логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Освоение методики «Картинка без запинки»
(авторы: И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс)

Коточигова Е.В.

Работа по данной методике предполагает продвижение в соответствии со строго выделенными этапами – «шагами».

Шаг 1. Определение состава картины. Наводим глазок «фотокамеры» (сложили ладошки вместе, получился маленький глазок, и смотрим через него так, чтобы в поле зрения оказался только один объект) на картину. Называем объекты и схематически фиксируем в кружочках на доске, магнитной доске, фланелеграфе.

Шаг 2. Нахождение связей. Соединяем объекты, размещенные на доске, и объясняем, почему мы это сделали, рассказываем, как связаны между собой эти объекты.

Шаг 3. Усиление образности. Используем прием вхождения в картину, активно «исследуем» ее с помощью органов чувств. Рассказываем о полученных ощущениях.

Шаг 4. Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в словарях, детских энциклопедиях, справочниках. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках, картинах. Используем их для составления сравнений, загадок.

Шаг 5. Выстраиваем временную последовательность. Выбираем героя, представляем, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом.

Шаг 6. Разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружающее с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Педагоги получают информацию об авторах методики, технологии работы, знакомятся с конкретными примерами. Но «знаниевая» составляющая сама по себе не продвинет нас к цели – развитие речи, творческих способностей детей. Необходимо, чтобы педагоги освоили методику, проектируя, проигрывая, обсуждая все этапы работы по «Картинке без запинки».

Педагогам ДОУ – участникам творческой группы было предложено следующее задание: разработать занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим с использованием изучаемой методики. В качестве дидактического материала мы использовали картины близкие по содержанию педагогам: Н. Богданов – Бельский "Устный счет" (1895), Н. Богданов – Бельский "У дверей школы" (1897), А. Корин "Опять провалился" (1891).

Информация для педагога.

Николай Петрович Богданов – Бельский рассказывал о себе: «Я ведь от земли, отца не видал: я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком».
Сколько надо было сельскому пастушонку затратить сил, проявить характера и таланта, чтобы выбиться «в люди», стать художником, добиться признания, в 35 лет сделаться академиком, а в 46 лет достичь звания действительного члена Академии художеств.
На жизненном пути Н.П. Богданова – Бельского, еще, когда он был мальчишкой, повстречался чуткий и добрый человек, известный в свое время педагог С.А. Рачинский, организовавший образцовую народную школу в селе Татеве, Смоленской Губернии. В эту школу удалось поступить сыну бедной бобылки, и здесь он привлек к себе внимание педагога своими способностями к искусству. Мальчик очень здорово вырезывал из дерева разные фигурки, рисовал на грифельной доске, на клочках бумаги все, что попадалось на глаза. Рачинский заметил это и решил, что пастушонка надо учить сообразно его склонностям.
-Из тебя выйдет толк, - сказал он ему.
Хлопотами Рачинского Николай Богданов был определен в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре. Здесь он учился два года, а в 1884 году, шестнадцати лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский стали учителями Н.П. Богданова-Бельского.
Школьные годы, столь счастливо и удачно сложившиеся, остались в сознании художника светлым лучом, осветившим всю его жизнь. Его любимые герои – дети, учителя, его лучшие картины посвящены школе. Кто не знает его знаменитого произведения «Устный счет»? Здесь целая вереница образов сельских ребят, пытливых, сметливых, занимающихся с великим усердием. Вся картина – воспроизведение класса Татевской школы, а учитель с утомленным, добрым лицом – это и есть Рачинский, который оказал такое влияние на судьбу художника.

С небольшими изменениями мы приводим результат работы педагогов в творческой группе. Составляем рассказ по картине Н. Богданова-Бельского «Устный счет».

1. Состав картины.

П: Что вы видите на картине? Чтобы все-все разглядеть, давайте настроим (сфокусируем) свой взгляд с помощью кинокамеры: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Итак, что вы видите через свой глазок?

Д: Доска; печка; учитель; ученики – мальчики (мальчик в розовой рубахе, мальчик, взявшийся за подбородок, мальчик, сообщающий решение учителю на ухо и другие); картина; стул; плакат с нотами и т.д.

2. Связи и взаимодействия между объектами.

П: какие из этих рисунков мы можем связать между собой? Что с чем (кем) связано, проведите линию от одного рисунка к другому и составьте предложения.

Д: Доска и задача. На доске записан пример (задача).

Ученики и задача. Ученики решают задачу.

Учитель и стул. Учитель сидит на стуле. Учитель и ученики. Учитель задал ученикам задачу. Ученик сообщает решение задачи учителю на ухо. Учитель слушает ученика, и т.д.

3. Усиление образности.

