Тип Членистоногие 

Обобщающий урок

 

http://bio.1september.ru/2002/35/2.htm

Л.В. СТЕПАНЕНКО,
учитель биологии СШ № 5,
г. Минеральные Воды, Ставропольский край

Обобщающий урок по теме «Членистоногие»

ХОД УРОКА

Вступление

(Вступление и заключение лучше читать под плавную музыку.)

Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла!

Каждому знакомы эти стихи К.И. Чуковского. Так же, как все помнят с детства Попрыгунью Стрекозу и Рака из басен И.А. Крылова. Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной способности членистоногих приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок-игра, в ходе которой мы попробуем обобщить эти знания.

(Класс делится на три команды, обговаривается система оценок.)

Конкурс I. Разминка

1. Что изучает наука арахнология и с чем связно это название?

2. В.И. Вернадский писал: «Вес одной стаи, однажды перелетевшей через Красное море в начале века, превышал вес всех металлов, когда-либо выплавленных человеком со дня его появления до наших дней». О ком идет речь, к какому классу и отряду относится это животное?

3. И.А. Крылов, используя сюжеты древнегреческих басен Эзопа и переводя француз-ского баснописца Лафонтена, допустил ошибку в переводе одной из басен. А так как он не был силен в энтомологии, ошибка так и не была исправлена. О какой ошибке идет речь?

4. Римляне свято верили, что представители этого отряда – оторвавшиеся цветы растений. О каком отряде идет речь? Какое у него научное название? С чем это связано?

5. Среди морских ракообразных есть рачки, которые светятся ночью. Во время Второй мировой войны японские офицеры брали их в ладонь и при таком незаметном свете читали военные донесения. Какое значение для животных имеет такая способность к свечению?

Конкурс II. Диктант

На доске записаны термины – каждый под своим номером. Учитель зачитывает их определения, а ученики на листочках должны указывать номер соответствующего термина – в том порядке, в котором зачитываются определения. Для приведенного примера ответ выглядит как «3–4–1–5–6–2».

Термины на доске

1. Зеленые железы.
2. Симбиоз.
3. Трахеи.
4. Мальпигиевы сосуды.
5. Инстинкт.
6. Регенерация.

Определения к терминам

·         Тончайшие трубочки для дыхания у насекомых.

·         Мельчайшие трубочки – органы выделения у наземных членистоногих.

·         Органы выделения продуктов жизнедеятельности раков.

·         Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении у насекомых и других животных.

·         Иногда попадаются раки с клешнями разного размера. Как называется процесс восстановления утраченного органа?

·         Взаимовыгодное сожительство разных организмов.

Конкурс III. Объясни факты

Еще встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи... Но многие из таких явлений, непонятных ранее, человек теперь уже может объяснить...

1. Почему Жан Анри Фабр писал: «Насекомое, удивлявшее нас минуту назад глубокой проницательностью, поражает наблюдателя своей тупостью, как только окажется в условиях, чуждых его повседневной практике»?

2. Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?

3. Некоторые паукообразные способны издавать звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют различное биологическое значение. Какое?

4. У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковы: одна – легкая и тонкая, другая – мощная, тяжелая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определенных условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?

5. Самку ночной бабочки подержали в садке и поместили в герметически закрытый прозрачный сосуд. Прилетавшие самцы скапливались около садка и не обращали внимания на самку, банка с которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему.

6. На о. Шри Ланка есть растение, которое ловит насекомых, но не ест их. Его цветки привлекают насекомых своим запахом и расцветкой. А когда насекомое заползает в цветок, множество изогнутых волосков на лепестках мешают ему выйти. Через некоторое время цветки распускаются и насекомое вылетает. Что это за явление?

7. Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчелы?

8. Почему наездник относится к паразитическим видам, хотя является помощником человека?

Конкурс IV. Системы органов

Каждая команда получает «свой класс животных» (рак, паук или насекомое) и по 7 силуэтов представителя этого класса. На каждый силуэт следует нанести одну из систем органов, указанных на доске.

1. Пищеварительная система.
2. Нервная система.
3. Кровеносная система.
4. Дыхательная система.
5. Выделительная система.
6. Органы чувств.
7. Внешняя сегментация.

Конкурс V. Конкурс капитанов

Проходит одновременно с конкурсом IV. Капитаны решают кроссворды.

