логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

 Каталог научно-методических материалов ИРО

2008
2007
2006
2005
Анонсы

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Образовательные ресурсы. Выпуск 27

Каталог научно-методических материалов ИРО

Литература, изданная РИО
2006 год

1. Возможности ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании [Текст] : сб. статей / под ред. Е.В. Коточиговой. - Ярославль : ИРО, 2006. - 55 с.

В сборнике представлены опыт работы педагогов дошкольного образования по использованию методов и приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в воспитании детей дошкольного возраста и методические рекомендации по применению приемов и методов ТРИЗ для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности. Рассматриваются также возможности использования данной технологии в развитии творческого ("тризового") мышления педагогов. Материалы сборника представлять интерес для воспитателей детских садов, педагогов системы дополнительного образования детских психологов, учителей начальной школы.

2. Гущина Т.Н. Технология студийного обучения в системе непрерывного образования педагогических работников [Текст] : метод. рек. / Т.Н. Гущина. - Ярославль : ИРО, 2006. - 40 с.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы специалистам системы повышения квалификации педагогических кадров, организующих курсовую подготовку слушателей в интерактивном режиме, а также педагогическим работникам образовательных учреждений, заинтересованным в формировании собственной методической компетентности.
В брошюре рассматриваются сущность данной технологии и структура педагогической студии. Предлагаются конспекты-иллюстрации шести авторских студий, прошедших апробацию в системе непрерывного образования педагогических работников Ярославской области.

3. Здоровьесберегающие возможности гендерных педагогических технологий [Текст] : материалы межрегион. конф. (21-22 марта 2006 года). - Ярославль, 2006. -84 с.

В сборнике представлен опыт рабрты специалистов сферы образования и здравоохранения нескольких регионов России по одной из актуальных проблем раздельного обучения и воспитания девочек и мальчиков. Тема гендерных образовательных технологий -новая для современной педагогической теории и практики. В сборник включены доклады ведущих ученых г. Ярославля в области медицины, психологии, педагогики, длитрельно работающих в данном направлении

4. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения. Филология [Текст] : программы / И.Р. Калмыкова. - Ярославль : ИРО - 32 с.

Данный сборник включает две оригинальные авторские программы элективных учебных курсов для основной и средней (полной) школы.
Программа "Речь как компонент имиджа человека и условие его успешной профессиональной карьеры" предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 16 часов. Программа элективного учебного предмета "Основы культуры речи и риторики" адресована ученикам 10-11 классов филологического и социально-гуманитарного профиля. Ее объем - 70 учебных часов.
Предложенные элективные курсы являются предметно-ориентированными, поскольку посвящены культуре речи, основы которой изучаются в курсе русского языка, и вместе с тем надпредметными, так как развивают коммуникативно-речевую компетенцию, относящуюся к разряду ключевых. Вследствие этого данные курсы можно использовать также в других профилях и в универсальных классах.

5. Макарова Е.Р. Возможности игровых образовательных технологий в профильном обучении [Текст] : (метод. пособие) / Макарова Е.Р. - Ярославль : ИРО, 2006. - 42 с.

Методическое пособие посвящено актуальной теме освоения и применения на практике в школе игровых образовательных технологий в предпрофильной и профильной подготовке. Через участие в игровой деятельности проверяются, уточняются интересы и способности учащихся в той или иной сфере труда. Методическое пособие включает в себя описание некоторых настольных игр по химии, а также ролевые, а также ролевых и деловых игр по химии, физике, биологии. Пособие адресовано педагогам школ, методистам и студентам педагогических институтов.

6. О преподавании учебного предмета "География" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Хомутова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.

Методическое письмо освещает проблемы перехода на новый Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в средне (полной) общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях по географии. Раскрываются концептуальные основы образовательного стандарта, отражена новизна подходов построения обязательного миниму4ма содержания по географии на базовом уровне. В методическом письме предложено тематическое планирование курса, а также поурочное планирование новых тем базового курса. Для отбора учебного материала согласно требованиям стандарта дан перечень действующих учебников и дополнительных источников информации.

