Основная часть: компоненты творческой работы

  1. Общая цель и задачи обучения французскому языку
  2. Значение и влияние предмета на развитие личности ребенка
  3. Особенности методики преподавания курса
  4. Организация учебно-воспитательного процесса
  5. Структура курса
  6. Требования к знаниям и умениям учащихся (по итогам изучения курса)

Общая цель и задачи обучения французскому языку


   Обучение иностранному языку (ИЯ) преследует, как указано в программе для средней общеобразовательной школы, "комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей" в процессе практического овладения учащимися ИЯ, развития их познавательных интересов, приобретения прочных навыков самостоятельной работы.

   Ведущим в системе обучения французскому языку (ФЯ) является принцuп функциональности. Основная функция языка, его роль в жизни общества заключается в осуществлении коммуникации, то есть обмене между людьми мыслями, знаниями, опытом. Языковая коммуникация может осуществляться в устной (аудирование и говорение) и письменной(чтение и письмо) форме. В представляемом опыте предполагается взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности, хотя упор делается на письменные формы работы, так как в нашу эпоху всеобщей информатизации общества, когда на человека обрушиваются горы информации, он должен уметь свободно ориентироваться в ней, иметь навыки работы с компьютером, что и является одной из задач, поставленных в данной работе и достигнутой в процессе ее выполнения.

   В данной работе ни в коей мере не отбрасывается принцип устной основы обучения, так как предварительно весь предлагаемый учащимся на компьютере материал отрабатывается и проговаривается на предыдущих уроках.

   Работа над формированием навыков устной речи проходит в три этапа. На первом этапе учащиеся знакомятся с новым языковым материалом. На втором этапе осуществляется выработка навыка употребления этого материала. Автоматизация навыка реализуется на протяжении серии уроков и в разных типах упражнений. Как раз на этом этапе компьютер являетсяотличным помощником учителя. Работа с разнообразными тренажерами позволяет ребенку в игровой форме усвоить и закрепить различные умения и навыки. И на завершающий, третий этап, где осуществляется речевая практика на основе всего предварительно усвоенного материала, учащиеся приходят со знаниями, позволяющими им свободно общаться. Через систему таких упражнений осуществляется принцип программирования речевой деятельности.

   Иностранный язык как школьный предмет обладает большим потенциалом воспитательного воздейстпвия на учащихся. Читая о Франции, ее истории, культуре, людях, общаясь со сверстниками (через компьютерную сеть Internet), учащиеся узнают много нового, интересного о жизни детей за рубежом. При работе с компьютером у учащихся развиваются такие нравственные черты, как трудолюбие, дисциплинированность, внимательность, формируются навыки самостоятельности и активности, стимулируется развитие логического мышления, инициативности, организованности, способность легко вступать в общение и контакты на французском языке с учителем и другими учащимися.

   В ходе урока особо выделяется задача всемерного поддержания и развития у детей положительных эмоций, чувства удовлетворения от работы, что оказывает благотворное влияние как на формирование положительных черт их характера, так и на усвоение ими учебного материала.

   “Развивающее влияние обучения обеспечивается решением задач развития навыков и умений учебной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и эмоций личности, ее интересов, способностей и дарований.” [3].

   Реализации принципа развивающего обучения способствует целенаправленная работа по систематическому развитию навыков самостоятельного порождения речевых высказываний, их интерпретации. Привлечение учащихся к различным формам деятельности развивает их пытливость, стремление к постижению нового, ведет к укреплению познавательных способностей и творческих сил.

   В соответствии с принципом научностпи в основу содержания и приемов обучения ФЯ положены достижения современной методики обучения иноязычной речи и ряда смежных наук (лингвистики, психологии, теории информации и т.п.).

   Особые черты в процессе обучения ФЯ приобретает дидактический принцип ведущей роли учителя при сознательной. активной деятельности учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся, их обоюдоактивная деятельность, инициативность при овладении новыми явлениями речи является неотъемлемым условием успеха при отсутствии иноязычной языковой среды. Активность учащихся обязательно предполагает их сознательное отношение к обучению, не только полное осознание и правильное понимание содержания французской речи, но и активную работу мысли обучаемых. Стиль взаимоотношений учителя с учеником должен побуждать их к сознательному отношению к учению, создавать положительный эмоциональный настрой.

