Средняя общеобразовательная школа № 23

Управление качеством образования в школе
(из опыта работы МО учителей математики и информатики)

 

Информация о работе МО

Приложение 1. Схема и диаграммы
Схема "Организационная структура деятельности МО"
Диаграмма "Поступаемость в ВУЗы выпускников, выбравших продвинутый курс изучения математики"
Диаграмма "Участие в городских олимпиадах"
Диаграмма "Участие в математическом конкурсе-игре "Кенгуру"

Приложение 2. Открытые уроки
Урок изучения нового материала "Изображение пространственных фигур" (математика, 5 класс, Голубева М.А.)
Урок введения нового материала по теме "Построение диаграмм" (информатика, 9 класс, Крылова Е.Г.
Урок-игра "Два рояля" по теме "Уравнения" (алгебра, 9 класс, Зубкова Л.А.)
Обобщающий урок по теме "Человек и информация" (информатика, 7 класс, Голубева М.А.)
Урок-викторина "Компьютерный гений" (информатика, 3 класс, Кузьмина Ю.В.)
Урок повторения и коррекции ЗУН в классе со слабой математической подготовкой по теме "Действия с десятичными дробями" (математика, 5 класс, Зубкова Л.А.)
Урок-аукцион "Треугольники" (геометрия, 9 класс, Никитина Е.Г.)
Урок введения нового материала по теме "Декартова система координат" (геометрия, 9 класс, Крылова Е.Г.)
Урок применения знаний и умений в классе со слабой математической подготовкой по теме "Умножение многочлена на многочлен" (7 класс, Моисеева В.В.)

Приложение 3. Внеклассные мероприятия
Кружок по РТС. Занятия по теме "Диофантовы уравнения" (Никитина Е.Г.)
Математический праздник "Старая сказка на новый лад" (5 класс, Зубкова Л.А., Кузьмина Ю.В.)
Вечер математики "Морской математический бой" (7 класс, Зубкова Л.А., Никитина Е.Г., Голубева М.А.)
Геометрический КВН (8 класс, Иванова Н.А.)
КВН по математике "В математику тропинку одолейте без запинки" (6 класс, Кузьмина Ю.В.)
Математический вечер для старшеклассников (Никитина Е.Г.)

Приложение 4. Методические материалы
Городской семинар для учителей, работающих в старших классах по теме "Многочлены" (Иванова Н.А., Голубева М.А.)
Проект изучения темы "Первообразная и интеграл" (Зубкова Л.А.)
Справочные материалы по геометрии (Голубева М.А.)
Методические рекомендации по работе с контролирующими программами с использованием ПК (Крылова Е.Г.)
"Исполнитель "Кукарача"" (Зубкова Л.А.)
Опорные конспекты по информатике (Голубева М.А.)
Теоретический семинар "Работа с одаренными детьми" (Никитина Е.Г.)
Методические рекомендации по работе с УМК Мордковича А.Г. (Голубева М.А.)

Приложение 5. Компьютерные презентации
"МО учителей математики и информатики"
Риторика (1 класс)
"Народные игрушечные промыслы" (ИЗО, 7 класс)
"Реформы Хрущева" (история, 9 класс)
"День Победы" (внеклассное мероприятие)
"Теорема Пифагора и способы её доказательства" (геометрия, 8 класс)
"Искусство Древнего Египта" (МХК)
"Десятичные дроби" (математика 7 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 23 основана в 1963 году. С момента ее открытия в школе работало методическое объединение учителей математики. С 1999 года с развитием информационных технологий вместе объединились методические объединения учителей математики и информатики

Визитная карточка МО учителей математики и информатики

Общие сведения об учителях МО

Ф.И.О.

