Введение

                Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,
                 а на завтрашний день детского развития.
                Обучение только хорошо, когда оно идет впереди развития.
    Л.С. Выготский

       В данном отчете я раскрыла содержание учебной деятельности младших школьников, рассмотрела ее строение, охарактеризовала специфику учебных задач и учебных действий. Суть учебной задачи: путь усвоения теоретических знаний - от абстрактного к конкретному. При решении учебной задачи школьники овладевают общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Решение задачи осуществляется согласно теоретическому принципу.

       Учебная задача решается школьниками путем выполнения учебных действий:

    • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта
    • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
    • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме
    • преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде"
    • построение системы частных задач, решаемых общим способом
    • контроль за выполнением предыдущих действий

       Осуществление младшими школьниками учебной деятельности на разных предметах способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти.

       Включение в урок нового средства обучения позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность ученика, мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

       Проблемы использования персонального компьютера на уроках русского языка для тренировки и контроля в настоящее время важны и актуальны. Компьютерные уроки насыщены по содержанию. Использование компьютера в учебном процессе позволяет по-новому организовать самостоятельную деятельность учащихся и получить итоги работы по классу и по каждому ученику в отдельности. Компьютерный контроль обеспечивает объективность и своевременность в подведении итогов.

       Цель творческого отчета - разработка контрольных заданий по русскому языку в начальной школе в развивающей системе Д.Б. Элькоиина - В.В. Давыдова.

       При работе над этой темой решались следующие задачи

    • изучены проблемы оценки знаний и умений в системе развивающего обучения
    • определены принципы, этапы и задачи разработки проверочных заданий
    • проведен анализ учебных программ и учебно-методической литературы по данной теме
    • осуществлен отбор содержания и основных понятий учебного материала и согласован с заведующей методическим кабинетом начальных классов
    • подобрана тестирующая среда "Visual Teacher"
    • разработала структура данных для каждого задания в соответствии с выбранным инструментальным средством

       В ходе работы были изучены методические пособия 1-З классов для учителей начальных классов, реализующих программу развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и работающих по букварю В.В. Репина и В.А.Левива. Автор: Т.В. Некрасова. Томск, Пеленг, 1994

       На основе принципов развивающего обучения и, опираясь на психологическую теорию учебной деятельности академика В.В. Давыдова, была дана характеристика основных тем программы русского языка; был проведен логико-дидактический анализ понятий, выделены их характерные свойства, а затем в соответствии с этим подобраны контрольные задания по темам для 1-З классов.

       Создан пакет компьютерных дидактических материалов для 1-З классов в нескольких вариантах.

       Данные дидактические материалы могут быть использованы при тематическом и итоговом контроле по русскому языку в развивающей системе Д.В.Эльконина - В.В.Давыдова.


К оглавлению К главе 1