7. О преподавании учебных предметов "Изобразительное искусство" и "Черчение" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Панова Е.А. - Ярославль : ИРО, 2006. -26 с.

Данное методическое письмо раскрывает особенности преподавания изобразительного искусства и черчения в 2006/07 учебном году на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и предлагается помощь педагогам.
Письмо содержит перечень программ и УМК, тематическое планирование и раскрывает этапы перехода на новый стандарт.

8. О преподавании учебных предметов "Информатика и ИКТ" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Потехин Н.В., Редченкова Г.Д. - Ярославль : ИРО, 2006. -8 с.

Методическое письмо "О преподавании учебных предметов "Информатика и ИКТ" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учеб. год" предназначено для учителей информатики, методистов муниципальных методических служб, руководителей методических объединений.
В данном письме рассматриваются особенности преподавания информатики на базовом и профильном уровнях. Указываются моменты, которым необходимо уделить внимание при построении учебного курса. Указывается нормативная база, учебная литература, рекомендованная МО РФ.

9. О преподавании учебного предмета "Иностранные языки в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Хомутова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.

Адресат данного методического письма - учитель иностранных языков, работающих в среднем и старшем звене образовательной школы.
Предстоящий учебный год - год введения государственного стандарта в практику школы. В письме раскрывается новизна стандарта и как она просматривается в организации процесса обучения иностранным языкам.
Особенностью предстоящего учебного года является тот факт, что к обучению в среднем звене приступают школьники как изучавшие иностранный язык в начальной школе, так и начинающие с нуля. В письме предлагается компенсаторный вариант организации обучения, обеспечивающий равные возможности для всех школьников.
Учителю даются конкретные рекомендации организации обучения по всем видам речевой деятельности и аспектам на основании анализа результатов единого государственного экзамена 2005 года. Нам представляется целесообразным принять технологические и организационные рекомендации и для работы в 5 классе уже в предстоящем учебном году.
В письме также дается краткий обзор учебных пособий для работы в 5 и 10 классах, включенных в Федеральный Перечень.

10. О преподавании учебного предмета "История" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Харитонова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 16 с.

Данное методическое письмо - первое в серии писем о переходе н а новый БУП и новый стандарт. В 2006/07 учебный году общеобразовательные учреждения начинают переход в 1, 5 и 10 классах на преподавание по БУП-2004 и стандарт -2004.
В условиях изменения учебных часов, концептуального, методического и содержательного аспектов исторического образования методическое письмо поможет учителю осуществлять преподавание предмета в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ. В методическом письме разъясняется, как проектировать учебный процесс в условиях модернизации исторического образования, в том числе, при переходе на преподавание по новому БУПу и стандарту в 5 и 10 классах общеобразовательной школы.

11. О преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 уч. год [Текст] : метод. письмо / сост. Голованова Н.Д. - Ярославль : ИРО, 2006. -35 с.

В методическом письме раскрывается понятие Государственного стандарта общего образования и его назначение. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлена на базовом и профильном уровнях. Показано место учебного предмета "литература" в федеральном базисном учебном плане. В методическом письме дан обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе, а так же представлен перечень литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения и изложены требования к уровню подготовки выпускников.
В методическом письме раскрываются концептуальные основы образовательного стандарта по литературе, дается соотношение содержания стандартов и примерных программ, обращается внимание на особенности примерной программы, авторских рабочих программ, даются рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

12. О преподавании учебного предмета "Математика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Дьякова Р.Ф., Чистяков В.В. - Ярославль : ИРО, 2006. -21 с.

Письмо адресовано прежде всего учителям математики, начинающим работать в условиях нового федерального компонента стандарта и базисного учебного плана (БУП математического образования. Содержит: а) краткий анализ нормативных документов и нового содержания БУП; б) методические рекомендации по преподаванию математики в 5 10 классах, в особенности по вновь вводимой стохастической линии; в) перечень и краткие характеристики учебно-методических комплектов, рекомендованных для базового и профильного уровней обучения (10 класс), а также электронных учебников; г) краткое описание форм обучения в профильной школе и анализ опыта такого обучения в школах области.

