1. Актуальные вопросы методической поддержки работников
образования Ярославской области [Текст] : сб.статей / под ред.
С.И.Курициной. - Ярославль: ИРО, 2005. - 98с.
За последние годы деятельность муниципальных методических
служб стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию,
формам и методам реализации. Без работы муниципальной методической службы
органами управления практически не может быть решена ни одна задача развития
современной системы образования.
Сущность осуществляемой муниципальной методической службой методической
поддержки заключается в содействии созданию благополучных условий для
функционирования и развития образовательных учреждений, профессионального
развития кадров системы образования. Для этого муниципальная методическая
служба выполняет следующие функции:
- оказание практической и интеллектуальной помощи;
- подкрепление инициатив и инновационных процессов;
- стимулирование инновационной деятельности;
- выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие
сопротивления;
- оценку состояния происходящих в образовании процессов, явлений и
опыта;
- налаживание и установление контактов, связей, оказывающих
положительное влияние на реализацию целей образовательной деятельности.
Сборник составлен по материалам региональной конференции муниципальных
методических служб и содержит статьи по актуальным вопросам методической
поддержки работников образования Ярославской области.
Рекомендуется широкому кругу работников образования.
2. Индивидуальный образовательный маршрут [Текст] :
метод. рек.по разработке / сост. Г.В.Куприянова. - Ярославль, 2005. - 16 с.
Методические рекомендации предназначены для руководителей
школ и освещают подходы к разработке и реализации индивидуального
образовательного маршрута. В рекомендациях даны варианты структуры
индивидуального образовательного маршрута, индивидуального учебного плана.
3. Информационная образовательная карта [Текст] :
метод. рек. по разработке / сост. Г.В.Куприянова. - Ярославль, 2005. - 92 с.
В данной работе предпринята попытка, на основе анализа
практики, обосновать и вывести алгоритм разработки информационной
образовательной карты как обязательного элемента информирования учащихся и
их родителей о возможностях образовательного пространства города, округа в
плане получения предпрофильной подготовки, профильного, общего
универсального и профессионального образования. Даются краткие
характеристики вариантов информационной образовательной карты, образцы карт,
разработанных и апробированных в базовых общеобразовательных учреждениях,
занимающихся предпрофильной подготовкой в Ярославской области.
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных
учреждений и органов образования.
4. Куприянова Г.В. Введение предпрофильной подготовки в
основной школе [Текст] : метод. рек. для руководителей школ /
Г.В.Куприянова. - Ярославль : ИРО, 2005. - 47 с.
Методические рекомендации предназначены для руководителей
образовательных учреждений - директоров, их заместителей, курирующих
предпрофильную подготовку. В брошюре представлен взгляд на возможные модели
организации предпрофильной подготовки в школах области, раскрыты подходы к
проектированию процессов введения предпрофильной подготовки в массовой
школе. В приложениях представлены материалы базовых школ по предпрофильной
подготовке.
5. Курсы по выбору: требования к программному обеспечению
и алгоритм разработки [Текст] : метод. рек. / сост. Куприянова Г.В. -
Ярославль : ИРО, 2005. - 40 с.
Методические рекомендации составлены в помощь педагогам
школ, разрабатывающим программы элективных курсов для учащихся 9-х классов.
Брошюра включает характеристику курсов по выбору, требования к программному
обеспечению, описание структуры программ и алгоритм их разработки. При
составлении рекомендаций мы опирались на материалы базовых школ области по
апробации предпрофильной подготовки и материалы экспериментальных регионов
по проекту Минобразования России "Отработка основных направлений реализации
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования
(включая организацию предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов)".
Методические рекомендации могут использоваться педагогами при разработке как
авторских программ курсов по выбору, так и рабочих программ.
6. Методические рекомендации по разработке авторских
учебных программ [Текст] / С.В.Астафьева, Е.Н.Круглова, Н.Ю.Румянцева,
Т.Н.Гущина, С.В.Успенская. - Ярославль : ИРО, 2005. - 29 с.
