|
Тел / факс: 8
4852 21 - 06 - 83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru
|
Образовательные ресурсы. Выпуск 27
Составители:
Фролова Татьяна Владимировна, доцент,
Бокова Лариса Петровна, методист кафедры гуманитарных дисциплин
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в
2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
I. Законодательная и нормативная база
методических рекомендаций о преподавании учебного предмета «Обществознание»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 уч. году
Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих законодательных
и нормативных документов:
-
Закон
Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7);
-
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.;
-
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (одобрен решением
коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от
23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
-
Федеральный
базисный учебный план 2004 г.;
-
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14
декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»;
-
Федеральный
перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2007/2008 учебный год;
-
примерная
программа по обществознанию для основного (общего) образования;
-
примерная
программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на базовом
уровне (включая экономику и право);
-
примерная
программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на
профильном уровне;
-
методическое
письмо Министерства образования и науки Российской федерации «Об использовании
результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании
обществознания в средней школе»;
-
письмо
департамента образования № 244/01-10 от 30.01.2006 г.
Особенностью преподавания учебного
предмета «Обществознание» в основной и средней (полной) школе является усиление
практической направленности обществоведческого образования через его ориентацию
на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в
обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на
применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к
выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все
учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь
определенного уровня компетентности1.
Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого
образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей
(семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).
Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых
форм и методов изучения обществознания в средней школе, опыта проведения Единого
государственного экзамена. Все это позволит учащимся полнее осознать содержание
курса.
II. Особенности
преподавания учебного предмета «Обществознание» в основной школе
В соответствии с письмом Департамента образования Администрации Ярославской
области № 244/01-10 от 31.01.2006 г. все общеобразовательные учреждения
Ярославской области в 2006-2007 уч. г. начали поэтапный переход на БУП-2004 г. и
федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в
V классе БУПом 2004 г. не предусматривается.
Преподавание пропедевтического курса «Обществознание» с
V класса в общеобразовательном учреждении
возможно при наличии скорректированной программы по «Обществознанию» для
основной школы.
В соответствии с примерной программой основного (общего) образования по
обществознанию, изучение данного учебного предмета начинается в
VI классе и носит
пропедевтический характер (см. Приложение 1).
Пропедевтический характер курса «Введение в обществознание» для
VI класса определяет
особенности целеполагания: способствовать успешной социализации младших
подростков, формировать интерес к дальнейшему изучению предмета, освоить
основные обществоведческие понятия.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в
VI классе осуществляется по УМК, вошедшим в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный
год» (см. Приложение 2).
Особую сложность в преподавании обществознания в
VI классе представляет несоответствие УМК,
вошедшим в федеральный перечень учебников. В связи с этим при планировании
учебных занятий учитель может использовать УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для
5 и 6 класса, и УМК Л.Н. Боголюбова и др. для 5 и 6 класса.
В VIII и
IX классах преподавание учебного предмета
«Обществознание» осуществляется в соответствии с обязательным минимум содержания
образования 1998 г.
При преподавании учебного предмета «Обществознание» в 8-9 классах, необходимо
усилить практическую направленность обществоведческого образования посредством
его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей.
При проведении итоговой аттестации учащихся
IX классов в билетах по обществознанию для
IX класса и демоверсии
государственной (итоговой) аттестации выпускников
IX классов общеобразовательных учреждений,
организуемой муниципальными экзаменационными комиссиями по обществознанию
указаны практические умения, которыми должны овладеть учащиеся к концу
IX класса (см. «Требования к
уровню подготовки выпускников IX
классов» федерального компонента государственного образовательного стандарта по
обществознанию).
III. Особенности
преподавания учебного предмета «Обществознание» в средней школе
На ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
интегрированный предмет обществознание включает разделы «Экономика» и «Право»,
которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве
самостоятельных учебных предметов.
Примерный учебный план (годовой) предмета «Обществознание» для образовательных
учреждений Ярославской области.
Класс |
Кол-во часов |
Особенности преподавания |
Примечания |
Базовый
уровень
|
X |
70 |
«Экономика» и «Право» являются разделами
учебного предмета «Обществознание» |
Отдельных страниц журнала на разделы
«Экономика» и «Право» не отводится. |
X |
35 |
Экономика 17 (0,5)
Право 17 (0,5)
Преподаются отдельными курсами.
|
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
X |
35 |
При условии добавления 17 часов из
школьного компонента:
Экономика 34 ч. (17+17)
Право 34 ч. (17+17)
Учитель имеет право выбора в каком
классе (10 или 11) и в каком полугодии изучать экономику и право. |
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
XI |
70 |
«Экономика» и «Право» являются разделами
учебного предмета «Обществознание» |
Отдельных страниц журнала на разделы
«Экономика» и «Право» не отводится. |
XI |
35 |
Экономика 17 (0,5)
Право 17 (0,5)
Преподаются отдельными курсами. |
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
XI |
35 |
При условии добавления 34 (17+17) час из
школьного компонента:
Экономика 34 ч. (17+17)
Право 34 ч. (17+17)
Учитель имеет право выбора в каком
классе (10 или 11) и в каком полугодии изучать экономику и право. |
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
Профильный
уровень
|
X |
105 |
Учебные предметы «Обществознание»
«Экономика» и «Право» преподаются отдельными курсами в зависимости от
профиля. |
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
XI |
105 |
|
Для каждого предмета («Обществознание»,
«Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале. |
На профильном уровне «Обществознание», «Экономика», и «Право» изучаются как
самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в старших классах рекомендуется
осуществлять по УМК, вошедшим в Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» (см. Приложение 2).
