Программа курса "Театральные подмостки"

"Волшебным краем" называл театр А.С. Пушкин

 

Пояснительная записка

Программа курса по выбору "Актерское мастерство» рассчитана на 17 часов (1  час в неделю в течение первого или второго полугодия).

Цели курса «Актерское мастерство»:

- дать возможность обучающемуся реализовать свой интерес к предметам образовательной области "Ис­кусство» в 9-м классе;

- уточнить готовность и способность обучающегося осваивать предметы эстетического курса на про­фильном уровне.

Задачи курса:

- создание условий для формирования и развития у
обучающихся интереса к профессии актера;

- формирование творческой личности средствами театральной педагогики;

- раскрытие индивидуальных особенностей ученика е процессе эмоционально-образного восприятия окружающего мира;

- развитие основных психических процессов и качеств; восприятия, памяти, внимания, наблюда­тельности, фантазии, воображения, а также ком­муникабельности, чувства ритма и смелости в ходе публичного самовыражения;

- развитие речевого аппарата и пластической выра­зительности движений;

- воспитание чувства ответственности перед кол­лективом;

- обогащение духовного мира школьника.

Итогом изучения данного курса является возник­новение у учащихся желания обучаться по данному профилю или отказ от такого желания.

 

Структура урока

1.       Приветствие.

2.       Азбука театра.

3.       Разминка.

4.       Упражнения на развитие техники речи

5.       Творческие задания, этюды.

6.       Задания для отработки пластики движений.

 

Приветствие

В качестве приветствия используется музыкально-дви­гательная импровизация «7 прыжков», в которой школь­ники приветствуют друг друга каждый раз по-разному, в образе определенного персонажа (как мушкетеры, как солдаты, как сказочные герои и т.д.).

 

Азбука театра

Обогащение театрального опыта; получение знаний о театре, его истории, театральных профессиях, костю­мах, атрибутах, театральной терминологии.

 

Разминка

Выполнение музыкально-ритмических движений, развивающих воображение, фантазию, пантомими­ческие навыки.

 

Упражнения по развитию техники речи

Обучение способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии (дыхание, артику­ляция), четкому произношению слов, чистоговорок, скороговорок с различными интонациями.

 

Творческие задания

Работа с воображаемыми предметами, показ поведения людей различных профессий в ходе их работы, демонс­трация поведения представителей животного мира в природной среде, моделирование образа через подра­жание (походка, речь и т.д.), перевод на язык действия ощущений человека, театр-экспромт и т.д.

 

Задания для отработки пластики движений Музыкально-двигательная импровизация, имеющая цель выразить заданный образ в танце.

На первом и на последнем занятиях проводятся творческие конкурсы в форме игр «Аплодисменты, аплодис­менты!» и «Актерское мастерство». Целью их является выявление творческих способностей обучающихся в начале курса и определение степени их развития в конце, что позволит проконтролировать эффективность реализации указанных выше задач. Кроме того, на каждом занятии обучающийся за удачно выполненное задание получает 1 или 2 «таланта» (картонные цветные квадратики, за каждый вид деятельности определенного цвета), что является средством побуждения учеников к активному участию в творческом процессе и позволит учителю выставить отметки после каждых трех занятий по следующей шкале: 1 «талант» — отметка «3»; 2-4 «таланта» — отметка «4»; 5-6 «талантов» — отметка «5».

На итоговом занятии проводится открытый контрольный урок, на который приглашаются зрители. Он позволяет обучающимся продемонстрировать свои творческие способности.

 

Тематическое планирование

 

темы

уроков

Название темы

Кол-во часов

1

1

«Аплодисменты, аплодис­менты»

1

2

2

Профессия актер

1

3

3

Что такое театр?

1

4

4

Театры мира и России

1

5

5,6

Виды театральных спек­таклей

2

6

7,8

Театральные жанры

2

7

9

Грим

1

8

   10

Мимика, пантомима

1

9    

11,12

Сценическая речь

2

10

 13

Декоративно-художествен­ное оформление

1

11

14

Афиша

1

12

15

Построение мизансцены

1

13

16

Защита проектов учащихся "Актер-избранник божий, и его искусство священно!"

1

14

17

Контрольный открытый урок

1

Итого

17

 

Содержание программы

 

Первое занятие «Аплодисменты, аплодисменты!»

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • развитие интереса к актерскому искусству;
  • формирование необходимого для изучения курса запаса эмоций и впечатлений;
  • развитие воображения и личностного восприятия окружающего мира.

 

Ход занятия

1.  Приветствие.

2.  Знакомство с понятиями «театр», «спектакль», «антракт», «аншлаг», «репетиция«.

3.  Конкурс «Аплодисменты, аплодисменты».

 

Второе занятие «Профессия — актер»

Задачи занятия:

  • выявление особенностей актерской профессии;

  • развитие у школьников пантомимических навыков;

  • развитие у учащихся интонационной выразительности речи и артикуляционного аппарата;

  • воспитание коммуникабельности;

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Запуск проекта «Актер - избранник божий, и его искусство священно!»

4. Разминка «Птичий двор».