Предлагаемые методические рекомендации адресованы
педагогическим работникам образовательных учреждений, ведущим разработку
авторских программ элективных курсов (курсов по выбору).
В брошюре рассматриваются сущность авторской учебной программы, ее функции,
структура, критерии оценки, а также процесс создания подобных программ.
7. О подходах к организации предпрофильной подготовки
учащихся [Текст] : метод. рек.. по работе с педагогами / сост.
Г.В.Куприянова. - Ярославль : ИРО, 2005. - 27 с. + дискета.
Данные методические рекомендации отражают специфику
работы с педагогическим коллективом в соответствии с задачей модернизации
общего образования и, в частности, обеспечения перехода образовательного
учреждения (школы) к предпрофильной подготовке.
В работе представлены подходы к организации и проведению педагогических
советов, семинаров. Выявлены факторы успеха, дающие руководителям
возможность использовать представленный опыт и самостоятельно моделировать
процессы. В приложениях представлены материалы базовых школ по
предпрофильной подготовке.
8. Элективные курсы в 9-х классах общеобразовательной
школы [Текст] : метод. рек. по организации / сост. Г.В.Куприянова. -
Ярославль, 2005. - 70 с.
Данные методические рекомендации предназначены для
руководителей общеобразовательных школ, курирующих вопрос организации курсов
по выбору в 9-х классах. Методические рекомендации содержат характеристику
моделей организации курсов по выбору в базовых школах области по
предпрофильной подготовке, алгоритм разработки расписания и формирования
групп на предпрофильные курсы. В приложениях представлены материалы базовых
школ по предпрофильной подготовке.
9. Психолого-педагогическое сопровождение профильной
ориентации и предпрофильного самоопределения школьников [Текст] :
научно-метод. пособие / сост. И.Г. Назарова. - Ярославль, 2005. - 88 с.
В данном научно-методическом пособии раскрываются
теоретико-методические и культурологические основания
психолого-педагогического сопровождения профильной ориентации и
предпрофессионального самоопределения учащихся. Здесь предлагаются варианты
курсов профильной ориентации для учащихся 9-х классов общеобразовательных
школ, образцы анкет, тестовых материалов, конспекты уроков, тренинги для
организации работы в школе по этому направлению.
Пособие адресовано руководителям, учителям, психологам, социальным
педагогам, классным руководителям образовательных учреждений.
10. Желнин Ю.Ю. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки. Биология [Текст] : 9 класс : программы. / Желнин Ю.Ю.,
Немцева Т.В. - Ярославль : ИРО, 2005. - 28 с.
Идея перехода к профильному обучению поставила перед
учителем сложную задачу: обеспечить школьников необходимыми условиями для
самоопределения в выборе направления образования на старшей ступени
обучения. Эту задачу призваны решить вводимые в 9-м классе курсы по выбору
(элективные курсы), имеющие целью, с одной стороны, - помочь учащимся в
определении круга их интересов для выбора соответствующего направления
дальнейшего обучения, с другой, - расширить знания учащихся по классическим
школьным дисциплинам.
Данный сборник включает в себя авторские программы элективных курсов и
предназначен для учителей биологии, ведущих предпрофильную подготовку.
11. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
Биология [Текст] : 9 класс : программы. Ч. 2 / под ред.
Н.В.Калистратовой. - Ярославль : ИРО, 2005. - 27 с.
Авторские программы курсов по выбору для учащихся
9-классов, организуемые в рамках предпрофильной подготовки в области
естественнонаучных дисциплин, подготовлены в целях расширения и углубления
биологических и смежных знаний, оказания помощи учащимся в выборе профиля
дальнейшего обучения.
12. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
Информатика [Текст] : 9 класс : программы / Дашниц Н.Л., Казарина Н.М.,
Никулина Н.И., Паршина С.А. - Ярославль : ИРО, 2005. - 26 с.
В сборнике представлены авторские программы элективных
курсов для 9-х классов, которые можно использовать учителям информатики в
рамках предпрофильной подготовки в области естественно-научных дисциплин.