IV. Целесообразные формы
обучения
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и,
разработанным на его основе примерным программам основного (общего) образования
по обществознанию и среднего (полного) образования по обществознанию для
базового и профильного уровня на самостоятельные, лабораторные и практические
работы, выполняемые учащимися, отводится не менее 25 % учебного времени в
основной школе (около 9 часов в год) и не менее 40 % учебного времени в средней
школе (28 часов в год для базового уровня, 42 часа для профильного уровня).
Новое содержание обществоведческого образования, увеличение часов на
самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися,
предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов,
максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся,
получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять
разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском
обществе. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой
применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты
личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе
повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе
полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках. На
лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или
дидактическим материалом. На практических занятиях может быть привлечен комплект
познавательных и практических заданий, предлагаемых в УМК. Практические работы
должны быть включены в тематическое планирование. Результаты практических работ
фиксируются в школьном журнале.
Рабочая программа учителя может быть составлена на основе примерных программ или
авторской программы. В случае использования авторской программы необходимо
учесть, что последние не всегда соответствуют требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта. При наличии расхождений
авторской программы и требований федерального компонента государственного
образовательного стандарта необходимо дополнить рабочую программу отсутствующими
содержательными единицами.
Приложение 1.
Содержание курса «Введение в обществознание» для 6 класса2
Человек
и общество (6 час)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол
и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве.
Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее
окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.
Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Духовная культура (4 час)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для
подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность.
Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за
результаты своих открытий.
Экономика (4 час)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности.
Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися
ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная
плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет
школьника.
Социальная сфера (6 час)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в
обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство,
преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право (6 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство.
Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие
права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и
обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и
преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Резерв учебного времени – 9 ч
Приложение 2.
Из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный
год (для основного (общего) образования)».
Автор и название учебника |
Год выпуска |
Издательство |
Аннотация УМК |
|
Липсиц И.В. Экономика. 7–8 кл. |
2003 |
Вита-Пресс |
Предпрофильная подготовка. Курс может
изучаться в 8-9 кл. Издан в комплекте с опорными конспектами для
школьников и методическим пособием. Соответствует обязательному минимуму
содержания общего образования 1998 г. |
|
Никитин А.Ф.
Обществознание. 8 кл. |
2006 |
Дрофа |
Программа, рабочие тетради, поурочное и
тематическое планирование. |
|
Никитин А.Ф.
Обществознание. 9 кл. |
2006 |
Дрофа |
|
Королькова Е.С. Суворова Н.Г
Обществознание. 6 кл. |
2006 |
Новый учебник |
Комплект включает рабочую тетрадь и
методические рекомендации |
|
Королькова Е.С. Суворова Н.Г
Обществознание. 7 кл. |
2003 |
Новый учебник |
|
Кишенкова О.В. Иоффе А.Н.
Обществознание. 9 кл. |
2003 |
Новый учебник |
Учебник 9 кл. составляет единую линию с
учебниками 8 и 10 кл. Комплект включает рабочую тетрадь и методические
рекомендации |
|
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская
В.В.
Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. |
2006 |
Новый учебник |
Комплект включает рабочую тетрадь и
методические рекомендации |
|
Боголюбов Л.Н. и др.
Обществознание. 6 кл. |
2006 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, рабочие
тетради, методические рекомендации, дидактические материалы.
|
|
Боголюбов Л.Н. и др. «Обществоведение:
гражданин, общество, государство» 5 кл. |
|
Боголюбов Л.Н. и др.
Обществознание. 7 кл. |
2006 |
Просвещение |
Рутковская Н.Л., Боголюбов Л.Н. и др.
«Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.» (ко
всем учебникам) |
|
|
Боголюбов Л.Н. и др.
Обществознание. 8–9 кл. |
2006 |
Просвещение |
|
|
Королькова Е.С.
Обществознание. 7 кл. |
2006 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, рабочие
тетради, методические рекомендации.
Королькова Е.С. и др. «Обществознание» 6
кл.
|
|
|
Никитин А.Ф. и др.
Обществознание. 8–9 кл. |
2005 |
Просвещение |
|
|
Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание. 6 кл. |
2006 |
Русское слово |
Единая линия учебников входит в Гуманитарный академический
проект. Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания общего
образования 1998 г. и федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования 2004 г. УМК для 6 кл.: программа, тесты, рабочая
тетрадь. УМК для 7 кл.: программа, тесты, рабочая тетрадь. УМК для 8 и 9
кл.: программа, тесты, задачник, учебное пособие Право (авт. Певцова
Е.А.), Кравченко А.И. Обществознание. 5 кл. – пропедевтический курс |
|
Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание. 7 кл. |
2006 |
Русское слово |
|
Кравченко А.И.