Должность Преподаваемый предмет Квалификационная категория по предмету Стаж работы по предмету
Иванова Наталья Александровна
зам. директора по УВР
математика
высшая
22 года
Смирнова Наталья Михайловна зам. директора по НМР
физика и информатика
высшая
22 года
Голубева Марина Анатольевна учитель
математика и информатика
высшая
21 год
Никитина Елена Германовна учитель
математика и информатика
высшая
18 лет
Насупкина Валентина Титовна учитель
математика
высшая
38 лет
Кузьмина Юлия Владимировна учитель
математика и информатика
1-ая
8 лет
Зубкова Лариса Анатольевна учитель
математика и информатика
1-ая
12 лет
Моисеева Вера Васильевна учитель
математика и информатика
2-ая
13 лет
Крылова Елена Геннадьевна учитель
математика, информатика и технология
2-ая
6 лет

За последние 3 года наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Число учителей, имеющих высшую категорию, увеличилось с 1 до 5; каждый учитель МО имеет теперь категорию. Насупкина В.Т. имеет звание "Заслуженный учитель", Иванова Н.А. имеет звание "Отличник просвещения".

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса:

Организация учебно-методической деятельности МО

Цели МО:

Задачи МО:

Методическая тема МО на 2003/2008 учебные года: "Применение ПК на уроках математики".

Организационную структуру деятельности МО см в приложении 1.1.

Результативность работы МО за последние 3 года

Поступаемость в ВУЗы выпускников, выбравших продвинутый курс изучения математики в 10-11 классах

Учебный год
Кол-во учащихся в группе
Кол-во поступивших в ВУЗы

% поступивших в ВУЗы

2000-2001
25
15
60
2001-2002
30
22
71,1
2002-2003
28
20
73,3

Смотри приложение 1.2.

Результаты проведения ЕГЭ по математике в 2002-2003 учебном году

Писали работу Кол-во "5" Кол-во "4" Кол-во "3" Результативность
Качество (на "4" и "5")
Кол-во выполнивших % выполнивших по городу % выполнивших в школе
77
4
41
30
97%
45
54
60

Итоги городских олимпиад за последние три года

Учебный год
Математика
Информатика
Вышли во 2 тур
Место школы
Место школы
2000-2001
5 чел.
14
15
2001-2002

8 чел.

5
4
2002-2003
10 чел.
4
5
Призеры
  • Киселев Александр (9 класс, 2001-2002 уч. год) - 1 место, информатика, учитель Смирнова Н.М.
  • Прусаков Александр (9 класс, 2001-2002 уч. год) - 1 место, математика, учитель Никитина Е.Г. 

Смотри приложение 1.3.

Участие в математическом конкурсе-игре Кенгуру

Учебный год Количество участников Количество участников, процент которых выше 75

2000-2001

60
8
2001-2002
95
17
2002-2003
120
17

Смотри приложение 1.4.

Городские группы, работающие на базе школы

Учебный год
Название группы
Руководитель группы
2001-2002 Работа с новыми УМК: информатика, Семакин И.Г. Смирнова Н.М.
Работа с одаренными детьми, 7 класс (ЦДО "Молодые таланты") Голубева М.А.
Работа с одаренными детьми, 8 класс (ЦДО "Молодые таланты") Никитина Е.Г.
2002-2003 Работа с новыми УМК: информатика, Семакин И.Г. Смирнова Н.М.
Работа с новыми УМК: математика, Мордкович А.Г. Голубева М.А.
Работа с одаренными детьми, 7 класс (ЦДО "Молодые таланты") Голубева М.А.
Работа с одаренными детьми, 9 класс (ЦДО "Молодые таланты") Никитина Е.Г.
2003-2004 Работа с одаренными детьми, 5 класс (ЦДО "Молодые таланты") Никитина Е.Г.

Участие учителей МО и учащихся в региональной научно-практической конференции "Компьютер в образовательной практике" (05.11.03)

Участие учителей МО в работе КПК учителей математики (2003-2004 уч. год)

Основные направления деятельности МО

Еще Киплинг писал: "Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно".

Качество образования "задает" качество жизни человека и общества, так как оно определяется не только качеством знаний, умений и навыков, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить себя затем в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Нацеленная на достижение запланированного результата методическая работа МО планируется с учетом самоанализа учителей МО. Самоанализ педагогической деятельности является основным инструментом внутреннего мониторинга, который дает возможность отследить ход и результаты собственной деятельности. Основу самоанализа составляет один из главных компонентов педагогического мастерства - умение осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов. Именно благодаря такому самоанализу стало возможным

Благодаря самоанализу педагогической деятельности 4 учителя МО в течение трех последних лет смогли защититься на высшую категорию, 1 человек - подтвердил высшую категорию.

