Тип Членистоногие 

Конспект урока

 

Конспект урока по теме

Размножение и развитие насекомых.

 Отряды насекомых с неполным и полным превращением.

 

Тип урока: комбинированный

 

Цели  урока:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Сформировать у учащихся  понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении и его преимуществах; познакомить учащихся с типами постэмбрионального развития насекомых

Содействовать формированию информационной культуры

Способствовать формированию коммуникативной культуры; воспитанию бережного отношения к природе

 

Оборудование: компьютерный класс (с проектором), коллекции насекомых с полным и неполным метаморфозом; раздаточный материал (тесты) на каждого ученика.

 

Организационная структура урока:

 

1 этап: Организационный

 

На данном этапе урока учитель и учащиеся приветствуют друг друга, учитель отмечает в журнале отсутствующих.

 

2 этап: Обобщение и систематизация знаний по теме "Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности"

 

Учащиеся садятся за компьютеры и работают с ОЭР «Биология в школе. Жизнедеятельность животных»: просматривают материал прошлого урока (закладки в программе заранее подготавливает учитель), повторяют, обобщают и систематизируют знания.

Работа проводится фронтально, совместно с учителем.

 

3 этап: Проверка домашнего задания

 

На данном этапе урока учитель раздаёт тестовые задания каждому ученику (см. приложение 1).

Учащиеся выполняют задание, учитель осуществляет контроль за работой учащихся.

 

4 этап: Актуализация опорных знаний

 

Учитель организует фронтальную беседу с учащимися по следующим вопросам:

 

  1. Что такое раздельнополые животные?
  2. Что такое оплодотворение?
  3. Какие виды оплодотворения вам известны? В чём их отличие?
  4. Давайте вспомним, какие преимущества даёт животным половое размножение?
  5. Как называются половые клетки, участвующие в размножении?
  6. Что такое партеногенез?

 

- Итак, ребята, мы с вами вспомнили несколько понятий, которые необходимы будут вам для более полного и глубокого осмысления материала сегодняшнего урока. Как вы думает, о чём сегодня пойдёт речь?

 

Учащиеся отвечают: о размножении насекомых.

 

- Записываем тему урока в тетрадь.

 

5 этап: Основной – изучение нового материала

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с удивительным чудом рождения бабочки, узнаете как появляются на свет кузнечики и другие насекомые. Поможет нам в этом компьютерная презентация, по ходу которой я буду давать пояснения, а вы должны составить конспект сегодняшнего урока. По окончании объяснения каждому из вам предстоит проверить себя – как вы усвоили сегодняшний материал. И в этом нам помогут компьютеры и приготовленные в них задания.

- Итак, мы начинаем…

 

1 слайд: Валерий Солоухин сказал:

 

Раздавливая ногой отвратительную,

Ползучую, жирную гусеницу,

Разве ты знаешь,

Какую бабочку ты раздавил?

 

А вы, ребята, когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Уверена, что некоторые даже не представляли, что оказавшись в подобной ситуации, убивают бабочку, может быть очень полезную и красивую. Надеюсь, что после сегодняшнего урока, вы  будете более осмотрительны и внимательны к беззащитным существам.

 

2 слайд: Начнём с особенностей размножения насекомых: насекомые раздельнополы, половые железы у них парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы. Яичники самок открываются в яйцеводы, которые ниже соединяются. Оплодотворение внутреннее.

 

3 слайд: У многих насекомых хорошо развит половой диморфизм - это внешние отличия самцов и самок одного вида. Здесь вы видите пример полового диморфизма: голубянка-икар.

 

4 слайд: постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с метаморфозом. Метаморфоз может быть полным и неполным. Что же такое метаморфоз?

 

 Это процесс превращения личинки во взрослое насекомое.(5 слайд)

 

6 слайд: разберём развитие без превращения (без метаморфоза): Из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитием половых органов. Характерно для низших бескрылых насекомых (ногохвосток).

 

7 слайд: А сейчас поговорим о непрямом развитии с неполным метаморфозом: у таких насекомых из яйца появляются личинки, которые претерпевают несколько линек и со временем превращаются во взрослых насекомых – имаго (8 слайд)

 

9, 10 слайды: посмотрите, пожалуйста, у каких насекомых наблюдается неполный метаморфоз.

 

11 слайд: Ну, а теперь, самое удивительное – полное превращение. Прежде чем разбирать биологические особенности, обратимся к известной всем героине Л. Кэрролл – Алисе. Помните, Алиса пожаловалась Гусенице, что случившиеся с ней волшебные изменения роста привели её в полное замешательство. Гусеница ответила, что в этом нет ничего странного.

«- Ну, может быть, вы пока ещё не находите этого, - возразила Алиса, - но когда вы превратитесь в куколку – что, знаете ли, рано или поздно должно произойти, - а потом в бабочку, я смею думать, у вас немного закружится голова, не так ли?

- Ничуть! – сказала Гусеница.

- Ну, возможно, ваши ощущения будут другими, - возразила Алиса. – Я знаю, что у меня, несомненно, закружилась бы голова.

- У тебя! – воскликнула с презрением Гусеница. – Кто ты такая?»

 

- Итак, в кого же превратится гусеница при полном метаморфозе?

- Верно, в куколку. А что такое куколка? (12 слайд)

 

13, 14 слайды: давайте познакомимся с отрядами насекомых, имеющих полное превращение.

 

15 слайд: давайте разберём биологический смысл метаморфоза: личиночные формы некоторых насекомых живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает конкуренцию за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.

 

6 этап: Закрепление знаний

 

 - Ребята, мы только что разобрали материал о размножении и развитии насекомых. Прошу вас сейчас пройти за компьютеры и попробовать заполнить таблицу, применив полученные на уроке знания.

 

- Теперь вы можете открыть ответы и проверить степень усвоения новых знаний и проанализировать свои ошибки. Обратите на это внимание при подготовке домашнего задания.

 

 

7 этап: Домашнее задание

            1) устно – стр. в учебнике 163, записи в тетради;

            2) решить биологическую задачу: почему личинки насекомых имеют червеобразную форму?(текст задачи выдать в печатном варианте каждому ученику)

 


Приложение 1.      

Тестовая работа по теме

Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности

 

Задание: выберите из предложенных вариантов только один наиболее правильный ответ

1.     Крылья у насекомых расположены:

А) на первом и втором сегментах груди;

Б) на втором и третьем сегментах груди;

В) на первом и третьем сегментах груди;

Г) на брюшке.

 

2.     Гемолимфа насекомых служит для:

А) снабжения органов и тканей кислородом и питательными веществами;

Б) снабжения органов и тканей кислородом и удаления углекислого газа;

В) снабжения органов и тканей питательными веществами и удаления продуктов обмена;

Г) удаления продуктов обмена веществ.

 

3.     Органами дыхания насекомых служат:

А) трахеи;                             Б) дыхательные мешки;

В) зелёные железы;                Г) жабры.

 

4.     Органы выделения насекомых представлены:

А) зелёными железами;               Б) трахеями;

В) мальпигиевыми сосудами;        Г) нефридиями.

 

5.     У насекомых конечностей:

А) 2 пары;                             Б) три пары;

В) 4 пары;                             Г) пять пар.

 

6.     Бегательные конечности характерны для:

А) кузнечиков;                      Б) богомолов;

В) медведок;                         Г) тараканов.

 

     7.     Для насекомых характерна пища:

         А) растительная;                    Б) животная;

         В) падаль;                             Г) все перечисленные виды пищи.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".