Обществознание. 8 кл. |
2006 |
Русское слово |
|
Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание. 9 кл. |
2006 |
Русское слово |
|
УМК для 10-11 классов (базовый и профильный уровень).
Автор и название учебника |
Год выпуска |
Издательство |
Аннотация УМК |
Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г.
Обществознание. 10 кл. |
2006 |
Вентана-Граф |
В учебно-методический комплект входят:
программа для 10–11 кл. (авт. Салыгин Е.Н.), учебные пособия
«Обществознание» для 10 и 11 кл. (авт. Агошков А.В.), методическое
пособие для учителя (авт. Пасман Т.Б. и др.). Изданы рекомендации по
использованию учебников в условиях профильной школы. Учебник
рекомендуется для изучения обществознания на базовом уровне |
Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г.
Обществознание. 11 кл. |
2006 |
Вентана-Граф |
Никитин А.Ф.
Обществознание. 10 кл. |
2005 |
Дрофа |
Завершенная линия. Соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования
2004 г. Базовый уровень. Авторская программа, методическое пособие,
поурочно-тематическое планирование, рабочие тетради |
Никитин А.Ф.
Обществознание. 11 кл. |
2005 |
Дрофа |
Гуревич П.С., Николаева Е.З.
Обществознание. 10 кл |
2006 |
Мнемозина |
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования 2004 г. УМК: планирование, методические рекомендации,
рабочая тетрадь, хрестоматия. Подготовлен учебник «Обществознание. 11
класс» |
Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. Обществознание. Ч.1, 2. 10-11 кл. |
2006 |
Просвещение |
Дидактические материалы, методические
рекомендации.
Элективные курсы: Гаджиев К.С. «Введение
в политологию»,
Гусев Д.А. «Введение в философию» |
Под ред. Боголюбова Л.Н.
Обществознание. 10 кл. |
2005 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень.
Методические рекомендации. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
«Обществознание» 11 кл. (базовый уровень) |
Под ред. Боголюбова Л.Н.
Обществознание. 10 кл. |
2006 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Профильный
уровень |
Кравченко А.И.
Обществознание. 10 кл. |
2006 |
Русское слово |
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования 2004 г. Базовый уровень. УМК для 10 и 11 кл.:
программа, задачник, тесты, тестовый контроль, учебное пособие Этика
(авт. Волкова Е.В.) - учебное пособие Массовая культура (авт.
Лазебникова А.Ю. и др.) – элективные курсы |
Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание. 11 кл. |
2006 |
Русское слово |
Экономика |
Автономов В.С. Введение в экономику.
10–11 кл. |
2005 |
Вита-Пресс |
Завершенная линия учебников. Базовый
уровень. Соответствует федеральному компоненту государственного
стандарта общего образования 2004 г. |
|
Липсиц И.В. Экономика. 10–11 кл.
|
2005 |
Вита-Пресс |
Завершенная линия учебников. Базовый
уровень. Издан в комплекте с 4-мя рабочими тетрадями и методическим
пособием в 2-х книгах. Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. |
|
Под ред. Иванова С.И.
Основы экономической теории.
Ч. 1, 2. 10–11 кл. |
2003 |
Вита-Пресс |
Завершенная линия учебников. Профильный
уровень. Издан в комплекте с практикумом и методическим пособием.
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования 2004 г. |
|
Под ред. Линькова А.Я.
Экономика. 10–11 кл. |
2006 |
Вита-Пресс |
Завершенная линия учебников. Профильный
уровень (гуманитарный профиль). Издан в комплекте с практикумом и
методическим пособием. Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. |
|
Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В.
и др.
Экономика. 10-11 кл. |
2006 |
Интеллект-Центр |
|
|
Право |
|
Кашанина Т.В. Основы права.
10–11 кл. |
2005 |
Вита-Пресс |
Завершенная линия учебников. Базовый
уровень. Издан в комплекте с хрестоматией и методическим пособием.
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования 2004 г. |
|
Никитин А.Ф.
Основы права. 10-11 кл. |
2005 |
Дрофа |
Завершенная линия. Соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования
2004 г. Профильный уровень. Программа, методическое пособие, рабочая
тетрадь |
|
Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Право. 10
кл. |
2006 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Профильный
уровень |
|
Никитин А.Ф. Право. 10–11 кл. |
2006 |
Просвещение |
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень.
Методические рекомендации |
|
Певцова Е.А.
Право. Основы правовой
культуры.
Ч. 1, 2. 10 кл. |
2005 |
Русское слово |
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. В УМК входит
программа, поурочное планирование |
|
Певцова Е.А.
Право. Основы правовой
культуры.
Ч. 1, 2. 11 кл. |
2005 |
Русское слово |
|
|
|
|