Повышение качества знаний, успешное овладение минимумом содержания образования способствуют поиску новых форм диагностических работ учителей МО. Каждое полугодие в 5-11 классах проводятся диагностические работы по математике и информатике. По решению, принятому на заседании школьного МО, эти работы проверяет руководитель МО, что способствует объективности выставляемой оценки, позволяет не только оказывать целенаправленную адресную помощь учителям в изучении отдельных тем, но и своевременно отслеживать положительные результаты в работе учителей с целью дальнейшего обобщения их педагогического опыта работы. Эти работы выявляют также соответствие знаний учащихся требованиям минимума образования по математике. Результаты этих работ позволяют помочь учащимся 9-х классов в выборе уровня изучения математики в 10-11 классах. Анализ и диагностика стали нормой деятельности нашего МО, а коррекция, регулирующая процессы, направленные на результат, - естественным явлением.

Сложилась система работы по организации преемственности между ступенями образования. Ежегодно учителя МО, приступающие к работе в 5-х классах, посещают уроки в начальной школе, проводят в выпускных классах начальной школы контрольные работы по математике, что позволяет учителям начальных классов грамотно организовать итоговое повторение по математике в 4-х классах. С анализом проведенных работ руководитель МО выступает на итоговом педсовете по результатам работы учителей младшего звена. С результатами работ руководитель МО выступает и на итоговом собрании родителей выпускников начальных классов, где также знакомит с условиями работы в среднем звене. В начале года в 5-х классах для этих выпускников проводится стартовая работа по математике с целью корректировки тематического планирования каждым учителем. Стало традицией проведение открытых уроков для родителей учащихся начальной школы, а также проведение уроков занимательной математики учителями среднего звена для младших школьников во время проведения предметной недели МО учителей начальных классов.

Особое место в работе учителей математики и информатики занимает проблема развития творческих способностей учащихся. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на овладение учащимися обязательного образовательного минимума. И от этого в первую очередь страдают наиболее способные ребята. Их познавательная деятельность оказывается недостаточно загруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. И для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны учителей. Для выявления одаренных детей ежегодно у нас в школе проводится интеллектуальный марафон по предметам, а также предметные олимпиады. Это позволяет организовать кружки и факультативы по развитию творческих способностей учащихся, удачно формировать команду для участия в городских олимпиадах по математике и информатике, привлекать учащихся к участию в математическом конкурсе-игре "Кенгуру". Систематическая работа со способными и одаренными детьми дала свой результат: школа занимает 4 место в олимпиаде по математике и 5 место - в олимпиаде по информатике. Двое учеников 9-х классов в 2001-2002 учебном году стали призерами городских олимпиад по математике и информатике. Учащиеся нашей школы участвуют также в работе Заочной математической школы.

Систематические занятия в кружке или на факультативе позволяют учащимся делать свои первые успехи в написании рефератов, плодотворно участвовать в работе школьного научного общества "Шанс". Хороший стимул для них - участие в муниципальной научной конференции школьников, посвященной памяти академика А.А. Ухтомского.

Учебный процесс в школе строится на основе учебного плана, в котором на основании социального заказа ежегодно увеличивается число часов на преподавание математики в 5-9 классах, выделяются часы для изучения информатики в 1-11 классах, введена уровневая дифференциация при изучении математики в 10-11 классах. В учебном плане предусматриваются часы для факультативных, групповых и индивидуальных занятий по математике. Так в 2003-2004 учебном году в 10-11 классах изучается спецкурс "Уравнения и неравенства с параметром", в 9-х классах проводится факультатив "Готовься к экзамену", причем занятия на факультативе проводятся в разноуровневых группах. Результатом изучения потребностей в оказании образовательных услуг явилось создание клуба "Репетитор" по математике в 5-9 классах, а также организация групп для учащихся 11-х классов по подготовке к тестированию по математике.

