логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

Методические рекомендации

2. Организация работы разновозрастных групп
(Тихомирова О. В., методист по дошкольному образованию)

1) "Педагогические основы комплектования разновозрастных групп. Технология проведения первичных приемов семей, поступающих в ДОУ". Тезисы.

В целях рационального построения педагогического процесса, необходимо в каждом конкретном случае определить состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу. Одним из способов осуществления дифференциации может быть внедрение в практику работы ДОУ первичных приемов семей будущих воспитанников перед поступлением ребенка в детский сад. Целью первичного приема является сбор первичной информации о ребенке и его семье. Участниками является родители, ребенок и специалисты ДОУ, например, врач-педиатр, педагог-психолог, социальный педагог (координатор по работе с семьей).

Врач проводит собеседование с родителями, где обращается внимание на подробный акушерско-гинекологический анамнез, анализируется психофизическое состояние мамы во время беременности и родов и весь период развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение. Ребенок осматривается, определяется физическое и нервно-психическое развитие и на основе полученных данных в дальнейшем составляется план обследования, наблюдения, коррекции, даются рекомендации воспитателям, специалистам и родителям по ведению ребенка в группе и дома.

Социальным педагогом кроме обычных анкетных данных о родителях собирается информация о социальным статусе семьи и особенностях семейного воспитания: состав семьи (полная, неполная, многонуклеарная), количество детей в семье, образовательный уровень семьи, категория работы членов семьи, уровень доходов семьи (обеспеченная, средне обеспеченная, малообеспеченная), приоритеты семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка, подготовка ребенка к школе, ребенок предоставлен сам себе), кто в семье больше занимается воспитанием (мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер) и т.п. Полученная информация поможет воспитателю заранее продумать стратегию взаимодействия с конкретной семьей, сэкономив при этом время для установления контакта с ребенком и его родителями в период адаптации к дошкольному учреждению.

Пока врач и социальный педагог беседуют с родителями, педагогом-психологом проводится входная диагностика развития ребенка. После этого специалистами выявляются основные проблемы, намечаются пути коррекции, даются рекомендации родителям. Результаты первичной диагностики позволят укомплектовать группы таким образом, что в дальнейшем позволит дифференцировать педагогический процесс, опираясь не на возраст на ребенка, а на уровень его психического развития, что в значительной степени облегчает организацию воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающую развитие детей в соответствии с их возможностями.

В условиях малокомплектного детского сада довольно трудно осуществить первичный прием с участием всех необходимых специалистов, но это не значит, что невозможно. Так функции врача-педиатра в данном случае может выполнить медицинская сестра, социального педагога - один из воспитателей группы, куда предположительно поступит ребенок, педагога-психолога заменит старший воспитатель, владеющий диагностическими методиками. Главное понять, что помимо решения о приеме ребенка в детский сад с зачислением в определенную группу, на первичном приеме оговариваются основные "горячие" точки соприкосновения ДОУ с семьей, происходит более близкое знакомство с семьей, а воспитатели имеют возможность получить рекомендации для знакомства с семьей.

2) "Построение предметно-развивающей среды в группе". Тезисы.

Принципы построения предметно-развивающей среды в разновозрастной группе.

  • Принцип уважения к потребностям ребенка.
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип динамичности

Критерии оценки эффективности предметно-развивающей среды.

  • Целесообразность
  • Системность
  • Функциональность
  • Мобильность
  • Качественность
  • Потенциал для саморазвития детей.

3) Проведение участниками семинара самоанализа практики построения развивающей среды в группе, где они работают. Обсуждение полученных результатов с целью выявления основных ошибок и обмена опытом в создании предметно-развивающей среды в малокомплектном детском саду.

4) "Распорядок работы разновозрастной группы". Тезисы.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без соблюдения режима дня, который должен соответствовать составу детей группы. Однако, это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях разновозрастной группы это невозможно, т.к. происходит совпадение по времени разных процессов. Поэтому целесообразно составлять режим дня общий для всех. При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные моменты начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем после дневного сна, первыми на 15 минут раньше встают старшие дети). При определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных моментов. Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен особенно хорошо осознавать свою роль в педагогическом процессе, владеть основными приемами организации режимных моментов детей разных возрастов. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего - в самые напряженные моменты сбора и выхода на прогулку, возвращения в группу, укладывания спать, проведения оздоровительных процедур.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом "Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя (осень-весна)"

5) Составление расписания занятий с учетом возрастных особенностей детей группы

Выполнение участниками семинара практического задания по разработке расписания подгрупповых занятий, в т.ч. комплексных занятий. Слушатели делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа занимается составлением расписания занятий в зависимости от возрастной категории воспитанников групп (2-4 года, 3-5 лет, 4-6 лет, 3-7 лет).

Раздаточный материал:

  • Задание: "Составьте расписание занятий для группы детей _____ лет, руководствуясь следующими требованиями: общее количество занятий для определенного возраста детей по санитарно-гигиеническим требованиям и рекомендуемое количество занятий в неделю по основным направлениям развития ребенка. В целях рационального использования времени, отведенного для занятий, продумайте, занятия какого цикла могут быть комплексными, и включите их в общее расписание"
  • Памятка"Организация занятий в разновозрастной группе" zip-архив 28 Кб
  • Таблица №1 "Количество занятий по возрастам" с незаполненными графами в разделе "Комплексные занятия"
  • Таблица № 2 "Расписание занятий с детьми _____ возраста"
  • Обсуждение вариантов расписания занятий с детьми разных возрастов