13. О преподавании учебного предмета "Музыка" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Томчук С.А. - Ярославль : ИРО, 2006. -35 с.

Методическое письмо "О преподавании предмета "Музыка" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учеб. г." в общеобразовательных школах предназначено для учителей музыки, методистов муниципальных методических служб, руководителей методических объединений.
В нем освещаются актуальные вопросы преподавания музыки в школе: основные цели и задачи преподавания предмета "Музыка" на современном этапе образования; анализ современных программ по музыке и рекомендации по их использованию; особенности преподавания учебного предмета "Музыка" в 1 и 5 классах в условиях внедрения федерального компонента государственного образовательного стандарта; особенности организации обучения по художественно-эстетическому профилю.

14. О преподавании учебного предмета "Обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Т.В. Фролова, Л.П. Бокова. - Ярославль : ИРО, 2006. -43 с.

Данное методическое письмо - первое в серии писем перехода на новый БУП и новый стандарт. В 2006/07 учебный год общеобразовательные учреждения начинают переход в 1, 5 и 10 классах на преподавание по БУП-2004 и стандарт-2004.
В условиях изменения учебных часов, концептуального, методологического и содержательного аспектов обществоведческого образования методическое письмо поможет учителю осуществлять преподавание предмета в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
В методическом письме разъясняется, как проектировать учебный процесс в условиях модернизации обществоведческого образования, в том числе, при переходе на преподавание по новому БУП и стандарту в 10 классах общеобразовательной школы.

15. О преподавании учебного предмета "Начальная школа" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Вантеева Л.Д., Чижова И.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. -43 с.

Предлагаемое методическое письмо предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ.
2006/07 учебный год - начало введения федерального компонента государственного стандарта в практику школы.
В письме определяются основные цели реализации качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Методическое письмо раскрывает особенности преподавания учебных предметов по начальной школе. Учителю даются рекомендации по использованию существующих систем, моделей УМК или набора учебников в условиях вариативного образования. В письме также предлагается список нормативных документов и материально-техническое обеспечение реализации федерального компонента государственного стандарта.

16. О преподавании учебного предмета "Русский язык" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / авт.-сост. Калмыкова И.Р. - Ярославль : ИРО, 2006. -46 с.

В методическом письме освещается нормативная база преподавания русского языка на современном этапе, дается сравнительно-сопоставительный анализ федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и обязательного минимума содержания образования 1998 года, выявляется новое в концепции и содержании школьного курса русского языка, раскрывается специфика преподавания русского языка в 5-10 классах (на базовом и профильном уровнях), приводятся рекомендации по использованию учебников и учебных пособий в условиях перехода на новые стандарты, дается планирование изучения новых тем и разделов школьного курса русского языка, обращается внимание на особенности изучения русского языка в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ.
Данное методическое письмо адресовано учителям русского языка общеобразовательных школ, а также методистам территориальных методических служб.

17. О преподавании учебного предмета "Технология" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : (1, 5, 10 классы) : метод. письмо / сост. Е.Е. Цамуталина. - Ярославль : ИРО, 2006. - 28 с.

Предлагаемое методическое письмо предназначено учителям начальных классов и учителям технологии общеобразовательных школ.
Предстоящий учебный год является началом введения федерального компонента государственного стандарта в практику школы. В письме раскрывается новизна стандарта по технологической подготовке учащихся общеобразовательной школы, рассматриваются особенности организации процесса обучения технологиям.
Учителю даются конкретные рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ и учебных курсов по технологии, рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов.
Методическое письмо включает варианты поурочных планов (для 1 класса), тематических планов (для 5 класса), составленных на основе примерных программ основного общего образования по всем направлениям технологической подготовки, перечислены адреса передового педагогического опыта по преподаванию технологии в 10-м классе.
В письме также предлагается список нормативных документов, программ, учебных пособий для работы в 1, 5 и 10 классах.

