| ||||||
|
| |||||
Конспект урокаКонспект урока по теме Размножение и развитие насекомых. Отряды насекомых с неполным и полным превращением.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Оборудование: компьютерный класс (с проектором), коллекции насекомых с полным и неполным метаморфозом; раздаточный материал (тесты) на каждого ученика.
Организационная структура урока:
1 этап: Организационный
На данном этапе урока учитель и учащиеся приветствуют друг друга, учитель отмечает в журнале отсутствующих.
2 этап: Обобщение и систематизация знаний по теме "Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности"
Учащиеся садятся за компьютеры и работают с ОЭР «Биология в школе. Жизнедеятельность животных»: просматривают материал прошлого урока (закладки в программе заранее подготавливает учитель), повторяют, обобщают и систематизируют знания. Работа проводится фронтально, совместно с учителем.
3 этап: Проверка домашнего задания
На данном этапе урока учитель раздаёт тестовые задания каждому ученику (см. приложение 1). Учащиеся выполняют задание, учитель осуществляет контроль за работой учащихся.
4 этап: Актуализация опорных знаний
Учитель организует фронтальную беседу с учащимися по следующим вопросам:
- Итак, ребята, мы с вами вспомнили несколько понятий, которые необходимы будут вам для более полного и глубокого осмысления материала сегодняшнего урока. Как вы думает, о чём сегодня пойдёт речь?
Учащиеся отвечают: о размножении насекомых.
- Записываем тему урока в тетрадь.
5 этап: Основной – изучение нового материала - Сегодня на уроке вы познакомитесь с удивительным чудом рождения бабочки, узнаете как появляются на свет кузнечики и другие насекомые. Поможет нам в этом компьютерная презентация, по ходу которой я буду давать пояснения, а вы должны составить конспект сегодняшнего урока. По окончании объяснения каждому из вам предстоит проверить себя – как вы усвоили сегодняшний материал. И в этом нам помогут компьютеры и приготовленные в них задания. - Итак, мы начинаем…
1 слайд: Валерий Солоухин сказал:
Раздавливая ногой отвратительную, Ползучую, жирную гусеницу, Разве ты знаешь, Какую бабочку ты раздавил?
А вы, ребята, когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Уверена, что некоторые даже не представляли, что оказавшись в подобной ситуации, убивают бабочку, может быть очень полезную и красивую. Надеюсь, что после сегодняшнего урока, вы будете более осмотрительны и внимательны к беззащитным существам.
2 слайд: Начнём с особенностей размножения насекомых: насекомые раздельнополы, половые железы у них парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы. Яичники самок открываются в яйцеводы, которые ниже соединяются. Оплодотворение внутреннее.
3 слайд: У многих насекомых хорошо развит половой диморфизм - это внешние отличия самцов и самок одного вида. Здесь вы видите пример полового диморфизма: голубянка-икар.
4 слайд: постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с метаморфозом. Метаморфоз может быть полным и неполным. Что же такое метаморфоз?
Это процесс превращения личинки во взрослое насекомое.(5 слайд)
6 слайд: разберём развитие без превращения (без метаморфоза): Из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитием половых органов. Характерно для низших бескрылых насекомых (ногохвосток).
7 слайд: А сейчас поговорим о непрямом развитии с неполным метаморфозом: у таких насекомых из яйца появляются личинки, которые претерпевают несколько линек и со временем превращаются во взрослых насекомых – имаго (8 слайд)
9, 10 слайды: посмотрите, пожалуйста, у каких насекомых наблюдается неполный метаморфоз.
11 слайд: Ну, а теперь, самое удивительное – полное превращение. Прежде чем разбирать биологические особенности, обратимся к известной всем героине Л. Кэрролл – Алисе. Помните, Алиса пожаловалась Гусенице, что случившиеся с ней волшебные изменения роста привели её в полное замешательство. Гусеница ответила, что в этом нет ничего странного. «- Ну, может быть, вы пока ещё не находите этого, - возразила Алиса, - но когда вы превратитесь в куколку – что, знаете ли, рано или поздно должно произойти, - а потом в бабочку, я смею думать, у вас немного закружится голова, не так ли? - Ничуть! – сказала Гусеница. - Ну, возможно, ваши ощущения будут другими, - возразила Алиса. – Я знаю, что у меня, несомненно, закружилась бы голова. - У тебя! – воскликнула с презрением Гусеница. – Кто ты такая?»
- Итак, в кого же превратится гусеница при полном метаморфозе? - Верно, в куколку. А что такое куколка? (12 слайд)
13, 14 слайды: давайте познакомимся с отрядами насекомых, имеющих полное превращение.
15 слайд: давайте разберём биологический смысл метаморфоза: личиночные формы некоторых насекомых живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает конкуренцию за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.
6 этап: Закрепление знаний
- Ребята, мы только что разобрали материал о размножении и развитии насекомых. Прошу вас сейчас пройти за компьютеры и попробовать заполнить таблицу, применив полученные на уроке знания.
- Теперь вы можете открыть ответы и проверить степень усвоения новых знаний и проанализировать свои ошибки. Обратите на это внимание при подготовке домашнего задания.
7 этап: Домашнее задание 1) устно – стр. в учебнике 163, записи в тетради; 2) решить биологическую задачу: почему личинки насекомых имеют червеобразную форму?(текст задачи выдать в печатном варианте каждому ученику)
Приложение 1. Тестовая работа по теме Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности
Задание: выберите из предложенных вариантов только один наиболее правильный ответ 1. Крылья у насекомых расположены: А) на первом и втором сегментах груди; Б) на втором и третьем сегментах груди; В) на первом и третьем сегментах груди; Г) на брюшке.
2. Гемолимфа насекомых служит для: А) снабжения органов и тканей кислородом и питательными веществами; Б) снабжения органов и тканей кислородом и удаления углекислого газа; В) снабжения органов и тканей питательными веществами и удаления продуктов обмена; Г) удаления продуктов обмена веществ.
3. Органами дыхания насекомых служат: А) трахеи; Б) дыхательные мешки; В) зелёные железы; Г) жабры.
4. Органы выделения насекомых представлены: А) зелёными железами; Б) трахеями; В) мальпигиевыми сосудами; Г) нефридиями.
5. У насекомых конечностей: А) 2 пары; Б) три пары; В) 4 пары; Г) пять пар.
6. Бегательные конечности характерны для: А) кузнечиков; Б) богомолов; В) медведок; Г) тараканов.
7. Для насекомых характерна пища: А) растительная; Б) животная; В) падаль; Г) все перечисленные виды пищи.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |