Проблемы использования компьютера для оценки знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения.

  1. Проблемы оценки знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения
  2. Принципы и этапы разработки проверочных заданий
  3. Задачи разработки проверочных заданий по русскомц языку в начальной школе
  4. Компьютер как средство обучения и контроля на уроках русского языка. Вопросы организации компьютерного урока
  5. Методика включения контрольных заданий в компьютерный урок

Проблемы оценки знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения


   Осуществление младшими школьниками учебной деятельности на разных предметах способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления и одновременно развитию других познавательных процессов -восприятия, воображения, памяти. Такое развитие происходит более интенсивно, чем в условиях обычной школы. Это дает основание говорить о развивающем значении специальной организации учебной деятельности младших школьников. Важнейшими средствами такой организации можно считать программы, специально разработанные учебники и методические пособия, которые построены с учетом требований учебной деятельности детей.

   Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия контроля и оценки. Оценка состоит в качественном рассмотрении результата усвоения и в сопоставлении с целью.

   Результаты первой работы могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.

   Таким образом, возникает необходимость:

  1. в использовании различных пакетов диагностики знаний и умений и проверочных заданий;
  2. в "предметной диагностике"
  3. диагностике новообразований учебной деятельности.

   Диагностические методики по оценке качества усвоения лингвистических знаний делятся на три группы:

  1. выявляющие уровень ориентации ребенка в системе языковых единиц
  2. направленные на диагностику отношения к учебному содержанию и требованиям учителя
  3. диагностирующие способность к самостоятельному решению учебных задач.


Принципы и этапы разработки проверочных заданий


   Система обучения, разработанные группой психологов и учителей под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и В.В.Репкнна заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие превращается в главную задачу. "Ясно, что эти психологические способности не могут быть оценены с помощью привычных методов оценки качества знаний и умений учащихся". (Романеева М.П.,Суховерша Л.А., Цукерман Г.А., Оценка знании и умений учащихся в системе развивающего обучения. Тюмень. Пеленг. 1995.)

   Система контрольных работ пакета психологической и предметной диагностики по русскому языку, 1 -3 классы, авторов М.П. Ромалеевой, Л.А. Суховерша, Г.А. Пукерман, используемая мною в работе, отличается отстандартной в трех отношениях.

   Во-первых, результаты выполнения этих работ не должны оцениваться с помощью отметок: отметки разрушают психологические способности ученика. Безотметочное обучение направлено на формирование у детей учебной самооценки, как основы умения учиться.

   Во-вторых, во многие контрольные работы специально вводится материал, еще не изучавшийся на уроках. Умение оценивать границу собственных, понимание того, чего я еще не знаю, составляет основу учебной самооценки. Таким образом, многие контрольные работы преследуют две цели: оценить сформированность навыков, отрабатывающих на уроках и одновременно оценить умение детей оценивать, что они знают, а чего не знают.

   В-третьих, наряду с итоговыми контрольными работами по каждой теме курса русского языка предлагается ряд заданий, напоминающих психологические тесты и выполняющихся на материале, никогда не изучавшемся в классе. Они помогают учителю проследить за развитием интеллектуальных способностей детей. Но ребенок не должен нести никакой ответственности за уровень собственного интеллектуального развития.

   Задания должны предлагаться не как проверочные, а как необычные задачи, подумать над которыми приятно и полезно.

   Задания тесты не должны оцениваться вообще.

   Безотметочное обучение строится на трех главных принципах:

  1. отметка отменяется, а содержательная оценка должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика должно быть оценено
  2. ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки
  3. самооценка должна предшествовать оценке учителя

   С действия самооценки, со способности понять: ~ я уже умею", "этого я еще совсем не знаю, надо узнать, но надо разобраться", начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

   Педагоги, заинтересованные в объективном изучении уровня знании и умений школьников используют психологические тесты, измеряющие развитие детей и тесты школьной успеваемости, которые фиксируют уровень достижений по отношению к конкретному предмету. Тест (от английского слова test - проба, испытание) в психологии - задание стандартной формах, выполнение которого, должно выявить наличие определенных умений и навыков, способностей и других психологических характеризующих - интересов, эмоциональных реакций и т.д.

