логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсы по подготовке к аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений

3.5 Психологические основы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей

Возрастные особенности ребенка 3-х лет.

"Социальное развитие" характеризуется общением ребенка со взрослым и сверстником. Оно - условие присвоения ребенком ценностей и традиций, основа формирования самосознания.

"Познавательное развитие" - расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие всех психических процессов.

"Эстетическое развитие" - формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.

"Физическое развитие" - начало здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле.

Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивная деятельность. В сюжетно-отобразительной игре ребенок воспроизводит с помощью предметов-заместителей отдельные события повседневной жизни.

Речевое развитие - стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения целей, инициативно высказывается сам. Язык становится средством обобщения от единичного к все более широкому, появляются первые грамматические формы, увеличивается словарный запас. Осваивает диалогическую форму. Наиболее развитые дети описывают впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию (воспоминания о прошлых впечатлениях).

Социальное развитие - В круг общения начинают включаться и другие взрослые (персонал д/с), появляется потребность в деловом общении со взрослыми. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты, адекватно реагировать на просьбы других людей. При посещении д/с дополняются отношения "ребенок - сверстники", но детское общество только еще начинает формироваться, поэтому игры одиночные. Подражание детей друг другу. Чувствуют эмоциональное отношение к себе. Самооценка положительная и завышена. Различают свою половую принадлежность по внешним признакам. Перестает называть себя в третьем лице. Возникает система "Я": познание себя через свое имя, половую принадлежность, потребность в одобрении и самостоятельности

Физическое развитие - увеличивается подвижность нервных процессов, повышается уравновешенность и работоспособность, возрастает период активного бодрствования. Двигательная активность связана с ходьбой. Новое - попытки бега, лазание, прыжки с места. Свойственна частая смена поз и движений.

Познавательное развитие - активно исследует и действует с предметами (экспериментирование). Это основа развития всех познавательных процессов. Пробы и ошибки, многократное повторение. Сравнение по форме, величине, цвету. Связь восприятия и слова. Начинает формироваться наглядно-действенное мышление. К концу 3 года фантазирование происходит в уме, без внешних проб.

Средствами обозначения выступают имитирующие действия и предметы-заместители (формируется внутренний план действий, мышления и начало развития воображения). Происходит расширение и обобщение познавательной деятельности, что отражается в вопросах, на основе этого складываются собственные представления об окружающем мире.

Эстетическое развитие - формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему. Синкретичность и импровизационность художественной деятельности детей. Эмоциональный отклик на чтение художественных произведений, узнавание героев и сопереживание им, наиболее интересны сюжеты с детьми и животными. С удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты песенок, прибауток. Может слушать понравившуюся сказку многократно, следит за привычной последовательностью действий.

Общие показатели развития:
    а) владеет способами пользования предметов для решения бытовых задач, знает часто используемые предметы, их применение, может занять себя игрой, может отображать в игре назначения предметов, переходит от одиночных игр к совместным с элементами ролевого поведения.
    б) вступает в контакт с воспитателями и сверстниками, отвечает на побуждающие предложения, самостоятельно высказывается под впечатлением происходящего, правильно артикулирует гласные и простые согласные, речь имеет форму простых грамматически оформленных фраз. Овладевает ситуативно-деловым общением и элементарными формами сотрудничества со взрослым, общение со сверстниками - эмоционально-практическое.
    в) различает основные цвета, форму, размер, соотносит детали по типу часть-целое; использует различные средства для достижения цели, способен предвосхитить результат; понимает и использует слова для обозначения и замещения людей и предметов, любознателен, знает назначения многих предметов и их практическое использование.
    г) любит слушать, когда читают, узнает знакомые произведения, передает словом и действием сюжет, повторяет строки, рассматривает картинки, эмоционально откликается на музыку, владеет некоторыми танцевальными движениями, слушает программные произведения.
 

Возрастные особенности ребенка 5-и лет.

