логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

  • Методические рекомендации >>
  • Учебно-тематический план семинара >>

Методические рекомендации

Программа семинара состоит из четырех взаимосвязанных разделов. Каждый раздел включает теоретическую часть, предполагающую повышение компетентности педагогов вопросах организации и методического обеспечения деятельности разновозрастных групп, и практические задания, выполнение которых направлено на овладение педагогами методами работы в разновозрастной группе. Теоретическая часть каждого раздела готовит педагогов к выполнению практических заданий.

Тематика первого раздела предполагает изучение специфики детских отношений в РВГ с точки зрения возрастных особенностей и выявление факторов, которые способствуют или препятствуют становлению позитивных форм поведения. Содержание практической части блока основывается на решении наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе формировании социально-эмоциональной сферы детей разновозрастной группы. Практическая часть организуется по подгруппам, в результате работы которых составляется описание педагогических мероприятий, направленных на решение определенной проблемы в межличностных отношениях детей.

Задачей работы по второму разделу семинара является анализ особенностей организации деятельности разновозрастных групп. Содержание этого блока основывается на наиболее типичных трудностях, с которыми сталкиваются педагоги малокомплектных детских садов, и практических способах их преодоления. Выполнение практического задания поможет педагогам наиболее оптимально организовать образовательный процесс в разновозрастной группе.

Задача работы по третьему разделу - оказание помощи педагогам в планировании работы разновозрастной группы. Практическая часть этого раздела состоит из трех организационных форм работы участников семинара: составление планирования работы по формированию культурно-гигиенических навыков, игровой и трудовой деятельности детей, апробирование алгоритма адаптации программ дошкольного образования к условиям разновозрастной группы и анализа открытого занятия "Комплексный подход в организации обучения детей разновозрастной группы", посещенного слушателями семинара. Результатом практической работы являются рабочие конспекты занятий по выбранному слушателями направлению развития детей и план воспитательной работы в РВГ по разделам "Труд", "Игра", "Культурно-гигиенические навыки".

Тематика четвертого раздела предполагает знакомство с современными подходами к взаимодействию ДОУ и семьи и определение наиболее актуальных для малокомплектных детских садов направлений работы с родителями. Практические занятия проводятся посредством создания временных творческих коллективов, целью которых является разработка сценариев совместных с родителями мероприятий с использованием определенных форм взаимодействия с семьей.

Заключительной частью семинара может стать заседание круглого стола по подведению итогов работы.

Учебно-тематический план семинара


раздела
Тема Количество часов Предполагаемые
результаты
   Л       П    Всего
1 Особенности в межличностных отношениях детей в разновозрастной группе, их влияние на развитие детей разных возрастных групп. Основные проблемы, возникающие в процессе межличностного общения разновозрастных детей. 1   2  
Деятельность воспитателя по социально-личностному развитию детей в разновозрастной группе. Профилактика возможных отклонений в поведении детей (практическое задание по планированию профилактических мероприятий)   1 План профилактических мероприятий
2 Педагогические основы комплектования разновозрастных групп. Технология проведения первичных приемов семей, поступающих в ДОУ 1   4  
Построение предметно-развивающей среды в группе. Принципы построения предметно-развивающей среды в разн6овозрастной группе. Критерии оценки эффективности предметно-развивающей среды 1   Самоанализ практики
Распорядок работы групп. Распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем в целях наиболее эффективной реализации воспитательных задач. Составление расписания занятий с учетом возрастных особенностей детей группы (практическое задание по разработке расписания подгрупповых занятий, в т.ч. комплексных и интегрированных занятий)   2 Расписание занятий с детьми всех возрастов
3 Основные принципы планирования работы разновозрастной группы. Сопровождение периода адаптации ребенка в разновозрастной группе. Диагностика развития ребенка 2   10  
Особенности организации воспитательного процесса. Планирование совместной деятельности детей вне занятий (практическое задание по разработке планирования трудовой, игровой деятельности и формированию культурно-гигиенических навыков детей разновозрастной группы)   2 Планирование воспитательной работы на основе сотрудничества детей разного возраста
Способы интеграции различных видов деятельности детей с целью рационального использования времени для занятий. Знакомство с практическими методами (посещение открытого занятия в разновозрастной группе). Алгоритм адаптации образовательных программ к условиям разновозрастной группы (практическое задание по разработке конспектов занятий на основе данных диагностики дет   6 Анализ комплексного занятия, конспект занятия в разновозрастной группе
4 Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития дошкольного образования. Анализ причин возникающих проблем 1 1 7 Сценарии

совместных с

родителями

мероприятий
Основные подходы к установлению контакта с семьями воспитанников. Формы работы с семьей с учетом разновозрастности контингента детей 1 1
Специфика организации совместных мероприятий с родителями. Развлечения как средство обеспечения эмоционального благополучия ребенка (разработка сценариев). Использование активных методов обучения взрослых на родительских собраниях и консультациях (разработка сценариев)   3
Круглый стол "Результаты работы семинара"   1 1 Самоанализ работы на семинаре
  Итого количество часов 7 17 24