логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составители:

Фролова Татьяна Владимировна, доцент,

 Бокова Лариса Петровна, методист кафедры гуманитарных дисциплин

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

I. Законодательная и нормативная база методических рекомендаций о преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 уч. году

Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих законодательных и нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7);

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Федеральный базисный учебный план 2004 г.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2007/2008 учебный год;

  • примерная программа по обществознанию для основного (общего) образования;

  • примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на базовом уровне (включая экономику и право);

  • примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

  • методическое письмо Министерства образования и науки Российской федерации «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней  школе»;

  • письмо департамента образования № 244/01-10 от 30.01.2006 г.

Особенностью преподавания учебного предмета «Обществознание» в основной и средней (полной) школе является усиление практической направленности обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности1.

Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществознания в средней школе, опыта проведения Единого государственного экзамена. Все это позволит учащимся полнее осознать содержание курса.

II. Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в основной школе

В соответствии с письмом Департамента образования Администрации Ярославской области № 244/01-10 от 31.01.2006 г. все общеобразовательные учреждения Ярославской области в 2006-2007 уч. г. начали поэтапный переход на БУП-2004 г. и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в V классе БУПом 2004 г. не предусматривается. Преподавание пропедевтического курса «Обществознание» с V класса в общеобразовательном учреждении возможно при наличии скорректированной программы по «Обществознанию» для основной школы.

В соответствии с примерной программой основного (общего) образования по обществознанию, изучение данного учебного предмета начинается в VI классе и носит пропедевтический характер (см. Приложение 1).

Пропедевтический характер курса «Введение в обществознание» для VI класса определяет особенности целеполагания: способствовать успешной социализации младших подростков, формировать интерес к дальнейшему изучению предмета, освоить основные обществоведческие понятия.

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в VI классе осуществляется по УМК, вошедшим в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» (см. Приложение 2).

Особую сложность в преподавании обществознания в VI классе представляет несоответствие УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников. В связи с этим при планировании учебных занятий учитель может использовать УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для 5 и 6 класса, и УМК Л.Н. Боголюбова и др. для 5 и 6 класса.

В VIII и IX классах преподавание учебного предмета «Обществознание» осуществляется в соответствии с обязательным минимум содержания образования 1998 г.

При преподавании учебного предмета «Обществознание» в 8-9 классах, необходимо усилить практическую направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей.

При проведении итоговой аттестации учащихся IX классов в билетах по обществознанию для IX класса и демоверсии государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемой муниципальными экзаменационными комиссиями по обществознанию указаны практические умения, которыми должны овладеть учащиеся к концу IX класса (см. «Требования к уровню подготовки выпускников IX классов» федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию).

III. Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в средней школе

На ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне интегрированный предмет обществознание включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов.

Примерный учебный план (годовой) предмета «Обществознание» для образовательных учреждений Ярославской области.

Класс

Кол-во часов

Особенности преподавания

Примечания

Базовый уровень

X

70

«Экономика» и «Право» являются разделами учебного предмета «Обществознание»

Отдельных страниц журнала на разделы «Экономика» и «Право» не отводится.

X

35

Экономика 17 (0,5)

Право 17 (0,5)

Преподаются отдельными курсами.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

X

35

При условии добавления 17 часов из школьного компонента:

Экономика 34 ч. (17+17)

Право 34 ч. (17+17)

Учитель имеет право выбора в каком классе (10 или 11) и в каком полугодии изучать экономику и право.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

XI

70

«Экономика» и «Право» являются разделами учебного предмета «Обществознание»

Отдельных страниц журнала на разделы «Экономика» и «Право» не отводится.

XI

35

Экономика 17 (0,5)

Право 17 (0,5)

Преподаются отдельными курсами.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

XI

35

При условии добавления 34 (17+17) час из школьного компонента:

Экономика 34 ч. (17+17)

Право 34 ч. (17+17)

Учитель имеет право выбора в каком классе (10 или 11) и в каком полугодии изучать экономику и право.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

Профильный уровень

X

105

Учебные предметы «Обществознание» «Экономика» и «Право» преподаются отдельными курсами в зависимости от профиля.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

XI

105

Учебные предметы «Обществознание» «Экономика» и «Право» преподаются отдельными курсами в зависимости от профиля.