Ведущая деятельность - игра. Она моделирует отношения в мире взрослых, что является средством ориентировки в мотивах, задачах и нормах деятельности взрослых людей. Использование предметов-заместителей позволяет выйти за пределы реального предметного окружения и воспроизвести общий смысл в сокращенной форме.

Речевое общение - повышенная чувствительность к языку. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и деятельности. Речь становится контекстной и автономной от наглядной ситуации, ребенок способен контролировать и корректировать собственную речь. Обогащение словаря. Совершенствуется структура предложения. Словотворчество и игры со звуками, экспериментирование со словообразованием.

Социальное развитие - Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому, способность чувствовать его эмоциональное состояние. Новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы. Вопросы как средство поддержания общения, далее как способ получить новую информацию и как пример демонстрации знаний.

Ровесник - участник практической деятельности. К 5 годам ребенок осознает свое положение среди сверстников. Дальнейшее развитие образа Я, завышенная самооценка. Способен оценить последствия своего поступка для другого человека.

Познавательное развитие - Три основных направления: качественно изменяются способы ориентировки в окружающем, возникают новые средства ориентировки и содержательно обогащаются знания о мире. Формируются качественно новые свойства ощущений и восприятия: тонкая дифференцировка цвета, фонематический слух. Восприятие вычленяется из предметного действия в самостоятельный целенаправленный процесс. Ведущим становится не манипуляция с предметами, а зрительное восприятие. Ориентировка в мире и знакомство с новым носит активные формы (нюхает, гнет, царапает). Ведущую роль в восприятии играет речь: называя признаки предметов, т.о. ребенок вычленяет их. Наибольшее развитие получает память (непроизвольная). Начинает использовать символические представления предметов. Символическая функция - качественно новое достижение в познавательном развитии дошкольника (зарождается внутренний план мышления).

Мышление реалистично, реально все, что существует, трудно отделить сновидения от реальности. Анимистические представления - наделение неживых предметов качествами живого. Суждения о целом строятся на основе одного, наиболее яркого признака. Удерживают цель с трудом, легко отвлекаются на второстепенное, т.к. не способны отделить цель от условий, в которых она дана. Прогноз только относительно уже знакомых явлений. Формируются представления о пространстве, числе, времени

Эстетическое развитие - сюда включаются не только предметы, но и люди (внешность, поступки). Эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Восприятие литературного текста представляет собой "содействие": послушать, посмотреть картинки, потрогать руками, проиграть с игрушками, прокричать или декламировать, соотнести с жизнью. Понимание сюжета и смысла отдельных поступков героев. Пересказать пока не могут, но готовы досочинять. Различают литературные жанры, формируется представление о трехкомпонентной структуре повествовательного текста. Цвет используют как средство украшения рисунка (предпочитают яркие), изменяется композиция рисунков от хаотичного расположения штрихов к фризовой композиции (ритмично в ряд, повторяя изображение несколько раз). Пытаются предать движение с помощью линий. Развита координация движений, поэтому появляются изображения предметов, узнаваемые по отдельным признакам. Преднамеренное создание образов, замысел более устойчив. Используют все пространство листа. Могут вырезать из бумаги простейшие фигуры. Для пения наиболее благоприятный период, т.к. навыки формируются очень легко. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет большую радость, способствует общению друг с другом. Музыкальная игра-драматизация - синтетический вид деятельности, переходный от игры к спектаклю.

Физическое развитие - улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, изменяется форма грудной клетки, складывается грудной тип дыхания, формируются кости черепа, кистей, своды стоп, изгибы позвоночника. Хорошо владеют навыками ходьбы, но могут отсутствовать непринужденные положения головы и корпуса. Структура бега оформляется к 4 годам, но беговой шаг неравномерный. Различные виды прыжков, длительность которых ограничена слабостью мышц. Метаю хорошо, а ловят хуже. Осваивают езду на 3 и 2-хколесных велосипедах, готовы к обучению плаванию.