Предлагаемые элективные курсы помогут учащимся основной школы в развитии
познавательного интереса к информатике и в ориентации их на технологический
профиль своего дальнейшего обучения в старшей школе.
13. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
История [Текст] : 9 класс / Харитонова Л.А. [и др.]. - Ярославль : ИРО,
2005. - 48 с.
В сборнике представлено три курса для предпрофильного
обучения, составленные преподавателями, методистами ЯИРО и учителями школ.
Курсы ориентируют учащихся на выбор социально-гуманитарного профиля. В
основе обучения деятельностный подход, помощь учащимся в овладении умениями
и навыками, необходимыми для успешного обучения в профильной школе.
14. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
Математика [Текст] : 9 класс : программы / под ред. Н.В.Калистратовой. -
Ярославль : ИРО, 2005. - 35 с.
Авторские программы курсов по выбору для предпрофильной
подготовки в области физико-математических дисциплин разработаны в целях
расширения и углубления математических знаний учащихся 9-классов и оказания
им помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
15. Мозгова Н.В. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки. Иностранный язык [Текст] : 9 класс / Мозгова И.В.,
Сидоренко С.Н., Хитрова Г.В. - Ярославль : ИРО, 2005. - 11 с.
Представленные элективные курсы являютсясредством
ориентации учащихся9-х классов в выборе филологического и гуманитарного
профиля обучения в старшей школе. Курсы предоставляют учащимся возможность
приобретения первичного опыта познавательной деятельности, согласованной с
содержанием профиля по иностранным языкам.
В основу курсов положен деятельностный подход, развиваются коммуникативные
умения учащихся в учебном сотрудничестве при работе над проектами.
Курсы предоставляют возможность для личностного развития в успешной
социализации учащихся.
16. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
Технология [Текст] : 9 класс : программы / Цамуталина Е.Е.,
Белышева Т.В., Шумилова Р.А. - Ярославль : ИРО, 2005. - 28 с.
Идея перехода к профильному обучению поставила перед
учителем сложную задачу: обеспечить школьников необходимыми условиями для
самоопределения в выборе направления дальнейшего образования. Эту задачу
призваны решить вводимые в 9-м классе курсы по выбору (элективные курсы),
имеющие целью, с одной стороны, - помочь учащимся в определении круга их
интересов для выбора соответствующего направления дальнейшего обучения, с
другой, - расширить знания учащихся.
Данный сборник включает в себя авторские программы курсов по выбору и
предназначен для учителей технологии, ведущих предпрофильную подготовку.
17. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.
Физика [Текст] : 9 класс : ч.1 / под ред. Н.В.Калистратовой. - Ярославль
: ИРО, 2005. - 32 с.
В сборнике представлены авторские программы элективных
курсов для 9-х классов, которые можно использовать учителям физики в рамках
предпрофильной подготовки в области естественно-научных дисциплин.
Предлагаемые элективные курсы помогут учащимся основной школы в развитии
познавательного интереса к физике и в ориентации их на естественно-научный
профиль своего дальнейшего обучения в старшей школе.
18. Элективные курсы для предпрофильной подготовки. Химия
[Текст] : программы для 9 класса / под ред. О.Н.Наумовой. - Ярославль :
ИРО, 2005. - 23 с.
Идея перехода к профильному обучению поставила перед
учителем сложную задачу: обеспечить школьников необходимыми условиями для
самоопределения в выборе направления образования на старшей ступени
обучения. Эту задачу призваны решить вводимые в 9-м классе курсы по выбору
(элективные курсы), имеющие целью, с одной стороны, - помочь учащимся в
определении круга их интересов для выбора соответствующего направления
дальнейшего обучения, с другой, - расширить знания учащихся по классическим
школьным дисциплинам.
Данный сборник включает в себя авторские программы элективных курсов и
предназначен для учителей химии, ведущих предпрофильную подготовку.
