Учитывая актуальность изучения темы “Компьютерные телекоммуникации”, в 1997/98 уч. году была скорректирована учебная программа в 10 -11 классе. При тематическом планировании на компьютерные телекоммуникации в программе отводится 20 часов (10 занятий по два часа).

    1. Вводное занятие.

Основные понятия (клиент, узел, сервер)/
Протокол TCP/IP.
Типы соединения.
Виды (on-line off-line) и основные сервисы(e-mail, WWW, news, FTP, gopher, telnet).
Система адресации (IP и доменных, адрес E-mail, адрес телеконференции, URL, как универсальный способ указания ресурсов).

2. Электронная почта. Основные возможности.

Принципы обмена электронной почты.
Этапы работы с e-mail.
Основные элементы интерфейса программы.
Основные операции: создание сообщения, связь с почтовым сервером, ответ на сообщение.
Знакомство с интерфейсом программы Dmail.
Демонстрация основных возможностей электронной почты.

3. Электронная почта. Дополнительные возможности.

Работа с папками: создание и добавление корреспонденции.
Запись в файл и чтение корреспонденции из файла.
Работа с адресной книгой.
Работа с двоичными файлами.

4. Электронная почта. Практическая работа.

5. Телеконференции.

Назначение телеконференций, организация системы телеконференций.
Просмотр содержимого телеконференций.
Отправка сообщения в телеконференцию и отправителю.

6. Телеконференции. Практическая работа.

Предыдущая страница

7. World Wide Web. Навигация в WWW.

Назначение, понятие гипертекста и гипермедиа.
Запуск и элементы интерфейса программы Netscape Navigator.
Способы навигации в WWW.

8. Поиск ресурсов в Internet.

Поисковые машины.
Поиск по запросам (простой, составной).
Демонстрация способов поиска ресурсов.

9. Поиск ресурсов в Internet. Практическая работа.

10. Удаленный доступ, обмен файлами.

Протокол удаленного доступа - telnet.
Введение в технологию FTP, назначение и основные приемы работы.
Прием файла и группы файлов.

    В рамках курса информатики первое знакомство с телекоммуникациями происходит в 10-11 классе. Теория дается на уроке. В виду того, что только один компьютер подключен к сети Интернет, на практических занятиях используется проектно-групповой метод работы (деление класса на группы по 3-4 человека.

    Для учащихся, участвующих в телекоммуникационных проектах, проводятся дополнительные занятия во внеурочное время:

закрепление практических навыков по работе с телекоммуникациями (электронная почта, навигация в WWW);
работа с текстовым редактором;
с графическим редактором.

    Организационно-методический.

    Организация команд (групп), желающих участвовать в проектах.

    Распределение обязанностей в группе:

ответственный за “генерирование” идей;
художественный оформитель;
ответственный “секретарь”;
технический исполнитель (прием, просмотр, отправление почты);

    Составление графика работы групп (т.к. в разных проектах участвуют различные группы учащихся).

    Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций.

    Привлечение педагогов-предметников.

    Годичный опыт работы в телекоммуникационных проектах позволяет утверждать, что при формировании групп следует учитывать как психологические, так и педагогические аспекты.

    Под психологическими аспектами я понимаю коммуникативность группы, а под педагогическими- решение конкретной учебно-воспитательной задачи.

    Группы, участвующие в проектах, могут формироваться следующим образом:

учащиеся одного класса;
учащиеся одной параллели;
учащиеся разных классов (разновозрастные группы).

    Учитывая типы телекоммуникационных проектов, на мой взгляд, наиболее удачные группы:

для участия в предметных проектах, например, в биологической или физической викторинах - это учащиеся одного класса или одной параллели;
для участия в творческих, игровых, культурологических, спортивных и пр. - это разновозрастные группы.