Общие показатели развития :
    а) способен создать сюжет для игры, реализовать замысел, создавать и подбирать игровую ситуацию.
    б) общается со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, налаживает с помощью речи отношения со сверстником.
    в) знает основные правила поведения в общественных местах, знает привычное положение вещей, спрашивает разрешение пользоваться, соблюдает осторожность, т.к. умеет предвидеть последствия.
    г) активно использует символические средства в различных видах деятельности, моделирует окружающее, появляется замысел, может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, начинает фантазировать.
    д) называет любимое литературное произведение, может ответить на ряд вопросов о прочитанном, может разложить картинки в зависимости от сюжета, спонтанно воспроизводит небольшой фрагмент, переносит в игру сюжет прочитанного.
 

Возрастные особенности ребенка 6-7-и лет.

Ведущая деятельность - игра. Усложняются сюжеты игр, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым. Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры.

Речевое общение - речь становится более контекстной (независимой от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств). Способны с помощью речи привлекать к себе внимание, устанавливать контакты, для воздействия и взаимопонимания, средство фиксации знаний, средство познавательной деятельности, а также речь - самостоятельный объект окружающего мира, значит, объект познания. Активно осваивается диалог. Зарождается монолог. Речь в форме короткого рассказа. Наличие интереса к речи влияет на освоение и пополнение словаря, грамматической структуры речи, качественное совершенствование (понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное, словообразование), чистота произношения. Усваиваются способы построения предложений.

Социальное развитие - возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Потребность в сравнении себя с другими. Формируется достаточно сплоченное детское общество, увеличиваются интенсивность и широта круга общения. Более самостоятелен и независим от взрослых, элементы самостоятельного представления о себе и своих действиях, не принимают на веру оценки взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способен осознать свое положение среди сверстников.

Познавательное развитие - восприятие теряет глобальный характер, становится более дифференцированным, внимание к признакам и отдельным свойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории, т.е. процесс восприятия интеллектуализируется. Память становится произвольной и целенаправленной. Воображение из репродуктивного, воспроизводящего становится предвосхищающим. С помощью речи начинает планировать и регулировать свои действия. Широко используют экспериментирование с практическим преобразованием предметов и явлений, моделирование. Появляется словесно-логическое мышление. Формируется образ мира, систематизируются знания о нем. Система знаний включает две зоны: зона проверяемых стабильных знаний и зона догадок и гипотез. Вопросы детей - показатель развития их мышления. Формируются способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.

Эстетическое развитие - более осознанное и активное, способен сам создавать красоту, а не только воспринимать: по отношению к материальному миру, к людям, к природе. Сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности. Может назвать несколько литературных произведений, прочитать стих, отвечает на вопросы по прочитанному, интерес к книгам, может дополнить сюжет сказки или сочинить целостную сказку. Становятся устойчивыми замыслы, расширяются возможности использования художественных средств. Появляются стойкий интерес и симпатии к определенным видам искусств. Имеют опыт художественного рукоделия с разными материалами. В музыке выделяет тембры музыкальных инструментов, жанровую принадлежность произведения. Использует мимику и пантомимику в танце, координированные движения рук и ног. Выразительно и звонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне, чисто интонирует с аккомпанементом, с удовольствием поет в хоре, владеет элементарными певческими навыками. Владеет приемами игры на различных музыкальных инструментах, слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении, самостоятельно подбирает инструменты по характеру музыкальной пьесы.

Физическое развитие - основные показатели физического развития протекают менее согласованно и плавно. Улучшается подвижность, уравновешенность и устойчивость н/п, при этом быстрая истощаемость. Завершается процесс формирования грудной клетки, устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и туловища (приближается к взрослым показателям). Увеличивается длина верхних и нижних конечностей, лучше развиты крупные мышцы, а слабо связочные отделы и мелкие мышцы (основа для деформации позвоночника). Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. В движениях дети познают себя и свое тело, совершенствование ранее приобретенных навыков. Лучше представлены скорость и гибкость, чем сила и выносливость.