Для каждого предмета («Обществознание», «Экономика», «Право») отводится отдельная страница в журнале.

На профильном уровне «Обществознание», «Экономика», и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в старших классах рекомендуется осуществлять по УМК, вошедшим в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» (см. Приложение 2).

IV. Целесообразные формы обучения

Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и, разработанным на его основе примерным программам основного (общего) образования по обществознанию и среднего (полного) образования по обществознанию для базового и профильного уровня на самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися, отводится не менее 25 % учебного времени в основной школе (около 9 часов в год) и не менее 40 % учебного времени в средней школе (28 часов в год для базового уровня, 42 часа для профильного уровня).

Новое содержание обществоведческого образования, увеличение часов на самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках. На лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или дидактическим материалом. На практических занятиях может быть привлечен комплект познавательных и практических заданий, предлагаемых в УМК. Практические работы должны быть включены в тематическое планирование. Результаты практических работ фиксируются в школьном журнале.

Рабочая программа учителя может быть составлена на основе примерных программ или авторской программы. В случае использования авторской программы необходимо учесть, что последние не всегда соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта. При наличии расхождений авторской программы и требований федерального компонента государственного образовательного стандарта необходимо дополнить рабочую программу отсутствующими содержательными единицами.

Приложение 1.

Содержание курса «Введение в обществознание» для 6 класса2

Человек и общество (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право (6 час)

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени – 9 ч

Приложение 2.

Из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2006 г. N 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год (для основного (общего) образования)».

Автор и название учебника

Год выпуска

Издательство

Аннотация УМК

 

Липсиц И.В. Экономика. 7–8 кл.

2003

Вита-Пресс

Предпрофильная подготовка. Курс может изучаться в 8-9 кл. Издан в комплекте с опорными конспектами для школьников и методическим пособием. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г.

 

Никитин А.Ф.

Обществознание. 8 кл.

2006

Дрофа

Программа, рабочие тетради, поурочное и тематическое планирование.

 

Никитин А.Ф.

Обществознание. 9 кл.

2006

Дрофа

 

Королькова Е.С. Суворова Н.Г Обществознание. 6 кл.

2006

Новый учебник

Комплект включает рабочую тетрадь и методические рекомендации

 

Королькова Е.С. Суворова Н.Г

Обществознание. 7 кл.

2003

Новый учебник

 

Кишенкова О.В. Иоффе А.Н.

Обществознание. 9 кл.

2003

Новый учебник

Учебник 9 кл. составляет единую линию с учебниками 8 и 10 кл. Комплект включает рабочую тетрадь и методические рекомендации

 

Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В.

Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл.

2006

Новый учебник

Комплект включает рабочую тетрадь и методические рекомендации

 

Боголюбов Л.Н. и др.

Обществознание. 6 кл.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, рабочие тетради, методические рекомендации, дидактические материалы.

 

Боголюбов Л.Н. и др. «Обществоведение: гражданин, общество, государство» 5 кл.

 

Боголюбов Л.Н. и др.

Обществознание. 7 кл.

2006

Просвещение

Рутковская Н.Л., Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.» (ко всем учебникам)

 

Боголюбов Л.Н. и др.

Обществознание. 8–9 кл.

2006

Просвещение

Королькова Е.С.

Обществознание. 7 кл.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, рабочие тетради, методические рекомендации.

Королькова Е.С. и др. «Обществознание» 6 кл.

 

 

Никитин А.Ф. и др.

Обществознание. 8–9 кл.

2005

Просвещение

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Обществознание. 6 кл.

2006

Русское слово

Единая линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. УМК для 6 кл.: программа, тесты, рабочая тетрадь. УМК для 7 кл.: программа, тесты, рабочая тетрадь. УМК для 8 и 9 кл.: программа, тесты, задачник, учебное пособие Право (авт. Певцова Е.А.), Кравченко А.И. Обществознание. 5 кл. – пропедевтический курс

 

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Обществознание. 7 кл.