   Учитель является пользователем психологических тестов, но в тестах по предметам он зачастую изменяет, модифицирует, имеющуюся программу. Поэтому эти тесты должны быть приспособлены к конкретной системе обучения, фиксируя те знания, умения и навыки учащихся на развитие которых направлена данная обучающая система.

   В науке существует большое количество классификаций тестов:

   Существуют две концепции конструирования тестов. С помощью первой концепции конструируют ~ тесты, с помощью второй концепции "критериальные". Эти тесты называют "тестами ориентированными на учебную цель" (К. Ингенкамп). Положительное решение теста учениками свидетельствует о достижении учителем своей учебной цели, отрицательное - в обратном. В критериальном тесте на центральное место выходит тщательный анализ целей и задач обучения, исходя из которых выбирается тестовый критерий и подбираются задания теста.

   План создания теста состоит из трех эталов.
1 этап - определение набора специфических знаний и умений, которые учитель хочет проверить с помощью теста;
2 этап - подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений, навыков; 3 этап - экспериментальная проверка теста.

   В своем отчете при составлении контрольных заданий я руководствовалась всеми тремя этапами критериальных тестов, что позволило осознанно проанализировать программный материал; учебно-методические пособия, учебники по обучению грамоте и русскому языку.

   При разработке контрольных заданий на компьютере уделяла внимание следующим моментам:


Задачи разработки проверочных заданий по русскомц языку в начальной школе


   Меня всегда тревожила мысль, как реализовать задачи развивающего обучения, как научить детей учиться, как добиться наилучших результатов.

   Обучение грамоте в начальной школе будет носить развивающийся характер, если оно обеспечит появление у ребенка нового, собственно учебного отношения к предмету, и к самой ситуации обучения. Дети младшего школьного возраста испытывают закономерные трудности при обучении. Понимание и своевременная диагностика этих трудностей помогает строить учебную работу детей с предметным материалом и организовать условия для возникновения учебной самостоятельности. Переход от устной речи к письму и чтению требует от ребенка аналитического отношения к слову, умения различать его внешнюю и смысловую сторону, членить слово на составляющие его звуки. Осознание звуковой структуры слова - необходимое условие для успешного освоения системы родного языка.

   Поэтому необходимо провести диагностику уровня ориентации на звуковую форму слова. Правильное решение диагностической задачи предполагает сознательную ориентацию на форму слова в провокационной ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначаемой этими словами.

   Умение членить слово на звуки, предложение на отдельные слова -необходимое условие грамотного письма. Можно выделить три уровня ориентации в системе: ~ - слово - предложение": низкий (у ребенка практически отсутствует произвольное членение устной речи на звук, слово предложение); средний (чтение схем не вызывает у ребенка серьезных затруднений, но переход от одной системы обозначения к другой дается с трудом); высокий (чтение схем и переход от одной системы языковых единиц к другой ребенок осуществляет самостоятельно).

   На буквенном этапе обучения грамоте ребенку открывается знаковая функция букв, позиционный характер русского письма и чтения. Как участвуют знания ребенка о функциях букв в реальных действиях письма и чтения? Основная задача - выяснить особенности использования детьми знаний о функциях гласных и согласных букв. Поэтому необходимо провести диагностику уровня ориентации на отношение звуковой и буквенной формы слога и выделить три уровня опосредованности. Разрабатывая контрольные задания, необходимо различать два типа детского натурализма (предметные и позиционные трудности, когда логика действия взрослого расходится с предметной логикой задачи). В проверочные задания включены такие задачи, которые имеют и не имеют решения. Ребенку следует сообщить, что среди предлагаемых ему заданий могут оказаться такие, которые он пока решать не умеет. Ему предлагается решить только те задания, которые он может решить, и не решать тех, которые решить нельзя. По результатам выполнения таких заданий можно судить о четырех уровнях рефлексии:

  1. затруднительно сделать диагностическое заключение
  2. нулевой
  3. начала складываться способность действовать рефлексивно
  4. высокий

   При составлении контрольных заданий в качестве основного материала избран способ орфографического действия, который с особой тщательностью отрабатывается на протяжении всего начального обучения русскому языку: способ проверки корневых орфограмм. При выполнении таких заданий выявляется способность к самостоятельному решению учебных задач. Учитель и ученики могут оценить, как усвоена каждая тема. Учитель сможет оценить свои собственные успехи и промахи.