Общие показатели развития :
    a) выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение "часть-целое", обобщение; владеет обобщенными способами деятельности, способен находить варианты решений открытого типа, использует символические средства познания мира, способен планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка, разнообразие познавательных интересов.
    б) осознанно относится к эстетическому в мире, знаком со множеством литературных произведений, может пересказать сказку, прочитать стих, имеет опыт художественной деятельности. Исполняет простые песни, воспроизводит динамику развития музыкального образа.
 

Особенности шестилетних детей.

Шестилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольного детства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка.

Игра как ведущая деятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебной деятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в том случае, когда завершены те психические новообразования, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Среди новообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальных норм и развитие наглядно-образного мышления.

  1. Не сформированная произвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкции взрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры с правилами (Ай, да я! Да - нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)
  2. Введение любых требований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводиться постепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить все нормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольно выполняться. Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихся школьной жизни - это ролевые игры. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения (игры- драматизации), таки на уроках окружающего мира.
  3. Игра должна составлять большую часть деятельности ребенка шести лет, в том числе и дома. Для развития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенка присутствовали свободное рисование, лепка, конструирование.
  4. Чтобы игра как метод обучения дала наибольшие результаты, важно а) чтобы учебная и игровая задачи совпадали; б) чтобы учебная задача не задавила игровую; в) чтобы данный игровой метод использовался СИСТЕМАТИЧЕСКИ.
  5. Для создания базы для развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия для полноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно, но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры при выполнении любой мыслительной деятельности
  6. Т.к. логическое мышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие, выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе шестилетнего ребенка.
  7. Для формирования полноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемой необходимо а) работать над формированием внутренней мотивации (как?); б) учить планировать собственные действия (как?); в) учить контролировать собственные действия (как?).
  8. Важно поддерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит от стиля отношения учителя с классом (учитель как попутчик или костыль). Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надо что-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их по желанию. Для детей с низким уровнем активности (обсудить причины этого) требуется поддержка его начинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.
  9. Дети шестилетнего возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делать ребенок (формы комментированного диктанта, обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работа подчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции (может содержать два подэтапа - проговаривание вместе со взрослым и самостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.
  10. Эффективное взаимодействие с шестилетним ребенком возможно только в том случае, когда учитель точно определил зону актуального и ближайшего развития каждого конкретного ребенка. Этой задаче соответствует та диагностическая работа, которая предусмотрена в данной образовательной программе. Оптимально, если учитель проводит замеры три раза в год: в начале учебного года, в середине и в конце. При построении учебников заложен учет индивидуальных отличий между детьми. Содержится большой (избыточное) количество заданий и разной степени сложности. Важно не брать количеством выполненных заданий, а их качеством, степенью сложности. Все делают одно задание, но разной степени сложности.

 
Психофизиологические основы обучения шестилетних детей.

Актуальность проблемы:

  • снижения числа здоровых детей (только 1/5 часть детей имеет I группу здоровья);
  • увеличение нагрузки и объема материала;
  • неблагоприятные условия обучения (приводят к психосоматическим заболеваниям и формированию школьных неврозов.

Нездоровье детей мы провоцируем сами. Чем? Во-первых, несоблюдением режимных моментов (чередование работы и отдыха, недосыпание); во-вторых, несоответствием нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка (к основной школе добавляют музыкальную, танцевальную, иностранную и т.п., ограниченная двигательная нагрузка); в-третьих, несоблюдением гигиенических условий и норм (наполняемость классов, освещенность, температурный режим и т.п.), в-четвертых, не учетом эмоционального состояния и психологической атмосферы, связанных с обучением.

На что обратить внимание: частота заболеваний, хронические заболевания; группа здоровья; осанка, зрение, слух; выносливость, утомляемость.

