логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования
Консультации

Уважаемые коллеги!

Сотрудники кафедры готовы оказать Вам очную и заочную (по телефону, электронной почте) консультативную поддержку по означенным темам:

  • Консультирует Захарова Т.Н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ЯО ИРО

    1. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.
      Понятие адаптации, виды, условия для ее протекания. Особенности организации деятельности педагогов ДОУ в адаптационный период, взаимодействие специалистов. Оказание индивидуально–дифференцированной помощи и поддержки детям и родителям. Планирование работы. Организация предметно–развивающего пространства в адаптационный период. Деятельность администрации в период подготовки детей и родителей и непосредственно адаптационный период (заведующей ДОУ, старшего воспитателя). Взаимодействие с родителями детей вновь поступающих в ДОУ (блоки: информационный, мотивационно–организационный, продуктивного общения). Организация «Клуба успешной адаптации для родителей» (из опыта работы: методика организации, проведение встреч, методические и дидактические материалы – памятки, сценарии практических занятий, буклеты, картотеки игр и др.). Проведение адаптационных игр для детей (на знакомство, освоение предметного пространства и др.
    2. Организация развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста.
      Основные направления работы с детьми:
      Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ (различные виды закаливания, специфика проведение физкультурных занятий, эмоционально–стимулирующей гимнастики, пальчиковые игры и упражнения, различные способы профилактики нарушений зрения, опорно–двигательного аппарата и др.). Оснащение предметно– развивающей среды для проведения физкультурно– оздоровительных мероприятий на группах (нестандартное оборудование). Контроль своевременности физического развития детей раннего возраста.
      Познавательно – речевое развитие детей: организация речевого развития детей раннего возраста, использование фольклора (потешки, сказки, заклички, речевки, рифмовки и др.) на занятиях и в режимные моменты. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания (картотека). Организация игр, наблюдений для обогащения словаря детей. Методика работы по речевому развитию (игровые занятия с детьми по развитию речи в ДОУ, дидактические игры, игровое общение и др.).
      Социально – личностное развитие детей раннего возраста: организация работы по развитию эмоциональной сферы (специально подобранные игры и упражнения, профилактика эмоционального неблагополучия детей в ДОУ– подборка игр). Формирование навыков культуры поведения – методика работы, картотека игр, стихов, закличек, используемых в режимные моменты («Веселое умывание, одевание» и т.п.). оснащение центров социально– личностного развития детей раннего возраста на группах.
      Художественно – эстетическое развитие: программы, используемые в ДОУ по данному направлению, методика работы с детьми раннего возраста на занятиях, использование различных изобразительных средств на занятиях с детьми раннего возраста.
    3. Новые подходы к организации взаимодействия ДОУ с родителями.
      Преемственность семейного и общественного воспитания как основа взаимоотношений в системе «педагог-ребенок-семья».
      Роль семьи в развитии и воспитании ребенка. Родительский авторитет (виды). Проблемы современной семьи. Дисгармоничная семья как фактор риска возникновения у ребенка проблем психического и физического здоровья. Последствия неправильного семейного воспитания (семьи гипер-, гипоопеки, семьи с контрастным воспитанием) – поведенческие проблемы детей (агрессия, тревожность, застенчивость, страхи и др.). Взаимодействие педагога с разными типами семей. Оказание психологической поддержки родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
      Диагностика детско-родительских отношений. Планирование работы с семьей. Методика проведения собраний, консультаций, семинаров, практикумов для родителей, организация совместных мероприятий с детьми. Конспекты семейных праздников, досугов. Способы активизации родителей на различных мероприятиях, сплочения детско–родительского коллектива.
    4. Социально-личностное развитие детей.
      Актуальность проблемы социальное развитие и воспитание дошкольников. Нормативно – правовые документы, регламентирующие работу по социальному развитию дошкольников. Особенности социального развития детей. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации. Общие закономерности социально-личностного развития дошкольника. Диагностика социально-личностного развития. Педагогические условия, необходимые для своевременного социально-личностного развития. Средства социального развития ребенка (общение, игра, познавательная деятельность, художественное творчество, предметно–развивающая среда и др.). Конспекты занятий с детьми и родителями. Методика организации занятий по данному направлению детей в разных возрастных группах. Проектная деятельность как средство социального развития старшего дошкольника. Обзор программ по социально–личностному развитию. Картотеки считалок, стихов, игр. Организация работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, эмоциональной сфере. Методика организации взаимодействия с социальными партнерами разного уровня.
    5. Требования к личности педагога (консультация для молодых специалистов).
      Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу – значение педагогической деятельности (функциональные обязанности педагога ДОУ).
      Структура педагогической деятельности: мотив – цель – предмет - способы осуществления - результат.
      Основные «орудия» педагогического труда - голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.
      Важнейшие профессиональные функции педагога:
      - создание педагогических условий для успешного развития и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья;
      - обеспечение охраны их жизни и укрепления здоровья.
      Реализуются эти функции в различных сферах деятельности педагога:
      в работе по созданию развивающей среды (требования к ПРС, оснащение центров, учет возрастных и индивидуальных особенностей на группе при организации ПРС и др.);
      в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации (вариативное планирование – годовой план, перспективный, тепматический, календарный) в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов;
      при организации взаимодействия с родителями воспитанников (содействовать повышению их педагогической культуры, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе.
      Обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога – самообразование (формы).
      Личностные качества педагога
      Содержание педагогической деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные:
      Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие.
      От воспитателя требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое.
      К профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.
      Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
      Педагогические умения.
      Как отмечалось выше, деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько).
  • Развивающая система обучения Л.В. Занкова
    Консультирует
    Зайцева Н.В