   При подборе контрольных и проверочных задании мне пришлось проанализировать тематическое планирование, ориентироваться на задания в учебниках, продумать содержание задании в соответствии с целями и задачами развивающего обучения. Задания составлены на пять вариантов (1-2 класс), на три варианта (3 класс), равных по сложности. Дана характеристика основных тем программы по русскому языку с указанием проверочных задач, позволяющая учителю быстро выбрать необходимое задание для контроля.


Компьютер как средство обучения и контроля на уроках русского языка. Вопросы организации компьютерного урока


   Работая в начальной школе еще по традиционной системе обучения, я использовала компьютер как средство обучения.

   Знакомство с компьютером и его использование в обучении осуществляется в большей мере в среднем и старшем звеньях школы. Но практика показала, что формирование элементарных навыков общения с компьютером, изучение школьных дисциплин с использованием компьютера вполне по силам младшим школьникам и успешно осваивается ими. Современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать не его действия и запросы. Использование компьютеров в учебной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

   В нашей школе имеются три кабинета информатики. Один из них закреплен за начальной школой. Кабинеты оборудованы персональными компьютерами УК-НЦ, IВМ. В школе имеются следующие программно-методические комплексы:

   При включении компьютера в урок я использовала положительный опыт работы по двум направлениям:

   За годы работы определила ОБЩИЕ ПОДХОДЫ к построению компьютерного урока.

   Для проведения компьютерного урока необходимо наличие компьютерного класса, программного обеспечения, В компьютерном классе нельзя пользоваться мелом, поэтому школьную доску заменяет кодоскоп. Урок проводимся 1- 2 раза в неделю. Не более 20 минут от урочного времени занимает работа за компьютером. За один раз - не более 5- 7 минут. В ходе урока дети садятся за компьютер два-три раза. Для снятия зрительного напряжения полезны: различные "минутки отдыха ", но главным образом отдых происходит за счет смены видов деятельности (например, работа на компьютере, затем устный опрос).

   Для проведения компьютерного урока деление на подгруппы (10 -12 человек) обязательно. Инструкции учителя по работе с компьютером должны быть краткими, четкими и понятными. Ученики должны владеть достаточно хорошими навыками работы на компьютере. Во время урока возникнем шум, если у детей возникнут сложности в диалоге с машиной. Но не исключена индивидуальная помощь по работе со стороны учителя. Присутствие учителя или лаборанта на уроке обязательно.

   Включение компьютера в урок русского языка позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.

   Компьютерные уроки насыщены по содержанию, прорабатывается большее количество материала, постоянно идет смена видов деятельности: устный опрос, работа в тетради, работа на компьютере, устный опрос, вновь работа на компьютере, работа с учебником. Минутки чистописания тоже могут быть включены в компьютерный урок.

   Хорошо проходят на уроке, с использованием компьютера, различные виды грамматического разбора (разбор слова по составу, морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор, звукобуквенный разбор), редактирование текста (определение границ предложении, раскрытие скобок, изменение окончаний, замена неоправданных, повторов), проверка орфографической грамотности (вставка пропущенных букв, орфографические игры).

   Каждый урок с использованием компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем. Даже отстающие ученики охотно работают с ПК.

   Обучение с использованием компьютера освобождает учителя от рутинной проверки, позволяет выявить типичные ошибки, недочеты в знаниях, зафиксировать ошибки отдельных учащихся, правильно построить коррекционную работу.