Фазы работоспособности:

  1. врабатывание (5-7 минут), которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на выполнение деятельности;
  2. оптимальная работоспособность (15-20 минут), когда выполнение деятельности идет на высоком уровне при наименьших психофизиологических затратах;
  3. компенсированное, преодолеваемое утомление, которая внешне проявляется в форме двигательного беспокойства и его преодоление требует от ребенка нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. В случае, ели не произошла смена деятельности, не снято психофизическое напряжение, то наступает
  4. фаза - некомпенсированное утомление. Аналогичная закономерность прослеживается и в отношении учебного дня и в отношении учебной недели: Максимум в середине, а спады - по краям.

Рекомендации по организации обучения шестилеток:

  • статичную позу удерживать очень тяжело. Ребенок меньше устает, когда двигается, нежели когда сидит - физкультминутки обязательны;
  • объем двигательной активности в течение дня должен составлять не мене 2 часов;
  • препятствуют утомлению смены поз - стоя, сидя, можно даже предложить походить по классу;
  • т.к. ребенок не умеет расслабляться (процессы торможения запаздывают по сравнению с процессами возбуждения), то надо предлагать упражнения, в т.ч. и для кистей рук на расслабление. Наилучший эффект - при сочетании гимнастики для пальцев и дыхательных упражнений;
  • для сохранения зрения требуется чередовать ближний и дальний взгляд, оптимально выбирать дистанцию для рассматривания, раскрашивания, письма и т.п.
Возрастные особенности младшего школьника
Физиологические особенности

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами.

Две наиболее типичные ошибки в воспитании. Первая заключается в том, что родители стараются подогнать ребенка под воображаемый идеал, не считаясь ни с врожденными свойствами нервной системы, ни с его наклонностями и желаниями. Вторая ошибка - родители всеми силами добиваются того, чтобы ребенок был "удобен". Следствием этого становятся школьные неврозы.

Школьные неврозы - диагноз, которым обозначаются своеобразные нервные расстройства, возникающие после прихода ребенка в школу. Однако совершенно неверно считать, что единственной причиной неврозов являются трудности школьных занятий. Школа является лишь индикатором, обнаруживающим неблагополучие и промахи предшествующего воспитания. Именно ошибки в воспитании вызывают невроз.

В раннем школьном возраста у детей со слабым типом нервной системы (мнительных, внушаемых, впечатлительных) могут возникать ипохондрические жалобы. Например, дети начинают жаловаться на головные боли, головокружение, боли в сердце и т.п. Такие неврозы являются следствием частых разговоров взрослых о различных болезнях, при этом дети не притворяются, не выдумывают болезнь. Болезнь сама находит их, благоприятно разрешая мучительную проблему - можно не ходить в школу. Болезнь становится как бы желательной для детей. Отсюда использование терминов "условная желательность", "условная приятность". Однако надо заметить, что не всегда школьные неврозы развиваются по механизму условной желательности. Они могут быть построены по механизму патологически упрочившейся условной связи. Такой механизм развития неврозов характерен для детей, ослабленных длительными заболеваниями. Например, на фоне нервной рвоты могут возникать нервные спазмы в желудке. Лечение подобных расстройств значительно труднее, чем лечение условно желательных нервных заболеваний.

Со школьными неврозами нельзя путать хитрости, к которым нередко прибегают дети. Болен или не болен, выясняется по эмоциональной реакции в ответ на разрешение не ходить в школу и по всему последующему поведению ребенка. Снисходительность родителей в этом случае, во-первых, приучает детей ко лжи, во-вторых, при неблагоприятных обстоятельствах может способствовать возникновению настоящего школьного невроза.

Три способа выхода из-под родительской опеки: 1) подчиниться, 2) взбунтоваться, 3) приспособиться. В первом случае дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, мнительными, неуверенными в своих силах. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек и избегая участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью. В лучшем случае они уходят от реальной жизни в мир фантазии.

Второй выход - взбунтоваться (уйти из дома, бродяжничать, отказаться от еды или школы). Этот бунт врачи называют реакцией отказа.

