В период обучения грамоте раздел "Формирование начальных представлении о слове", основной целью которого является выяснение номинативной функции слова ,имеет исключительное значение. Эта цель достигается путем последовательного решения задач:
Раздел 1. Формирование начальных представлений о слове.
Задание 1. Подбери слова к модели.
Задание 2. Составление моделей предложения.
Раздел 2. Звуковой анализ слова.
Целью темы "Звуковой анализ слова" является построение графической небуквенной модели, отражающих количество, последовательность звуков в слове, а также фонематический (словоразличительные качества).
Задачи раздела:
1. выделение звуков речи, как особого материала, из которого сделаны эти слова;
2. определение последовательности звуков в слове;
3. знакомство с минимальной произносительной единицей - слогом;
4. определение последовательности гласных и согласных звуков в слове;
5. формирование понятия о словоразличительной функции ударения;
6. умение характеризовать согласные звуки по звонкости - глухости, твердости - мягкости
Задание 3. диагностика уровня ориентации на звуковую форму, дать перед разделом "Формирование действий чтения и письма".
Раздел 3. Формирование действий чтения и письма.
Формирование действий чтения и письма является основным, до этого времени учащиеся учились составлять звуковую модель слова, таким образом овладевали первоначальной формой письма.
Восстанавливая звучание слова по составленной модели, ученики упражнялись в своеобразном чтении слов. А с переходом к этому разделу начинается обучение непосредственно чтению слов, записанных буквами, и письму. Буквы одна за другой вводятся в звуковую модель слова. Анализ слова ведется в двух направлениях: произношение слова, условное обозначение звуков в этом слове и чтение по этой модели записанного слова. Условные значки постепенно заменяются буквами.
По мере ознакомления с новыми буквами условное изображение слова приобретает форму буквенной записи и формируется навык осмысленного правильного чтения и первоначального письма.
Задание 4. Подбери слово к звуковой модели.
Раздел 4. Начало формирования орфографического действия.
Начало формирования орфографического действия преследует цель: подготовить учащихся к анализу способов орфографического действия.
Конкретизируется позиционный способ обозначения звуков буквами: обозначение мягкости согласных в различных позициях, обозначение звука [й] В позиции не перед гласными и перед гласным звуком, систематизация знании о работах гласных букв);
- решаются собственно орфографические задачи, связанные с обозначением гласных после шипящих и ц, с обозначением звука [й] с помощью ь и ъ и гласных букв я, ю, ё, е, и, с обозначением мягкости согласного звука в позиции перед мягкими согласным.
Итак, основная цель этого раздела заключается в выделении способов орфографического действия.
В этом разделе специальное внимание уделяется контрольной операции при списывании (по алгоритму).
Задание 5. Укажи слова, состоящие из... двух звуков... и т.д. Раздел 5. Систематизация изученного материала.
Цель этой темы заключается в систематизации материала, изученного в процессе формирования действий чтения и письма. Эта цель достигается следующими промежуточными задачами:
1) знакомство с алфавитом;
2) обобщение отношений между буквенным и звуковым (фонемным) составом языка;
3) отработка действий письма под диктовку и письма по образу списывания);
4) обучение смысловому чтению.
После завершения работы с букварем я познакомила своих детей с учебником В.В.Репкина "Русский язык".
Раздел 1. Систематизация материала, изученного в букварный период.
Первые уроки учебника позволяют систематизировать весь материал, изученный в букварный период и эта цель может быть достигнута путем решения ряда задач:
а) обобщение соотношения между гласными буквами и гласными звуками;
б) систематизация соотношения между согласными буквами и согласными звуками
в) повторение обозначения звука [й] во всех позициях;
г) повторение изученных орфограмм.
Задание 10. Укажи звук [й] в сильной позиции.
Задание 11. Поставь в словах ь и ъ знаки.
Раздел 2. Позиционное чередование звуков.
Наверное, всем нам учителям знакома ситуация, когда ученик, хорошо знающий орфографическое правило, пишет с ошибками. И причин может быть множество. Одна из них - несформированность того необходимого качества, которое позволяет обнаружить в слове опасные места еще до его записи. Есть такой способ формирования орфографической зоркости, как письмо с пропусками. Но если просто дать детям установку пропускать при записи место, где сомневается, то лишь немногие смогут осознанно этим разрешением воспользоваться, ведь как раз сомневаться большинство детей и не умеет. Письмо с "дырками", применяемое в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова позволяет сформировать этот навык. Логика обучения изложена в учебнике В.В. Репкнна. Такая организация помогает формированию учебной рефлексии. Перед ребенком развертывается вся система знаний об орфограммах, их видах и способах проверки.
Такая система обучения помогает воспитывать самостоятельность.целеустремленность, потребности в получении знаний. Ведь развивающее обучение ориентировало на становление активной познавательной позиции учащегося, развитие его познавательной инициативы.
В первом классе ребята усвоили содержание закона русского письма (буквой обозначается по его сильной позиции) применительно к целому слову, точнее к его основе.
Раздел 3. Способы проверки орфограмм слабых позиций.
Задание 6. Укажи орфограммы слабых позиций.
Задание7. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Какую букву напишешь в слове?
Задание ~. Проверка орфограмм слабых позиций путем изменения слова.
Является ли это слово проверочным?
Задание 9. Способ выделения основы и окончания в слове. Подбери слова к схеме.
Раздел 4. Повторение и систематизация материала, изученного в 1 классе. Задание 12. Диктанты ("Осень", "Весна", "роща", "Июнь", "Летом").
Основной задачей курса русского языка во втором классе - завершить выделение компонентов орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа русского письма. Учащиеся усваивают, что этот закон определяет написание букв во всех морфемах, т.е. является общим принципом русского письма.
