Кафедра дошкольного и начального образования
Зачем ТРИЗ педагогу?
Коточигова Е.В., канд. психол. наук, ИРО
Мы живем в интересное время, когда стремительно совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники, в том числе и в педагогике. Количество информации удваивается каждые 15 лет, 50% знаний в биологии, медицине устаревает в течение 3 лет, в географии – за 16 лет, за неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ.
Такой темп научно-технического прогресса предъявляет жесткие требования к квалификации педагогических кадров, уровню их профессиональной компетентности.
Современный педагог должен быть способен:
- Выявить проблемы своих воспитанников, их родителей;
- Видеть проблему в комплексе, в соотношении с другими проблемами, имеющимися ресурсами;
- Быстро и эффективно решать возникающие проблемы, адекватно демонстрируя как ситуативный, так и надситуативный уровень обнаружения проблемности (Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Коточигова Е.В., Серафимович И.В.);
- Оперативно решать педагогическую проблемную ситуацию и прогнозировать ее развитие;
- Согласовывать противоречивые интересы всех субъектов образовательного процесса;
- Предвидеть себя в педагогической ситуации и обосновывать решения с учетом этого, т.е. быть способным к педагогической рефлексии.
Это означает, что мышление педагога должно быть приспособлено к работе с противоречиями, в более широком плане – это готовность к инновационной деятельности в сфере образования.
Именно такое мышление формируется при использовании методов ТРИЗ. «Тризовское» мышление означает:
- Умение выявлять и разрешать противоречия в различных областях;
- Способность найти, вербализовать и применить на практике объективные закономерности;
- Возможность решать проблемы на вербальном уровне, что позволяет анализировать ход решения и выявлять допущенные ошибки (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., Страунинг А.М.).
Творческое педагогическое мышление (а именно о нем и идет речь) являясь компетентностью высшего уровня, «вырастает» из ряда компетентностей, таких как «знаниевая» компетентность, конфликтологическая, и другие.
Вслед за А.К. Марковой, мы выделяем в структуре труда педагога следующие составляющие:
1) профессиональные психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Чтобы компетентно выполнять педагогическую деятельность, необходимо владеть определенными умениями. Таких умений можно выделить десять групп. К каждой группе умений мы подобрали инструменты ТРИЗ, которые могут помочь овладеть этим умением мастерски.
Для удобства восприятия, данный материал мы разместили в таблице.
Группы умений | Содержательная характеристика умений | Инструмент ТРИЗ, помогающий овладению умений |
Первая группа | увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ребенка как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; | Системный анализ. Инструментарий выявления противоречий. Методика выявления и преобразования задачи. |
конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач. | Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инструментарий выявления противоречий. Инструментарий ТРИЗ, информационный фонд ТРИЗ. |
Вторая группа | работа с содержанием учебного материала | Системный анализ. Анализ ресурсов. |
способность к педагогическому истолкованию информации; | Функциональный анализ. Методика выявления и преобразования задачи. |
формирование у детей учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей; | Системный анализ (выход в надсистему). |
изучение состояния психических функций детей, учет учебных возможностей воспитанников, предвидение типичных затруднений детей в учебной деятельности; | Теория развития творческой личности. |
умение исходить из мотивации ребенка при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; | Теория развития творческой личности. |
умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени ребенка и педагога. | Функциональный анализ. |
Третья группа | соотносить затруднения детей с недочетами в своей работе; | Системный анализ. Анализ ресурсов. |
уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности. | Теория развития творческой личности. Методика прогнозирования и развития технических систем. |
Четвертая группа | это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению. | Методика выявления и преобразования задачи. |
Пятая группа умений | включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения, к ним относятся: | |
умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности воспитанника; | Системный анализ (выход в надсистему). |
|