Описание опыта работы методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ
Укрепление материальной базы для спортивно-оздоровительной работы
Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий
Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы
Организация мониторинга личностного физического развития школьников
Приложения
Приложение № 1: МО учителей физической культуры и ОБЖ
Приложение № 2: Содержание работы
преподавателя по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся
Приложение № 3: Творческие контакты МО
Приложение № 4: Циклограмма внеклассной физкультурно-оздоровительной
работы
Приложение № 5: Индивидуальная карта физического развития
школьника
Приложение № 6: Личные спортивные достижения учащихся
школы
Приложение № 7: Спортивные достижения команд учащихся
школы
Приложение № 8: Примерные комплексы гимнастики
до занятий
Приложение № 9: Комплексы физкультурных минуток
Приложение № 10: Разработки спортивных игр
Приложение № 11: Работы учащихся
Цели:
Задачи:
Направления работы:
Формы работы:
Приемы деятельности :
Способы индивидуализации и осуществления личностного подхода:
Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива. Но ведущую роль в этой работе играют учителя физической культуры и ОБЖ.
В школе действует два спортзала - большой и малый, кабинет ОБЖ, оборудована спортивная площадка, с начала этого учебного года открыт тренажерный зал. Уроки физкульуры и ОБЖ полностью обеспечены необходимым оборудованием. Для приобретения необходимого оборудования и спортивного инвентаря используются как бюджетные, так и внебюджетные средства. За 2003/2004 год в школе приобретено спортивного инвентаря на сумму более 100 тыс. рублей. Образовательным учреждением активно используется также материальная база бассейна "Юность" и стадиона "Металлист" .
Педагоги постоянно работают над обогащением методического и учебно-дидактического содержания кабинетов. В 2004 году школа № 17 стала победителем областного смотра-конкурса учебно-материальной базы преподавания ОБЖ. К оформлению кабинетов и спортивных залов привлекаются ученики и их родители.
Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры и ОБЖ выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.
Ведется методическая работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов школы. 20 октября 2004 года в школе проведен муниципальный семинар учителей физической культуры "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе: привитие навыка самостоятельных занятий учащимися начальной школы", получивший высокую оценку коллег. Материалы о семинаре опубликованы в № 10 за 2004 год газеты МОУ "Информационно-образовательный Центр" "Образовательный диалог".
Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Перед первым уроком, в начале учебного дня, в классах проводится гимнастика. Для учащихся 1-2 классов ее проводят классные руководители. Для 3-4 и старших классов гимнастику проводят физорги. Учителя физкультуры разрабатывают комплексы, которые выдают каждому классному руководителю, проводят инструктажи для физоргов классов. Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти-восьми упражнений для различных мышечных групп . Смена комплекса производится примерно через 2-3 недели.
Физкультминутка - обязательный элемент уроков в младшем и среднем звене. Комплекс упражнений для физкультминуток также предложен учителями физкультуры. Физкультурные минутки проводятся в классе под руководством учителя, по продолжительности они не превышают 1-2 минуты. Проводятся они при первых признаках утомления учащихся, когда снижается активность, нарушается внимание. В 1-2 классах физкультурные минутки проводятся 3-4 раза в день, в 3-4 классах - 2-3 раза.
В физкультурные минутки включаются обычно три упражнения. Комплексы составляют учителя физкультуры. Часто учащиеся начальной школы выполняют комплексы, сопровождая их речитативом.
Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников. Например, есть случаи, когда, по рекомендации врача, все контрольные работы проводятся в домашних условиях.
Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.
В школе организована спецмедгруппа (СМГ) для ребят с различными нарушениями здоровья. Поскольку в специальную группу входят дети разного возраста и диапазон их заболеваний разнообразен, учителя физкультуры используют, в основном, индивидуальную работу с каждым учеником СМГ. Основную задачу видят в психологической поддержке таких детей, создании для них ситуации успеха. Отрадно отметить, что в школе происходит ежегодное снижение количества учащихся, которым рекомендована СМГ. Большинство учащихся занимается в основных физкультурных группах.