    • Тема: Учебник как средство процесса обучения и воспитания, или требования к занковскому уроку

      Главная задача развивающего обучения – создать такие условия, чтобы ребенок сам сумел открыть научные истины, определить для себя важнейшие правила и их основания, а уж потом научиться эти правила применять! Учебник рассматривается как носитель не самой информации, а способов ее получения, понимания и усвоения. Учебник представляет собой своеобразную модель учебной деятельности.

      В настоящее время система оснащена учебниками по предметам учебного плана и методическими пособиями для учителя. Рассмотрим роль учебника на уроке на примере учебников по русскому языку для 1–4-х классов (авт. А.В. Полякова. М.: Просвещение, 2000–2003).

      Учебник как важнейшее средство процесса обучения и воспитания учащихся предназначен для ученика и учителя. Для ученика он является источником информации, средством ее усвоения и самоконтроля, для учителя – прежде всего ориентиром в руководстве учебным познанием школьников, средством контроля и индивидуализации обучения. Учебник и урок должны быть тесно взаимосвязаны.

      Рассмотрим требования к занковскому уроку, которые могут быть представлены с разных позиций: дидактической, методической, на уровне учебного материала и т.д. Но всегда ход урока определятся достижением четко намеченной цели. Рассмотрим уроки, которые по цели различаются. Методика урока многовариантна: учитывая цели, подготовку, потребности учащихся, она должна находиться в единстве с передаваемым содержанием.

      Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учебник является в значительной степени сценарием процесса обучения на уроке.

      С учетом характеристики материала учебников наметим общие требования к уроку (при подготовке или оценивании).

    • Тема: Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

      Предлагаемый материал поможет понять рекомендуемую логику орфографической работы (учебники по русскому языку для 1–4-х классов авт. А.В. Полякова), познакомиться с отличными от традиционных методическими решениями тех или иных вопросов, с конкретными приемами формирования умений.

      Понятие самоконтроль и его виды; обучение детей осознанному контролю за правильностью письма на разных его этапах; комплексный характер умения проверять написанное; исправление специально допущенных ошибок как необходимое орфографическое упражнение, условия успешности его применения.

