логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

   ПРОГРАММЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

   ПРОЕКТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
 РАБОТА

Региональные экспериментальные площадки
Базовые площадки ИРО

КОНФЕРЕНЦИИ

КОНКУРСЫ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Составители:

Батина Елена Васильевна, доцент

Яковлева Татьяна Алексеевна, методист кафедры естественно-математических дисциплин

 

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, предполагающие последовательный переход к компетентностной парадигме образования, обновление структуры и содержания образования, разработку новых дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

В 2007- 08 учебном году в 11 классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Школьный курс химии - один из основных компонентов естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественно-научной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

Цели и задачи химического образования достигаются в процессе обучения, организованном в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14)

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • (//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14)

  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.06 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»

  • Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП- 2004»

  • Методическое письмо МО РФ « О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»). (http:/www. ed gov. ru)

  • Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 г. в преподавании химии в средней школе» (сайт ФИПИ http:/www.fipi.ru)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007-2008 учебный год.

  • Приказ МО и науки РФ № 321 от 14.12.2006

    (//Вестник образования, 2007, - № 1; сайт Минобразования и науки РФ http:/www. mon.gov.ru).

В методическом письме ГОУ ЯО ИРО «О преподавании учебного предмета «Химия» в 10 классе общеобразовательных школ в 2006-2007 учебном году» были подробно рассмотрены структура и содержание федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Особое внимание было уделено специфике целей изучения химии на базовом и профильном уровнях, определяемой, прежде всего, содержанием образования.

В стандарте базового уровня система знаний, будучи дополнена блоками содержания, имеющего прикладной и культурологический характер, призвана, прежде всего, обеспечить выпускнику средней (полной) школы возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.

В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и последующей профессиональной деятельности.

Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, биолого-географического, агротехнологического, оборонно-спортивного профилей, а также в классах универсального (непрофильного) обучения.

Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического и химико-биологического, профилей.

В классах физико-математического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей учебными планами предусматривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в состав курса «Естествознание», изучаемого по три часа в неделю в 10 и 11 классах.

Особенности содержания курса химии для профильных классов

По данным кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования в классах и школах физико-химического профиля больший удельный вес должна иметь общая и неорганическая химия, меньший – органическая химия. Содержание общей и неорганической химии предоставляет реальные возможности для налаживания межпредметных связей с физикой и математикой. У учащихся должно сложиться представление о химии как о точной науке, имеющей общие объекты, изучаемые физикой и химией, использующей общие методы познания.

Акценты в содержании возможны при рассмотрении каждого блока примерной программы. Так, раскрывая предмет изучения химии и химические методы познания, важно подчеркнуть существование наук – физической химии и химической физики, общность методов познания, общность законов и теорий: атомно-молекулярное учение (молекулярная теория в физике), закон сохранения массы и энергии, законы электролиза, теория строения веществ и др.

Химическую связь необходимо объяснять с акцентом на механизм ее образования и энергетические изменения при ее разрушении и воссоздании.

Особое внимание должно быть уделено закономерностям химических реакций, выражаемым графиками, математическими формулами.

При рассмотрении химических реакций в водных растворах акцент может быть сделан на полярные растворители, кривые растворимости, величину диэлектрической проницаемости, тепловое движение молекул воды при растворении ионных кристаллов, электрическую проводимость растворов, электрическое поле и др.

Определенные акценты должны быть сделаны при изучении органической химии, например, при объяснении механизма образования сигма -  и пи-связей в молекулах, смещении общей электронной плотности связей в полярных молекулах, при рассмотрении влияния условий на ход реакций (давление, изменение тепловой энергии)

В классах и школах химико-биологического профиля больший удельный вес по сравнению с неорганической и общей должна иметь органическая химия. Учебный материал курса органической химии предоставляет возможности для более обстоятельного рассмотрения химической организации клетки как биологической системы (макро- и микроэлементы, углеводы, белки и др.). Знание состава и свойств веществ основных классов органических соединений позволяет более глубоко раскрыть сущность процессов брожения, дыхания, фотосинтеза, энергетического обмена в организме, круговорота веществ и потока энергии в биосфере под воздействием антропогенного фактора и др.

Организация учебного процесса при изучении химии

Приоритетными задачами преподавания школьного курса химии на этапе среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной видов деятельности. (Методическое письмо МО РФ «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»). (http:/www. ed gov. ru)

Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности  учащихся является необходимым условием успешности обучения химии  всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг  учебных умений, навыков, таких как применение полученных знаний для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде и т.д.