   Обучение ФЯ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностпей учащихся. В каждой возрастной группе, в каждом классе существуют индивидуальные различия: особенности развития психических процессов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления), уровень развития способностей. Важно знание учителем особенностей жизни, воспитания учащихся, состояния их здоровья. Здесь мне оказывает больмую помощь опыт работы в данном классе в качестве классного руководителя, что позволяет предупреждать ошибки учащихся, вызываемые особенностями их памяти, артикуляционного аппарата, темперамента. Используется групповая и парная формы работы, где деятельность детей с низкими учебными возможностями направляется детьми с высокими учебными возможностями.

   Дети 9-10 лет легче приобретают навыки устной речи и менее склоннык работе над техникой чтения; недостаточная устоичивость их внимания и повышенная утомляемость требуют постоянного использования наглядности и игровых моментов. В ходе компьютерных уроков, где дети могут часами не отрываться от монитора, необходимо давать отдых глазам. Сцелью предупреждения утомляемости введены физкультминутки, во время которых учащиеся переключаются на другой вид деятельности (например, повтор французских рифмовок).

   Исключительное значение имеют все виды наглядности. На мониторе компьютера дети могут увидеть “Волшебную страну”, “Роботландию”, познакомиться с их жителями, вместе преодолевать трудности путешествия по стране изучаемого языка, сочинить с помощью компьютера сказку (см. Приложение 1).

   Компьютер позволяет моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяет возможности наглядных методов в учебном процессе.

   Принцип доступносми и посильностпи учебного материала достигается путем понимания каждым учащимся поставленной перед ним цели и путей ее достижения и с учетом индивидуальных особенностей обучаемого. При этом данное упражнение может быть повторено неоднократно, чтобы учащиися достиг положительного результата, испытал моральное удовлетворение от сделанного, что создает высокий эмоциональный настрой и ребенок получает удовольствие от каждого занятия. При затруднениях учащийсяможет в любой момент прервать выполнение задания и воспользоваться справочной информацией.

   Такие практические работы обеспечивают долговременное, наглядноеи полноценное закрепление получаемых знании.

   Совокупность рассмотренных методических и дидактических принципов и определяет ту систему обучения ФЯ, которая представлена в данной работе.

   Задачами начального этапа обучения ФЯ являются:

   Грамматический материал, где возникает больше всего затрудненийу школьников, хорошо усваивается с помощью тренажера “Клеточки”. К концу первого года обучения учащиеся должны практически овладеть следующими грамматическими явлениями: формами единственного и множественного числа имен существительных и имен прилагательных женскогои мужского рода, всем набором неопределенных и определенных артиклей, формами безударных и ударных личных местоимений, указательных, притяжательных и вопросительных местоименных прилагательных, вопросительных местоимений, личными формами глагола ёtге и avoir и ряда смысловых глаголов в ргёsепt de l’indicatif, а также количественными и порядковыми числительными, наиболее употребительными предлогами и союзами.

   Лексический материал предусматривает активное усвоение 350 ЛЕ в устной речи и чтении. По итогам изучения начального курса учащиеся должны уметь говорить об ученике и его ближайшем окружении: о школе, классе, друзьях, предметах школьного обихода, об одежде, семье, доме; уметь познакомиться, рассказать о животных, профессиях, праздниках, временах года, спорте и т.п.

   Отработка и закрепление нового лексического материала проводится как в устной, так и в письменной форме. С помощью программы “Magic Way” учащиеся приобретают навыки в переводе слов, в тренажере “Волшебные картинки" - учатся логически мыслить, располагая лексический материал в заданной последовательности, одновременно повторяя его (см. Приложение 5).

   Согласно главному методическому закону - закону адекватности средств цели - от упражнений как деятельностных средств в любом процессе обучения зависит практически все. Каждое упражнение преследует и собственно учебную, и развивающую, и познавательную, и воспитательную цели.

   Учебный процесс по ФЯ на начальном этапе осуществляется с помощью упражнений, направленных на формирование навыков устной речи, овладение техникой чтения и письма. Эти упражнения составляют сложную систему, включающую упражнения в аудировании, говорении, чтениии письме; они находятся в определенной зависимости друг от друга.

   На уроках с использованием компьютеров большую эффективность имеют упражнения для обучения письму. Первая группа включает такие упражнения, как узнавание букв, нахождение строчных букв, соответствующих прописным, написание в алфавитном порядке букв, данных вразбивку, написание слов, предложении.

   Вторая группа упражнений направлена на выработку орфографических навыков, где нужно определить пропущенные буквы или буквосочетания, сгруппировать слова по определенным правилам чтения, припомпить слова, содержащие заданный элемент, вписывание этих слов в таблицы и т.д (см. Приложение б).