2006

Русское слово

 

Кравченко А.И.

Обществознание. 8 кл.

2006

Русское слово

 

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Обществознание. 9 кл.

2006

Русское слово

 

УМК для 10-11 классов (базовый и профильный уровень).

Автор и название учебника

Год выпуска

Издательство

Аннотация УМК

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г.

Обществознание. 10 кл.

2006

Вентана-Граф

В учебно-методический комплект входят: программа для 10–11 кл. (авт. Салыгин Е.Н.), учебные пособия «Обществознание» для 10 и 11 кл. (авт. Агошков А.В.), методическое пособие для учителя (авт. Пасман Т.Б. и др.). Изданы рекомендации по использованию учебников в условиях профильной школы. Учебник рекомендуется для изучения обществознания на базовом уровне

Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г.

Обществознание. 11 кл.

2006

Вентана-Граф

Никитин А.Ф.

Обществознание. 10 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень. Авторская программа, методическое пособие, поурочно-тематическое планирование, рабочие тетради

Никитин А.Ф.

Обществознание. 11 кл.

2005

Дрофа

Гуревич П.С., Николаева Е.З.

Обществознание. 10 кл

2006

Мнемозина

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. УМК: планирование, методические рекомендации, рабочая тетрадь, хрестоматия. Подготовлен учебник «Обществознание. 11 класс»

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Ч.1, 2. 10-11 кл.

2006

Просвещение

Дидактические материалы, методические рекомендации.

Элективные курсы: Гаджиев К.С. «Введение в политологию»,

Гусев Д.А. «Введение в философию»

Под ред. Боголюбова Л.Н.

Обществознание. 10 кл.

2005

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.  Базовый уровень. Методические рекомендации. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. «Обществознание» 11 кл. (базовый уровень)

Под ред. Боголюбова Л.Н.

Обществознание. 10 кл.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.  Профильный уровень

Кравченко А.И.

Обществознание. 10 кл.

2006

Русское слово

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень. УМК для 10 и 11 кл.: программа, задачник, тесты, тестовый контроль, учебное пособие Этика (авт. Волкова Е.В.) - учебное пособие Массовая культура (авт. Лазебникова А.Ю. и др.) – элективные курсы

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Обществознание. 11 кл.

2006

Русское слово

Экономика

Автономов В.С. Введение в экономику. 10–11 кл.

2005

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Базовый уровень. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

Липсиц И.В. Экономика. 10–11 кл.

2005

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Базовый уровень. Издан в комплекте с 4-мя рабочими тетрадями и методическим пособием в 2-х книгах. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

Под ред. Иванова С.И.

Основы экономической теории.

Ч. 1, 2. 10–11 кл. 

2003

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Профильный уровень. Издан в комплекте с практикумом и методическим пособием. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

Под ред. Линькова А.Я.

Экономика. 10–11 кл.

2006

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Профильный уровень (гуманитарный профиль). Издан в комплекте с практикумом и методическим пособием. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. и др.

Экономика. 10-11 кл.

2006

Интеллект-Центр

 

 

Право

 

Кашанина Т.В. Основы права.

10–11 кл.

2005

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Базовый уровень. Издан в комплекте с хрестоматией и методическим пособием. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

Никитин А.Ф.

Основы права. 10-11 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Профильный уровень. Программа, методическое пособие, рабочая тетрадь

 

Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Право. 10 кл.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.  Профильный уровень

 

Никитин А.Ф. Право. 10–11 кл.

2006

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень. Методические рекомендации

 

Певцова Е.А.

Право. Основы правовой культуры.

Ч. 1, 2. 10 кл.

2005

Русское слово

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. В УМК входит программа, поурочное планирование

 

Певцова Е.А.

Право. Основы правовой культуры.

Ч. 1, 2. 11 кл.

2005

Русское слово

 


1 См.: О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/2007 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Т.В. Фролова, Л.П. Бокова. – Ярославль: ИРО, 2006. С. 6 – 7.

2 См.: Примерная программа основного (общего) образования по обществознанию // http://www.mon.gov.ru/edu-politic/