При обучении химии на базовом уровне целесообразно организовывать такие виды деятельности, как самостоятельная работа с текстом, составление обобщающих таблиц, описание свойств веществ и химических процессов по определенному плану, написание рефератов, творческих работ, позволяющих  на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности. Поскольку одночасовой курс химии не предполагает большого числа лабораторных опытов и практических работ, то химические свойства веществ желательно рассматривать с учетом их практического применения. Химический эксперимент необходимо направить  на развитие у школьников навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений выполнить, а затем проанализировать химический опыт, описать и объяснить наблюдаемые химические явления.

В классах, где химия является профильным предметом, возможно использование эвристических и исследовательских методов, которые могут быть реализованы в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов,  конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ и т.д.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования года учителям химии необходимо ориентироваться «не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Поэтому, важно научить школьников проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учителям, работающим в средней школе необходимо помнить, что авторская программа и учебники О.С. Габриеляна рассчитаны на 2-3 часа в неделю (для базового уровня) и на 3-4 часа в неделю (для профильного уровня), поэтому при подготовке к урокам необходимо тщательно отбирать материал для того, чтобы не перегружать учащихся теоретическими знаниями и химическим экспериментом, особое внимание уделять практической значимости учебного материала

При составлении рабочих программ следует учитывать опыт образовательных учреждений области, базовых по апробации БУП-2004, систематизированный и обобщенный Институтом развития образования и представленный на электронных носителях, а также примеры рабочих программ курса химии в 11 классе, базовый уровень (1 и 2 часа в неделю) и профильный уровень (3 часа в неделю) к УМК О.С. Габриеляна, разработанные совместно методистами ГОУ ЯО ИРО и ГЦРО

В соответствии с Рекомендациями по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ЕГЭ 2006 года учителям, работающим в профильных классах, необходимо усилить внимание к изучению, повторению и обобщению наиболее значимых вопросов курса. К ним относятся: химическая связь, особенности состава и строения неорганических и органических соединений различных классов; взаимосвязь веществ; особенности протекания процессов гидролиза солей; реакции окислительно-восстановительные; электролиз расплавов и растворов солей; качественные реакции неорганических и органических веществ; общие химические принципы химического производства.

Для успешного формирования важнейших понятий, составляющих  основу перечисленных выше компонентов содержания, в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на применение этих понятий в различных ситуациях, шире использовать внутрипредметные связи.

В частности, такой подход важен при усвоении трудной для учащихся темы «Электролиз». При изучении различных случаев электролиза предметом обязательного обсуждения должны стать вопросы: что такое электролиз, как он протекает, как предсказать состав продуктов электролиза в том или ином случае. Важно также отметить, что школьный курс химии предполагает знакомство с электролизом, протекающим на так называемых инертных электродах, которые в самом процессе электролиза не участвуют. При рассмотрении сущности электролиза солей важно привлекать знания об электрохимических возможностях металлов (и водорода), тренировать умение пользоваться «Рядом напряжений металлов».

В разделе «Химическая связь» целесообразно уделить больше внимания усвоению учащимися понятия относительной электроотрицательности химических элементов  и формированию на основе соответствующих заданий умения использовать при определении вида химической связи «Ряд относительной электроотрицательности элементов».

При формировании базовых знаний об окислительно-восстановительных реакциях необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель и восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяются степени их окисления в процессе реакции.

При формировании понятий «скорость химических реакций» и «химическое равновесие», которые важны для понимания учащимися  фундаментальных законов протекания химических реакций и научных принципов производства неорганических и органических веществ, особое внимание следует уделить рассмотрению таких условий смещения равновесия, как изменение концентрации веществ и изменение давления.

Необходимо также ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.

С внедрением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем целесообразно иметь в виду, что задания, представленные в экзаменационной работе в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания. В частности, задания ориентированы на проверку умений описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса. Учитывая содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и принятую форму его проведения, целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Обучая школьников приемам работы с различными типами тестовых заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора оптимальной последовательности действий.

Документы по ЕГЭ 2007 года представлены на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений  http://www.fipi.ru, на сайте издательства Эксмо  htpp://www.edacation.ecmo.ru. По данным адресам размещены следующие документы: «Кодификатор элементов содержания», «Спецификация экзаменационной работы для выпускников X (XI) классов общеобразовательных учреждений», «Демонстрационный материал», новый полный комплект материалов ЕГЭ -2007.

Реализация содержания по предмету «Химия»

Реализация содержания химического образования в общеобразовательных школах может быть осуществлена в два этапа: основное общее образование (8, 9 классы); среднее (полное) общее образование (10, 11 классы).

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии в средней (полной) школе на базовом уровне выделяется 70 часов (по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне – 210 часов (по 3 ч в неделю в 10 и 11 классах).

