логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

 Кафедра дошкольного и начального образования
Общий анализ учебной деятельности

Киселева Т.Г.
доцент кафедры дошкольного и
начального образования Института
развития образования
канд.псх.н.

Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достичь, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

1. Виды сотрудничества.

Учащийся включен в 2 системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми и 2) отношения со сверстниками. Значимость каждой из этих систем разная на разных этапах обучения и развития.

Например, в младшем школьном возрасте отношения с учителем становятся центром в жизни ребенка. Они определяют степень благополучия его жизни, они - олицетворение отношений ребенка с обществом.

В.Я. Ляудис выделила и описала 8 разных типов отношений педагога с детьми от авторитарного до уважительного сотрудничества, направленного на получение продукта, который имеет социальную значимость. Ещё в XVII в Д.Локк писал, что учителю легче командовать, чем учить.

Педагогика сотрудничества предполагает взаимодействие не только с учителем, но и со сверстниками. Исследования В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман показали, что совместная со сверстником работа приводит к:

  • формированию рефлексии (как при оценке своих знаний, так и при оценке своих возможностей);
  • повышению качества знаний за счет взаимообучения;
  • формированию контрольно-оценочных действий.

Почему? Ответ на этот вопрос можно найти еще в работах Ж.Пиаже: 1. при кооперации сверстников отношения равноправные, чего нет при кооперации со взрослым; 2. отношения со сверстником допускают критичность, самостоятельность суждений (ошибки сверстника замечаются, а действия взрослого чаще воспринимаются как эталон).

2. Анализ деятельности учения.

Процесс учения - это целостная система, это процесс решения задач, стоящих перед человеком (с точки зрения Талызиной). Деятельность всегда отвечает какой-то его потребности, направлена на предмет, способный удовлетворить эту потребность. Учение только тогда является познавательной деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность.

Предметное воплощение потребности является мотивом деятельности. а) Отличительная особенность деятельности учения как ведущей деятельности является усвоение социального опыта. В других видах деятельности усвоение опыта является побочным продуктом. б) Учебная деятельность не имеет материального воплощения, не пополняет материальные богатства.

Потребности - всегда предметны (мотивы);

  • динамичны и изменчивы (возникают, изменяют меру напряженности, угасают, могут возникать вновь);
  • социальны (в отличие от биологических, животных);
  • имеют направляющее значение, т.к. содержат побудительную силу, напряжение, негативное состояние нужды в чем-то.

Определенная потребность является мотивом. Мотивы характеризуются следующими особенностями:

  • целеобразующая функция (поиск путей достижения, конкретизация мотива через постановку целей);
  • смыслообразующая (личностный смысл: зачем?).

В зависимости от характера построения учебного предмета этот % может быть увеличен. Если учебная деятельность строится как исследовательская, поисковая, направленная на раскрытие сущности, то учебно-познавательная мотивация выходит на первый план. Если же учащегося привлекает лишь занимательность фактов, то потеря интереса к фактам приводит к резкому снижению мотивации. Конкретизация мотивов идет за счет постановки целей.

В учебной деятельности нельзя формировать:

ЗНАНИЯ - можно лишь передавать информацию и развивать интеллектуальные действия по анализу данной информации, т.е. умения.

НАВЫК - формируется годами; в рамках всей учебной деятельности можно говорить о формировании практических навыков, но на отдельном занятии сформировать навык нельзя.

3. Интеллектуальные действия - или программа деятельности.

Все действия, входящие в деятельность учения можно разделить на два класса:
     1) общие - те, которые используются в различных областях знания. Например, умение планировать свою деятельность, умение самоконтроля, все приемы логического мышления
     2) специфические действия - те, которые отражают особенность изучаемого предмета.

4. Формирование приемов логического мышления (творческого).

  • умение выделять свойства (множество, систему, по различным основаниям - сравнение).
    Примеры: а) Секкей с лучами или канатами; б) 2 человека (ученика) - отличник и двоечник; в) из логики необходимость и достаточность.
    Задание: придумать как можно больше назначений бревна.

  • умение выделять существенное от несущественного (изменение свойств, включение в различные системы понятий).

  • классификация - умение выделять различные основания для сравнения предметов. Требования для сравнения: а) сравнение по одному основанию; б) сравнение по существенным признакам; в) при количественном сравнении необходимо наличие эталона - е6диницы сравнения (ошибки при работе с метрической системой мер, сравнение дробей с разными знаменателями).
    Пример: кто из учеников в Вашем классе выше? (умнее?).

  • умение выводить следствия.

  • умение подводить под понятие, относить к той или иной категории.
    Например:
    Свойства 1+, 2+, 3+, 4+, 5+ - категоризация;
    Свойства 1+, 2+, 3-, 4+, 5+ - 3- - достаточное свойство.
    Ошибки подведения под понятие связаны с логическими союзами И, ИЛИ (загадка о болезни и деньгах).
    Упражнение для дизъюнкции "Обладает ли предмет?" (Итог не объявлять)
    1) 1 свойство+ 2 свойство - Итог +
    2) 1 свойство- 2 свойство- Итог -
    3) 1 свойство ? 2 свойство+ Итог +
    4) 1 свойство? 2 свойство? Итог ?
    5) 1 свойство? 2 свойство - Итог ?

  • умение устанавливать родо-видовые отношения. Отношения между понятиями.
  • умение делать выводы.
  • доказательство и аргументация.

5. Соотношение знаний (З), умений (У) и логических приемов (ЛП).

1 тип
     Усвоение нового знания использует новый вид умственной деятельности, опирающийся на новый логический прием. Идет расширение знаний и углубление (совершенствование) учебной деятельности.

2 тип
     Обогащение знаний, но глубина усвоения не велика. Полученные знания могут быть использованы для решения только одного класса задач.

3 тип
     Знаний приобрел мало, но получил максимально возможное число новых видов познавательной деятельности. Возможно использование полученных знаний для решения различных задач.

Итак, познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний. При изучении любого предмета учитель должен определить, какие знания он будет нести и с какой целью, т.е. для решения каких задач учащимся будут необходимы данные знания.

6. Деятельность учения.

Ученик - главное лицо в учебном процессе, заказчик. Действия учителя направлены на то, чтобы ученик хотел и мог учиться. Мог, т.е. обладал познавательными действиями, обеспечивающими усвоение нового материала.

Деятельность учения складывается из действий, подлежащих усвоению (предмет усвоения), и действий, обеспечивающих усвоение первых (средства усвоения). Итак, в деятельности учения одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом усвоения, а потом - его средством.

В умение учиться входят общие и специфические действия. В общих видах действий выделяют две группы: психологические и действия, составляющие приемы логического мышления. К общим психологическим действиям относятся планирование, контроль, корректирование своей деятельности, моделирование, кодирование и декордирование.