Курс "Основы православной культуры"
Общие рекомендации к проведению урока

    На первом этапе обучения идет постоянная работа с Детской Библией. Первые рассказы не должны ставить перед собой задачу изложения всего хода событий Священной Истории. Библия является сложной книгой. Философское понимание события даже взрослому человеку дается не с первого прочтения, а подросток тем более не в состоянии обозреть такое широкое поле. Он в состоянии уяснить одно какое-нибудь не сложное, и не длинное событие. Тем более, что язык Библии бывает сложен и непонятен. Поэтому и обращение к Детской Библии более обоснованно. В сегодняшнее время не существует проблемы с приобретением этой книги. Тем более, что и различные издания похожи друг на друга, но более подходящей книгой считаю "Библию для детей", протоиереем Александром Соколовым в 1896 году в Санкт-Петербурге и переизданную в 1991 году издательством "Мосгорпечать".
    Таким образом, Детская Библия может служить учебным пособием на первом году обучения, а, следовательно, существует возможность коллективной работы с книгой, возможность точного домашнего задания, а значит, и рамки опроса расширены.
    Как должен готовиться учитель к уроку? Ушинский дает совершенно конкретные указания: "Учитель должен непременно заранее обдумать свой рассказ и даже написать его. Возьмите какой-нибудь библейский рассказ по библейскому тексту. Прочтите его сами с внимание, сделайте ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказа, и потом может обратиться к детям с такими вопросами, в ответ на которые они передали бы вам главные черты события. Затем следуют вопросы, исчерпывающие события"(20).
    Тон библейских рассказов не должен быть педантичным или книжным, а вполне серьезным и должен отличаться особенной задушевностью. Серьезность рассказа не должна делать его скучным или вялым. "Хорошие рассказы по истории библейских событий, которые я
имел возможность слышать у нас и заграницей, - пишет Ушинский, - передает эти события никак нечто давно прошедшее, но как происшествие, только вчера виденное и слышанное".
    В состав Библии входят канонические и неканонические книги. Неканоническими считаются такие, содержание которых ставится церковью под вопрос, т.е. может быть этого события и не было, а может, было иначе. Зачем же они введены в состав Библии? Сделано это потому, что они содержат большой смысл-урок. Поэтому, после прочтения, ученики должны привыкнуть отвечать на вопрос: "О чем эта история?". Более слабые ученики, вероятно, попытаются пересказать текст, но в классе обязательно найдутся дети, которые сумеют сделать правильные выводы. Можно акцентировать внимание учащихся на том, как бы они поступили в данной ситуации.
    Чему может научить библейский рассказ? Давайте, посмотрим на один из самых первых - "Первый грех". Поучительные строки содержатся в заключительной части рассказа. Когда Бог спрашивает Адама, почему тот съел запрещенный плод, Адам отвечает: "Я не виноват. Жена, которую Ты дал мне, принесла мне плод с дерева, вот я и съел". Вот он - важный урок для себя - научиться отвечать за свои поступки, а не перекладывать вину на другого Дети быстро найдут аналогии из повседневной жизни
. И надо уделить время на уроке, чтобы они "выговорились". Это послужит своеобразным закреплением материала.
    Педагог должен научить размышлять вслух, он делится с учениками своими сомнениями, обращается к ним за советом, приглашает к совместным раздумьям. Слово должно звучать непринужденно, задушевно, оно утверждает атмосферу доверия, чистосердечности, общности. В разговоре педагога и учащегося утверждается единство взглядов на добро и зло, на нравственные ценности; такой разговор приближает воспитателя
к воспитанникам. "Всякая же попытка пойти в духовный мир воспитанников хитростью, через "задворки", разыграть близость с воспитанниками, обычно терпит провал.(22)
    Таким образом, метод беседы предполагает работу с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, понятий или закономерностей. Здесь для педагога открывается широкое поле поиска от вводной беседы до эвристической или обобщенно-повторительной. Следует помнить о том, что в средней параллели метод беседы особенно рационален: дети уже накопили некоторый объем знаний, а этот возраст особенно чувствительный к беседе.
    После рассказа о сотворении человека, дети в своих тетрадях тоже создают своего человечка. Это существо в тетрадях будто бы только родилось и еще не знает, что плохо, а что хорошо. По ходу изучения библейских рассказов мы вписываем рядом с изображением плохие или хорошие человеческие качества. То ест каждый урок идет как бы примерка одежд нравственности "Что увидят эти глазки? Что
построят эти ручки? Далеко ли эти ножки уведут его?" Мы за это в ответе, и в наших силах, если не исправить, то сделать человека немного лучше (приложение № 2).
    Очень большое значение на уроке играет наглядность. "Наглядность, в силу образующихся ассоциаций, придает эмоциональный, глубоко личный характер тем мыслям, которые мы стремимся передать ребенку даже в тех случаях, когда они абстрактны".(23)
    Слайды, репродукции икон с изображением христианских праздников, записи духовного пения, картинки природы, репродукции библейских сюжетов с гравюр - помогут сделать урок более запоминающимся (приложение № 3).
    Наглядные методы обучения поддерживали, развивали все крупные педагоги (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков).
    Необходимо помнить о том, что наиболее высокой эффективностью для запоминания служат не сами наглядные пособия, а их сочетание с речью и практической деятельностью.
    "Кто  не замечал за собой, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые восприняли сами по средствам созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти" - пишет Ушинский.(24)
    Гораздо легче будет произвести материал, если в тетради или на доске будет опорная схема (приложение № 4-5). Можно записать череду событий в виде схемы (приложение № 6).
    При наличии книги на каждой парте, возможно применение метода комментированного чтения, но при большом объеме текста более целесообразным является рассказ учителя.
    При организации самостоятельной работы с книгой, педагог не должен забывать некоторые дидактические условия этого труда.
- Работу с книгой надо планировать, включать ее одним из видов самостоятельной деятельности.
- Действиями учеников надо четко управлять: что читать; с какой целью; на какие вопросы ответить; какие части озаглавить.
- Работа с книгой не должна занимать весь урок. Она разумно сочетается с другими видами работы.(25)
    Красиво и запоминающе можно украсить классный кабинет при рассказе библейских сюжетов, положивших начало христианским праздникам. И, наверное, не беда, если многое в праздниках пришло из язычества - это русская особенность, когда языческие обряды как бы наложились на христианские праздники. Мы же не удивляемся, когда в русском доме, в красном углу находились иконы, а над крышей мчался конь, приносящий удачу и достаток в дом.
    "Для каждого ребенка светлый Праздник и весна, Рождество и зимний пейзаж, спас и спелые плоды. Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями и веселостями - вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник".(25)
     В большинстве случаев, ребята с удовольствием выполняют творческие задания. Они рисуют свои представления Эдема, строят макеты ковчегов, разрисовывают пасхальные Яйца и открытки, составляют праздничные композиции на Рождество, Пасху, Троицу.
    В начале урока в качестве разминки можно организовать работу с библейской терминологией "Хам", "Содом", "столпотворение", " иерихонова труба" и т.д. Для этого термины лучше записать крупным шрифтом на карточках.