Главная ценность - сам ребенок, его культура и творчество. Следствием этого является деятельность учителя, направленная на создание творческой среды развития ребенка. Учитывая запросы учащихся, созданы творческие лаборатории "учитель-ученик" по информатике для более углубленного изучения текстового редактора Word (9 класс, учитель Голубева М.А.), а также по созданию компьютерных презентаций с использованием программы PowerPoint (10 класс, учитель Смирнова Н.М.). Именно детское творчество под умелым руководством учителя Смирновой Н.М. способствовало участию учеников нашей школы в секции "Компьютер - инструмент ученика" на региональной научно-практической конференции "Компьютер в образовательной практике", где был показан мультфильм, созданный учащимися, с применением конструктора мультфильмов.

Невозможно добиться каких-либо успехов, не занимаясь самообразованием, не умея обмениваться информацией, не умея налаживать педагогически целесообразные отношения с членами педагогического коллектива. Посещая различные городские секции, уроки коллег, на заседаниях МО мы обмениваемся полученной информацией, знакомимся с частнопредметными технологиями по математике: технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Шаталова В.Ф., технологией обучения математике на основе решения задач Хазанкина Р.Г., технологией уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов Фирсова В.В.; методикой проектирования уроков; различными видами уроков; отечественными системами компьютерного тестирования и т.д.

Методическая работа с учителями строится на основе изучения их отчетов по самообразованию.

Учителя МО принимают активное участие в профессиональных конкурсах, проводимых в школе. На суд коллег мы предлагаем не только традиционные уроки, но и уроки-аукционы, уроки-игры, уроки-викторины, уроки с применением компьютера и т.д. (Смотри приложение 2)

Творческая работа учащихся невозможна без творчества самого учителя. Именно творческий подход позволяет нам успешно проводить все внеклассные мероприятия по математике и информатике, где учитель является не только организатором, но и активным участником таких мероприятий как КВНы по математике и информатике, математический бой, сказка, математический бомонд для старшеклассников, в котором участвовала команда учителей, конкурсы газет, кроссвордов, рефератов и т.д. (Смотри приложение 3) При организации этих мероприятий мы всегда помним слова Б. Паскаля: "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным".

Учителями МО накоплен определенный методический опыт. (Смотри приложение 4). Наличие в школе 3-х компьютерных классов, личных компьютеров (8 членов МО из 9 имеют компьютеры дома) позволяют представлять этот опыт с применением компьютера. Все дидактические материалы, используемые на уроках, имеются на электронных носителях. Учителя нашего МО активно используют на уроках информатики электронную оболочку Mami testing для проведения компьютерного тестирования. Одна из основных задач, которую поставила перед собой МО сегодня, - это применение компьютера на уроках математики. Необходимо также научиться создавать контролирующих программы с использованием различных электронных оболочек, помочь в организации учебного процесса с применением ПК учителям других МО. Учитывая их интерес, силами учителей нашего МО были проведены курсы "Текстовый редактор Word", после окончания которых каждый учитель получил мини-справочник по работе с текстовым редактором, составленный нами. Сейчас на базе школы создана лаборатория "Сотрудничество", куда входят творческие группы учителей разных специальностей, один из которых - учитель информатики. Уже сейчас можно говорить о первых результатах этой деятельности (Смотри приложение 5):

Можно говорить и о сотрудничестве в организации внеклассной работы в школе: создание, например, компьютерных презентаций к празднованию Дня Победы, к проведению Последнего звонка для выпускников школы.

Учителя нашей школы принимали участие в региональной конференции "Компьютер в образовательной практике", выступив на секции "Компьютер - средство обучения":

Компьютер поможет нам, конечно, и в проведении мониторинга для проведения непрерывного контроля знаний и диагностики мастерства учителя. Это будет возможно с помощью современных компьютерных технологий, с которыми мы сможем познакомиться, изучая литературу о компьютерных технологиях, а также в компьютерной сети Internet, доступ к которой возможен сейчас в школе. Владение основами информационных технологий способствует модернизации структуры и содержания образования, использованию новых форм и методов обучения, новых педагогических технологий, повышению качества образования.