18. О преподавании учебного предмета "Физика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Яковлева Т.А., Батина Е.В. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.

Методическое письмо адресовано учителям физики, преподающим школьный курс в 10 классах общеобразовательных школ. В нем обозначены основные нормативные документы, обеспечивающие организацию учебного процесса по БУП 2004 года, указаны изменения в содержании новых стандартов 2004 года на базовом и профильном уровнях, рекомендованы формы и методы работы с учащимися на базовом и профильном уровнях.

19. О преподавании учебного предмета "Химия" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Яковлева Т.А., Батина Е.В. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.

Методические письма " О преподавании химии в 8-9 классах" и "О преподавании учебного предмета "Химия" в 10 классе" общеобразовательных школ в 2006/07 учебном году" и адресовано учителям химии, преподающим школьные курсы неорганической химии в 8-9 классах и органической химии в 10 классе общеобразовательных школ. В них обозначены основные нормативные документы, обеспечивающие организацию учебного процесса по БУП 2004 года, указаны изменения в содержании новых стандартов 2004 года, даны рекомендации по разработке рабочих программ, по выбору УМК, по возможности использования учебников О.С. Габриеляна, соответствующих БУП 1998 года, рассмотрены некоторые изменения в оснащении учебного процесса в основной и среднией школе, приведены перечни документов (программ, УМК, тематических планирований), обеспечивающих переход на БУП 2004 года в 8-9 классах.

20. О преподавании учебного предмета "Экономика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год [Текст] : метод. письмо / сост. Чистяков А.Е. - Ярославль : ИРО, 2006. - 8 с.

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "Экономика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год" предназначено для учителей экономики, методистов муниципальных методических служб, руководителей методических объединений.
В данном письме рассматриваются особенности преподавания экономики на профильном уровне. Указываются моменты, которым необходимо уделить особое внимание при построении учебного курса. Указывается и анализируется учебная литература, рекомендованная МО РФ.

21. Общеообразовательные учреждения Ярославской области - победители конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка [Текст] : (информ. сб.). - Ярославль : ИРО, 2006. - 28 с.

22. Опыт, проблемыи перспективы использования программно-методического комплекса "Социомониторинг" в практике работы образовательных учреждений [Текст] : материалы II межрегион. научно-практ. конф. (19-20 апреля 2005 г.). - Ярославль : ИРО, 2006. - 122 с.

В сборнике представлены материалы, отражающие опыт освоения и внедрения в практику работы образовательных учреждений экспкриментальной научно-методической разработки - программно-методического комплекса "Социомониторинг". Авторы статей - руководители школ, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, социальные психологи, врачи, филологи экономисты, ученые России и Казахстана. В материалах сборника представлен широкий спектр вопросов, актуальных для задач управления современной школой: проблемы здоровья учащихся, социальной комфортности детей в учебно-образовательном процессе, проблемы организации общения в условиях политкультурной социальной среды, общие методические и частные проблемы организации систем мониторинга, проблемы информатизации сферы управления школой. Материалы сборника будут интересны широкому кругу специалистов сферы образования, ориентированных на поиск эффективных систем мониторинга и механизмов межведомственного взаимодействия.

23. Опыт работы базовых школ Ярославской области по апробации предпрофильной подготовки учащихся основной школы [Текст] / сост. и ред. Г.В. Куприянова. - Ярославль : ИРО, 2006. - 86 с.

В данном издании представлен комплект нормативных актов, определяющих введение предпрофильной подготовки в базовых школах области в 2004/2005 учебном году, модели и опыт организации предпрофильной подготовки в сош № 32 г. Рыбинска, сош № 1 г. Гаврилов-Яма и Каменниковской сош Рыбинского МО.
Издание ориентировано на руководителей образовательных учреждений и органов управления, специалистов муниципальных методических служб.