В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 учебных часов на два года обучения, например, для агротехнологического профиля (как примера одного из возможных вариантов реализации технологического профиля) - 10ч.; для биолого-географического,  химико-биологического, физико-химического профилей – 12ч.).

Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных учебных предметов по химии.

Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей химии могут служить:

-  авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением химии, например, Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,

Карцова А.А. Органическая химия. 10 кл. -  М.: Просвещение, 2002; Шелинский Г.И., Юрова Н.М. Химия. 11 класс. -  М.: Книжный мир, 2003.

-  программы элективных предметов, например, Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение /авт.-сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2005; программы элективных предметов, печатающиеся в журнале «Химия в школе».

Преподавание курса химии в классах с универсальным (непрофильным) обучением может осуществляться в объеме 2 часов в неделю на базовом уровне. В этом случае дополнительный 1 час в неделю может быть предоставлен из числа часов компонента образовательного учреждения. Требования к подготовке учащихся определяются федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии для базового уровня.

Реализации целей химического образования способствует пропедевтика преподавания предмета, которая обеспечивает непрерывность и преемственность школьного химического образования и развитие учащихся средствами химии. В связи с этим образовательные учреждения вправе ввести пропедевтический курс химии в объеме 1 час в неделю по любому из существующих  учебников:

  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. Химия. Вводный курс». 7 класс. – М.: Дрофа, 2006;

  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Введение в химию вещества. 7 класс.

  • М.: Сиринъ према, 2006.

Учебники и  УМК по химии

Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321, содержит 12 учебников для 10 класса (базовый и профильный уровень) и 11 учебников для 11 класса (базовый и профильный уровень).

Образовательные учреждения Ярославской области работают, в основном, по УМК О.С. Габриеляна (Приложение 1), так как в состав этого комплекта входят программа, методические пособия, настольные книги учителя, контрольные и проверочные работы, сборники тестов, задач и упражнений, «Химический эксперимент в школе», рабочие тетради, методические рекомендации по изучению химии на базовом и профильном уровнях. Учебники и программы соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Учителя химии области прошли обучение в Институте развития образования (КПК «Актуальные вопросы теории  и методики преподавания химии по УМК О.С. Габриеляна») и на семинарах, организованных ГОУ ИРО и ГЦРО с приглашением автора. 

Тем не менее, учителя вправе выбирать учебники других авторов из числа учебников, указанных в Перечне.

Выбор учителями и образовательными учреждениями прочих учебных изданий: учебных пособий, дополняющих и расширяющих учебники, тетрадей, атласов, хрестоматий, задачников, а также справочной и энциклопедической литературы не ограничивается какими-либо нормативными актами и является вопросом профессиональной ответственности педагогов. Такие издания используются без рекомендации федерального органа управления образованием.

(Информационная справка по федеральным перечням учебников на 2007/08 учебный год. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования,

 2007, - № 1).

Оснащение учебного процесса

Внедрение образовательного стандарта по химии предполагает изменения в оснащении учебного процесса в средней школе. Это и формирование библиотечного фонда кабинета химии, включающего все нормативные документы, УМК, по которому работает учитель, учебники других авторов, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, сборники задач по химии, руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии, справочники, энциклопедии, атласы по химии.

Это и формирование цифровых образовательных ресурсов, включающих и экранно-звуковые пособия. (Перечень электронных ресурсов по химии, имеющихся в Институте развития образования,  приведен в Приложении 2. Информацию об имеющихся и готовящихся к выпуску новых цифровых образовательных ресурсах можно получить из  «Каталога мультимедийных изданий» для библиотек. ОАО ЦКБ «Бибком», а также на сайте ЗАО «Новый диск»http:/ www.nd.ru).

Это и расширение перечня учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, приборов, моделей, коллекций, наборов посуды, лабораторных принадлежностей и реактивов для химического эксперимента

Полный Перечень оборудования по химии для средней школы составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и примерными программами и приведен в Письме Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru)

С целью обеспечения перехода к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы, ГОУ ЯО ИРО подготовлены мультимедийные CD «Профильное обучение: нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение»// Сборник материалов, Выпуски 3, 4, 16а Ярославль, 2006 г. (сайт департамента образования http:/www.depedu.yar.ru). На этих дисках представлены нормативные документы и методические письма Минобразования и науки РФ, а также программно-методические материалы, созданные в образовательных учреждениях области, базовых по апробации БУП-2004.

Приложение № 1

         УМК по химии О.С. Габриеляна (11 класс, базовый уровень)

Программа

УМК

Тематическое

планирование

 
 

Примерная программа

среднего (полного)

общего образования

по химии  (1 ч. в

 неделю, всего 35 ч.)