19. Калмыкова И.Р. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки. Филология [Текст] : 9 класс : программы / И.Р.Калмыкова,
Ю.С.Соловьева, Б.Б.Борискова; под ред. И.Р.Калмыковой. - Ярославль: ИРО,
2005. - 29 с.
Данный сборник включает в себя авторские программы
элективных курсов, предназначенные для организации предпрофильной подготовки
учащихся 9-х классов к обучению на филологическом и гуманитарном профилях.
Целью элективных курсов является углубление интереса школьников к изучению
филологических дисциплин, формирование коммуникативно-речевой и
интеллектуально-познавательной компетенций, развитие способностей к речевому
взаимодействию и социальной адаптации.
Курсы "Эффективные стратегии чтения и понимания текста - залог успешного
обучения и профессиональной карьеры" и "Деловой этикет" являются
надпредметными, метакогнитивными, поэтому их можно использовать также в
системе подготовки к выбору других профилей.
20. Решение проблем образования на селе [Текст] : сб.
статей / под ред. А.В.Басова. - Ярославль : ИРО, 2005. - 96 c.
В сборнике представлены статьи, освещающие проблемы
развития образования в условиях сельской школы, а также вопросы повышения
квалификации сельских учителей и опыт их работы.
Рекомендуется руководителям и педагогическим работникам сельских школ.
21. Тихомирова Н.К. Программа воспитания учащихся
"Восхождение" [Текст] : метод. рек. / Тихомирова Н.К., Цамуталина Е.Е. -
Ярославль : ИРО, 2005. - 58 с.
Программа воспитания школьников "Восхождение" (5-11
классы) предназначена для директоров, заместителей директоров по
учебно-воспитательной работе, классных руководителей,
педагогов-организаторов, социальных педагогов общеобразова-тельных
учреждений.
Программа содержит четыре раздела: "Я в окружающем мире", "Нравственное
самовоспитание", "Самосовершенствование в познавательной и творческой
деятельности", "Саморазвитие в самоуправлении". Особое место в каждом
разделе отводится заданиям самому себе.
Книга будет интересна школьникам, их родителям и студентам педагогических
колледжей и вузов.
22. Томчук С.А. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки. Искусство [Текст] : 9 класс : программы / С.А.Томчук,
Е.А.Панова, И.Ю.Сакулина. - Ярославль : ИРО, 2005. - 26 с.
Данный сборник включает в себя авторские программы
элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к
обучению по художественно-эстетическому, социально-гуманитарному,
филологическому профилям. Предлагаемые элективные курсы формируют интерес и
положительную мотивацию школьников к художественному и культурологическому
направлениям в контексте гуманитарного образования.
23. Харитонова Л.А. Преподавание истории и обществознания
в 9 классе общеобразова-тельной школы в условиях введения федерального
комплекта государственного образовательного стандарта и нового базисного
учебного плана [Текст] : метод. рекомендации / Л.А.Харитонова -
Ярославль : ИРО, 2005. - 44 с.
В связи с введением предпрофильного обучения в 9-м классе
общеобразовательной школы в организацию преподавания и содержание учебных
предметов образовательной области "Обществознание" внесены существенные
изменения: сокращено количество учебных часов, выделяемых на изучение
всеобщей истории и истории России, введен новый учебный предмет
"Историческое краеведение". Методические рекомендации призваны помочь
преподавателям истории и обществознания организовать процесс обучения в
соответствии с требованиями нормативно-инструктивных документов и предложить
варианты планирования.
24. Хомутова Л.Н. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки. Мир географии [Текст] : 9 класс : программы / Л.Н.Хомутова.
- Ярославль : ИРО, 2005. - 15 с.
В данном пособии представлена авторская программа
элективного курса для 9-х классов, которую можно использовать учителям
географии в рамках предпрофильной подготовки в области гуманитарных и
естественно-научных дисциплин. Предлагаемый элективный курс поможет учащимся
основной школы в развитии познавательного интереса к географии, а также
самоопределиться относительно дальнейшего географического образования на
базовом или профильном уровнях.