Каталог научно-методических материалов ИРО
Литература, изданная РИО
2006 год
1. Возможности ТРИЗ-педагогики в
дошкольном образовании [Текст] : сб.
статей / под ред. Е.В. Коточиговой. - Ярославль : ИРО, 2006. - 55 с.
В сборнике представлены опыт работы
педагогов дошкольного образования по использованию методов и приемов теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) в воспитании детей дошкольного возраста и
методические рекомендации по применению приемов и методов ТРИЗ для развития
творческих способностей детей в различных видах деятельности. Рассматриваются
также возможности использования данной технологии в развитии творческого ("тризового")
мышления педагогов. Материалы сборника представлять интерес для воспитателей
детских садов, педагогов системы дополнительного образования детских психологов,
учителей начальной школы.
2. Гущина Т.Н. Технология студийного
обучения в системе непрерывного образования педагогических работников
[Текст] : метод. рек. / Т.Н. Гущина. - Ярославль : ИРО, 2006. - 40 с.
Предлагаемые методические рекомендации
адресованы специалистам системы повышения квалификации педагогических кадров,
организующих курсовую подготовку слушателей в интерактивном режиме, а также
педагогическим работникам образовательных учреждений, заинтересованным в
формировании собственной методической компетентности.
В брошюре рассматриваются сущность данной технологии и структура педагогической
студии. Предлагаются конспекты-иллюстрации шести авторских студий, прошедших
апробацию в системе непрерывного образования педагогических работников
Ярославской области.
3. Здоровьесберегающие возможности
гендерных педагогических технологий
[Текст] : материалы межрегион. конф. (21-22 марта 2006 года). - Ярославль, 2006.
-84 с.
В сборнике представлен опыт рабрты
специалистов сферы образования и здравоохранения нескольких регионов России по
одной из актуальных проблем раздельного обучения и воспитания девочек и
мальчиков. Тема гендерных образовательных технологий -новая для современной
педагогической теории и практики. В сборник включены доклады ведущих ученых г.
Ярославля в области медицины, психологии, педагогики, длитрельно работающих в
данном направлении
4. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по
культуре речи для предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения.
Филология [Текст] : программы / И.Р.
Калмыкова. - Ярославль : ИРО - 32 с.
Данный сборник включает две оригинальные
авторские программы элективных учебных курсов для основной и средней (полной)
школы.
Программа "Речь как компонент имиджа человека и условие его успешной
профессиональной карьеры" предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на
16 часов. Программа элективного учебного предмета "Основы культуры речи и
риторики" адресована ученикам 10-11 классов филологического и
социально-гуманитарного профиля. Ее объем - 70 учебных часов.
Предложенные элективные курсы являются предметно-ориентированными, поскольку
посвящены культуре речи, основы которой изучаются в курсе русского языка, и
вместе с тем надпредметными, так как развивают коммуникативно-речевую
компетенцию, относящуюся к разряду ключевых. Вследствие этого данные курсы можно
использовать также в других профилях и в универсальных классах.
5. Макарова Е.Р. Возможности игровых
образовательных технологий в профильном обучении
[Текст] : (метод. пособие) / Макарова Е.Р. - Ярославль : ИРО, 2006. - 42 с.
Методическое пособие посвящено актуальной
теме освоения и применения на практике в школе игровых образовательных
технологий в предпрофильной и профильной подготовке. Через участие в игровой
деятельности проверяются, уточняются интересы и способности учащихся в той или
иной сфере труда. Методическое пособие включает в себя описание некоторых
настольных игр по химии, а также ролевые, а также ролевых и деловых игр по
химии, физике, биологии. Пособие адресовано педагогам школ, методистам и
студентам педагогических институтов.
6. О преподавании учебного предмета
"География" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Хомутова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.
Методическое письмо освещает проблемы
перехода на новый Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта в средне (полной) общеобразовательной школе на базовом и профильном
уровнях по географии. Раскрываются концептуальные основы образовательного
стандарта, отражена новизна подходов построения обязательного миниму4ма
содержания по географии на базовом уровне. В методическом письме предложено
тематическое планирование курса, а также поурочное планирование новых тем
базового курса. Для отбора учебного материала согласно требованиям стандарта дан
перечень действующих учебников и дополнительных источников информации.