    Дети и взрослые любят играть. Зачетные уроки первого года обучения можно провести в виде игры. Либо соревнуются команды, либо устанавливается личное первенство. Игра "Эдем" (приложение № 7) рассчитана на две команды. Каждой команде задается вопрос и за правильный ответ командир может прикрепить к половинке доски любую фигурку из предложенного пакета. Побеждает та команда, которая первой составила картинку Эдема. Ученики, дававшие ответы получают оценки. В игре "Пасхальная ярмарка"  за разные по сложности вопросы ученики получают разного цвета шаблоны, действует система накопления. Например,  два синих - "отлично", два желтых - "хорошо". Ученик имеет возможность за урок получить несколько оценок. Учитель должен организовать опрос так, чтобы большинство учеников получили оценки, но при этом их ответы не были односложными.
    Методика преподавания второго года обучения несколько отличается от первого этапа. Во-первых, новый материал базируется на рассказе учителя. От учащихся потребуется проявление навыков концентрации внимания, быстрого письма, умения найти нужную информацию вне урока. Во-вторых, новым является отслеживание результатов. Целесообразным является блоковый метод подачи материала, то есть в течение нескольких уроков мы изучаем теорию, в тетради появляется план ответа или конспект, затем затемматериал закрепляется в ходе экскурсии. И только на третьем этапе проверяются полученные знания. Этот метод заимствован мной у известного педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Он пишет: "Изложение материала большими темами позволяет лучше его осмыслять, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные теоремы, правила. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что же впереди. При знании теории появляется вкус к самостоятельной работе. Интересно делать то, что умеешь.(26) (Приложение № 12- 13, 14).
    Согласно программе второго года обучения  для Ростова Великого можно предложить особую программу экскурсий. Ростов один из древнейших городов нашей страны, здесь формировалась русская культура. Крепла и росла мощь  русского государства, долгое время Ростов был центром митрополии. На сегодняшний день в Ростове существует четыре действующих монастыря, реставрируются и открываются храмы, музей обладает хорошими фондами. В программу можно включить следующие экскурсии:  