24. Парамонов Г.В. Принципы лингвосоциометрии и лингвистического социокультурного мониторинга: проблемы, поиски, решения
[Текст] : учебно-метод. пособие / Г.В. Парамонов. - Ярославль : ИРО, 2006. - 56 с.

Издание посвящено методике ЛСМ (лингвосоциометрии и лингвистического социокультурного мониторинга), которая на протяжении четверти века с момента возникновения совершенствуется в ярославской региональной системе образования и служит для преодоления дезадаптации учащихся, повышения качества образования. Содержащиеся в работе описания философских, культурологических, психолингвистических основ ЛСМ наряду с рекомендациями по ее применению в образовательных учреждениях может быть полезна как ученым-теоретикам, так и специалистам, непосредственно занятым обучением и воспитанием современных школьников.

25.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : материалы из опыта работы : сб. ст. / сост. и ред Л.В. Кокуева. - Ярославль : ИРО, 2006. - 91 с.

В сборнике представлен анализ творческого, практического опыта по нравственному, патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опыт обобщен учеными, руководителями, специалистами муниципальных округов, дошкольных учреждений, воспитателями детских садов, работниками учреждений культуры, общественных организаций. В материалах сборника внимание сосредоточено на основных положениях, концепциях, научных, методических подходах в сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания. Во всех статьях подчеркивается актуальность и важность данной проблематики, ее многоаспектность.

26. Промежуточные результаты реализации Программы развития образования в Ярославской области на 2006/07 годы и перспективу до 2010 года [Текст] : (на основе договоров департамента образования Администрации Ярославской области и муниципальных органов управления образованием) (г. Ярославль, 7-8 ноября) / Департамент образования Адм. Ярослав. обл. - Ярославль : ИРО, 2006. - 106 с.

27. Профилактика аддикативного поведения детей и подростков в образовательных учреждениях Ярославской области [Текст] : (из опыта работы) : информ.-метод. сборник / сост. И.А. Лихачев, Л.Ф. Мосеевская. - Ярославль : ИРО, 2006. - 27 с.

В данный сборник вошли материалы, отражающие опыт образовательных учреждений по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. Ценность представленных в сборнике материалов определяется тем, что все предлагаемые меры по предотвращению приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ были реализованы в конкретных учреждениях Ярославской области и, следовательно, прошли своеобразную проверку практикой. Немаловажным является и то, что предложен опыт различного рода учреждений, занимающихся профилактической работой, - общеобразовательной школы, учреждений начального и среднего прфессионального образования, центра психолого-медико-социального сопровождения. Материалы сборника содержат широкий спектр разнообразных организационно-педагогических приемов и методов, знакомство с которыми поможет руководителям образовательных учреждений выстроить эффективную работу по профилактике аддикативного поведения учащихся.
Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогам, специалистам, работающим в системе образования и занимающимся вопросами профилактики аддикативного поведения у несовершеннолетних.

28. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в условиях профильного обучения [Текст] : метод. пособие / сост. И.Г. Назарова. - Ярославль : ИРО, 2006. - 56 с.

Методическое пособие посвящено актуальной проблеме - организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях перехода образовательных учреждений к профильному обучению. В пособии раскрывается сущность и принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в непростой для них период подготовки к вхождению в сложный противоречивый мир взрослой жизни, овладении современной культурой; описываются психологические особенности сопровождения старшеклассников, методики и техники оказания помощи старшеклассникам в решении жизненных проблем этого возрастного этапа. В пособии обобщен и представлен опыт базовых площадок по апробации БУП-2004: Борковской сош Некоузского МР (директор Флерова О.И.), сош № 1 г. Гаврилов-Ям (директор Поздышева Г.А.), сош № 87 г. Ярославля (директор Важнова О.Г.), сош № 4 г. Переславля-Залесского (директор Дурынина Л.К.), гимназии № 1 г. Ярославля (директор Ферулева Н.С.). Введение и разделы 1.2, 1.3, 1.4, 2.1 написаны И.Г. Назаровой, зав. кафедрой педагогики и психологии ИРО; раздел 1.1 - Г.А. Белой, зав. лабораторией анализа проблем и системных технологий на рынке труда Ярославского центра профориентации и психологической поддержки " Ресурс" и Ю.П. Жуковой, методистом лаборатории; раздел 2.2 - Е.С. Бояровой, методистом кафедры педагогики и психологии ИРО.
Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, психологам, социальным педагогам, педагогам-практикам.

