логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Зачем ТРИЗ педагогу?

Коточигова Е.В.,
канд. психол. наук, ИРО

Мы живем в интересное время, когда стремительно совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники, в том числе и в педагогике. Количество информации удваивается каждые 15 лет, 50% знаний в биологии, медицине устаревает в течение 3 лет, в географии – за 16 лет, за неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ.

Такой темп научно-технического прогресса предъявляет жесткие требования к квалификации педагогических кадров, уровню их профессиональной компетентности.

Современный педагог должен быть способен:

  • Выявить проблемы своих воспитанников, их родителей;
  • Видеть проблему в комплексе, в соотношении с другими проблемами, имеющимися ресурсами;
  • Быстро и эффективно решать возникающие проблемы, адекватно демонстрируя как ситуативный, так и надситуативный уровень обнаружения проблемности (Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Коточигова Е.В., Серафимович И.В.);
  • Оперативно решать педагогическую проблемную ситуацию и прогнозировать ее развитие;
  • Согласовывать противоречивые интересы всех субъектов образовательного процесса;
  • Предвидеть себя в педагогической ситуации и обосновывать решения с учетом этого, т.е. быть способным к педагогической рефлексии.

Это означает, что мышление педагога должно быть приспособлено к работе с противоречиями, в более широком плане – это готовность к инновационной деятельности в сфере образования.

Именно такое мышление формируется при использовании методов ТРИЗ. «Тризовское» мышление означает:

  • Умение выявлять и разрешать противоречия в различных областях;
  • Способность найти, вербализовать и применить на практике объективные закономерности;
  • Возможность решать проблемы на вербальном уровне, что позволяет анализировать ход решения и выявлять допущенные ошибки (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., Страунинг А.М.).

Творческое педагогическое мышление (а именно о нем и идет речь) являясь компетентностью высшего уровня, «вырастает» из ряда компетентностей, таких как «знаниевая» компетентность, конфликтологическая, и другие.

Вслед за А.К. Марковой, мы выделяем в структуре труда педагога следующие составляющие:
1) профессиональные психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

Чтобы компетентно выполнять педагогическую деятельность, необходимо владеть определенными умениями. Таких умений можно выделить десять групп. К каждой группе умений мы подобрали инструменты ТРИЗ, которые могут помочь овладеть этим умением мастерски.

Для удобства восприятия, данный материал мы разместили в таблице.

Группы уменийСодержательная характеристика уменийИнструмент ТРИЗ, помогающий овладению умений
Первая группа
  • увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ребенка как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
  • Системный анализ.
    Инструментарий выявления противоречий.
    Методика выявления и преобразования задачи.
  • конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
  • Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
    Инструментарий выявления противоречий.
    Инструментарий ТРИЗ, информационный фонд ТРИЗ.
    Вторая группа
  • работа с содержанием учебного материала
  • Системный анализ.
    Анализ ресурсов.
  • способность к педагогическому истолкованию информации;
  • Функциональный анализ.
    Методика выявления и преобразования задачи.
  • формирование у детей учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
  • Системный анализ (выход в надсистему).
  • изучение состояния психических функций детей, учет учебных возможностей воспитанников, предвидение типичных затруднений детей в учебной деятельности;
  • Теория развития творческой личности.
  • умение исходить из мотивации ребенка при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
  • Теория развития творческой личности.
  • умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени ребенка и педагога.
  • Функциональный анализ.
    Третья группа
  • соотносить затруднения детей с недочетами в своей работе;
  • Системный анализ.
    Анализ ресурсов.
  • уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.
  • Теория развития творческой личности.
    Методика прогнозирования и развития технических систем.
    Четвертая группа
  • это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
  • Методика выявления и преобразования задачи.
    Пятая группа уменийвключает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения, к ним относятся: 
  • умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности воспитанника;
  • Системный анализ (выход в надсистему).