логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

Методические рекомендации

3. Особенности планирования работы разновозрастной группы

1) "Этапы планирования образовательного процесса в разновозрастной группе".
(Тихомирова О. В., методист по дошкольному образованию). Тезисы.

1 этап: изучение документации

  1. Медицинские документы (медицинская карта),
  2. Сбор медицинского анамнеза (развитие до рождения, до года, патологии)
  3. Сбор социального анамнеза:
    • особенности семьи (полная, неполная)
    • количество детей в семье
    • образовательный уровень семьи
    • категория работы членов семьи
    • уровень доходов семьи (обеспеченная, средне обеспеченная, малообеспеченная)

2 этап: диагностика

Первичная диагностика уровня развития ребенка: педагогические замеры в соответствии с возрастом, ребенок осматривается, определяется физическое и психическое развитие.

Диагностика семейного воспитания:

  • стиль семейного воспитания (авторитарный, неустойчивый, демократичный)
  • микроклимат семьи (эмоциональный комфорт, тревожность, дискомфорт)
  • приоритеты семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка, подготовка ребенка к школе, ребенок предоставлен сам себе)
  • кто в семье больше занимается воспитанием (мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер)
  • отношение к детскому саду (постоянный контакт с педагогами по вопросам развития ребенка, контакт эпизодический, нет контакта с педагогом, не прислушиваются к рекомендациям)

Изучение прохождения ребенком периода адаптации

Показатели периода адаптации

Особенности общения

  • Контакт с воспитателем, мл. воспитателем
  • Контакт с другими сотрудниками детского сада
  • Контакт только с родителями
  • Адекватная реакция на замечания
  • Выполнение словесной инструкции взрослого
  • Активное речевое взаимодействие с взрослыми
  • Сниженный речевой контакт
  • Речевое взаимодействие с взрослыми и детьми в соответствии с возрастом
  • Взаимодействие с взрослым в игре
  • Самостоятельная игра возле других детей
  • Примыкание к коллективным играм детей
  • Участие в организации игры

Доминирующие эмоции

  • Плаксивость, капризность, обидчивость
  • Проявление агрессии
  • Вспышки возбуждения
  • Проявление равнодушия к происходящему, апатичность
  • Проявление признаков раздражения, вспыльчивость
  • Проявление признаков тревожности, страхов
  • Преобладание позитивных эмоций

Самообслуживание и привыкание

  • Навыки умывания
  • Умение одеваться, раздеваться
  • Умение пользоваться туалетом
  • Самостоятельный прием пищи
  • Питание с помощью взрослого
  • Засыпание спокойное
  • Засыпание затрудненное
  • Отказ от пищи
  • Нарушения сна
  • Привыкание к режиму

Проявление волевых процессов

  • Умение произвольно переключать внимание
  • Умение сосредоточивать внимание
  • Принятие задачи от взрослого
  • Стремление доводить дело до конца
  • Самостоятельная организация деятельности
  • Умение контролировать свое поведение, эмоции
  • Быстрая утомляемость

Выводы: легкая степень адаптации, средней тяжести, тяжелая (планирование зависит от степени адаптации)

Педагогическая диагностика проводится посредством организации диагностических занятий

З этап: составление индивидуальной программы

По итогам диагностики и результатам исследования семьи проходят собеседования специалистов и воспитателей ДОУ, анализируются полученные данные и составляется индивидуальная программа оздоровления и развития ребенка, план взаимодействия с семьей.

Родители приглашаются на мини-педсовет и знакомятся с данными наблюдений и проектом программы развития. Выслушиваются и обсуждаются все пожелания и замечания родителей, педагоги обосновывают свое мнение. Самое главное - провести эту работу конструктивно и постараться достигнуть полного взаимопонимания, т.к. над реализацией индивидуальной программы придется трудиться всем вместе и педагогическому коллективу, и семье.

4 этап: годовой план работы группы

Годовой план работы должен включать

  • Результаты диагностики (анализ) по основным направлениям развития
  • Основные направления образовательной и воспитательной работы с детьми (задачи по каждому разделу программы для каждой подгруппы детей на основе образовательной программы ДОУ с учетом индивидуальных программ)
  • Планирование работы с родителями (задачи, мероприятия, сроки)
  • Расписание занятий
  • Месячное планирование (занятия, деятельность вне занятий, работа с родителями, индивидуальная работа)

2) "Способы интеграции различных видов деятельности детей с целью рационального использования времени" (Кангина Н. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №187 Управления образования мэрии г. Ярославля)

  • Практические методы проведения занятий в разновозрастной группе для занятий
  • Использование ИКТ в проведении занятий
  • Проведение занятия по математике и конструированию с использованием ИКТ презентация 340 Кб

3) "Выбор программного обеспечения образовательного процесса в разновозрастной группе" (Тихомирова О.В., методист по дошкольному образованию). Тезисы.