29. Разработка модульной программы повышения квалификации [Текст] :метод. рек. / авт.-сост. А.В. Басов, Н.Ю. Румянцева. - Ярославль : ИРО, 2006. - 60 с.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, ведущим разработку модульных программ повышения квалификации.
В брошюре рассматриваются сущность модульного обучения, функции, структура, методика разработки модульной программы повышения квалификации.

30. Реализация базисного учебного плана 2004 года в 10-11 классах общеобразовательных учреждений [Текст] : метод. рек. / сост. Куприянова Г.В. - Ярославль : ИРО, 2006. - 66 с.

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы реализации базисного учебного плана 2004 года в старших классах, создания системы профильного обучения и реализации индивидуальных учебных планов. В соответствии с приказом департамента № 01-03/336 от 07.06.2005 "Об апробации БУП - 2004 в 10-11 классах" в 11 школах области с 01.09.2005 г. начата работа по апробации базисного учебного плана 2004 года. Это гимназия №1 и школы №87 и 76 г. Ярославля, гимназия №1 г. Ростова, школы №1 г. Гаврилов-Яма, №8 г. Углича, №32 г. Рыбинска, №4 г. Перславля-Залесского, Каменниковская Рыбинского МР, Красноткацкая Ярославского МР, Борковская Некоузского МР.
В данном издании освещены цели и функции учебных планов, раскрыты подходы к их реализации на примере опыта базовых школ области по апробации БУП - 2004. В приложениях представлены материалы (учебные планы, проекты локальных актов, планы мероприятий по переходу к реализации БУП - 2004 и др.), разработанные в 2005/06 уч. году педагогическими коллективами базовых школ. Брошюра адресована в первую очередь руководителям образовательных учреждений, специалистам муниципальных методических служб, так как затрагивает вопросы управления образовательным учреждением в новых условиях. Она может быть полезной всем, кто интересуется проблемами управления современной школой в условиях перехода и реализации БУП - 2004.

31. Селевко Г.К. Найди свой путь [Текст] : учеб. пособие для предпрофильного обучения / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. - Ярославль : ИРО, 2006. - 159 с.

В настоящее время массовая образовательная школа переходит на профильное обучение, главной целью которого является самоопределение личности учащегося и выпускника. Данное пособие имеет прямую практическую направленность и предлагается для совместной работы учеников, учителей и родителей по различным аспектам жизненного самоопределения подростков. Книга содержит много тестов, практических советов и рекомендаций: как понять себя? Как повзрослеть? Как правильно оценить себя и свои поступки? Как сделать правильный выбор направления своего развития, будущей профессиональной ориентации?
Рассматриваются самые актуальные проблемы возраста, ученику предлагается активно включиться в разрешение социальных ситуаций-проблем, определение своих жизненных планов, позиций и ценностей.

32. Учителя-победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей [Текст] : (информационный сборник). - Ярославль : ИРО, 2006. - 82 с.

33. Элективные курсы для предпрофильной подготовки [Текст] : 9 класс : программы / сост. : О.Н. Наумова, И.Б. Бровкин, Е.А. Панова. - Ярославль : ИРО, 2006. - 88 с.

В сборнике представлены авторские программы элективных курсов для 9 классов, которые можно использовать учителям в рамках предпрофильной подготовки. Предлагаемые элективные курсы помогут учащимся основной школы в развитии познавательных интересов и в выборе профиля своего дальнейшего обучения в старшей школе.