5. Чистоговорки.

6. Игра «Придумай диалог».

7. Игра-пантомима «Черепаха».

8. Упражнение на развитие эмоциональной памяти.

9. Этюд «На что похоже».

10.Танцевально-двигательная импровизация «Стирка».

 

Третье занятие «Что такое театр?»

Задачи занятия:

  • познакомить учащихся с историей возникновения театра;

  • сформировать необходимый запас эмоций и впе­чатлений для продолжения изучения курса;

  • развивать воображение и личностное восприятие.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «антракт», «аншлаг».

3. Из истории театра.

4. Разминка «Прогулка».

5. Чистоговорки, буриме.

6. Этюды на контрасты «Изобрази походку», «На что похоже?».

7. Танцевально-двигательная импровизация «Один день учителя».

 

Четвертое занятие «Театры Мира и России»

Задачи занятия:

  • ознакомить учащихся с разнообразием мировых
    театров, их традициями;

  • формировать необходимый запас эмоций и впечат­лений для продолжения изучения курса;

  • развивать интонационную выразительность речи.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Изучение истории театров Мира и России

3. Разминка. «Спортивная олимпиада».

4. Чистоговорка.

5. Игра-пантомима «Эх!»

Чтение стихотворения в образе

7. Работа с воображаемыми предметами.

8. Этюд «Экстремальная ситуация».

9. Танцевально-двигательная импровизация «Худо­жественная гимнастика» (с лентами и мячами).

 

Пятое занятие «Виды театральных спектаклей»

Задачи занятия:

  • ознакомить учащихся с разнообразием видов теат­ральных спектаклей;

  • развивать выразительность речи, умение эмоцио­нально и выразительно общаться;

  • предоставить учащимся опыт участия в драматиза­ции литературных произведений;

  • способствовать развитию у школьников вообра­жения;

  • воспитывать партнерские отношения в процессе
    игры.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «балет», «Опера», «оперетта», «режиссер».

3. Разминка - Подводный мир».

4. Чистоговорка «Испорченный телефон».

5. Балет «Принцесса на горошине», «Репка».

6. Танцевально-двигательные импровизации «Вальс-шутка».

 

Шестое занятие «Виды театральных спектаклей»

Задачи занятия:

  •  продолжать знакомство учащихся с разнообразны­ми видами театральных спектаклей;

  •  разбивать выразительность речи, умение эмоци­онально и выразительно общаться, участвовать в драматизации литературных произведений;

  • воспитывать партнерские отношения в процессе
    игры.

Ход занятия

1.   Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «мюзикл», «водевиль».

3. Разминка «Встреча со сказкой».

4. Чистоговорка.

5. Мюзикл "Колобок".

6. Танцевально-двигательные импровизации.

 

Седьмое занятие «Театральные жанры»

Задачи занятия:

  • ознакомить учащихся с разнообразными видами театральных жанров;
  • развивать умение эмоционально и выразительно общаться;
  • побуждать школьников к участию в драматизации
    литературных произведений;
  • воспитывать партнерские отношения в процессе
    игры.

Ход занятия

1.    Приветствие.

2.    Знакомство с понятиями «Драматургия», «Драма», «Трагедия».

3.    Разминка «Ботанический сад».

4.    Чистоговорка «Испорченный телефон».

5.    Этюд на развитие памяти, обоняния, осязания, вкуса.

6.    Чтение стихотворения в заданном образе.

7.    Танцевально-двигательная импровизация «Один день ученика».

 

Восьмое занятие «Театральные жанры»

Задачи занятия:

  • продолжать знакомить учащихся с разнообразием видов театральных жанров:
  • развивать умение эмоционально и выразительно общаться;
  • активизировать участие обучающихся в постанов­
    ке предлагаемого сюжета в различных театральных
    жанрах;
  • формировать умение согласовывать свои действия
    с действиями партнеров

Ход занятия

1. Приветствие

2. Знакомство с понятиями «комедия», «фарс».

3. Разминка «В мире животных».

4. Чистоговорка «Подражание речи».

5. Постановка предлагаемого сюжета в различных жанрах: трагедия, комедия, детектив и др.

6. Танцевально-двигательные импровизации «Танец наоборот» (спинами друг к другу в парах).

 

Девятое занятие «Гримерный цех»

Задачи занятия:

  • помочь обучающимся осознать важность примене­
    ния грима в актерской профессии;
  • ознакомить школьников с разнообразными видами
    грима, техникой его наложения;
  • вызвать у школьников положительный эмоциональ­ный настрой;
  • развивать творческую фантазию, совершенствовать пантомимические навыки.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «грим», «маска», «техника наложения грима».

3. Разминка «Скульптор и глина».

4. Игра «Спорная ситу­ация».

5. Этюд «Оживи предмет» (обыгрывание элементов костюма — кепки, шляпки, трости и т.п.).

6. Танцевально-двигательная импровизация «Один день повара».

 

Десятое занятие «Мимика, Пантомима»

Задачи занятия:

  • развивать коммуникативные способности школьни­ков, их пантомимические навыки;
  • формировать умение согласовывать свои дейс­
    твия с действиями партнеров, развивать творческую
    инициативу.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «мимика», «пантомима».