    • Тема: Дидактические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника

      Материал знакомит с основными методологическими основами системы: с различными аспектами характеризующих систему обучения, а также рассматривает систему дидактических принципов, лежащих в основе системы обучения Л.В. Занкова, и устанавливает иерархию их значимости для системы.

    • Тема: Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы

      Предлагаемый материал обращен ко всем специалистам, заинтересованным в ознакомлении с одним из вариантов личностно-ориентированного развивающего обучения математике, разработанного в рамках системы Л.В. Занкова. При создании системы развивающего обучения, прежде всего следует установить, чему надо учить школьников, а чему не надо и даже вредно, и как строить процесс обучения в одном и другом случае.

    • Тема: Роль геометрического материала в курсе математики начальной школы и специфика его изучения

      Предлагаемый материал обращен ко всем специалистам, заинтересованным в ознакомлении с одним из вариантов личностно-ориентированного развивающего обучения математике, разработанного в рамках системы Л.В. Занкова.

      При создании системы развивающего обучения, прежде всего, следует установить, чему надо учить школьников, а чему не надо и даже вредно, и как строить процесс обучения в одном и другом случае.

    • Тема: Особенности методики работы по обучению учащихся решению текстовых задач

      Предлагаемый материал обращен ко всем специалистам, заинтересованным в ознакомлении с одним из вариантов личностно-ориентированного развивающего обучения математике, разработанного в рамках системы Л.В. Занкова.

      При создании системы развивающего обучения, прежде всего, следует установить, чему надо учить школьников, а чему не надо и даже вредно, и как строить процесс обучения в одном и другом случае.

  • Развивающая система обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
    Консультирует ЗайцеваН.В.
    • Тема: Учебник как средство формирования учебной деятельности, или зачем нужен учебник в развивающем обучении

      Главная задача развивающего обучения – создать такие условия, чтобы ребенок сам сумел открыть научные истины, определить для себя важнейшие правила и их основания, а уж потом научиться эти правила применять! Учебник рассматривается как носитель не самой информации, а способов ее получения, понимания и усвоения.

      Учебник представляет собой своеобразную модель учебной деятельности. Учебник в развивающем обучении отображает не только результат, но и сам процесс учебной деятельности, его этапы: постановку задачи, анализ ее условий, выделение способа решения задачи и его конкретизацию, контроль и оценку. Именно это сделано в учебниках по русскому языку для начальной школы, а также для 5–6-х классов В.В. Репкина.

      Параграфы (разделы) в этих учебниках начинаются с проблемной ситуации, выполняющей постановочную функцию (в начальной школе эта ситуация разворачивается как определенный сюжет с участием сквозных персонажей). Затем в параграфе представлены задания, выполнение которых приводит учащихся к открытию новых понятий и способов действия. Далее идет блок упражнений, в ходе работы над которыми уточняется новый способ или новое знание, отрабатываются соответствующие умения. И, наконец, завершается параграф контрольными заданиями (в начальной школе) или контрольными вопросами (в 5–6-х классах), которые позволяют ученику проверить самого себя, самостоятельно подвести итог собственному изучению данного параграфа и оценить результаты своей работы.

      Таким образом, важнейшая функция учебника в процессе формирования учебной деятельности – обеспечение условий для воспроизведения учащимися анализа и содержательного обобщения свойств изучаемого предмета в форме учебного диалога. Отсюда и главная характеристика учебника развивающего обучения – он должен быть диалогичным.

    • Тема: Развитие речи (диагностические работы)

      Обычно учитель проводит диагностические, тематические, проверочные и итоговые контрольные работы по основной содержательной линии курса русского языка, связанной с действием письма. Пакет таких работ, составленных авторами программы, есть в учебнике и методическом пособии (авт. В.В. Репкин и др.). Итоговые контрольные работы по курсу русского языка начальной школы ежегодно публикуются в газете «Начальная школа». Поэтому особых проблем с организацией контроля над сформированностью действия письма у учителей обычно не возникает. Однако в программе по русскому языку, помимо основной содержательной линии, связанной с формированием действия письма, выстроена и линия развития речи. Существует ряд программных требований к овладению детьми различными речевыми знаниями, умениями и навыками. Но специальной системы диагностических и проверочных работ, которые помогли бы учителю в полной мере оценить уровень сформированности этих речевых навыков, в методических пособиях нет.