Тема 1-2. Спасо -Яковлевский монастырь.
Тема 3. Экскурсия в храм (таинства).
Тема 4-5. Ростовский музей-заповедник (отдел церковной одежды и утварь).
Тема 6. Отдел древнерусского искусства Ростовского музея-заповедника, либо Ярославского музея, возможна экскурсия в Ризницу Свято-Троицкого монастыря.
Тема 7. Экскурсия на территорию Ростовского музея-заповедника.
Тема 8. Лекция-концерт в Ростовском музыкальном педагогическом колледже.
Тема 9. Экскурсия на звонницу Ростовского Кремля, звонницу поселка Поречье Ростовского района
.

    Перед каждой экскурсией учащиеся имеют определенный объем знаний, план будущего творческого отчета. По результатам экскурсии учащиеся дома выполняют творческое задание.
Творческая самостоятельная работа является венцом самостоятельной деятельности ученика. Эта работа позволяет учащимся получить принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческий задач во многом аналогична умственной деятельности научных работников. "Задания такого рода - одно из средств формирования творческой личности".(27)
   Земля ярославская имеет богатое прошлое и будет не особенно трудно составить свою тематику экскурсий для любого уголка края (приложение № 8).
    Не только творческая работа может служить итоговой. В курсе ОПК контроль за качеством знаний проводится как на любом гуманитарном предмете: фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Возможна организация практической работы по таким темам как: "Иконопись", "Архитектура" и т.д. (приложение № 9, 10).
    Невозможно изучить новый материал без наличия наглядных пособий. Педагогу с учениками придется самим нарисовать богослужебную утварь и одежду священства, собрать и укрепить репродукции икон, завести карточки с терминологией, приобрести видеоматериал об обрядах и таинствах, иметь аудио кассеты с записями колокольных звонов и духовным пением.
    Время от времени учитель при изучении новой темы обязан опереться на старое. Для учеников это повторение не представляет трудности. Но иногда в том, что уже давно изучено и многократно повторено, вдруг обнаруживаются ускользающие ранее нюансы и оттенки. В этом случае возвращение к старому еще более полезно. "Ощущение движения, развития и роста является мощным психологическим стимулом в преодолении новых трудностей".(28)
    Таким образом, действует принцип многократного повторения, и материал запоминается достаточно легко, за урок можно изучить большой объем, но большая нагрузка ложиться на выполнение домашнего задания, а все экскурсии проводятся во внеурочное время. Значит и к ученику, и к учителю предъявляются большие требования (как временные затраты, так и материальные).   

на предыдущую страницу