| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа курса "Театральные подмостки""Волшебным краем" называл театр А.С. Пушкин
Пояснительная записка Программа курса по выбору "Актерское мастерство» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение первого или второго полугодия). Цели курса «Актерское мастерство»: - дать возможность обучающемуся реализовать свой интерес к предметам образовательной области "Искусство» в 9-м классе; - уточнить готовность и способность обучающегося осваивать предметы эстетического курса на профильном уровне. Задачи курса: - создание условий для формирования и развития у - формирование творческой личности средствами театральной педагогики; - раскрытие индивидуальных особенностей ученика е процессе эмоционально-образного восприятия окружающего мира; - развитие основных психических процессов и качеств; восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, а также коммуникабельности, чувства ритма и смелости в ходе публичного самовыражения; - развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений; - воспитание чувства ответственности перед коллективом; - обогащение духовного мира школьника. Итогом изучения данного курса является возникновение у учащихся желания обучаться по данному профилю или отказ от такого желания.
Структура урока 1. Приветствие. 2. Азбука театра. 3. Разминка. 4. Упражнения на развитие техники речи 5. Творческие задания, этюды. 6. Задания для отработки пластики движений.
Приветствие В качестве приветствия используется музыкально-двигательная импровизация «7 прыжков», в которой школьники приветствуют друг друга каждый раз по-разному, в образе определенного персонажа (как мушкетеры, как солдаты, как сказочные герои и т.д.).
Азбука театра Обогащение театрального опыта; получение знаний о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Разминка Выполнение музыкально-ритмических движений, развивающих воображение, фантазию, пантомимические навыки.
Упражнения по развитию техники речи Обучение способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии (дыхание, артикуляция), четкому произношению слов, чистоговорок, скороговорок с различными интонациями.
Творческие задания Работа с воображаемыми предметами, показ поведения людей различных профессий в ходе их работы, демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде, моделирование образа через подражание (походка, речь и т.д.), перевод на язык действия ощущений человека, театр-экспромт и т.д.
Задания для отработки пластики движений Музыкально-двигательная импровизация, имеющая цель выразить заданный образ в танце. На первом и на последнем занятиях проводятся творческие конкурсы в форме игр «Аплодисменты, аплодисменты!» и «Актерское мастерство». Целью их является выявление творческих способностей обучающихся в начале курса и определение степени их развития в конце, что позволит проконтролировать эффективность реализации указанных выше задач. Кроме того, на каждом занятии обучающийся за удачно выполненное задание получает 1 или 2 «таланта» (картонные цветные квадратики, за каждый вид деятельности определенного цвета), что является средством побуждения учеников к активному участию в творческом процессе и позволит учителю выставить отметки после каждых трех занятий по следующей шкале: 1 «талант» — отметка «3»; 2-4 «таланта» — отметка «4»; 5-6 «талантов» — отметка «5». На итоговом занятии проводится открытый контрольный урок, на который приглашаются зрители. Он позволяет обучающимся продемонстрировать свои творческие способности.
Тематическое планирование
Содержание программы
Первое занятие «Аплодисменты, аплодисменты!»
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «театр», «спектакль», «антракт», «аншлаг», «репетиция«. 3. Конкурс «Аплодисменты, аплодисменты».
Второе занятие «Профессия — актер» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Запуск проекта «Актер - избранник божий, и его искусство священно!» 4. Разминка «Птичий двор». 5. Чистоговорки. 6. Игра «Придумай диалог». 7. Игра-пантомима «Черепаха». 8. Упражнение на развитие эмоциональной памяти. 9. Этюд «На что похоже». 10.Танцевально-двигательная импровизация «Стирка».
Третье занятие «Что такое театр?» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «антракт», «аншлаг». 3. Из истории театра. 4. Разминка «Прогулка». 5. Чистоговорки, буриме. 6. Этюды на контрасты «Изобрази походку», «На что похоже?». 7. Танцевально-двигательная импровизация «Один день учителя».
Четвертое занятие «Театры Мира и России» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Изучение истории театров Мира и России 3. Разминка. «Спортивная олимпиада». 4. Чистоговорка. 5. Игра-пантомима «Эх!» Чтение стихотворения в образе 7. Работа с воображаемыми предметами. 8. Этюд «Экстремальная ситуация». 9. Танцевально-двигательная импровизация «Художественная гимнастика» (с лентами и мячами).
Пятое занятие «Виды театральных спектаклей» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «балет», «Опера», «оперетта», «режиссер». 3. Разминка - Подводный мир». 4. Чистоговорка «Испорченный телефон». 5. Балет «Принцесса на горошине», «Репка». 6. Танцевально-двигательные импровизации «Вальс-шутка».