П: Поможем мальчикам решать задачу? Тогда представьте, что мы на машине времени переместились в прошлое, в тот самый класс (школу), который изображен на картине. Походите тихонько по классу. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Что почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. Какие запахи вы почувствовали?

Д: -Я почувствовал тепло от печки.
- Я чувствую, как пахнет деревом от пола.
- Я чувствую, что мальчики волнуются, сумеет ли решить трудную задачу.
- Я чувствую, как пахнет печкой, дровами, которые горят.

4. Копилка образных характеристик.

П: Посмотрите внимательно на ноги мальчиков. Во что они обуты? Кто знает, что такое лапти, онучи? Давайте обратимся к словарю.

Читаем:
«Лапоть, лапти – плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступни ног».
«Онучи – обмотка для ног под сапог или лапоть, портянка».

П: Существует такое выражение: «Лаптем щи хлебать». Как вы думаете, что оно означает?

Д: Дети высказывают свое мнение.

П: Чтобы знать наверняка, нам может помочь словарь (фразеологический словарь русского языка). В нем говорится:
«Лаптем щи хлебать – жить, прозябать в нищете, невежестве; быть отсталым, некультурным».
Выражение «плести лапти» означает неумело, бестолково делать что-либо.

П: Я для вас приготовила загадку о том, что есть на картине:
«Оставляет след, но не ручка, белый, но не снег, школьная принадлежность, но не пенал. Что это?»
Или:
«Белый, но не сахар, крошится, но не хлеб, скрипит, но не перо, оставляет след, но не заяц. Что это?»

Д: Дети дают варианты ответа. Думаем, что среди них будет и верный – мел.
(Методика составления загадок описана в работе педагога – «тризовца» А. Нестеренко «Страна загадок».)
В данном случае детям предъявлялась готовая загадка. Возможны варианты составления загадок вместе с детьми.

5. Выстраивание временной последовательности.

На этом этапе воспользуемся методическим приемом: «Знакомство с волшебником Отставай-Забегай». Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности.

- Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок.

У нас сейчас десять часов. А сколько показывают часы на руке у Отставай? – Девять- А у Забегай? – Одиннадцать. – Если у нас сейчас утро, то что у Отставай? – Ночь. – А у Забегай? – День.
Дальше вопросы строятся по тому же принципу, используя день недели, месяц, время года и т.д. Делаем вывод, что Отставай – Забегай может передвигаться разными шагами: совсем маленькими, пяти - десятиминутными и огромными – месячными, годовыми.

П: Ученики сейчас находятся в школе. А (отставай!) где мальчики были рано утром и что делали?

Д: Мальчики были дома и еще спали.

П: Хорошо, прикрепим к доске на начало линии человечка Отставай – Забегай. Он тоже спит. Но что было потом, когда мальчики проснулись?

Д: Умывались.

П: Молодцы! Тот, кто ответит первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг. А какие будут следующие шаги.

Педагоги, работая в творческой группе, предложили выделить такие шаги Отставай – Забегай:
  • сборы, прощание с домашними, путь в школу, встреча с собакой;
  • обучение в школе, блестяще ее закончил, закончил университет.
  • Так мы отследим все шаги учеников класса вместе с Отставай – Забегай, которые предшествовали появлению в школе. Пойдем дальше по занятиям в школе, заглянем, что будет, когда ребята вернутся домой. В результате выстраивается временная последовательность событий, отмечаются те события, между которыми возникает причинно – следственная связь. Дети уточняют, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее.

    Педагог, направляя диалог, принимая в нем участие, может предположить (обратив на это внимание современных детей), что мальчики несколько километров пешком шли до школы, что, может, кому-либо из них и позавтракать не удалось (рваная, ветхая рубаха у мальчика на переднем плане).

    6. Разные точки зрения.

    П: представьте себе, что вы тот ученик, который уже решил задачу (первым!) и тихонечко сообщает ответ учителю. Какое у вас настроение? Каким вам кажется все вокруг?

    Д: У меня хорошее настроение, потому что смог решить трудную задачу.

    П: А теперь представьте, что вы другой ученик: и дома в школу не пускают – надо работать по хозяйству, и задача не получается. Какое теперь у вас настроение?

    Д: Я сержусь на себя, что не могу решить пример, еще чуть-чуть и заплачу.

    П: Вот видите, когда у вас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и все вокруг кажется замечательным, все получается и дела спорятся. А если мы устали, настроение испортилось, то все вокруг некрасивое, мрачное, все валится из рук.

    После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.

    Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.

    Думаем, что работа по серии картин Н. Богданова – Бельского на школьную тему («Сочинение», «Воскресное чтение», «Новички», «Устный счет», «У дверей школы») послужит не только развитию речи, творческих способностей детей, но и будет серьезной работой при формировании школьной зрелости.