Значительное внимание вопросам здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности уделяется на занятиях ОБЖ. Интересен опыт работы молодого педагога Левицкой Н.А., которая не только знакомит ребят с теорией и практикой по вопросам сохранения физического и психического здоровья, но и привлекает учащихся к творческой деятельности. Ребята разрабатывают проекты, сочиняют сказки и стихи, составляют кроссворды, сами становятся пропагандистами здорового образа жизни среди сверстников. Секция ОБЖ - одна из самых многочисленных в составе школьного научного общества учащихся "Логос". Старшеклассники разрабатывают интереснейшие темы, становятся участниками и призерами ежегодных школьных научных конференций, муниципальной конференции памяти академика А.А.Ухтомского.
В начальной школе учителя уделяют серьезное внимание организованному проведению перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку. Дежурные учителя следят за дисциплиной на перемене, за очередностью выполнения упражнений, за тем, чтобы дети излишне не утомлялись и не возбуждались. Обычно проводятся игры с малой подвижностью: "Пустое место", "Ручеёк", "Второй лишний", "Удочка", "Мяч соседу", "Кот и мыши" и другие.
Для увеличения двигательной активности школьников во время перемен и для индивидуальных занятий на каждом этаже начальной школы установлены гимнастические лестницы. На полу сделана разметка для прыжков в длину с места, челночного бега, для игры в "классики", для выполнения многоскоков.
Проводя все названные мероприятия в режиме учебного дня, мы стремимся к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию.
Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В её рамках в школе проводятся Дни здоровья, туристические слеты, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального, областного уровней. Проводятся межшкольные спортивные соревнования в микрорайоне пос. Волжский, в которых традиционно участвуют школы № 8, 17, 25, 36 и 29. К спортивным соревнованиям ребят готовят не только учителя физкультуры, но и тренеры спортивных школ. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.
Ежегодно учащиеся старших классов принимают участие в военно-полевых сборах и успешно выступают в игре "Зарница".
Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников. К работе привлекаются все педагогические и медицинские работники школы, специалисты из медицинского центра "Аня", центра "Наставник", учреждений здравоохранения микрорайона. Используются разные формы: беседы, устные журналы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы плаката и стенных газет и др.
Преподавателями физического воспитания совместно с медицинскими работниками проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития каждого школьника. Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников. Их цель - отслеживание индивидуального физического развития каждого ученика, организация индивидуальной работы с учащимися и их родителями в целях укрепления здоровья детей.
В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями: комбинатами № 70 и 97, расположенными в микрорайоне образовательного учреждения. Воспитанники старших групп дошкольных учреждений приходят в школу на уроки первоклассников, знакомятся с будущими учителями, занимаются в школьном спортивном зале, участвуют в соревнованиях с учениками первых классов. Стало традиционным проведение спортивных игр "Зов джунглей" и "Муравейник", в которых, кроме учащихся младших классов, принимают участие дошкольники.
Организовано сотрудничество с учреждениями спорта микрорайона, со спортивными школами округа. Школьные спортивные праздники проводятся с участием тренеров спортивных школ и сопровождаются показательными выступлениями их воспитанников. Многие спортивные мероприятия и игры проходят на базе стадиона "Металлист" и бассейна "Юность". В работе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ежегодно участвуют отряды спортивной школы.
Начиная с первых уроков учителя физкультуры много внимания уделяют работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, контролю за ходом выполнения первоклассниками домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся.
Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании учителя объясняют родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.
В первых и вторых классах проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.
На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств, учителя физкультуры ориентируют родителей на занятия детей в определенной спортивной секции, знакомят с режимом работы спортивных секций на базе школы, представляют тренеров-педагогов из ДСШ: Хапугину Н.Н., Хазову С.В., Дорожкину О.Н., Никулина А.Н., которые тесно сотрудничают со школой.
Педагоги беседуют с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома, обучают их систематическому контролю за выполнением детьми домашних заданий.
Для наглядности в каждом классе вывешиваются таблицы контрольных нормативов и экраны физической подготовленности учащихся, в которые занесены результаты выполнения школьниками всех упражнений на начало и конец учебного года. Каждый ученик и его родители благодаря этим мерам могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.
Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка. К счастью, большинство родителей наших учеников понимают необходимость этого. Дело в том, что в таком составе МО учителей физкультуры работает более 20-ти лет. И теперь среди родителей учащихся есть много наших бывших учеников. Немало бывших учеников и среди учителей нашей школы - 20% педколлектива. А это уже большой коллектив единомышленников, которых объединяет общая цель - физическое развитие и сохранение здоровья детей.
Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в физическом воспитании детей стали открытые уроки физкультуры, спортивные занятия с дошкольниками, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья".
Результаты работы методического объединения и всего педколлектива:
Результатами спортивно-оздоровительной работы стали:
Педагогич. стаж | Образование | Квалификац. категория | Награды | |
Караченина Наталья Адольфовна | 23 года | высшее | высшая | "Отличник просвещения". Почетная грамота МО РФ. Благодарственное письмо Губернатора Ярославской области |
Балицкий Николай Андреевич | 36 лет | высшее | первая | "Отличник просвещения". Почетная грамота МО РФ |
Родионова Лариса Ивановна | 33 года | высшее | первая | Почетная грамота МО РФ |
Левицкая Наталья Александровна | 5 лет | высшее | вторая | Почетная грамота департамента по делам образования и молодежи администрации Рыбинского МО |
Спортивно-оздоровительная деятельность
|
Обеспечение безопасности жизнедеятельности и формирование
здорового образа жизни
|
|
С е н т я б р ь |
"Туристический слёт" 1-4 кл. (Караченина Н.А.) 5-11 кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) Участие в городских соревнованиях "Шиповка юных" 6-7кл. (Балицкий Н.А.) Кросс 1500 м. (город) 8кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) Бег 60 м. 6-7кл. (Балицкий Н.А.) |
Игра по ПДД "Необычный поезд" 5-8кл.
(Левицкая Н.А.) В царстве гигии: личная гигиена, ее значение-беседы врача педиатра (5-6 кл.) |
О к т я б р ь |
"Джунгли зовут" 1кл. +д\к 70, 97. (Караченина Н.А.) "Богатырская застава"2-4кл. (Караченина Н.А.) "Весёлые старты" 8кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) Участие в городской эстафете 6х100м. сборная школы (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) |
Городской военно-спортивный праздник "Осенний
призыв" 9-11кл. (Левицкая Н.А.) В царстве гигии: личная гигиена, ее значение-беседы врача педиатра (7-8 кл.) " Простудные заболевания,как их предупредить." - беседы врача педиатра (5-8 кл.) |
Н о я б р ь |
"Турнир подвижных игр" 1-4кл. (Караченина Н.А.) Соревновнования по армреслингу 3-4кл. (Караченина Н.А.) Турнир по пионерболу, девочки 8кл. (Родионова Л.И) "Весёлые старты" 5-6кл. (Балицкий Н.А.) Турнир по баскетболу, мальчики 8кл. (Балицкий Н.А.) |
Участие в городском конкурсе патриотической песни.
(Левицкая Н.А, Панова З.А.) Интеллектуальная игра по ПДД "Безопасность и здоровье" 5-9кл. (Левицкая Н.А.) Беседа работников ГИБДД с уч-ся 1-4кл. (Левицкая Н.А., Хорошилова И.О.) "О вреде курения" - беседы врача педиатра (5-8 кл.) |
Д е к а б р ь |
Турнир по пионерболу, девочки 9кл. (Родионова
Л.И) Турнир по баскетболу, мальчики 9кл. (Балицкий Н.А.) "Муравейник" 1-4кл. (Караченина Н.А.) Турнир по пионерболу, девочки 11кл. (Караченина Н.А.) |
Интеллектуальные игры по ПДД 1-4кл. (Левицкая Н.А., Тимохина Н.А.,) "СПИД, венерические заболевания" - беседы врача венеролога (9-11 кл.) |
Я н в а р ь |
Спортивно-развлекательная игра "Школа индейцев"
1-4кл. (Караченина Н.А., Маслова А.Ю.)" Турнир по пионерболу, девочки 10кл. (Родионова Л.И) Лыжные соревнования 7-8кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) Соревнования по гиревому спорту, мальчики 10-11кл. (Балицкий Н.А.) |
Участие в городских соревнованиях "Школа
безопасности" 8-9кл. (Левицкая Н.А.) Неделя ОБЖ. (Левицкая Н.А.) "Как сохранить зубы здоровыми" - беседы врача педиатра (5-8 кл.) |
Ф е в р а л ь |
День здоровья "Зимние забавы" 5-8кл.