3. Разминка «Встреча с Незнайкой».

4. Чистоговорка.

5. Чтение стихотворения в образе.

6. Рассказ стихотворений «Бульдог и таксик», «Удивительная кошка» с помощью жестов и мимики.

7. Пантомимический этюд «В большом городе».

8. Танцевально-двигательная импровизация «Утро ковбоя».

 

Одиннадцатое занятие «Сценическая речь»

Задачи занятия:

  • развивать интонационную выразительность речи и артикуляционный аппарат;
  • совершенствовать диалогическую и развивать мо­нологическую речь;
  • способствовать укреплению коммуникативных от­ношений между обучающимися;
  • формировать умение эмоционально и выразительно общаться.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «техника речи», «культура речи», «монолог», «диалог».

3. Разминка «Встреча с зайцем».

4. Чистоговорка.

5. Задание «Произнести фразу с различной интона­цией».

6. Задание «Прочитать алфавит с заданной интона­цией».

7. Диалог и пантомима «Разговор по телефону».

8. Танцевально-двигательная импровизация «Парик­махерская».

 

Двенадцатое занятие «Декоративно-художественное оформление»

Задачи занятия:

  • познакомить обучающихся с декоративно-художес­твенным оформлением спектакля;
  • развивать пантомимические способности и интона­ционную выразительность речи школьников;
  • формировать коммуникативные качества.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «макет», «декорация».

3. Разминка «Цирковое представление». Л. Чистоговорка.

5. Чтение стихотворения по ролям.

6. Пантомима «Доктор Айболит». Моделирование образов животных.

7. Игра-пантомима «Охотник-утопист»,

8. Музыкально-двигательная импровизация «Один день портного».

 

Тринадцатое занятие «Декоративно-художественное оформление»

Задачи занятия:

  • продолжать знакомство учащихся с декоративно-художественным оформлением спектакля;
  • развивать пантомимические способности и интона­ционную выразительность речи школьников;
  • формировать у учащихся коммуникативные на­выки.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «реквизит», «бутафория».

3. Разминка «Птицы».

4. Чистоговорка. Чтение стихотворения в образе.

5. Пантомима «Спорная ситуация».

6. Этюд «За столом».

7. Сценка-пантомима «За покупками».

8. Музыкально-двигательная импровизация «Калей­доскоп».

 

Четырнадцатое занятие «Афиша»

Задачи занятия:

  • ознакомить обучающихся с оформлением афиши, театрального плаката;
  • развивать у школьников фантазию;
  • совершенствовать пантомимические навыки и раз­
    вивать интонационную выразительность речи.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «афиша», «театральный плакат».

3. Разминка «В кафе».

4. Чистоговорка.

5. Этюды «Реклама», «Картинная галерея», «Улыбнись как...».

6. Танцевально-двигательная импровизация «Змейка».

 

Пятнадцатое занятие «Построение мизансцены»

Задачи занятия:

  • расширить представления обучающихся о театра­лизованной деятельности;
  • побудить школьников к активному участию в теат­рализованных играх;
  • формировать у обучающихся умение согласовывать свои действия с действиями партнера;
  • развивать у школьников творческую фантазию.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «мизансцена», «инсценировка», «Сценическое движение».

3. Разминка «Путешествие в джунгли».

4. Задания «Басни-диалоги», «Театр-экспромт», «Немое кино» (экранизация басен).

5. Танцевально-двигательная импровизация «Задачи».

 

Шестнадцатое занятие «Музыкальное оформление»

Задачи занятия:

  • дать представление учащимся о значимости музы­кального оформления спектакля;
  • побудить школьников к активному участию в созда­нии мюзикла-сказки;
  • вызвать у учащихся положительный эмоциональный настрой;
  • развивать у школьников творческую фантазию;
  • продолжить формирование умений эмоционально и выразительно общаться.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Знакомство с понятиями «музыкальное оформление», «оркестр», «дирижер».

3. Разминка «Школьные предметы».

4. Чистоговорка.

5. Игра «Живой оркестр».

6. Создание мюзикла «Красная Шапочка» («Кот в сапогах», «Репка»). Используются имеющиеся в школе музыкальные инструменты.

7. Музыкально-двигательная импровизация «На балу у Золушки».

 

Семнадцатое занятие «Актерское мастерство» (заключительное)

Задачи занятия:

  • раскрытие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
  • развитие у школьников эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
  • развитие у учащихся наблюдательности, фантазии, воображения, смелости, навыков публичного само­выражения.

Занятие контрольного урока проходит в форме театрализованного представления.

 

 

 

Литература для учителя

1.    Алянский Ю. Азбука театра. - М., 1998.

2.    Колчеев Ю.В. Авторский курс «Творчество». - М., 1996.

3.    Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., 2001.

4.    Тематические сценарии школьных праздников. Библиотека воспитателя. - М., 1994.

http://www.uroki.net/scenar/scenar50.htm

 

Литература для обучающихся

1.   Алянский Ю. Азбука театра. - М., 1998.

2.   Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., 2001.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".