«Дрофа»), электронное учебное пособие на CD-ROM «Единый государственный экзамен: Литература: 2006-2007: Электронное учебное пособие» (изд. «Просвещение»).