Третий выход - приспособиться. Приспосабливаются обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Они вырабатывают особую поведенческую тактику - двойственность: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах взрослых и, как компенсация, дурные поступки, изощренные издевательства над слабыми в отсутствие взрослых, исподтишка. Данный тип реагирования не дает школьной дезадаптации, поэтому эти дети очень редко попадают в поле зрения врачей и педагогов, но идет отрицательное формирование личности.

Невротические реакции, которые развиваются в результате чисто педагогических ошибок: при потере контакта между учащимся и педагогом, при несправедливом отношении педагога к ребенку (дидактогения).

Школьные неврозы специфичны только для младшего школьного возраста. Это связано с тем, что в данном возрасте впервые появляется осознание себя, осознание своих взаимоотношений с окружающим миром. Поскольку осознание еще не высокого уровня, то и нервные заболевания этих лет не носят еще развернутого характера. Типичных взрослых неврозов в младшем школьном возрасте не бывает, но предпосылки, многие симптомы сходны со взрослыми.

Истерические симптомы - параличи, онемения, задержка мочи, нервный кашель, нервная рвота, мнимые слепота и глухота.

Психастения или психастенические симптомы - "умственная жвачка", когда человек по поводу любого пустяка долго и нудно логически мыслит, обдумывает каждый поступок, каждый шаг, каждое движение.

Неврастения (астенический невроз) - общая слабость, вялость, быстрая утомляемость, истощаемость, непереносимость любого психического напряжения, быстрое истощение активного внимания. Особенно переутомление опасно для детей, ослабленных хроническими соматическими заболеваниями, для детей, перенесших в момент рождения травму или асфиксию. Иногда подобные симптомы возникают в результате временного ослабления центральной нервной системы после инфекционной болезни (корь, скарлатина, грипп).

Депрессивный невроз - депрессией дети реагируют на болезнь, смерть, развод родителей или на длительную разлуку с ними. Возникновение депрессивного невроза может быть связано со школьной неуспеваемости при предъявлении к ребенку повышенных требований, переживания собственной неполноценности при наличии того или иного бросающегося в глаза физического дефекта.

Л.С.Выготский писал, что всякий дефект ребенка побуждает в нем мощные компенсаторные силы и в некоторых случаях дефект становится источником необычайно сильного и быстрого психического развития. Надо всячески поддерживать эти силы, разумно направлять интересы, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности.

Согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития (отношение ребенка к действительности); ведущей деятельностью, в которой интенсивно происходит овладение ребенком этой действительностью; основным новообразованием, возникающим к концу каждого периода.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, т.е. стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности - учебой. Познавательная деятельность мотивируется любознательностью и желанием общаться с умными людьми, поэтому основной задачей является формирование познавательного мотива средствами предметов. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся становится особенно значим при работе с 6-летними детьми.

Основной метод обучения в этот период - доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или кругу своих сверстников, учебные экскурсии, наблюдения (за прорастанием чего-либо, за ростом, построением, различием и сходством), практические работы, познавательные игры
 

Характеристика психических процессов:
  • память и воображение уже должны быть сформированы, т.к. эти психические функции являлись главными психическими новообразованиями предыдущих периодов;
  • к 7 годам абстрактное мышление у детей еще только начинает формироваться, т.е. вторая сигнальная система находится в стадии развития и совершенствования, на начальных этапах совершенствования. Физиологически у детей данного возраста преобладает первая сигнальная система;
  • по мере взросления у младших школьников выявляется поляризация полов. При этом наряду с поляризацией появляются и первые признаки влечения к противоположному полу, первые признаки сексуальности. У девочек это обычно окрашено в романтические тона. У мальчиков влечение к противоположному полу зачастую выражается в грубой форме. Девочки, к которым не привязываются мальчики, порой чувствуют себя обойденными и нередко сами провоцируют мальчиков ко всякого рода грубостям. важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка
  • ребенок идет в школу в период кризиса в собственном развитии, это связано с определенными особенностями в его поведении. Ребенок переходит от ориентации на усвоение социальных норм и отношений (в дошкольном возрасте освоение этих норм происходило в ролевой игре, как ведущей форме деятельности) к преимущественной направленности на усвоение способов действий с предметами (в младшем школьном возрасте ведущей будет учебная деятельность);
  • непосредственной предпосылкой учебной деятельности являются игры по правилам, которые появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок должен был научиться сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными;
  • обнаружить особенности готовности ребенка к школе возможно через особенности взаимодействия первоклассника со взрослыми (педагогами, родителями), сверстниками и самим собой.

Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. Именно общение с учителем может составить первую группу трудностей ребенка. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. К началу обучения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и условного смысла вопросов учителя.

Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи - одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Что значит "уметь принимать учебную задачу"? Это означает способность ребенка выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную интуицию, а на те логические смысловые отношения, которые отражены в условиях задачи. В противном случае дети не смогут решать задачи не в силу отсутствия у них умения и навыков или вследствие интеллектуальной недостаточности, а по причине недоразвитости их общения со взрослыми. Они будут либо хаотично действовать с предложенными, например, числами, либо подменять учебную задачу ситуацией прямого общения со взрослым. Т.о., педагоги, работающие в первом классе, должны понимать, что произвольность в общении со взрослым необходима детям для принятия учебной задачи. Причиной возникновения произвольности в общении являются сюжетно-ролевые игры. Поэтому надо выяснить, умеют ли дети в первом классе играть в такие игры. Существуют специальные методики (Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе - М.:Педагогика, 1991)

Вторая группа возможных трудностей работы педагогов с детьми в первом классе может быть связана с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать детей друг с другом. Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целого класса задач. Дети, не владеющие общим способом, как правило, могут решать только одинаковые по содержанию задачи. Установлено, что усвоение общих способов действия требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, требует внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности.

Для формирования надлежащего уровня общения со сверстниками (если этого не было сделано до школы) можно провести целую систему занятий в рамках как учебного предмета "Введение в школьную жизнь", так и других учебных предметов (русский язык, математика, естествознание, литература), используя следующие приемы:
    а) совместная деятельность - игра, где дети должны согласовывать свои действия уже не по заданным ролям, а по предметному содержанию и смыслу этой деятельности;
    б) "игра" взрослого с детьми, где взрослый показывает им образцы взаимодействия на правах равного партнера;
    в) непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей задачи, когда взрослый подсказывает им, помогает совместными усилиями решить предложенную задачу;
    г) введение в коллективную игру "управляющего" (одного из детей), который бы "дирижировал" игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;
    д) введение в игру двух "управляющих" с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться одерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;
    е)игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение совместно рассматривать позиции разных сторон.

Третья группа возможных трудностей детей на первых порах обучения в школе может быть связана со специфическим отношением к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Самооценка дошкольника почти всегда завышена. С переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Детей с дошкольной самооценкой опасно учить по школьному типу. Завышенная самооценка свойственна ребенку не в силу его нескромности и бахвальства, а потому что он не умеет посмотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы. Поэтому задача педагога, не понижая искусственно самооценки ребенка, учить его ребенка "видеть" других, показывать возможность перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, помочь ему стать на позицию учителя, мамы, воспитателя. Тут могут пригодиться специальные режиссерские игры. Режиссерская игра предполагает умение ребенка создавать и воплощать сюжет, требует от него одновременного исполнения множества ролей. Тем самым она стимулирует воображение ребенка и помогает ему вместить в свое "Я" много разных образов и ролевых позиций. Это приводит к разносторонней и объективной оценке себя и других. Хорошим способом обучения режиссерской игре является игра-драматизация. Она представляет собой разыгрывание детьми определенных заранее заданных сюжетов.