Выбор программного обеспечения будет основан на индивидуальных особенностях детей. Однако в стремлении "уместить" образовательный процесс разновозрастной группы во временные рамки, отведенные гигиеническими требованиями, воспитатель превращает жизнь детей группы в калейдоскоп учебных занятий. В результате наносится ущерб формированию сюжетной игры как виду деятельности. Поэтому, выбирая и адаптируя программу к условиям разновозрастного контингента детей, педагог должен максимально использовать возможности игры в любых видах деятельности.

Так же необходимо учитывать, что дети, приходящие в разновозрастные группы, отличаются неравномерностью достижений в разных видах деятельности. И это связано не только с возрастными особенностями, но и с приоритетами семейного воспитания. Например, родители отдают приоритет развитию интеллектуальной сферы ребенка, но не уделяют внимания на физическое или творческое развитие. Эта неравномерность является основой для реализации индивидуального подхода при адаптации программного обеспечения группы.

Таким образом, самое главное качество методического сопровождения деятельности разновозрастной группы заключается в дифференцированном обучении, когда педагог может организовать процесс развития детей посредством работы в парах, подгруппах, с одним ребенком в соответствии с их интересами и возможностями.

Компьютерная презентация "Критерии оценки программ"

Вывод: выбранная программа должна отвечать следующим требованиям:

  • по структуре состоять из разделов, которые могут использоваться как отдельные программы или методики;
  • включать в себя пакет диагностических материалов;
  • иметь ресурс для создания комплексных и интегрированных занятий на ее основе;
  • позволить в планирование любого вида деятельности включить задачи социально-личностного развития детей;
  • иметь возможность вовлечь родителей в педагогический процесс.
"Алгоритм адаптации методик дошкольного образования к условиям разновозрастного контингента детей"

4) "Особенности организации воспитательного процесса" (Захарова Т.Н., старший преподаватель). Тезисы.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслиться как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Детский коллектив - основная база накопления детьми социального опыта. Опыт приобретается ребенком в семье, через общение со сверстниками в неформальной обстановке, через средства массовой информации, знакомство с литературой и др. Однако только в коллективе освоение социального опыта специально планируется, направляется педагогом, анализируется эффективность влияния данного взаимодействия на развитие личности ребенка.

Взрослому важно признать, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои детские игры, считалки, передаваемые из поколения в поколение, свои "секреты", "клады", общие интересы, понятные только детям, детские тайны (кому доверили - "наш"), стремление детей поддерживать свои тайны, свой мир. Логика детских предпочтений не всегда понятна взрослым.

Предметом воспитания в разновозрастной группе должны являться дружеские связи детей, их обращение друг к другу, умение и стремление играть вместе, развитие активного интереса ко всему, что происходит в группе, создание особого микроклимата, взаимного уважения, доверия, уступчивости, инициативности, содержательного, делового отношения между детьми.

Организация детского коллектива в разновозрастной группе имеет свои сложности: в группе одновременно находятся дети двух или трех, а как порой показывает практика сельских районов, и больше возрастов. Это приводит к определенным трудностям в организации:

  • воспитательного процесса (подходы, методы и приемы воспитания на разных возрастных группах имеют свою специфику, тонкости, особенности),
  • режимных моментов (физиологические особенности, уровень сформированности культурно - гигиенических навыков, развития психических процессов детей разных возрастных групп существенно дифференцируются и т.п.)
  • трудовой деятельности (имеются существенные различия в уровне сформированности навыков самообслуживания у детей, трудовых умений),
  • игровой деятельности (различные игровые интересы, различных потребностей детей в сверстниках, во взаимодействии с ними и взрослым на разных возрастных этапах).

Воспитатели указывают на то, что затрудняются в организации совместной деятельности детей, не понимают, как спланировать ее, используя знания о возрастных и индивидуальных особенностях своих воспитанников, как сделать, чтобы каждый ребенок имел возможность работать в своем темпе, решать свои задачи, преодолевать свои "рубежи" и трудности, иметь возможность проявить себя и быть замеченным другими. Все это возможно продумать и реализовать, если воспитатель понимает значение совместной деятельности детей (в том числе игровой, трудовой, бытовой, учебной, творческой и т.д.) в разновозрастной группе.

Какова же роль ее роль в развитии и воспитании ребенка?

