Кафедра дошкольного и начального образования
Организация работы в разновозрастной группе малокомплектного детского сада
Материалы подготовлены методистами
кафедры дошкольного и начального образования
Терещук М.Н., Шабалиной З.С.
Дошкольное образование в целом, представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения.
Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида "детский сад", а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. А так же появились комплексы школа - детский сад, в которых дошкольные группы в основном укомплектованы дошкольниками двух - трех возрастов. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно - методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
Проведенные исследования (анкетирование, собеседование со специалистами районных отделов образования, посещение дошкольных учреждений, изучение опыта и т.д., см.
Приложение №1) состояния работы в малокомплектных детских садах Ярославской области выявили следующие проблемы:
1. В данных дошкольных учреждениях слабая материально - техническая база:
- недостаточно аудио и видеотехники;
- детская мебель не соответствует санитарно - гигиеническим требованиям;
- организация предметно - развивающей среды групп не отвечает современным требованиям;
2. Организация учебно - воспитательного процесса в детском саду:
- недостаточно регулярно приобретается и используется современная научно - методическая литература, наглядно - дидактический материал, дидактические и развивающие игры;
- не используются в работе с детьми современные методики и технологии.
3. Кадровое обеспечение:
- недостаток квалифицированных кадров (особенно в сельской местности);
- нет возможности повышать педагогическое мастерство на КПК при ИРО;
- недостаточное оказание методической помощи на местах;
- педагоги не владеют методикой работы в разновозрастных группах.
На основе сложившейся ситуации в области был определен ряд мероприятий по оказанию методической помощи педагогам, работающих в малокомлектных детских садах, который частично реализуется в 2007 г.:
- Организация семинаров - практикумов, консультаций.
- Проведение семинара - практикума для педагогов малокомлектных детских садов по освоению новых направлений работы с детьми разновозрастной группы.
- Организация и проведение круглых столов из опыта работы детских садов.
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Создание проблемной областной творческой группы.
- Разработка методических рекомендаций.
При организации работы в разновозрастной группе малокомплектного детского сада можно использовать методическую литературу (приложение № 2, приложение № 3).
Приложение №1
Автор - составитель:
доцент кафедры дошкольного
и начального образования
Жихарева Ю.Н.
Анкета
Уважаемые коллеги!
С целью оптимизации работы малокоплектных детских садов и организации методической помощи просим Вас ответить на ряд вопросов.
1. Количество малокомплектных детских садов в Вашем территориальном районе?
2. Укажите количество групп в данных детских садах, возрастной состав воспитанников и их время пребывание в дошкольном учреждении.
3. По каким программам (комплексным и парциальным) работает Ваш детский сад?
4. Кадровый состав малокомплектного детского сада:
- количество педагогов в дошкольном учреждении;
- образовательный уровень педагогов:
высшее образование
среднее специальное образование
другое
- квалификационная категория педагогов:
высшая квалификационная категория
первая квалификационная категория
вторая квалификационная категория
не имеет категорию
- стаж педагогической работы:
до 5 лет
до 10 лет
до 20 лет
свыше 20 лет
5. Укажите, какие проблемы возникают у Вас в ходе работы в малокомплектном детском саду (по направлениям):
- материальная база детского сада:
- повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов:
- взаимодействие с микросоциумом (родителями, социальными институтами):
- другие.
Аннотированный список научно - методической литературы
Организация работы сельского детского сада
Условия организации дошкольного
воспитания в сельской местности
Составители Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова
Детский сад на селе, являясь важной социальной ячейкой общества, призван в тесном контакте с семьей обеспечить всестороннее и гармоническое развитие детей, подготовить их к успешному обучению в школе, сформировать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Чтобы строить работу на современной научной основе, организаторам дошкольного образования необходимо хорошо ориентироваться в экономических, социальных и психолого - педагогических вопросах.
Руководитель сельского детского сада, как администратор и высококвалифицированный педагог, должен обладать умением правильно планировать свою деятельность и деятельность всего коллектива, создавать в дошкольном учреждении спокойную, деловую, творческую атмосферу, способствующую повышению уровня педагогической работы с детьми, вести широкую воспитательно - образовательную пропаганду с родителями. Вся его многогранная повседневная деятельность должна быть направлена в конечном счете на укрепление и охрану здоровья детей, на обеспечение каждому сельскому дошкольнику счастливого детства.