Первый год обучения (особенно, если дети - шестилетки) должен быть посвящен коррекции тех недостатков, которые возникают в домашних условиях или при современном образовании в детском саду. Должна быть создана надпредметная или межпредметная СРЕДА, в которой будут доводиться до определенного уровня те предпосылки, которые необходимы для перехода на новый вид деятельности - учебной деятельности.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТУПАТЬ ПОРОГ ШКОЛЫ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОНИ УЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕНИКАМИ ДАННОЙ ШКОЛЫ.


 
Адаптация к школе

Работа по изучению детей, поступивших в школу, разворачивается полноценно с первых дней появления ребенка в школе и должна продолжаться на протяжении всех последующих лет. Основная цель курса "Введение в школьную жизнь" - помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его реально ожидает. "Введение" носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей и педагогов должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, "как это делают настоящие школьники". Это первая цель, которую преследует данный курс.

Вторая цель - ввести ребенка в "атрибутику школьной жизни", исходя из особенностей работы учителя с предметным содержанием в системе развивающего обучения. Педагоги совместно с детьми вырабатывают свои "правила игры". Дети должны сознательно принять определенные правила и нормы через "проживание" их в деятельностной сфере. К данному курсу может привлекаться весь педагогический коллектив первых классов о учителя физкультуры до учителя русского языка.

Третья цель курса - постараться выявить стартовые возможности детей как в знаниях, так и в развитии. Под стартовыми возможностями понимают:
    а) в области знаний - наличный уровень ЗУНов (как ребенок уже может читать, писать, считать);
    б) в области развития детей - уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов; уровень развития памяти, воображения, наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

Для проведения занятий с помощью психологических методик рекомендуется следующая литература:

  1. Зак А.З. Различия в мышлении детей. - М.,1992;
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования МШВ. - Томск, 1993;
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1991;
  4. Цукерман Г.А., Поливанова Е. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1993;
  5. Психологическая готовность детей к школе./ Под ред. В.И.Слободчикова. - М.,1994;
  6. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. - Томск: Пеленг, 1994;
  7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. Серия "Психология образования". - М.,1996, вып. 1,2

    в) в области структурных компонентов развития личности - уровень сформированности взаимоотношений со взрослым (произвольно-контекстное отношение), произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками (кооперативно-соревновательный тип), адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе, а также уровень мотивации учащихся.

Четвертая цель адаптационного курса - познакомить детей с теми учебными дисциплинами, которые им в первом классе придется изучать. Каждый учитель может сделать презентацию своего предмета.

Организационно первые две недели строятся следующим образом: каждый день по три урока, первые уроки посвящены нормам сотрудничества и выработке общих правил и норм взаимодействия. Вторые уроки связаны с определением стартовых возможностей учащихся. Третьи уроки - презентация учебных предметов
 

Кризис 7 лет

Ребенок становится более критичным к своим поступкам, начинает соизмерять свои желания с реальными возможностями. Расширяется круг интересов, усложняется содержание игр. Ребенок может изъявлять желание идти в школу, чтобы освоить понравившуюся профессию.

Физиологическая сущность этого кризиса еще полностью не выяснена. Считают, что в этот период прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза, коры надпочечников, начинают вырабатываться такие половые гормоны, как андрогены и эстрогены. Наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Подобные изменения требуют от организма большого напряжения и мобилизации всех резервов организма, что приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости.

В этот период вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональной жизни к жизни сознания.

Для педагогически запущенных детей это последний срок, последняя возможность нагнать в интеллектуальном отношении благополучных сверстников. Позже срабатывает феномен Маугли, т.к. 3/4 от общего развития умственных способностей человека происходят до 7 лет, причем 2/4 падает на возраст до 4 лет, но это не означает раннего обучения, т.к. только к 6-7 годам головной мозг ребенка достигает величины мозга взрослого человека, только к 6-7 годам устанавливается величина радиуса роговицы глаза, только к6-7 годам у ребенка формируется внутренняя речь, т.е. речь становится орудием мысли.

Перегрузки в связи с ранним обучение опасны по той причине, что у растущего мозга ослаблены защитные механизмы, что может вызвать невротическую реакцию