    Например, в нашей школе в брейн-ринге для эрудитов “Что? Где? Когда?” участвует группа школьников восьмых, десятых и одиннадцатых классов. Данный брейн-ринг - телекоммуникационный проект, который имеет свою специфику:

проводится в 8 этапов (практически, в течение всего учебного года) ;
вопросы команде высылаются в строго отведенное время;
ответы необходимо отправить в тот же день до определенного часа(т.е. требуется большая оперативность в работе).

    На I этапе сформировалась группа из восьмиклассников, но постепенно они вовлекли в эту игру и старшеклассников, обращаясь к ним за помощью. Положительной стороной такого взаимного сотрудничества следует считать то, что старшие учат младших навыкам работы с текстовым и графическим редакторами, с телекоммуникационной технологией. Эта группа восьмиклассников уже свободно владеет компьютером. Ребята вместе ищут ответы на поставленные задачи. В процессе этого идет активное коммуникативное общение. Старшеклассники выполняют роль наставников.

    Все проекты, в которых мы участвуем, проводятся в несколько этапов, согласно методике проведения учебного проекта, описанной выше. Пример участия в телекоммуникационной викторине- Приложение 1.

    Какую цель преследуем мы, участвуя в телекоммуникационных проектах?

Формирование у учащихся информационных и коммуникационных навыков.
Повышение интереса у учащихся к изучаемому предмету во время участия в предметных телекоммуникационных викторинах (биология, физика), развитие активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, при работе с литературой.
Совершенствование письменной речи. Так, участвуя в проекте “Идеальный мир глазами детей” дети составляют рассказы о себе, о своем городе, о своих увлечениях, об идеальной планете.
Развитие интеллекта и эрудиции.
Обучение этике общения, т. к. ребята участвуют в личной переписке, и этике поведения в сетях.
Развитие навыков коллективной работы ( во всех проектах).
Привитие навыков организованности в работе, оперативности, корректности, использования преимуществ скоростной электронной связи (ответы во всех проектах должны отправляться в определенные сроки).
Особое внимание уделяется привлечению учителей-предметников к работе в телекоммуникационных проектах., т.к. именно они могут оценить тематику проекта, степень сложности заданий, помочь найти и рекомендовать дополнительную литературу, дать консультацию, оценить работу школьников и стимулировать их оценками по данному предмету. Уже сейчас в школе выделяется группа педагогов, заинтересованных в использовании телекоммуникаций:
учитель биологии - Морсова С.Г.;
учитель физики - Салов Л.А.;
директор школы и учитель экономики - Головлев М.А.

    При наличии необходимой материально-технической базы целесообразно включать проекты в учебную деятельность.

    У учителя информатики при работе в телекоммуникационном проекте возникает ряд дополнительных обязанностей (в виду отсутствия лаборанта в школе):

  1. организация ввода материалов, подлежащих отправке по электронной почте;
  2. осуществление сеансов связи и поддержание контактов с организацией, предоставляющей телекоммуникационные услуги;
  3. организация получения, распечатки и распространения материалов, пришедших по электронной почте;
  4. организация хранения информации на магнитных носителях.

    В результате вышеизложенного, для успешной работы в телекоммуникационных проектах в школе необходимо следующее:

    Школьники должны иметь доступ к телекоммуникационным ресурсам и к компьютеру для создания своих файлов (текстов, рисунков и т.д. ) во внеурочное время.

    Для учащихся и преподавателей должно быть организовано обучение технологи использования компьютерной телекоммуникации.

    Для систематической работы с телекоммуникациями необходимо наличие лаборанта.

    Работа школьника в проекте должна стимулироваться оценкой по предметам, связанным с темой проекта. Учителя-предметники и учителя информатики также должны поощряться.

    Основной проблемой, возникающей при работе в телекоммуникационных проектах, в нашей школе являются низкие технические возможности связи по коммутируемому каналу, отсутствие компьютерного класса, оснащенного IBM-совместимыми компьютерами, отсутствие ставки лаборанта.

    Несмотря на эти трудности школа готова к проведению самостоятельных проектов.

Следующая страница