логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсы по подготовке к аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений

2.4 Роль взрослого в педагогическом процессе ДОУ.
Формы групповой работы


Сравнительный анализ различных форм работы на уроке

 
Параметры Индивидуальная работа Парная работа Групповая работа Коллективная работа Фронтальная работа
Цель работы
* запоминание и усвоение нового материала;
* проверка уровня усвоения
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль;
* распределение обязанностей и ролей
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль;
* распределение обязанностей и ролей;
* навыки сотрудничества;
* подчинение общим интересам;
* принятие ответственности за себя и свою команду
* запоминание и усвоение нового материала;
* актуализация имеющихся знаний, навыков
Роль учителя
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки;
* контролирует,
* корректирует,
* организует и направляет деятельность детей
Учитель доминирует; учитель - контролер
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки;
* организует и направляет деятельность детей
Учитель - помощник, "палочка-выручалочка"
* задает содержание работы;
* помогает в распределении ролей
Учитель - арбитр в споре; судья
* задает границы (коридор) деятельности.
Учитель - консультант, фасилитатор, режиссер
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки;
* контролирует,
* корректирует,
* организует и направляет деятельность детей
Учитель - контролер, "Фигаро"
Характер деятельности учащихся
* следование образцу;
* четкое выполнение инструкций
"Каждый сам за себя"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь
"А у нас…(зачатки "Мы")"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь;
* внутригрупповая солидарность и соперничество с другими группами
Мы против всех"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь;
* внутригрупповая солидарность;
* распределение обязанностей и ответственности за общий результат
"Мы все вместе"
* пассивно-созерцательная деятельность;
* активность в случае прямого обращения учителя
"Кто кого"
Мотивация деятельности Внешняя Взаимостимуляция Внутригрупповая стимуляция Внутренняя Внешняя
Формируемые навыки и качества
* послушание;
* прилежание
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь;
* навык взаимооценивания
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь;
* навык взаимооценивания;
* умение договариваться;
* умение распределять обязанности;
* генерирование идей
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь;
* навык взаимооценивания;
* умение договариваться;
* умение распределять обязанности;
* генерирование идей;
* умение планировать деятельность, формулировать цель и искать соответствующие средства

* послушание;
* прилежание
Акценты
Точное правильное, полное выполнение заданий
Взаимопомощь, обсуждение разных точек зрения; поиск правильного ответа
Работа в группе, бригаде, звездочке,
Обсуждение разных точек зрения, генерирование множественных идей;
взаимообогащение и взаимопомощь
Умение принимать коллективное решение, обсуждение разных точек зрения, поиск компромисса, самостоятельная деятельность детей, умение преодолевать трудности, генерирование множественных идей;
взаимообогащение и взаимопомощь
Охват как можно большего числа учащихся;
множественность точек зрения;
разнообразие жизненного опыта
Трудности
* учет уровня индивидуального развития;
* нехватка дидактических пособий
* соответствие уровня индивидуального развития каждого ребенка в паре
* соответствие уровня индивидуального развития детей в группе;
* сформированность коммуникативных навыков;
* групповая срабатываемость;
* социально-психологические характеристики группы
* сформированность коммуникативных навыков;
* групповая срабатываемость;
* социально-психологические характеристики группы;
* уровень самоорганизации группы как коллектива
* методические трудности;
* проблема активизации каждого учащегося.