В данном пособии авторы стремятся с современных теоретических позиций обосновать различные аспекты деятельности руководителя детского сада, помочь ему в выборе оптимальных путей совершенствования дошкольного образования, вооружить его необходимыми методическими, инструктивными, информационными и нормативными материалами.
В предлагаемом пособии 11 глав. В первых из них профессионально раскрыты вопросы определения потребности в детских садах, даны рекомендации по оборудованию и эстетическому оформлению помещении и участков.
В пособии выделены разделы планово - финансовой и методической деятельности заведующего, раскрываются условия, формы и методы эффективного руководства и контроля за воспитательно - образовательной работой сельских садов. Подробно рассматриваются вопросы организации физического воспитания дошкольников и лечебно - профилактической помощи детям, живущим в сельской местности.
В пособие включена такая важная тема, как "Руководство педагогической пропагандой". Даны конкретные рекомендации по работе с семьей.
Пособие является результатом научных исследований и обобщения передового опыта. Оно, несомненно, окажет помощь в работе руководителям сельских детских садов.
Малокомплектный детский сад
(старшая разновозрастная группа)
Под редакцией М.А. Васильевой
Данное пособие раскрывает специфику воспитания и обучения в старшей разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения.
Центральное место отведено вопросам планирования и организации занятий по формированию элементарных математических представлений, конструированию, рисованию, лепке и аппликации, физической культуре. Отдельные главы посвящены трудовому воспитанию, воспитанию детей в игре, формированию навыков самостоятельной двигательной деятельности.
В пособии предложены примерные планы - конспектов занятий, варианты организации сюжетно - ролевых игр.
Авторы уделяют внимание созданию предметно - развивающей среды: организация, планирование познавательных центров в групповых помещениях. Даны рекомендации по созданию условий для игровой, трудовой деятельности, как в группе (оборудование центров), так и на участке детского сада.
При разработке методических рекомендаций авторы руководствовались данными современных научных исследований в области детской психологии, дошкольной педагогики и дидактики, а также передового педагогического опыта. Представленная в пособии система занятий прошла широкую проверку на практике.
Модернизация дошкольного образования на селе
(Под редакцией Н.С. Моровой)
Это пособие продолжает серию публикаций, посвященных модернизации дошкольного образования в сельском социуме.
Данное (второе) издание подводит общие итоги работы по комплексной программе РАО "Развитие образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" за 1999 - 2002гг и в тоже время является стартом в новое комплексное исследование, названное "Системная модернизация образования как фактор социального развития села". Актуальность новой программы обусловлена потребностями общества в научном обеспечении процесса реализации вновь принятых правительственных документов, определяющих государственную образовательную политику на селе до 2010г. К числу наиболее значимых следует отнести Концепцию модернизации российского образования, Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, Федеральную программу "Социальное развитие села до 2010г."
В пособии представлены проблемы, инновационные тенденции развития дошкольного образования на селе, опыт и технологии практической деятельности специалистов. На конкретных примерах показаны подходы к модернизации детского сада.
Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, руководителям общеобразовательных учреждений "Школа - детский сад", методистам, воспитателям, сферой деятельности которых является сельский социум.
Список литературы
- Модернизация дошкольного образования на селе / (по общей ред. Н.С. Моровой) - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 240с.
- Л.В.Байбородова, А.П. Чернявская Воспитание в сельской школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2002 - 176с.
- Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М.А. Васильевой . - М. : Просвещение, 1988. - 271с.
- Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. Местности / Л. В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др.; Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1988. - 240с.
- Рожков М.И., Бабородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.,2001.
- Теория и методика воспитательной работы. / под ред. Л.В. Байбородовой, А.Э. Мельникова. Ярославль, 2000.
- Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов / Сост.Ю.Е. Антонов, Р.А. Горб. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 192 с.
- В.Гербова Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2 - 4 года) // Ребенок в детском саду. - 2001.- №5, стр17 - 26.
- Е.Соловьева Игры - занятия по формированию элементарных математических представлений. Разновозрастная группа (2,5 - 4,5 года) // Ребенок в детском саду. - 2001. - №5 .- стр.27 -31.
- Л.Пензулаева Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. - 2002. - №4.
- Л.Пензулаева Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. - стр.20 - 25.
|