(Учитель в это время может проверить диктанты – конкурс II.)

Конкурс VI. Тестовый опрос

Используются карточки с вопросами и вариантами ответов. Вопросы, помеченные знаком «*», имеют нескольких правильных ответов.

Задание 1

1. Предками членистоногих являются:

а) моллюски;
б) круглые черви;
в) кольчатые черви;
г) плоские черви.

2. Какая форма сердца у рака:

а) трубочка;
б) многоугольный мешочек;
в) двукамерное;
г) кольцо?

3*. Тело пауков расчленено на:

а) голову;
б) головогрудь;
в) грудь;
г) брюшко.

4*. В состав нервной системы насекомого входит:

а) головной мозг;
б) брюшная нервная цепочка;
в) над- и подглоточные нервные узлы;
г) периферические нервные волокна.

Задание 2

1. Для членистоногих характерна полость тела:

а) первичная;
б) вторичная;
в) смешанная.

2. Тело рака покрыто:

а) кожей;
б) кутикулой;
в) хитином.

3*. У пауков на голове находятся:

а) усики;
б) ногочелюсти;
в) простые глаза;
г) сложные глаза.

4*. Тело насекомого делится на:

а) голову;
б) грудь;
в) головогрудь;
г) брюшко.

Задание 3

1. Членистоногие имеют тело:

а) несимметричное;
б) с лучевой симметрией;
в) с двусторонней симметрией.

2. Речные раки дышат:

а) кислородом воздуха;
б) кислородом, растворенным в воде.

3. Пауки имеют желудок:

а) жевательный;
б) всасывающий;
в) с хитиновыми терками.

4. Вши, блохи, пухоеды утратили крылья в связи с:

а) паразитическим образом жизни;
в) усложнением нервной системы;
г) упрощением нервной системы.

Задание 4

1. Зрение членистоногих:

а) мозаичное;
б) простое;
в) может быть как простым, так и мозаичным.

2*. Тело рака расчленено на:

а) голову;
б) головогрудь;
в) грудь;
г) брюшко.

3. У пауков имеется пар ходильных ног:

а) 3;
б) 4;
в) 5.

4. Крылья насекомых – это:

а) видоизмененные конечности;
б) видоизмененные членики тела;
в) складки на боковых частях тела.

Задание 5

1*. В дыхании у разных членистоногих участвуют:

а) легочные мешки;
б) трахеи;
в) жабры.

2. Ракообразные обитают:

а) только в водоемах;
б) только на суше;
в) в водоемах и на суше.

3. Пищеварение пауков:

а) внутреннее;
б) внешнее.

4. При развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:

а) куколки;
б) яйца;
в) личинки;
г) взрослого насекомого.

Задание 6

1. Переносчиком энцефалита является:

а) таежный клещ;
б) чесоточный зудень;
в) каракурт;
г) скорпион.

2. У рака протоки выделительных желез находятся :

а) у хвоста;
б) на голове;
в) на брюшке.

3*. Органы чувств паука:

а) простые глаза;
б) сложные глаза;
в) щетинки на теле;
г) усики.

4. Насекомые имеют пар ходильных ног:

а) 3;
б) 4;
в) 5.

Задание 7

1. Кровеносная система членистоногих:

а) замкнутая;
б) незамкнутая.

2.  Рак имеет пар ходильных ног:

а) 3;
б) 4;
в) 5;
г) 6.

3*. На брюшке пауков находятся:

а) брюшные ноги;
б) паутинные железы;
в) чувствительные волоски.

4. Органы дыхания насекомого:

а) легочные мешки;
б) мальпигиевы сосуды;
г) трахеи.

Конкурс VII. Реклама

На уроках мы много говорим о том, что каждое животное имеет право на жизнь, о том, как часто человек забывает об этом. А может, и не стоят они наших хлопот, может, и не нужно их охранять? Докажите, что каждое животное имеет право на жизнь.

Конкурс VIII. Кто быстрее (решение загадок)

Все мои друзья – на суше,
Ну а я – живу в пруду.
Когда надо, дом воздушный
Под водою возведу.

(Паук серебрянка.)

На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать.

(Паук-волк.)

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.

(Рак.)

Муравьев тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком.

(Тли.)

Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера.

(Шмели.)

Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз.

(Муравей.)

Подведение итогов

 Заключение

«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле».

Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде «Книга о ночных бабочках». Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не- осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".