(// Вестник образования,

2004, № 21 или

официальный сайт МО

РФ http: //www.gov.ru/).

 

Авторская программа

О.С. Габриеляна

( 1/2 ч. в неделю, всего

 34/68 ч.)

(допущено МО РФ,

2005 г.)

(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005)

Габриелян, О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11кл. Учебник.– М.: Дрофа, 2002. (допущено МО РФ)

 

Габриелян, О.С. Химия. 11класс.Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006 (новый, проходит экспертизу

 

Боев А.С.,Остроумов И.Г. Химия:,

10-11 кл. Учебник. -  М.:

Просвещение, 2006. (новый, проходит экспертизу)

 

Боев А.С., Смирнова Т.В. Химия: Задачи и упражнения. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.  

 

Боев А.С., Боровских Т.А. Химия: Методическое пособие: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.

 

Боев А.С. Химия: Контрольные и проверочные работы: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.

Габриелян О.С.

 Методические

рекомендации по

 использованию учебников

О.С. Габриеляна,

 Ф.Н. Маскаева,

С.Ю. Пономарева,

 В.И. Теренина «Химия 10»

и О.С. Габриеляна,

Г.Г Лысовой «Химия 11» при изучении химии на базовом и профильном

уровне. – М.: Дрофа, 2004.

 

 

УМК по химии О.С Габриеляна (11 класс, профильный уровень)

Программа

УМК

Тематическое

планирование

 
 

Примерная программа

среднего (полного)

общего образования

по химии  (3 ч. в

 неделю, всего 105 ч.)

(//Вестник образования,

2004, № 21 или

официальный сайт МО

РФ http: //www.gov.ru/)

 

Авторская программа

О.С. Габриеляна

( 3/4 ч. в неделю, всего

 102/136 ч.);

(Допущено МО РФ,

2005 г.)

(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005)

Габриелян, О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11кл. Учебник. Профильный уровень– М.: Дрофа, 2006. (допущено МО РФ)

 

Габриелян, О.С. Химия. 11класс.Профильный уровень: метод.пособие /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2006

 

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н. и др. Общая химия: 11 класс. – М.:Просвещение, 2006.

 

Габриелян О.С., Воловик В.Б. Общая химия: Задачи и упражнения: 11 класс. – М.: Просвещение, 2006.

 

Габриелян О.С., Деглина Т.Е. Маскаев Ф.Н. Общая химия: Методическое пособие: 11 класс. - М.: Просвещение, 2006.

 

Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.

 

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С.

 Методические

рекомендации по

 использованию учебников

О.С. Габриеляна,

 Ф.Н. Маскаева,

С.Ю. Пономарева,

 В.И. Теренина «Химия 10»

и О.С. Габриеляна,

Г.Г Лысовой «Химия 11» при изучении химии на

 базовом и профильном

уровне. – М.: Дрофа, 2004.

 

 

Приложение № 2

Электронные ресурсы по химии

п/п

Наименование

Разработчик/Автор

1

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы (в комплект входит 1 СD)

ООО «Кирилл и Мефодий»

2

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственному экзамену )ЕГЭ) (в комплект входит 1 СD)

ООО «Физикон»

3

Интегрированное межпредметное электронное издание по естественнонаучному циклу (биология, химия, экология) (в комплект входит 1 СD)

ООО «Физикон»

4

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория» (в комплект входят 2 CD)

МарГТУ

5

Открытая химия 2.5 (в комплект входит 1 СD)

ООО «Физикон»

Электронные уроки и тесты «Химия в школе»(в комплект входят 9 СD)

ЗАО «Новый диск»

Приложение № 3

  1. Пример рабочей программы курса химии в 10 классе, базовый уровень (1 час в неделю, всего  34 часа) УМК О.С. Габриеляна >>>

  2. Пример рабочей программы курса химии в 10 классе, базовый уровень (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С. Габриеляна  >>>

  3. Пример рабочей программы курса химии в 10 классе, профильный уровень (3 часа в неделю, всего 102 часа) УМК О.С. Габриеляна >>>

  4. Материалы в помощь учителю для составления рабочих программ. 11 класс базовый уровень (1 час в неделю, всего 35 часа) УМК О.С.Габриелян >>>

  5. Материалы в помощь учителю для составления рабочих программ. 11 класс базовый уровень (2 часа в неделю, всего 70 часов) УМК О.С.Габриелян >>>

  6. Материалы в помощь учителю для составления рабочих программ 11 класс. Общая химия. Профильный уровень (3 часа в неделю, всего 105 часов) УМК О.С. Габриеляна >>>