Шестое занятие «Виды театральных спектаклей» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «мюзикл», «водевиль». 3. Разминка «Встреча со сказкой». 4. Чистоговорка. 5. Мюзикл "Колобок". 6. Танцевально-двигательные импровизации.
Седьмое занятие «Театральные жанры» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «Драматургия», «Драма», «Трагедия». 3. Разминка «Ботанический сад». 4. Чистоговорка «Испорченный телефон». 5. Этюд на развитие памяти, обоняния, осязания, вкуса. 6. Чтение стихотворения в заданном образе. 7. Танцевально-двигательная импровизация «Один день ученика».
Восьмое занятие «Театральные жанры» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие 2. Знакомство с понятиями «комедия», «фарс». 3. Разминка «В мире животных». 4. Чистоговорка «Подражание речи». 5. Постановка предлагаемого сюжета в различных жанрах: трагедия, комедия, детектив и др. 6. Танцевально-двигательные импровизации «Танец наоборот» (спинами друг к другу в парах).
Девятое занятие «Гримерный цех» Задачи занятия:
Ход занятия: 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «грим», «маска», «техника наложения грима». 3. Разминка «Скульптор и глина». 4. Игра «Спорная ситуация». 5. Этюд «Оживи предмет» (обыгрывание элементов костюма — кепки, шляпки, трости и т.п.). 6. Танцевально-двигательная импровизация «Один день повара».
Десятое занятие «Мимика, Пантомима» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «мимика», «пантомима». 3. Разминка «Встреча с Незнайкой». 4. Чистоговорка. 5. Чтение стихотворения в образе. 6. Рассказ стихотворений «Бульдог и таксик», «Удивительная кошка» с помощью жестов и мимики. 7. Пантомимический этюд «В большом городе». 8. Танцевально-двигательная импровизация «Утро ковбоя».
Одиннадцатое занятие «Сценическая речь» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «техника речи», «культура речи», «монолог», «диалог». 3. Разминка «Встреча с зайцем». 4. Чистоговорка. 5. Задание «Произнести фразу с различной интонацией». 6. Задание «Прочитать алфавит с заданной интонацией». 7. Диалог и пантомима «Разговор по телефону». 8. Танцевально-двигательная импровизация «Парикмахерская».
Двенадцатое занятие «Декоративно-художественное оформление» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «макет», «декорация». 3. Разминка «Цирковое представление». Л. Чистоговорка. 5. Чтение стихотворения по ролям. 6. Пантомима «Доктор Айболит». Моделирование образов животных. 7. Игра-пантомима «Охотник-утопист», 8. Музыкально-двигательная импровизация «Один день портного».
Тринадцатое занятие «Декоративно-художественное оформление» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «реквизит», «бутафория». 3. Разминка «Птицы». 4. Чистоговорка. Чтение стихотворения в образе. 5. Пантомима «Спорная ситуация». 6. Этюд «За столом». 7. Сценка-пантомима «За покупками». 8. Музыкально-двигательная импровизация «Калейдоскоп».
Четырнадцатое занятие «Афиша» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «афиша», «театральный плакат». 3. Разминка «В кафе». 4. Чистоговорка. 5. Этюды «Реклама», «Картинная галерея», «Улыбнись как...». 6. Танцевально-двигательная импровизация «Змейка».
Пятнадцатое занятие «Построение мизансцены» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «мизансцена», «инсценировка», «Сценическое движение». 3. Разминка «Путешествие в джунгли». 4. Задания «Басни-диалоги», «Театр-экспромт», «Немое кино» (экранизация басен). 5. Танцевально-двигательная импровизация «Задачи».
Шестнадцатое занятие «Музыкальное оформление» Задачи занятия:
Ход занятия 1. Приветствие. 2. Знакомство с понятиями «музыкальное оформление», «оркестр», «дирижер». 3. Разминка «Школьные предметы». 4. Чистоговорка. 5. Игра «Живой оркестр». 6. Создание мюзикла «Красная Шапочка» («Кот в сапогах», «Репка»). Используются имеющиеся в школе музыкальные инструменты. 7. Музыкально-двигательная импровизация «На балу у Золушки».
Семнадцатое занятие «Актерское мастерство» (заключительное) Задачи занятия:
Занятие контрольного урока проходит в форме театрализованного представления.
Литература для учителя 1. Алянский Ю. Азбука театра. - М., 1998. 2. Колчеев Ю.В. Авторский курс «Творчество». - М., 1996. 3. Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., 2001. 4. Тематические сценарии школьных праздников. Библиотека воспитателя. - М., 1994. http://www.uroki.net/scenar/scenar50.htm
Литература для обучающихся 1. Алянский Ю. Азбука театра. - М., 1998. 2. Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., 2001.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |