Учитывая актуальность изучения темы “Компьютерные телекоммуникации”, в 1997/98 уч. году была скорректирована учебная программа в 10 -11 классе. При тематическом планировании на компьютерные телекоммуникации в программе отводится 20 часов (10 занятий по два часа).
1. Вводное занятие.
Основные понятия (клиент, узел, сервер)/ Протокол TCP/IP. Типы соединения. Виды (on-line off-line) и основные сервисы(e-mail, WWW, news, FTP, gopher, telnet). Система адресации (IP и доменных, адрес E-mail, адрес телеконференции, URL, как универсальный способ указания ресурсов).
2. Электронная почта. Основные возможности.
Принципы обмена электронной почты. Этапы работы с e-mail. Основные элементы интерфейса программы. Основные операции: создание сообщения, связь с почтовым сервером, ответ на сообщение. Знакомство с интерфейсом программы Dmail. Демонстрация основных возможностей электронной почты.
3. Электронная почта. Дополнительные возможности.
Работа с папками: создание и добавление корреспонденции. Запись в файл и чтение корреспонденции из файла. Работа с адресной книгой. Работа с двоичными файлами.
4. Электронная почта. Практическая работа.
5. Телеконференции.
Назначение телеконференций, организация системы телеконференций. Просмотр содержимого телеконференций. Отправка сообщения в телеконференцию и отправителю.
6. Телеконференции. Практическая работа.
7. World Wide Web. Навигация в WWW.
Назначение, понятие гипертекста и гипермедиа. Запуск и элементы интерфейса программы Netscape Navigator. Способы навигации в WWW.
8. Поиск ресурсов в Internet.
Поисковые машины. Поиск по запросам (простой, составной). Демонстрация способов поиска ресурсов.
9. Поиск ресурсов в Internet. Практическая работа.
10. Удаленный доступ, обмен файлами.
Протокол удаленного доступа - telnet. Введение в технологию FTP, назначение и основные приемы работы. Прием файла и группы файлов.
В рамках курса информатики первое знакомство с телекоммуникациями происходит в 10-11 классе. Теория дается на уроке. В виду того, что только один компьютер подключен к сети Интернет, на практических занятиях используется проектно-групповой метод работы (деление класса на группы по 3-4 человека.
Для учащихся, участвующих в телекоммуникационных проектах, проводятся дополнительные занятия во внеурочное время:
закрепление практических навыков по работе с телекоммуникациями (электронная почта, навигация в WWW); | |
работа с текстовым редактором; | |
с графическим редактором. |
Организационно-методический.
Организация команд (групп), желающих участвовать в проектах.
Распределение обязанностей в группе:
- ответственный за “генерирование” идей;
- художественный оформитель;
- ответственный “секретарь”;
- технический исполнитель (прием, просмотр, отправление почты);
Составление графика работы групп (т.к. в разных проектах участвуют различные группы учащихся).
Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций.
Привлечение педагогов-предметников.
Годичный опыт работы в телекоммуникационных проектах позволяет утверждать, что при формировании групп следует учитывать как психологические, так и педагогические аспекты.
Под психологическими аспектами я понимаю коммуникативность группы, а под педагогическими- решение конкретной учебно-воспитательной задачи.
Группы, участвующие в проектах, могут формироваться следующим образом:
- учащиеся одного класса;
- учащиеся одной параллели;
- учащиеся разных классов (разновозрастные группы).
Учитывая типы телекоммуникационных проектов, на мой взгляд, наиболее удачные группы:
для участия в предметных проектах, например, в биологической или физической викторинах - это учащиеся одного класса или одной параллели; для участия в творческих, игровых, культурологических, спортивных и пр. - это разновозрастные группы.
Например, в нашей школе в брейн-ринге для эрудитов “Что? Где? Когда?” участвует группа школьников восьмых, десятых и одиннадцатых классов. Данный брейн-ринг - телекоммуникационный проект, который имеет свою специфику:
- проводится в 8 этапов (практически, в течение всего учебного года) ;
- вопросы команде высылаются в строго отведенное время;
- ответы необходимо отправить в тот же день до определенного часа(т.е. требуется большая оперативность в работе).
На I этапе сформировалась группа из восьмиклассников, но постепенно они вовлекли в эту игру и старшеклассников, обращаясь к ним за помощью. Положительной стороной такого взаимного сотрудничества следует считать то, что старшие учат младших навыкам работы с текстовым и графическим редакторами, с телекоммуникационной технологией. Эта группа восьмиклассников уже свободно владеет компьютером. Ребята вместе ищут ответы на поставленные задачи. В процессе этого идет активное коммуникативное общение. Старшеклассники выполняют роль наставников.
Все проекты, в которых мы участвуем, проводятся в несколько этапов, согласно методике проведения учебного проекта, описанной выше. Пример участия в телекоммуникационной викторине- Приложение 1.
Какую цель преследуем мы, участвуя в телекоммуникационных проектах?
Формирование у учащихся информационных и коммуникационных навыков. | |
Повышение интереса у учащихся к изучаемому предмету во время участия в предметных телекоммуникационных викторинах (биология, физика), развитие активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, при работе с литературой. | |
Совершенствование письменной речи. Так, участвуя в проекте “Идеальный мир глазами детей” дети составляют рассказы о себе, о своем городе, о своих увлечениях, об идеальной планете. | |
Развитие интеллекта и эрудиции. | |
Обучение этике общения, т. к. ребята участвуют в личной переписке, и этике поведения в сетях. | |
Развитие навыков коллективной работы ( во всех проектах). | |
Привитие навыков организованности в работе, оперативности, корректности, использования преимуществ скоростной электронной связи (ответы во всех проектах должны отправляться в определенные сроки). | |
Особое внимание уделяется привлечению учителей-предметников к работе в телекоммуникационных проектах., т.к. именно они могут оценить тематику проекта, степень сложности заданий, помочь найти и рекомендовать дополнительную литературу, дать консультацию, оценить работу школьников и стимулировать их оценками по данному предмету. Уже сейчас в школе выделяется группа педагогов, заинтересованных в использовании телекоммуникаций: |
- учитель биологии - Морсова С.Г.;
- учитель физики - Салов Л.А.;
- директор школы и учитель экономики - Головлев М.А.
При наличии необходимой материально-технической базы целесообразно включать проекты в учебную деятельность.
У учителя информатики при работе в телекоммуникационном проекте возникает ряд дополнительных обязанностей (в виду отсутствия лаборанта в школе):
В результате вышеизложенного, для успешной работы в телекоммуникационных проектах в школе необходимо следующее:
Школьники должны иметь доступ к телекоммуникационным ресурсам и к компьютеру для создания своих файлов (текстов, рисунков и т.д. ) во внеурочное время.
Для учащихся и преподавателей должно быть организовано обучение технологи использования компьютерной телекоммуникации.
Для систематической работы с телекоммуникациями необходимо наличие лаборанта.
Работа школьника в проекте должна стимулироваться оценкой по предметам, связанным с темой проекта. Учителя-предметники и учителя информатики также должны поощряться.
Основной проблемой, возникающей при работе в телекоммуникационных проектах, в нашей школе являются низкие технические возможности связи по коммутируемому каналу, отсутствие компьютерного класса, оснащенного IBM-совместимыми компьютерами, отсутствие ставки лаборанта.
Несмотря на эти трудности школа готова к проведению самостоятельных проектов.