      Вашему вниманию предлагается пакет специальных диагностических заданий по развитию речи в соответствии с программными требованиями в курсе русского языка начальной школы В.В. Репкина и его соавторов. Предлагаемые работы можно использовать:

      • как стартовые в начале учебного года для проверки «остаточных» знаний (в этом случае в начале 2-го класса проводится работа для 1-го класса в начале 3-го класса – работа для 2-го класса и т.д.);
      • как диагностические для текущей проверки речевых знаний, умений и навыков на протяжении года (необязательно проводить всю работу целиком – можно разбить ее на отдельные задания, направленные на проверку конкретных умений после изучения той или иной темы);
      • как итоговые в конце учебного года для контроля усвоения знаний, умений и навыков, формирование которых обеспечивалось в течение этого года.
      Стартовую и итоговую работы можно проводить не сразу на одном уроке – лучше давать отдельные задания в течение нескольких уроков.

      Предлагаемые работы ученику удобнее выполнять на специальных индивидуальных бланках. Но если технические возможности школы не позволяют подготовить нужное количество печатного материала, задания можно написать и на доске, исключая задания с использованием картинок (бланк 2, задание 3), либо подготовить эти картинки в виде плакатов и повесить их на доске.

      Так как важна, прежде всего, не отметка, а содержательный анализ результатов работы каждого учащегося, прилагаются специальные таблицы, в которых заложены определенные критерии для оценивания всех заданий.

      Для того чтобы педагог мог видеть картину успешности выполнения работы учащимися класса в полном объеме, предлагаются также сводные таблицы для анализа работ. В таких таблицах учитель может видеть не только проблемы каждого отдельного ученика, но и пробелы класса по тем или иным критериям в целом.

    • Тема: О способах письма

      Если чтение – это действие по воссозданию звукового образа слова на основе его буквенной модели (записи), то письмо в его исходной форме можно определить как действие по построению буквенной модели (записи) слова, отображающей особенности его звуковой формы. Это значит, что объектом действия при письме является звучащее слово, его результатом – буквенная модель слова, а способы письма – это система операций, обеспечивающая переход от звучащего слова к его буквенной модели.

      Вашему вниманию предлагается система обучения письму в букварный период. Цель обучения письму в букварный период заключается в том, чтобы сформировать у учеников способы письма, обеспечивающие запись под диктовку слов, предложений. Остановимся на проблемах, возникающих в связи с записью слов и предложений.

    • Тема: Краткая характеристика концепции курса «Литература как предмет эстетического цикла»

       Вашему вниманию предлагается краткая характеристика основных положений концепции курса. Подробнее остановимся на особенностях содержания и формах обучения в 4 классе.

      Основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

      Авторы комплекта Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская – кандидаты психологических наук, лауреаты Премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку и создание комплекта учебно-методических пособий по литературе для общеобразовательных учреждений.

    • Тема: Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую

      (первый переход: детский сад – школа)

      Нами будут рассмотрены основные проблемы, с которыми обычно сталкивается ребенок в первые месяцы обучения в первом классе. Вашему вниманию будут представлены основные желательные результаты образования на конец первого класса.