   В ходе обучения ФЯ необходим систематический контроль знанийучащихся, что позволяет учителю своевременно выявить успехи и недочеты в работе каждого ученика и указывает, в каком направлении следует строить далее педагогический процесс. Контроль в то же время является приемом эффективного стимулирования учебной работы школьников, повышает их ответственность.

   На уроках с использованием компьютера результат работы учащегося "оформляется" в виде “почетного” звания, которое компьютер, словно играя, присваивает ученику. Это вызывает особый эмоциональный эффект у школьников, когда они видят на мониторе присвоенное им звание (Профессор, Незнайка, Мастер, Мудрый Кролик и т.д.), либо количество верных и неверных ответов и итоговый балл (см. Приложение 7).

   Учитель в конце урока подводит итог работы ученика не только с данной программой, но и учитывает его устные ответы, помощь товарищам и т.д.


Значение и влияние предмета на развитие личности ребенка


   Теоретической основой, на которой формируется данный метод обучения ИЯ, служит личностно-деятельностный подход; его осуществление является психологическим резервом оптимизации обучения ИЯ.

   Путем внедрения данного опыта в практику массовой школы успешно достигается цель всестороннего развития учащихся с учетом их интересов, склонностей, психофизиологических и возрастных особенностеи.

   Освоение данного опыта на практике представляет большую трудность для учителя (умение работать в учительском интерфейсе с различными программами, формирование заданий для учебных программ, методически правильных решений поставленных задач и т.д), чем для учащихся. Дети очень быстро осваивают алгоритм работы с каждым новым тренажером, используют справочную информацию, чувствуют себя комфортно при работе с компьютером.

   Все задания представлены в игровой, занимательной, доступной для ребенка форме, что позволяет эффективно работать с детьми в классах поддержки, хотя и для детей с высоким уровнем интеллектуального развития такие задания безусловно полезны. У детей возникает устойчивый интерес не только к изучению ФЯ, но и к самостоятельной работе и изобретательской деятельности.

   Применение данного опыта обеспечивает психологическую комфортность школьников, так как предлагаемые задания выполняются (с помощью подсказок компьютера) даже самыми слабыми учащимися. Максимальный предел выполняемых на уроке заданий ограничивается санитарно-гигиеническими соображениями (детям 10-летнего возраста не рекомендуется проводить у экрана более 20 минут). С целью профилактики утомляемости в ходе урока предусмотрена физкультпауза.

   С психологической точки зрения, в ходе такого урока ребенок не чувствует себя ущемленным, так как на конец урока всегда достигается положительный эффект его работы не в одном, так в другом виде деятельности.


Особенности методики преподавания курса


   Особенности методики преподавания заключаются в привлечении современных технических средств, с целью облегчения восприятия учащимися преподаваемого материала, повышения эффективности работы и заинтересованности школьников в обучении.

   В данной работе используются все современные методы обучения в различных вариантах в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Главная цель введения элементов программированного обучения - это создание условий для продвижения в учебном материале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика, обеспечение индивидуального темпа учения. Программирование позволяет преодолеть противоречие между непрерывным ростом объема знаний и возможностями их усвоения в сжатые сроки обучения за счет более последовательного учетаи ндивидуальных особенностей учащихся, выделения главных понятий в изучаемом, обеспечения единства обучающих и воспитывающих воздействий.

   Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание информации, которую сообщает учитель или другой источник. Применение репродуктивных и проблемно-поисковых методов весьма затруднено без использования словесных, наглядных и практических методов обучения, которые являются как бы их материальной основой.

   Использование проблемного обучения способствует реализации двух целей: 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достигнуть высокого уровня развития школьников, сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.

   Введение данного курса в практику массовой школы предусматривает наличие необходимого компьютерного оснащения и желания учителя работать по данной методике.

   Учебным планом предусмотрено для обучения ФЯ на начальном этапе 4 часа в неделю, и этого достаточно, если учитель может привлечь для любого урока персональные компьютеры IBM РС (10-15 минут для закрепления и контроля на компьютере знаний, умений и навыков); но в условиях работы школы №б где имеются только компьютеры "Ямаха", приходится брать дополнительно факультативный час, чтобы вывести детей в гимназию N27.

   Верится, что это трудности временного характера, и, в ближайшем будущем каждая школа будет оснащена современной техникой, позволяющей более эффективно решать все поставленные задачи.

   Примерный конспект урока по описываемой методике приведен в Приложении 8.