7. О преподавании учебных предметов
"Изобразительное искусство" и "Черчение" в условиях введения федерального
компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Панова Е.А. - Ярославль : ИРО, 2006. -26 с.
Данное методическое письмо раскрывает
особенности преподавания изобразительного искусства и черчения в 2006/07 учебном
году на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта и предлагается помощь педагогам.
Письмо содержит перечень программ и УМК, тематическое планирование и раскрывает
этапы перехода на новый стандарт.
8. О преподавании учебных предметов
"Информатика и ИКТ" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Потехин Н.В., Редченкова Г.Д. - Ярославль : ИРО,
2006. -8 с.
Методическое письмо "О преподавании учебных
предметов "Информатика и ИКТ" в условиях введения федерального компонента
государственного стандарта общего образования на 2006/07 учеб. год"
предназначено для учителей информатики, методистов муниципальных методических
служб, руководителей методических объединений.
В данном письме рассматриваются особенности преподавания информатики на базовом
и профильном уровнях. Указываются моменты, которым необходимо уделить внимание
при построении учебного курса. Указывается нормативная база, учебная литература,
рекомендованная МО РФ.
9. О преподавании учебного предмета
"Иностранные языки в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Хомутова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 25 с.
Адресат данного методического письма -
учитель иностранных языков, работающих в среднем и старшем звене образовательной
школы.
Предстоящий учебный год - год введения государственного стандарта в практику
школы. В письме раскрывается новизна стандарта и как она просматривается в
организации процесса обучения иностранным языкам.
Особенностью предстоящего учебного года является тот факт, что к обучению в
среднем звене приступают школьники как изучавшие иностранный язык в начальной
школе, так и начинающие с нуля. В письме предлагается компенсаторный вариант
организации обучения, обеспечивающий равные возможности для всех школьников.
Учителю даются конкретные рекомендации организации обучения по всем видам
речевой деятельности и аспектам на основании анализа результатов единого
государственного экзамена 2005 года. Нам представляется целесообразным принять
технологические и организационные рекомендации и для работы в 5 классе уже в
предстоящем учебном году.
В письме также дается краткий обзор учебных пособий для работы в 5 и 10 классах,
включенных в Федеральный Перечень.
10. О преподавании учебного предмета
"История" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Харитонова Л.Н. - Ярославль : ИРО, 2006. - 16 с.
Данное методическое письмо - первое в серии
писем о переходе н а новый БУП и новый стандарт. В 2006/07 учебный году
общеобразовательные учреждения начинают переход в 1, 5 и 10 классах на
преподавание по БУП-2004 и стандарт -2004.
В условиях изменения учебных часов, концептуального, методического и
содержательного аспектов исторического образования методическое письмо поможет
учителю осуществлять преподавание предмета в соответствии с требованиями
законодательных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ. В
методическом письме разъясняется, как проектировать учебный процесс в условиях
модернизации исторического образования, в том числе, при переходе на
преподавание по новому БУПу и стандарту в 5 и 10 классах общеобразовательной
школы.
11. О преподавании учебного предмета
"Литература" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 уч. год
[Текст] : метод. письмо / сост. Голованова Н.Д. - Ярославль : ИРО, 2006. -35 с.
В методическом письме раскрывается понятие
Государственного стандарта общего образования и его назначение. Федеральный
компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
представлена на базовом и профильном уровнях. Показано место учебного предмета
"литература" в федеральном базисном учебном плане. В методическом письме дан
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе,
а так же представлен перечень литературных произведений, предназначенных для
обязательного изучения и изложены требования к уровню подготовки выпускников.
В методическом письме раскрываются концептуальные основы образовательного
стандарта по литературе, дается соотношение содержания стандартов и примерных
программ, обращается внимание на особенности примерной программы, авторских
рабочих программ, даются рекомендации по использованию действующих учебников и
УМК.
12. О преподавании учебного предмета
"Математика" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Дьякова Р.Ф., Чистяков В.В. - Ярославль : ИРО,
2006. -21 с.
Письмо адресовано прежде всего учителям
математики, начинающим работать в условиях нового федерального компонента
стандарта и базисного учебного плана (БУП математического образования. Содержит:
а) краткий анализ нормативных документов и нового содержания БУП; б)
методические рекомендации по преподаванию математики в 5 10 классах, в
особенности по вновь вводимой стохастической линии; в) перечень и краткие
характеристики учебно-методических комплектов, рекомендованных для базового и
профильного уровней обучения (10 класс), а также электронных учебников; г)
краткое описание форм обучения в профильной школе и анализ опыта такого обучения
в школах области.
13. О преподавании учебного предмета
"Музыка" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Томчук С.А. - Ярославль : ИРО, 2006. -35 с.
Методическое письмо "О преподавании предмета
"Музыка" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования на 2006/07 учеб. г." в общеобразовательных школах
предназначено для учителей музыки, методистов муниципальных методических служб,
руководителей методических объединений.
В нем освещаются актуальные вопросы преподавания музыки в школе: основные цели и
задачи преподавания предмета "Музыка" на современном этапе образования; анализ
современных программ по музыке и рекомендации по их использованию; особенности
преподавания учебного предмета "Музыка" в 1 и 5 классах в условиях внедрения
федерального компонента государственного образовательного стандарта; особенности
организации обучения по художественно-эстетическому профилю.
14. О преподавании учебного предмета
"Обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Т.В. Фролова, Л.П. Бокова. - Ярославль : ИРО,
2006. -43 с.
Данное методическое письмо - первое в серии
писем перехода на новый БУП и новый стандарт. В 2006/07 учебный год
общеобразовательные учреждения начинают переход в 1, 5 и 10 классах на
преподавание по БУП-2004 и стандарт-2004.
В условиях изменения учебных часов, концептуального, методологического и
содержательного аспектов обществоведческого образования методическое письмо
поможет учителю осуществлять преподавание предмета в соответствии с требованиями
законодательных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
В методическом письме разъясняется, как проектировать учебный процесс в условиях
модернизации обществоведческого образования, в том числе, при переходе на
преподавание по новому БУП и стандарту в 10 классах общеобразовательной школы.
15. О преподавании учебного предмета
"Начальная школа" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Вантеева Л.Д., Чижова И.Н. - Ярославль : ИРО,
2006. -43 с.
Предлагаемое методическое письмо
предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ.
2006/07 учебный год - начало введения федерального компонента государственного
стандарта в практику школы.
В письме определяются основные цели реализации качественно новой
личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Методическое письмо раскрывает особенности преподавания учебных предметов по
начальной школе. Учителю даются рекомендации по использованию существующих
систем, моделей УМК или набора учебников в условиях вариативного образования. В
письме также предлагается список нормативных документов и
материально-техническое обеспечение реализации федерального компонента
государственного стандарта.
16. О преподавании учебного предмета
"Русский язык" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / авт.-сост. Калмыкова И.Р. - Ярославль : ИРО, 2006. -46
с.
В методическом письме освещается нормативная
база преподавания русского языка на современном этапе, дается
сравнительно-сопоставительный анализ федерального компонента государственного
образовательного стандарта 2004 года и обязательного минимума содержания
образования 1998 года, выявляется новое в концепции и содержании школьного курса
русского языка, раскрывается специфика преподавания русского языка в 5-10
классах (на базовом и профильном уровнях), приводятся рекомендации по
использованию учебников и учебных пособий в условиях перехода на новые
стандарты, дается планирование изучения новых тем и разделов школьного курса
русского языка, обращается внимание на особенности изучения русского языка в
связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ.
Данное методическое письмо адресовано учителям русского языка
общеобразовательных школ, а также методистам территориальных методических служб.
17. О преподавании учебного предмета
"Технология" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : (1, 5, 10 классы) : метод. письмо / сост. Е.Е. Цамуталина. - Ярославль
: ИРО, 2006. - 28 с.
Предлагаемое методическое письмо
предназначено учителям начальных классов и учителям технологии
общеобразовательных школ.
Предстоящий учебный год является началом введения федерального компонента
государственного стандарта в практику школы. В письме раскрывается новизна
стандарта по технологической подготовке учащихся общеобразовательной школы,
рассматриваются особенности организации процесса обучения технологиям.
Учителю даются конкретные рекомендации по разработке и утверждению рабочих
программ и учебных курсов по технологии, рекомендации по использованию
действующих учебников и учебно-методических комплектов.
Методическое письмо включает варианты поурочных планов (для 1 класса),
тематических планов (для 5 класса), составленных на основе примерных программ
основного общего образования по всем направлениям технологической подготовки,
перечислены адреса передового педагогического опыта по преподаванию технологии в
10-м классе.
В письме также предлагается список нормативных документов, программ, учебных
пособий для работы в 1, 5 и 10 классах.
18. О преподавании учебного предмета
"Физика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Яковлева Т.А., Батина Е.В. - Ярославль : ИРО,
2006. - 25 с.
Методическое письмо адресовано учителям
физики, преподающим школьный курс в 10 классах общеобразовательных школ. В нем
обозначены основные нормативные документы, обеспечивающие организацию учебного
процесса по БУП 2004 года, указаны изменения в содержании новых стандартов 2004
года на базовом и профильном уровнях, рекомендованы формы и методы работы с
учащимися на базовом и профильном уровнях.
19. О преподавании учебного предмета
"Химия" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Яковлева Т.А., Батина Е.В. - Ярославль : ИРО,
2006. - 25 с.
Методические письма " О преподавании химии в
8-9 классах" и "О преподавании учебного предмета "Химия" в 10 классе"
общеобразовательных школ в 2006/07 учебном году" и адресовано учителям химии,
преподающим школьные курсы неорганической химии в 8-9 классах и органической
химии в 10 классе общеобразовательных школ. В них обозначены основные
нормативные документы, обеспечивающие организацию учебного процесса по БУП 2004
года, указаны изменения в содержании новых стандартов 2004 года, даны
рекомендации по разработке рабочих программ, по выбору УМК, по возможности
использования учебников О.С. Габриеляна, соответствующих БУП 1998 года,
рассмотрены некоторые изменения в оснащении учебного процесса в основной и
среднией школе, приведены перечни документов (программ, УМК, тематических
планирований), обеспечивающих переход на БУП 2004 года в 8-9 классах.
20. О преподавании учебного предмета
"Экономика" в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования на 2006/07 учебный год
[Текст] : метод. письмо / сост. Чистяков А.Е. - Ярославль : ИРО, 2006. - 8 с.
Методическое письмо "О преподавании учебного
предмета "Экономика" в условиях введения федерального компонента
государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год"
предназначено для учителей экономики, методистов муниципальных методических
служб, руководителей методических объединений.
В данном письме рассматриваются особенности преподавания экономики на профильном
уровне. Указываются моменты, которым необходимо уделить особое внимание при
построении учебного курса. Указывается и анализируется учебная литература,
рекомендованная МО РФ.
21. Общеообразовательные учреждения
Ярославской области - победители конкурса общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы, которым предоставляется
государственная поддержка [Текст] :
(информ. сб.). - Ярославль : ИРО, 2006. - 28 с.
22. Опыт, проблемыи перспективы
использования программно-методического комплекса "Социомониторинг" в практике
работы образовательных учреждений
[Текст] : материалы II межрегион. научно-практ. конф. (19-20 апреля 2005 г.). -
Ярославль : ИРО, 2006. - 122 с.
В сборнике представлены материалы,
отражающие опыт освоения и внедрения в практику работы образовательных
учреждений экспкриментальной научно-методической разработки -
программно-методического комплекса "Социомониторинг". Авторы статей -
руководители школ, заместители директоров по учебной и воспитательной работе,
социальные психологи, врачи, филологи экономисты, ученые России и Казахстана. В
материалах сборника представлен широкий спектр вопросов, актуальных для задач
управления современной школой: проблемы здоровья учащихся, социальной
комфортности детей в учебно-образовательном процессе, проблемы организации
общения в условиях политкультурной социальной среды, общие методические и
частные проблемы организации систем мониторинга, проблемы информатизации сферы
управления школой. Материалы сборника будут интересны широкому кругу
специалистов сферы образования, ориентированных на поиск эффективных систем
мониторинга и механизмов межведомственного взаимодействия.
23. Опыт работы базовых школ Ярославской
области по апробации предпрофильной подготовки учащихся основной школы
[Текст] / сост. и ред. Г.В. Куприянова. - Ярославль : ИРО, 2006. - 86 с.
В данном издании представлен комплект
нормативных актов, определяющих введение предпрофильной подготовки в базовых
школах области в 2004/2005 учебном году, модели и опыт организации
предпрофильной подготовки в сош № 32 г. Рыбинска, сош № 1 г. Гаврилов-Яма и
Каменниковской сош Рыбинского МО.
Издание ориентировано на руководителей образовательных учреждений и органов
управления, специалистов муниципальных методических служб.
24. Парамонов Г.В. Принципы
лингвосоциометрии и лингвистического социокультурного мониторинга: проблемы,
поиски, решения
[Текст] : учебно-метод. пособие / Г.В. Парамонов. - Ярославль : ИРО, 2006. - 56
с.
Издание посвящено методике ЛСМ
(лингвосоциометрии и лингвистического социокультурного мониторинга), которая на
протяжении четверти века с момента возникновения совершенствуется в ярославской
региональной системе образования и служит для преодоления дезадаптации учащихся,
повышения качества образования. Содержащиеся в работе описания философских,
культурологических, психолингвистических основ ЛСМ наряду с рекомендациями по ее
применению в образовательных учреждениях может быть полезна как
ученым-теоретикам, так и специалистам, непосредственно занятым обучением и
воспитанием современных школьников.
25.Патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста [Текст] :
материалы из опыта работы : сб. ст. / сост. и ред Л.В. Кокуева. - Ярославль :
ИРО, 2006. - 91 с.
В сборнике представлен анализ творческого,
практического опыта по нравственному, патриотическому воспитанию детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Опыт обобщен учеными, руководителями,
специалистами муниципальных округов, дошкольных учреждений, воспитателями
детских садов, работниками учреждений культуры, общественных организаций. В
материалах сборника внимание сосредоточено на основных положениях, концепциях,
научных, методических подходах в сфере духовно-нравственного, патриотического
воспитания. Во всех статьях подчеркивается актуальность и важность данной
проблематики, ее многоаспектность.
26. Промежуточные результаты реализации
Программы развития образования в Ярославской области на 2006/07 годы и
перспективу до 2010 года [Текст] :
(на основе договоров департамента образования Администрации Ярославской области
и муниципальных органов управления образованием) (г. Ярославль, 7-8 ноября) /
Департамент образования Адм. Ярослав. обл. - Ярославль : ИРО, 2006. - 106 с.
27. Профилактика аддикативного поведения
детей и подростков в образовательных учреждениях Ярославской области
[Текст] : (из опыта работы) : информ.-метод. сборник / сост. И.А. Лихачев, Л.Ф.
Мосеевская. - Ярославль : ИРО, 2006. - 27 с.
В данный сборник вошли материалы, отражающие
опыт образовательных учреждений по профилактике злоупотребления психоактивными
веществами среди детей и подростков. Ценность представленных в сборнике
материалов определяется тем, что все предлагаемые меры по предотвращению
приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ были реализованы в конкретных
учреждениях Ярославской области и, следовательно, прошли своеобразную проверку
практикой. Немаловажным является и то, что предложен опыт различного рода
учреждений, занимающихся профилактической работой, - общеобразовательной школы,
учреждений начального и среднего прфессионального образования, центра
психолого-медико-социального сопровождения. Материалы сборника содержат широкий
спектр разнообразных организационно-педагогических приемов и методов, знакомство
с которыми поможет руководителям образовательных учреждений выстроить
эффективную работу по профилактике аддикативного поведения учащихся.
Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогам,
специалистам, работающим в системе образования и занимающимся вопросами
профилактики аддикативного поведения у несовершеннолетних.
28. Психолого-педагогическое
сопровождение старшеклассников в условиях профильного обучения
[Текст] : метод. пособие / сост. И.Г. Назарова. - Ярославль : ИРО, 2006. - 56 с.
Методическое пособие посвящено актуальной
проблеме - организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников
в условиях перехода образовательных учреждений к профильному обучению. В пособии
раскрывается сущность и принципы психолого-педагогического сопровождения
старшеклассников в непростой для них период подготовки к вхождению в сложный
противоречивый мир взрослой жизни, овладении современной культурой; описываются
психологические особенности сопровождения старшеклассников, методики и техники
оказания помощи старшеклассникам в решении жизненных проблем этого возрастного
этапа. В пособии обобщен и представлен опыт базовых площадок по апробации
БУП-2004: Борковской сош Некоузского МР (директор Флерова О.И.), сош № 1 г.
Гаврилов-Ям (директор Поздышева Г.А.), сош № 87 г. Ярославля (директор Важнова
О.Г.), сош № 4 г. Переславля-Залесского (директор Дурынина Л.К.), гимназии № 1
г. Ярославля (директор Ферулева Н.С.). Введение и разделы 1.2, 1.3, 1.4, 2.1
написаны И.Г. Назаровой, зав. кафедрой педагогики и психологии ИРО; раздел 1.1 -
Г.А. Белой, зав. лабораторией анализа проблем и системных технологий на рынке
труда Ярославского центра профориентации и психологической поддержки " Ресурс" и
Ю.П. Жуковой, методистом лаборатории; раздел 2.2 - Е.С. Бояровой, методистом
кафедры педагогики и психологии ИРО.
Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, психологам,
социальным педагогам, педагогам-практикам.
29. Разработка модульной программы
повышения квалификации [Текст]
:метод. рек. / авт.-сост. А.В. Басов, Н.Ю. Румянцева. - Ярославль : ИРО, 2006. -
60 с.
Предлагаемые методические рекомендации
адресованы педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования, ведущим разработку модульных программ повышения
квалификации.
В брошюре рассматриваются сущность модульного обучения, функции, структура,
методика разработки модульной программы повышения квалификации.
30. Реализация базисного учебного плана
2004 года в 10-11 классах общеобразовательных учреждений [Текст] : метод. рек. /
сост. Куприянова Г.В. - Ярославль : ИРО, 2006. - 66 с.
В методических рекомендациях рассматриваются
вопросы реализации базисного учебного плана 2004 года в старших классах,
создания системы профильного обучения и реализации индивидуальных учебных
планов. В соответствии с приказом департамента № 01-03/336 от 07.06.2005 "Об
апробации БУП - 2004 в 10-11 классах" в 11 школах области с 01.09.2005 г. начата
работа по апробации базисного учебного плана 2004 года. Это гимназия №1 и школы
№87 и 76 г. Ярославля, гимназия №1 г. Ростова, школы №1 г. Гаврилов-Яма, №8 г.
Углича, №32 г. Рыбинска, №4 г. Перславля-Залесского, Каменниковская Рыбинского
МР, Красноткацкая Ярославского МР, Борковская Некоузского МР.
В данном издании освещены цели и функции учебных планов, раскрыты подходы к их
реализации на примере опыта базовых школ области по апробации БУП - 2004. В
приложениях представлены материалы (учебные планы, проекты локальных актов,
планы мероприятий по переходу к реализации БУП - 2004 и др.), разработанные в
2005/06 уч. году педагогическими коллективами базовых школ. Брошюра адресована в
первую очередь руководителям образовательных учреждений, специалистам
муниципальных методических служб, так как затрагивает вопросы управления
образовательным учреждением в новых условиях. Она может быть полезной всем, кто
интересуется проблемами управления современной школой в условиях перехода и
реализации БУП - 2004.
31. Селевко Г.К. Найди свой путь
[Текст] : учеб. пособие для предпрофильного обучения / Г.К. Селевко, О.Ю.
Соловьева. - Ярославль : ИРО, 2006. - 159 с.
В настоящее время массовая образовательная
школа переходит на профильное обучение, главной целью которого является
самоопределение личности учащегося и выпускника. Данное пособие имеет прямую
практическую направленность и предлагается для совместной работы учеников,
учителей и родителей по различным аспектам жизненного самоопределения подростков.
Книга содержит много тестов, практических советов и рекомендаций: как понять
себя? Как повзрослеть? Как правильно оценить себя и свои поступки? Как сделать
правильный выбор направления своего развития, будущей профессиональной
ориентации?
Рассматриваются самые актуальные проблемы возраста, ученику предлагается активно
включиться в разрешение социальных ситуаций-проблем, определение своих жизненных
планов, позиций и ценностей.
32. Учителя-победители конкурса на
получение денежного поощрения лучших учителей
[Текст] : (информационный сборник). - Ярославль : ИРО, 2006. - 82 с.
33. Элективные курсы для предпрофильной
подготовки [Текст] : 9 класс :
программы / сост. : О.Н. Наумова, И.Б. Бровкин, Е.А. Панова. - Ярославль : ИРО,
2006. - 88 с.
В сборнике представлены авторские программы
элективных курсов для 9 классов, которые можно использовать учителям в рамках
предпрофильной подготовки. Предлагаемые элективные курсы помогут учащимся
основной школы в развитии познавательных интересов и в выборе профиля своего
дальнейшего обучения в старшей школе.