Семинар
«Обобщение опыта по введению федерального компонента
государственного образовательного стандарта по химии и
БУП-2004» 14 октября 2008 года в Институте развития образования на кафедре естественно-математических дисциплин состоялся семинар на тему «Обобщение опыта по введению федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии и БУП-2004».
В работе семинара приняли участие руководители методических объединений и методисты муниципальных методических служб г. Ярославля и Ярославской области. Своим опытом работы по новому стандарту в основной школе поделилась учитель Коптевской ООШ Мышкинского МР
Шувалова Е.В.; в средней школе - учитель Мокеевской СОШ Ярославского района Ушакова А.А., (изучение химии на базовом уровне) и учитель СОШ № 49 г. Ярославля
Матина Л.И. (изучение химии на профильном уровне).
В обсуждении трудностей, возникших в период внедрения стандарта и путях их устранения, приняли участие методисты городов Ярославля, Рыбинска, Ростова, Данилова, а также следующих муниципальных районов: Угличского, Некоузского, Мышкинского, Первомайского, Пошехонского, Тутаевского, Рыбинского, Некрасовского, Гаврилов-Ямского.
К числу трудностей в преподавании химии в основной школе был отнесен несмотря на разгрузку обязательного минимума содержания образовательной программы по химии большой объем материала, подлежащего изучению в 8-м классе, который не может быть качественно усвоен всеми учениками при 2-х часах химии в неделю. Выход может быть либо в увеличении числа часов в неделю, отводимых на изучение предмета, до 3-х, либо в обязательном введении пропедевтического курса химии в 7 классе.
Количество часов, отводимых на изучение химии в средней школе на базовом уровне (1 час в неделю) и профильном уровне (3 часа в неделю) все участники семинара считают недостаточным для освоения программ по химии и прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Кроме того, отмечено отсутствие дидактических материалов для изучения химии на базовом уровне, которые бы содержали задания, направленные на достижение целей стандарта, а именно, готовили бы учащихся к безопасному использованию веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Одной из трудностей реализации образовательной программы по химии на профильном уровне было отмечено отсутствие конкурсного набора в профильные классы, что приводит к большому проценту учащихся, не готовых к изучению химии на профильном уровне. Большинство присутствующих отметили недостаточное количество качественных дидактических материалов для организации проектной деятельности учащихся (отсутствие методик для выполнения качественного и количественного анализа в условиях кабинета химии) и осуществления контроля в системе «учитель-ученик» (отсутствие контрольных работ в тестовой форме в соответствии с минимумом содержания основных образовательных программ по химии и требованиями к уровню подготовки выпускников).
В заключение все участники дали высокую оценку семинару и выразили желание проводить аналогичные мероприятия не реже 2 раз в год.
|