(Балицкий Н.А.) "Турнир рыцарей", мальчики 1-4кл. (Караченина Н.А.) "А ну-ка, девочки" 1-4кл. (Караченина Н.А.) Соревновнования по армреслингу 9кл. (РодионоваЛ.И.) Лыжные соревнования 8кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) "А ну-ка, парни" 8-9кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) |
Участие в городских соревнованиях "Защитник
отечества" 10кл. (Левицкая Н.А.) Участие в межшкольных соревнованиях северо-западного округа в ПЛ-38 "День памяти". 10-11кл. (Левицкая Н.А.) "Искусство быть красивым.ЗОЖ" - беседы врача педиатра (5-8
кл.) |
М а р т |
Спортивно-развлекательная игра "Королевская
охота" 1-4кл. (Караченина Н.А., Маслова А.Ю.) "А ну-ка, девочки" 8-9кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) Соревнования "Сребрянные коньки" 50м. 5-7кл. (Балицкий Н.А.) |
"Природа и человек" - беседы врача
педиатра (5-8 кл.) Подготовка к финалу военно-спортивной игры "Зарница" 9-11кл., в\ч 77071, юн 83\12 (Левицкая Н.А.) |
А п р е л ь |
"Весёлые старты" 1-4кл. (Караченина Н.А) "День здоровья" (Родионова Л.И., Балицкий Н.А., Караченина Н.А.) Турнир подвижных игр 8-9кл. (Родионова Л.И., Балицкий Н.А.) "Мама, папа, я - спортивная семья" 1-4кл. (Караченина Н.А.) Бег 60м. - отбор на город 5кл. (Балицкий Н.А.) Бег 300м. - отбор на город 7кл. |
Школьные соревнования "Безопасное колесо"
6-7кл. (Левицкая Н.А.) Подготовка к соревн. "Весенний марш-бросок призывников" 10-11кл. (Левицкая Н.А.) Участие в городской игре "Зарница" 9-11кл. (Левицкая Н.А.) Подготовка к празднованию 60-летия победы в ВОВ. |
М а й |
Участие в городских соревнованиях по бегу 5-7кл.
( Балицкий Н.А.)
Соревнования допризывников 11кл. |
Беседа работников ГИБДД с уч-ся 5-8кл. (Левицкая
Н.А., Хорошилова И.О.)
Участие в гор. соревнованиях "Безопасное колесо"(победители
шк. соревн.) 6-7кл. (Левицкая Н.А.) |
Фамилия, имя ______________________________________ год рождения ________________________
класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
учебный год | |||||||||||
рост | |||||||||||
вес | |||||||||||
прыжок в длину с места | |||||||||||
бег3х10м | |||||||||||
бег30м | |||||||||||
поднимание тулов. 30'' | |||||||||||
метание мяча | |||||||||||
подтягивание | |||||||||||
прыжки через скакалку 1' | |||||||||||
бег1000 м | |||||||||||
мед. группа | |||||||||||
подпись учителя |
Примечание _________________________________________________________________________________
Вид соревнований | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 |
1.Легкая атлетика. "Шиповка юных" |
1 место | 1 место | 1 место | 1 место | |
2. Легкая атлетика. Кросс 1500 м | 4 место | 2 место | 1 место | 5 место | 4 место |
3.Легкая атлетика. Эстафета 9 Мая (девушки) | 3 место | 1 место | 1 место | 1 место | |
4. Легкая атлетика. Бег на 60 м. (5-е классы) | 5 место | 2 место | |||
5.Легкая атлетика. Эстафета 6 x 1000м | 4 место | 2 место | 4 место | ||
Спартакиада по легкой атлетике | 1 место | 1 место в городе; 1 место в области |
|||
Турнир по волейболу | 2 место | 1 место | 2 место | Юн. 1 место Дев. 2 место |
|
Олимпиада по физкультуре | 7 место | 2 место | Юн. 3 место Дев. 2 место |
7 место | 4 место |
"Веселые старты" (со школами микрорайона) | 1 место | 1 место | 1 место | 1 место | 1 место |
Материальная база для физкультурно-оздоровительной работы в школе № 17
Малый спортивный зал
Большой спортивный зал
Стадион "Металлист"