      Вашему вниманию предлагается ряд мер разработанных в теории и практике системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, позволяющих включить ребенка в школьную жизнь с наименьшим для него ущербом. Однако этих мер недостаточно, чтобы эффективно решить все задачи переходного этапа. В настоящее время в рамках Международной ассоциации "Развивающее обучение" началась работа по координации учебных предметов в первом и пятом классах с целью создания педагогических условий перехода детей из одного вида деятельности в другую, создания особого мотивационного поля для появления у школьников необходимости выхода в то или иное предметное пространство. Также ведется разработка специального дневника достижений для первоклассников, в котором будут заложены механизмы отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

      (второй переход: начальная – основная школа)

       Снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – вот стандартный перечень проблем, наблюдаемых там, где переход из начальной в основную школу специально не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия.

      Таким образом, при переходе из начальной в основную школу возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, детей необходимо предварительно подготовить к новым требованиям основной школы. С другой стороны, эта подготовка не должна осуществляться в тех формах, которые практикуются в нынешней основной школе. Как разрешить это противоречие? Авторы системы считают, что при переходе от начальной к основной ступени образования необходимо построить новые, "кентаврические" формы образования, органически сочетающие черты начального и основного образования, но качественно отличные и от тех, и от других.

      Укажем некоторые такие формы, которыми уже располагает образовательная система Эльконина – Давыдова в массовой практике.

    Речевое развитие детей дошкольного возраста
    Консультирует Ольга Владимировна Холодаева.

    • Тема. Речевое развитие детей
        Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все его звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, научиться правильно, объединять слова в предложения.
        Рассмотрим следующие вопросы:
      • Значение речи для развития ребенка.
      • Требования к условиям развития речи. Факторы, влияющие на формирование речи.
      • Этапы генезиса речи, как средства общения. Этапы формирования речи и их характеристика:
        • первый год – подготовительный,
        • второй год – период интенсивного формирования всех сторон речи,
        • третий год – начало речевого общения детей друг с другом,
        • старший дошкольный возраст – время речевой активности детей.

        Ведущая роль в усвоении норм и функций речи принадлежит обучению. Поддержание речевой и двигательной активности обеспечивает правильная структура занятий, использование различных методических приемов и методов, соблюдение правил и требований к проведению занятий.

        Успех в усвоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи: фонетической, лексической, грамматической. Преемственность и перспективность являются обязательными элементами систематичности в обучении родному языку. Организация работы по развитию речи.

      Тема. Речевое развитие детей 3–5 лет

      Речь - важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, а также необходимое условие воспитания и обучения. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

      Этапы и периоды развития речи ребенка. Причины речевых нарушений. Советы родителям по профилактике речевых нарушений.

      Игры с мячом, как эффективный способ обогащения и расширения словарного запаса детей, развития грамматического строя речи.

      Предшкольное образование
      Консультирует Ольга Владимировна Холодаева.

      Тема. Игры и занятия с детьми раннего возраста

      Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Впервые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Коротко остановимся на возрастных особенностях этого периода, которые определяют и своеобразие педагогических воздействий при работе с детьми от года до трёх.

      1. Игры и занятия, развивающие практические и орудийные действия.
      2. Игры, развивающие познавательные процессы и мышление малышей
      3. Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.
      4. Игры и занятия, развивающие целенаправленность действий.

      Тема. Предшкольное образование или образование детей старшего дошкольного возраста

       «Предшколка», «предшколка»… Панически произносят эти слова и управленцы, и педагоги, и родители. Что это такое, для чего и почему???

      В современной России на общем фоне структурной перестройки общества, характеризующейся экологической, демографической и социальной напряженностью, система образования претерпевает существенные изменения.

      Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер.

      1. Факторы в значительной степени, определяющие видоизменяющееся образование.
      2. Понятие «Предшкольное образование» в «Концепции модернизации Российского образования».
      3. Правовые основы развития и функционирования предшкольного образования в России:
        • документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка),
        • законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»).
      4. Цели и задачи (предшкольного образования). Пути решения проблемы: Где обучать? Кто обучает? Как обучать? Методологические, психологические и методические основы. Рекомендации педагогам.
      5. Модели предшкольного образования. Риски. Анализ программ по подготовке детей к школе.