Организация учебно-воспитательного процесса

   Школьный учебный процесс должен обеспечивать решение следующихзадач:

   Использование данной методики предполагает применение всех типов уроков: урок новых знаний; формирования умений и навыков; закрепления знаний, умений и навыков; урок контроля и оценки знаний; повторения и обобщения; комбинированные уроки разных типов.

   Процесс обучения на начальном этапе начинается с овладения учащимися основными произносительными навыками французской речи. Одновременно учащиеся знакомятся с буквами французского алфавита, их написанием и основными правилами чтения. В первой четверти школьники vчатся работать с компьютером и выполняют задания на закрепление произносительных навыков, отработки правил чтения.

   Во второй четверти учащиеся продолжают последовательно овладевать учебным материалом в устной речи, читают вслух и пишут отдельные слова, предварительно усвоенные в устной форме. На компьютере школьники работают с редактором Микрон, где знакомятся с новыми ЛЕ, исправляют ошибки и практически овладевают некоторыми грамматическими явлениями.

   В третьей-четвертой четверти продолжается формирование механизма восприятия и порождения устных высказываний на уровне предложений, накапливается языковой запас, необходимый для усвоения тематической речи на последующих этапах.


Структура курса

   Курс предполагает использование учебных пособий:

   

Тематические разделы
  1. Введение
    а) знакомство со страной изучаемого языка.
    b) ввод МФ, употребляемых в школьном обиходе и при знакомстве, ввод имен учащихся.
    с) французский алфавит; произношение, написание и фонетическая отработка букв и звуков французской речи.
    d) обучение счету (Приложение 9).
    В результате обучения учащиеся должны иметь представление о фонетике, строе, системе ФЯ, уметь правильно употреблять в речи изученные МФ, писать все буквы французского алфавита, пополнить свои знания сведениями по франкофонии и культуре Франции.
  2. Unitё 1. Comment ca va?
    Учащиеся осваивают элементы речевого этикета, обучаются диалогической и монологической речи, знакомятся с формами повелительного наклонения и закрепляют орфографические навыки.
  3. Unitё 2. Nous sommes quatre.
    В конце темы дети должны уметь познакомиться, рассказать о семье, правильно употреблять в речи определенный и неопределенный артикль, личные местоимения, притяжательные прилагательные, образовывать женский род и множественное число существительных (Приложение 10).
  4. Unitё 3. Un fгёге ou une soeur?
    По итогам изучения темы учащиеся должны уметь охарактеризовать кого-нибудь или что-нибудь, спросить о возрасте собеседника, освоить отрицательную форму глаголов и present глаголов 1-й группы.
  5. Unitё 4. Nous avons gёоgгарhiе.
    Учащиеся должны уметь расспросить, кому принадлежит та или иная вещь, знать названия школьных предметов, дней недели, месяцев и счет времени по-французски.
  6. Unitё 5. L'anniversaire de Corinne.
    Учащиеся должны уметь пользоваться формулами вежливости, правильно употреблять в речи указательные прилагательные, образовывать женский род и множественное число прилагательных.
  7. Uнitё б. Une glace, c'est bon!
    Школьники учатся расспрашивать об имеющемся товаре и его цене, спрягают неправильные глаголы в ргёsеnt.
  8. Uпitё 7. Mon petit chief.
    По итогам изучения темы учащиеся должны уметь рассказать о домашних животных и правильно употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.
  9. Unitё 8. А chaque saison ses plaisirs.
    Учащиеся должны освоить элементы речевого этикета, рассказывать о погоде, уметь спрягать в раssё сомроsё глаголы движения и неправильные глаголы.
  10. Revision.
    В итоге проводится обобщение и систематизация всего фонетического, лексического и грамматического материала, изученного на начальной ступени обучения.

  11. Тематическое поурочное планирование уроков ФЯ с использованиемкомпьютера приводится в Приложении 11.

Требования к знаниям и умениям учащихся (по итогам изучения курса)

   В результате обучения школьники должны иметь представление об ЭВМ, информации, ее видах, освоить навыки работы с клавиатурой, знать назначение функциональных клавиш. Они должны уметь работать с различными исполнителями, с текстовым редактором Микрон, освоить тренажеры: "Волшебные картинки", "Правилка", "Клеточки", "Magic Way"; познакомиться с международной компьютерной сетью. Используя приобретенные навыки работы с компьютером, учащиеся должны закрепить полученные по итогам изучения каждои темы навыки, знания и умения, и усвоить необходимый фонематический, лексический и грамматический минимум, предусмотренный программои.


Введение Оглавление Заключение