   Четыре года назад я решила отойти от традиционной системы обучения и заняться внедрением развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Работа по этой системе доставляет мне радость, потому что направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками".

   Я задумалась над тем, как использовать компьютер для оценки сформированности навыков, отрабатывающихся на уроках в развивающей системе обучения Д.Ь. Эльконина - В.В. Давыдова, ведь система подачи учебного материала существенно отличается от традиционной.

   В моей работе сделана попытка составить контрольные задания, которые ориентированы на требования программы по русскому языку в развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

   Хотелось бы заложить в программу самооценку ребенка, но возможности среды "Visual Teacher" не позволяют этого сделать. В этом случае нам помогут карточки самооценки.

   В задания специально введен материал еще не изучавшийся на уроках. Ученики должны столкнуться с задачами, которые решаются неизвестным им до этого способом.

   Безусловно, компьютерный контроль не может заменить традиционных форм контроля. Поэтому, целесообразнее говорить о комплексном подходе к оценке ЗУН учеников.

   Я убеждена, что разумное включение компьютера в урок с контролирующей целью дает положительный результат. Компьютерный контроль обеспечивает объективность и своевременность в подведении итогов.


Методика включения контрольных заданий в компьютерный урок


   Работа с одним блоком компьютерных дидактических материалов не превышает более 15 минут. Поэтому опрос может быть проведен на компьютерном уроке русского языка, но по желанию учителя может быть проведен отдельно и даже в индивидуальном порядке.

   В процессе опроса ученику предлагается набор заданий, каждое из которых проверяет определенный навык. В работу включены задания трех типов:

   Перед началом работы учитель инструктирует учащихся:
Внимательно читайте задания.
1) Если ответы дамы, прочитайте каждый из них, выберите правильный, для выбора указатель мыши ставится на строку с нужным ответом и нажимаемся левая кнопка мыши. Строка с ответом подсвечиваемся инверсным цветом. Повторное нажатие левой кнопки мышки на выбранном варианте - отменит выбор.Помните, что правильных ответов может быть несколько. Таким образом, ' выбираются все правильные ответы и нажимается клавиша
2) Если варианты ответов не дамы, то ответ необходимо ввести используя клавиатуру. (Места ввода ответов указываются мышкой).

   После этого ученики вводят с клавиатуры свою фамилию и приступают к работе.

   Любой ответ предполагает оценку "верно/неверно". Каждый ответ имеет оценочный балл. Отсутствие балла (О - в столбце "Балл") - показатель того, что сданным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечал на вопросы, набирает баллы. Баллы суммируются, и выводится процентное соотношение. Перед вами шкала, по которой и выставляются отметки:
100% работы - "5"
от 80% до 100% работы - "4"
от 60% до 80% работы - "3"
менее 60% работы - "2"

   По окончании работы выводится статистика о работе учащегося. Результаты обрабатываются специальной программой и преподаватель получает итоги работы по классу и по каждому ученику в отдельности на экране дисплея. При этом компьютер вещает детализированную картину пробелов в знаниях учащихся, что безусловно важно для организации коррекционной работы. (См. приложение2). По желанию учителя оценка ученику может не демонстрироваться, а дается лишь подробное описание выполнения работы.

   В 1996/97 учебном году мой класс принял участие в тестировании по русскому языку. Тестирование ставило своей целью проверить усвоение детьми основных орфограмм начальной школы, умение давать грамматическую характеристику имени существительного, проводить простейший словообразовательный и синтаксический анализ. Работа была ориентирована на требования образовательного стандарта (См. приложение к газете "1 сентября", "Начальная школа", 1996 год, N241) и являлась обязательной для выполнения выпускником начальной школы, независимо от того, по какой системе он обучался.

   Выполняя контрольную работу за персональным компьютером, ученики работали более ответственно и серьезно, старались быть предельно-внимательными. Проявили интерес к результатам работы не только учащиеся, но и родители. На очередном родительском собрании они просили аргументировать каждую оценку. Итоги тестирования приведены в приложении №3.


Глава 1 Оглавление Глава 3