В процессе совместной деятельности у детей возникает необходимость:

  • помочь партнеру (взрослому, сверстнику или малышу),
  • порадоваться успехам других,
  • получить поддержку от одногруппников,
  • проявить себя (компетентность в каком-либо виде деятельности --- признание среди других ---формирование самооценки),
  • формировать доброжелательное поведение,
  • совместно устанавливать правила и их выполнять,
  • взаимодействовать с партнерами (учитывать интересы и потребности других, отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, активность).

На разных возрастных этапах дети нуждаются в общении друг с другом. Но каждый возраст имеет свои особенности в организации такого общения (временные и пространственные), дети в разные возрастные периоды по - разному рассматривают партнера, относятся к нему, нуждаются в нем.

2-4 года - другой ребенок партнер по эмоционально - практическому взаимодействию, основанному на подражании и эмоциональном заражении.

Главная коммуникативная потребность этого возраста - потребность в соучастии другого ребенка, выраженное в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях.

4-6 лет - возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с другими детьми (распределение ролей, функций, учет действий и воздействий партнера). Важна совместная (особенно игровая) деятельность.

Главная коммуникативная потребность этого возраста - в уважении и признании среди других детей. Дети этого возраста пробуют строить самостоятельные умозаключения, делать выводы, находить причинно - следственные связи в явлениях и событиях. В этом возрасте для них важна поддержка их стремления рассуждать. Дети фантазеры. Стремятся самостоятельно организовывать игры, совместную деятельность с другими детьми (выполнять трудовые поручения, выполнять коллективные работы по изобразительной деятельности). С удовольствием слушают рассказы взрослых и сверстников. Воспринимают чувства других, понимают причину чувств, могут сопереживать, сочувствовать (особенно тем, кто младше или слабее их), учатся осознавать и контролировать собственные эмоции. Формируются постоянные по составу игровые сообщества.

6-7 лет - важно внеситуативное сотрудничество, формируется избирательное отношение к другим детям (Р.А. Смирнова - предпочтение отдается детям, удовлетворяющим потребность в общении, доброжелательным, внимательным, уважающим других). Дети этого возраста интересуются взаимоотношениями между людьми, остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды ее проявил. Появляются устойчивые чувства и отношения. Дети способны управлять своими чувствами, скрывать их. Появляются игры с правилами, дети уже способны подчинять свое поведение этим правилам. У них формируется радость познания и преодоления трудностей.

Педагогу в группе необходимо создавать атмосферу доброжелательности, за счет традиций, групповых правил, формирования чувства защищенности, взаимного уважения интересов и старших и младших детей (не только старшие не обижают малышей, но и малыши не мешают старшим в их "взрослых" делах, спокойно наблюдают, слушают). Не прогонять, не отдалять малышей от общей группы, от совместного занятия, т.к. это может вызвать бурный протест у малышей и желание испортить, помешать другим.

Одной из задач воспитательной работы на разновозрастной группе становиться формирование межличностных отношений: желание и умение сотрудничать, потребность в общении, как со сверстниками, так и с детьми других возрастов.

Практически в каждой группе наблюдаются определенные сложности в межличностных отношений детей (особенно в разновозрастной группе). Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда проказничают и совершают неблаговидные поступки (ябедничают, дерутся, дразнятся и др.).

Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Опыт первых отношений со сверстниками (дружба, ссоры, обиды) являются тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитии личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к самому себе, к другим, к миру в целом.

Осуществляя воспитательную работу на группе, воспитателю важно учитывать индивидуальные особенности детей, их возрастные потребности в общении, особенности взаимодействия, чтобы успешно организовывать разновозрастный коллектив, использовать возможности старших детей для осуществления воспитательного процесса в группе, где старшие выступают помощниками, наставниками младших, их консультантами по простейшим бытовым проблемам и затруднениям., тем самым, освободив себя (но не в коем случае не сняв с себя ответственность) от многих мелких дел, которые отрывают много времени и сил.

5) Планирование совместной деятельности детей вне занятий

  • Работа в подгруппах: разработка совместного мероприятия по трудовой, игровой деятельности и формированию культурно-гигиенических навыков детей разновозрастной группы. Работа подгрупп предполагает куратора (консультанта) по каждой теме.
  • Практическое задание для каждой подгруппы: определите тему совместной деятельности детей, соотнесите с воспитательными задачами, которые необходимо решать в данном виде деятельности детей указанного возраста. Спланируйте действия детей каждого возраста, опираясь на принципы сотрудничества и взаимообучения. Занесите данные в таблицу.
  • Представление результатов работы каждой подгруппы