Для осознания фонематичности русского письма учащиеся анализируют широкий круг орфограмм в различных морфемах.
Конкретизации основного закона письма на правописание морфем является основной задачей обучения русскому языку во 2 классе.
В решении этой задачи выделяются следующие этапы:
Во втором классе предусматривается дальнейшее расширение и углубление работы по развитию речи учащихся. Решающую роль в этом отношении играет организация общения на каждом уроке русского языка. Обсуждение поставленных задач, способов и результатов их решения, аргументация своей точки зрения, оценка аргументов собеседника - все это способствует развитию устной речи учащихся, как в диалогической ее форме, так и в форме мини монолога.
Значительную роль в развитии речи учащихся играет систематическое изучение лексических значений слов, в особенности их многозначности. Предусматривается проведение специальных уроков развития речи (1 урок в Неделю). На этих уроках должно быть уделено внимание таким сторонам устной и письменной речи, как ее выразительность, образность, точность.
Цель диктантов:
- проверить уровень осознания учащимися фонематического принципа письма как основы русской орфографии
-установить уровень овладения учащимися обобщенным способом проверки орфограмм в различных морфемах.
Раздел 1. Повторение и систематизация материала.
Задание6. Вставь пропущенные буквы.
Задание 11. Вставь недостающую орфограмму в слабой позиции.
Раздел 2. Конкретизация основного закона русского письма.
Задание 3. Вставляю буквы, правописание которых могу доказать.
Раздел 3. Буква - знак фонемы.
Задание 1. В каких словах мягкость согласного звука обозначена Ь
Задание 2. Выбери слова, где мягкость согласного ничем обозначена.
Задание 18. Прочитай слова, вставь непроизносимую согласную.
Задание 21. Определи фонему, вставь нужную букву.
Задание 10. Подбери буквы, которыми обозначают звук [3] на письме в каждом слове.
Раздел 4. Лексические и грамматическое значение слов.
Задание 7. Подбери слова к схеме.
Задание 4. Какое слово длиннее?
Задание 5. Укажи родственные слова.
Задание 8. Выбери слова, имеющие общее лексическое значение.
Задание 12. Выбери пару родственных слов.
Задание 14. Помоги словам найти пару.
Задание 17. Укажи, какая связь нарушена.
Раздел 5. Система надежных окончаний.
Задание 20. Укажи, к какому набору надежных окончаний относится слово.
Задание 15, 16. Согласен ли ты с таким высказыванием.
Задание 13. Распредели слова на три группы (шип.+ ы/шип. -ь,/ шип. ?).
Раздел 6. Проверка орфографии слабых позиций в надежных окончаниях.
Задание. 24. Проверь окончания, вставь пропущенные буквы.
Раздел 7. Орфограммы падежных окончаний, нарушающих закон письма.
Задание 19. Вставь пропущенные орфограммы.
Задание 22. Вставь пропущенные орфограммы.
Задание 23. Проверь пропущенную орфограмму и вставь нужную букву.
Раздел 8. Порядок действий при проверке орфограмм.
Задание 25. Диктанты ("Голубая пора", "Лесная аптека", "Мяч").
В программу третьего класса включены морфологические понятия. Ребенок должен работать не с одним словом, а с частью речи. В третьем классе закладывается база осмысления грамматического значения частей речи. Следует показать отличие лексического значения от грамматического. Необходимо изучить, что такое часть речи, выстроить классификацию частей речи, научить отличать одну часть речи от другой. Грамматико-синтаксический подход -необходимое условие при изучении частей речи. Также изучаются основные грамматические значения слов в русском языке: значение числа, рода, падежа, лица, времени и как работают эти категории в других частях речи.
К началу третьего класса выстроена структура орфографического действия и система фонемного принципа письма. Если не фонемное письмо, то существуют конкретные правила для написания. Над орфограммами сильных и слабых позиций необходимо продолжить работу, используя орфографическую тетрадь.
Программа по русскому языку в третьем классе включает темы:
Раздел 1. Русская орфография (повторение и систематизация материала, изученного во втором классе).
Раздел 2. Части речи (понятие о частях речи как группах слов с одинаковыми возможностями грамматической связи).
Задание 1. Какое слово относится к данной грамматической модели?
Раздел 3. Система частей речи в русском языке. Составление классификационной схемы частей речи.
Задание 2. Выбери грамматическую модель.
Задание 3. Проверь пропущенные орфограммы и вставь нужную букву.
Раздел 4.Основные грамматические значения слов в русском языке. Значение числа.
Задание 5. Грамматическое значение числа.
Задание 6. Определите грамматическое значение числа и подбери соответствующие модели, к данным сочетаниям слов.
Задание 7. Распредели данные слова, у которых окончания указывают и не указывают на количество предметов и слова без окончания:
Задание 8. Из данных слов выбери:
- имеющие и не имеющие грамматического значения числа;
- имеющие и не имеющие грамматической формы числа.
Раздел 5. Значение рода.
Задание 9. Род имен существительных (грамматическое значение рода и грамматическая форма рода).
Задание 10. Одушевленность и неодушевленность имен существительных.
Задание 11. Типы склонения.
Раздел 6. Значение падежа.
Задание 13. Вставь пропущенные орфограммы, укажи падеж.
Раздел 7. Значение лица. Необходимость установления признаков глаголов 1 и П спряжения.
Задание 12. Определи спряжение глаголов.
Раздел 8. Значение времени.
Задание 14. Вставь пропущенные орфограммы, укажи время глаголов.
Глава 2 | Оглавление | Контрольные задания |