логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ИРО

Нормативные документы
БП 2010
Архив

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ИРО
2010 год

Базовая площадка кафедры гуманитарных дисциплин
Сохранение психоэмоционального здоровья школьников средствами музыки

 

Базовая площадка была создана в 2008 году по теме «Сохранение психоэмоционального здоровья школьников средствами музыки».

Цель проекта - научно-методическое обеспечение образовательного процесса с целью сохранения психоэмоционального здоровья всех групп учащихся средствами музыки.

В современной науке и практике представлен достаточно большой опыт по исследованию особенностей воздействия музыки на личность ребенка. Уникальные возможности музыки в изменении и поддержании психоэмоционального здоровья человека в разное время изучались отечественными и зарубежными учеными, в том числе: медицинский аспект рассматривали В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханов, Я.А. Лупьян, Л.С. Брусиловский, С.В. Шушарджан и др.; психотерапевтический - Дж. Морено, В.И. Петрушин, А. Понтвик; пренатальное образование исследует М.А. Лазарев, специальное образование - К. Швабе, Р.О. Бенензон, Э. Коффер-Ульбрих, Н.А. Власова, В.А. Гиляровский, А. Рау, Е.Ф. Рау, Г.И. Яшунская. К сожалению, следует признать, что применительно к школьному общему образованию данный вопрос специально не изучался.

Ученые, занимающиеся вопросами теории и методики музыкального образования, признали возможности музыки в деле сохранения психоэмоционального здоровья школьников. Профессор Э.Б. Абдуллин неоднократно высказывался о необходимости «…учитывать уникальные возможности музыкального искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие на личность». Авторы программы «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская подчеркивают, что «…в большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся». Тем не менее, эти слова остаются декларацией, так как методическое обеспечение современных программ по музыке, учитывающее «арттерапевтическое воздействие музыки», не разработано.

Учитывая все выше изложенное, мы решаем проблему сохранения психоэмоционального здоровья школьников средствами музыки в образовательном процессе в следующих направлениях:

  1. Включение в урок музыки современных здоровьесберегающих (музыкально-коррекционных) методов и приемов «кинезитерапии», «тонирования», «вокалотерапии», драматерапии (имаготерапии), релаксации.
  2. Включение в образовательный процесс на других предметах здоровьесберегающих (музыкально-коррекционных) методов и форм, таких как: «фоновая» музыка, музыкальные упражнения, ритмические игры, элементы «тонирования» и др.
  3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и учреждения культуры (филармонии) на основе создания специальной программы, направленной на сохранение психоэмоционального здоровья учащихся.
  4. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи на основе просвещения родителей о здоровьсберегающих возможностях музыки.

В состав площадки вошли следующие учреждения образования:

  • сош №76 г.Ярославля;
  • сош №42 г. Ярославля (с углубленным изучением французского языка);
  • сош №25 г. Ярославля;
  • гимназия №1 г. Ярославля;
  • сош №7 (обучающая спортсменов детско-юношеских школ олимпийского резерва);
  • Кузнечихинская сош Ярославского района (классы специальной коррекции VII вида);
  • Емишевская сош Тутаевского района (с коррекционными классами VII и VIII вида);
  • сош №2 г. Пошехонье.

Значимые достижения за период 2008-2009 года >>

Аннотации на методические рекомендации

  • «Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся начальной школы» >>
  • «Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся основной школы» >>