Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Синтез искусств» базируется на программе МО РФ «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.Н. Неменского, Москва, «Просвещение», 2006 г. Программа рассчитана на 18 учебных часов в год.
Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих стратегических целей:
1. помочь учащимся получить представление:
- о роли визуальных синтетических искусств в культуре современного мира;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.
2. способствовать формированию у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни.
Предметно-ориентированными задачами курса являются следующие:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;
- освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту.
Методы обучения:
- Ролевые игры.
- Метод наглядности.
- Проблемно-поисковый метод.
- Метод широких ассоциаций.
- Метод сравнений.
- Метод художественного уподобления.
- Личностно-ориентированный подход.
- