логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

 Каталог научно-методических материалов ИРО

2008
2007
2006
2005
Анонсы

 

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Каталог научно-методических материалов ИРО

Литература, изданная РИО
2008 год

 

1. Каталог научно-методических материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования»: − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 35 с.

Аннотированный каталог научно-методических материалов за 2007 год, подготовленных сотрудниками ГОУ ЯО «Институт развития образования», отражает все основные направления исследовательской и практической работы института. Аннотации подготовлены авторами и отражают главную идею содержания опубликованных и подготовленных к изданию материалов.
 

2. Основы музеологии : программа элективного учебного предмета для учащихся 10-11 классов гуманитарного (и универсального) профиля / Т.В. Фролова, Л.П. Бокова. − Ярославль : ИРО, 2008. − 38 с.

 Программа элективного учебного предмета «Основы музеологии» рассчитана для изучения в 10-11 классах средней общеобразовательной школы гуманитарного и универсального профиля. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с основными направлениями и видами деятельности музеев: сбора, хранения и изучения музейных коллекций, правилами создания экспозиций, методикой подготовки и проведения экскурсий. В рамках курса учащиеся изучают основы законодательства РФ о музейных фондах и музеях, об охране культурного наследия России. Формирование теоретических знаний и практических умений предлагается осуществлять на основе материалов школьных музеев. Данная программа должна помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, подготовить к выбору дальнейшей профессиональной деятельности в области гуманитарных дисциплин.

Программа предназначена для учителей истории, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных музеев.
 

3. Разработка программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в условиях оздоровительного и профильного лагерей : методические рекомендации / сост.А.Н. Логинова. – Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. – 84 с.

В методическом пособии рассматриваются основные подходы к разработке программ организации отдыха и оздоровления детей на базе городских и загородных детских лагерей, посвящённых профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. В пособии содержатся рекомендации по использованию возможных механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. Материалы сборника подготовлены в рамках деятельности базовой площадки ГОУ ЯО Институт развития образования по теме: «Моделирование психолого-педагогических условий профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школьной и внешкольной практике».

Методическое пособие адресовано координаторам работы по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях разных типов и муниципальных районах Ярославской области. Материалы могут быть интересны специалистам субъектов профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними.
 

4. Особенности психолого-педагогического сопровождения выпускников школ в условиях профильного обучения : метод. пособие / авт.-сост. И.Г.Назарова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 95 с.

 Методическое пособие посвящено актуальной проблеме − организации психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в условиях перехода образовательных учреждений к профильному обучению. Здесь раскрываются особенности деятельности школ по сопровождению учащихся в период окончания ими общеобразовательной школы и выбора дальнейшего профессионального пути, описываются модели психолого-педагогического сопровождения выпускников, разработанные базовыми школами, характеризуются различные формы и методы работы с выпускниками, представлены практические советы педагогам, работающим в выпускных классах.

Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, психологам, классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-практикам.
 

5. География Ярославской области : учебное пособие для старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида / авт.-сост. Л.И. Малыгина, Е.С. Червякова. − Ярославль : ИРО, 2008. − 49 с.

Учебно-методическое пособие содержит статьи по всем темам, предусмотренным программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под руководством В.В. Воронковой. Содержание учебных статей учитывает уровень развития научных знаний по географии учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями и вместе с тем вполне доступно для данной категории детей. Краеведческая информация предложенных текстов подкреплена наблюдениями в природе, практической деятельностью учащихся в ходе урочной и внеурочной деятельности старшеклассников. Предложенные материалы снабжены текстами для дополнительного чтения, практическими заданиями, схемами-опорами, занимательными заданиями и т.д.

Пособие адресовано учителям специальных (коррекционных) школ VIII вида, коррекционных классов общеобразовательных школ, студентам дефектологических факультетов, дефектологам. Материалы могут быть интересны родителям детей с интеллектуальными нарушениями и всем, кто интересуется географией Ярославской области.
 

6. Технологический подход к организации воспитательного процесса в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей : метод. пособие / общ. ред. Т.А. Молчановой. − Ярославль : ИРО, 2008. − 100 с.

В пособии изложены современные представления о технологическом подходе к организации деятельности в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и влиянии воспитания на развитие ребенка в условиях временного учреждения (объединения) дополнительного образования детей. Представлен опыт педагогов-новаторов оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Ростовского, Рыбинского, Тутаевского, Угличского, Ярославского муниципальных и территориальных образований Ярославской области. Пособие содержит описание технологий проектирования и организации жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей, варианты индивидуализированного сопровождения образовательных маршрутов воспитанников в условиях лагеря, авторскую студию «Педагогическое проектирование лагерной смены», комплект современных игр и упражнений для организации отрядной работы.

Книга адресована руководителям, воспитателям и вожатым детских оздоровительных лагерей, педагогам дополнительного образования, научным и методическим работникам, а также может представлять интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.
 

7. Вестник ИРО: науч.-метод. журн. / ГОУ ЯО ИРО. − Ярославль: ИРО, 2008. - № 1.

В первом номере «Вестника ИРО» представлены основные документы, отражающие направления развития, цели и задачи ИРО в среднесрочной перспективе:

  • «Концепция Программы развития ГОУ ЯО ИРО на 2008-2013 годы»
  • «Программа развития ГОУ ЯО ИРО на 2008-2013 годы»
  • «Политика и цели ИРО в области качества»
     

8. Профилактика безнадзорности и правонарушения среди детей и подростков : сборник статей / сост. В.М. Сумеркина, И.Н. Пахомова, И.Г. Назарова, Е.С. Боярова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 96 с.

В данном сборнике рассматриваются практические пути решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В сборнике обобщены достижения общеобразовательных учреждений Ярославской области по организации профилактической работы, по взаимодействию с субъектами профилактики в контексте комплексного подхода к решению проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений, социальных педагогов, специалистов органов управления образованием, школьных инспекторов ПДН.

Специалисты смогут найти в этой книге рекомендации и ответы на многие практические вопросы, с которыми постоянно сталкиваются в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
 

9. Волонтерская деятельность в сфере профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних : методические рекомендации / сост.А.Н. Логинова. – Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008 – 51 с.

В методическом пособии рассматриваются основные подходы к организации волонтёрской деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Особое внимание уделяется вопросам разработки программам подготовки волонтеров по профилактике употребления ПАВ для различных типов образовательных учреждений. В пособии содержатся рекомендации по использованию возможных механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при организации волонтёрского движения. Материалы сборника подготовлены в рамках деятельности базовой площадки ГОУ ЯО «Институт развития образования» по теме «Моделирование психолого-педагогических условий профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школьной и внешкольной практике».

Методическое пособие адресовано координаторам работы по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях разных типов и муниципальных районах Ярославской области.

Материалы могут быть интересны специалистам субъектов профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними.
 

10. Возможности использования метода проектов в предпрофильной подготовке : метод. пособие / Е.Р. Макарова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 27 с.

Методическое пособие посвящено актуальной теме освоения и применения на практике в школе проектных образовательных технологий в предпрофильной и профильной подготовке. Через участие в проектной деятельности проверяются, уточняются интересы и способности учащихся в той или иной сфере труда, формируются образовательные компетентности.

Методическое пособие включает в себя описание некоторых проектов по химии, экологии и сельскому хозяйству.

Пособие адресовано педагогам школ, методистам и студентам педагогических институтов.
 

11. Вестник ИРО : науч.-метод. журнал / Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − № 2.

В этом номере «Вестника ИРО» представлены статьи сотрудников ГОУ ЯО ИРО, посвященные проблемам управления качеством образования. Журнал адресован руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, методистам, педагогам-практикам.


12. Инновации в преподавании изобразительного искусства : метод. пособие / авт.-сост. Е.А. Панова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 64 с.

В методическом пособии обобщен опыт практической работы Е.А. Пановой и учителей ИЗО города Ярославля и области, прошедших курсовую подготовку в ГОУ ЯО ИРО. Пособие содержит инновации в преподавании изобразительного искусства, теоретические и дидактические материалы, необходимые для организаторов курсов повышения квалификации, преподавателей вузов, методистов и учителей ИЗО.

Содержание соответствует новым стандартам 2004 года по изобразительному искусству и может оказать помощь в организации предпрофильной художественно-эстетической подготовки в школе.
 

13. Воспитание индивидуальности в условиях дополнительного образования детей : метод. пособие / Т.Н. Гущина. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 82 с.

В пособии изложены современные представления об индивидуальности и возможностях влияния воспитания на развитие данного качества личности в условиях дополнительного образования детей. Представлен опыт педагогов-новаторов городов Ярославской области − Ростова, Рыбинска, Тутаева, Ярославля.

Пособие включает описание вариантов индивидуальных образовательных маршрутов и их сопровождения, авторский курс занятий по программе воспитания индивидуальности и самовоспитания подростков «Я и мой мир», авторский курс для старшеклассников «Я и мой мир ценностей», авторскую педагогическую студию «Диалектика воспитания и самовоспитания личности».

Книга адресована классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям, научным и методическим работникам. Представляет также интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.


14. Духовно-нравственное воспитание учащихся на предметах гуманитарного цикла : сб. ст. / сост. М.А. Соловьева. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 41 с.

В сборнике представлен опыт учителей русского языка, литературы, МХК по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время. Задача данного сборника − просветительская и педагогическая.

Сборник адресован учителям, лекторам, а также всем, кто интересуется духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.
 

15. Учить по-новому : сб. ст. / сост. И.Ф. Безенина. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 67 с.

Данный сборник адресован учителям английского языка всех типов учебных учреждений, а также студентам, так как наглядно иллюстрирует тенденции и достижения в рамках проводимой модернизации образования.

Авторы сборника представляют свой опыт внедрения новых методов и приемов обучения английскому языку, направленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Их статьи – результат реализации педагогических проектов.

В сборник вошли работы учителей-практиков Ярославской и Омской областей. Такое сотрудничество стало возможным благодаря участию учителей в деятельности межрегиональной и международной ассоциации, объединяющей общественные организации учителей английского языка.

Актуальность статей выражается в практической значимости материала, который содержит примеры заданий, текстов, поурочных планов, апробированных авторами.
 

16. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах малокомплектного детского сада : метод. рекомендации / сост. О.В. Тихомирова. − Ярославль : ИРО, 2008. − 35 с.

В сборнике представлены практические материалы по организации работы разновозрастных групп детского сада. Методические рекомендации, предлагаемые авторами, включают в себя психологические аспекты взаимоотношений детей в разновозрастной группе, особенности организации работы групп, взаимодействия с семьями воспитанников, планирования воспитательно-образовательного процесса.

Материалы могут быть использованы педагогами детских садов, дошкольных групп сельских школ и прочих дошкольных учреждений, работающих с разновозрастным контингентом детей.


17. Разработка программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в условиях детского дома : метод. рекомендации / сост. А.Н. Логинова – Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008 – 66 с. В методическом пособии рассматриваются основные подходы к разработке воспитательной программы детского дома с включением модуля, посвящённого профилактике аддиктивного поведения воспитанников. В пособии содержатся рекомендации по использованию возможных механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. Материалы сборника подготовлены в рамках деятельности базовой площадки ГОУ ЯО «Институт развития образования» по теме: «Моделирование психолого-педагогических условий профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школьной и внешкольной практике».

Методическое пособие адресовано педагогам и руководителям детских домов и школ-интернатов, а также координаторам работы по профилактике употребления ПАВ муниципальных районов Ярославской области. Материалы могут быть интересны специалистам субъектов профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними.
 

18. Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области : сб. метод. материалов / под общей ред. Т.Г. Киселевой − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 66 с.

Сборник адресован педагогам, работающим в системе дошкольного образования. Содержит материалы, отражающие некоторые тенденции в развитии дошкольного образования, опыт работы учреждений, работающих в инновационном режиме. Материалы сборника сгруппированы в три тематических раздела: «Инновационные пути развития дошкольного образования», «Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Родительская общественность как социальный партнер образовательного учреждения». Авторы, представившие материалы к публикации, открыты для сотрудничества, готовы более подробно познакомить заинтересованного читателя и на практике показать эффективность проводимой ими работы.
 

19. Развитие ребенка раннего возраста в условиях семейного воспитания : метод. материалы для специалистов консультационных пунктов /под ред. Е.В. Коточиговой. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 51 с.

В сборнике представлены методические материалы для специалистов консультационных пунктов по оказанию помощи родителям детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Материалы адресованы специалистам консультационных пунктов и могут быть также востребованы педагогами ДОУ, гувернерами.
 

20. Перспективные технологии дошкольного и начального образования : сб. материалов научно-практической конференции в 2 ч. / сост. Н.В. Зайцева, Т.Н. Захарова, Е.В. Коточигова, О.В. Тихомирова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − Ч. I. 82 с.
 

 21. Перспективные технологии дошкольного и начального образования : сб. материалов научно-практической конференции в 2 ч. / сост. Н.В. Зайцева, Т.Н. Захарова, Е.В. Коточигова, О.В. Тихомирова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − Ч. II. 103 с.

В сборниках представлены материалы научно-практической конференции, состоявшейся 18−19 ноября 2008 года в ГОУ ЯО ИРО. В сборники вошли пленарные доклады и статьи, содержание которых отражает разнообразные и актуальные проблемы дошкольного и начального образования, их преемственность в вопросах образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста, обучения в начальном звене школы, а также управления, повышения квалификации педагогических кадров, работы с родителями.

В первую часть сборника вошли материалы, посвященные здоровьесбережению детей дошкольного и младшего школьного возраста и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях.

Во второй части сборника читатель найдет материалы, отражающие проблемы интеллектуального и творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, ИКТ в дошкольном и начальном образовании, социально-личностного развития ребенка. Раздел 6 посвящен вопросам повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов.

Сборники адресованы широкому кругу читателей: педагогам, методистам и руководителям образовательных учреждений, преподавателям высшей школы.
 

22. Вестник ИРО : науч.-метод. журнал / Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − № 3

В третьем номере «Вестника ИРО» обобщен и представлен опыт базовых площадок ГОУ ЯО «Институт развития образования» по различным направлениям деятельности института. Содержание деятельности базовых площадок определяется Программой развития ГОУ ЯО ИРО, программными документами департамента образования Ярославской области. Во втором разделе «Вестника» представлена статья, раскрывающая основные положения Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и результаты их апробации в Ярославской области в 2008 году.

23. Занковское движение в Ярославской области : материалы занковских педагогических чтений в 2 ч. / сост. И.Н. Чижова, Т.А. Штерцель, Л.А. Петрова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − Ч. I. 84 с.

Представленный сборник педагогического форума, посвященного 50-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова, − результат творческой деятельности учителей, работающих по этой системе, методистов.

В сборник включен накопленный учителями за время освоения системы Л.В. Занкова практический материал, который отражает авторские замыслы и идеи. Книга предназначена учителям начальных классов.
 

24. Православие и русская культура : методические рекомендации по использованию учебного пособия Ю.Я. Колбовского, Т.А. Степановой «Православие и русская культура» при изучении курса «Литература» в средней общеобразовательной школе / авт.-сост. М.А. Соловьева. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 36 с.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Учитель словесности исследует и решает проблему формирования духовно-нравственной культуры личности в процессе изучения русской литературы, родного языка, родной культуры. Школьный курс «Литература» во многом носит интегративный характер. Использование учебного пособия Ю.Я. Колбовского, Т.А. Степановой «Православие и русская культура» этому подтверждение: материалы об архитектуре, духовной музыке, иконописи, истории, литературе, краеведению дают учителю-словеснику возможность достичь определенных воспитательных целей.

Задача данных методических рекомендации − показать, как можно использовать содержание учебного пособия в практике преподавания русской литературы в общеобразовательной школе.
 

25. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста : методические рекомендации / авт.-сост. Ю. Н. Жихарева, О.В. Тихомирова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 62 с.

В сборнике раскрываются особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и причины возможных отклонений. Представлены диагностика, основные направления и практические материалы по организации развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, даны рекомендации для родителей по проблемам эмоционального развития дошкольников.

Материалы сборника могут быть полезны педагогам детских садов, педагогам-психологам консультационных пунктов, а также специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ.
 

26. Клуб успешной адаптации (для родителей детей раннего возраста в период подготовки к поступлению их в ДОУ) : методические рекомендации / авт.-сост. Е.Н. Захарова, Т.И. Сурова. − Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2008. − 60 с.

В сборнике раскрываются особенности организации работы с родителями детей раннего возраста в период подготовки их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Анализируются характерные проблемы и тревоги родителей, раскрываются алгоритмы деятельности специалистов ДОУ по оказанию помощи и поддержки семьям в этот период. Представлены: тематическое планирование работы с родителями, практические материалы по каждой встрече, памятки, рекомендации для педагогов по активизации родителей на занятиях, сценарии детских праздников.

Материалы сборника предназначены для педагогов, специалистов детских садов, консультационных пунктов, других специалистов, работающих с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ.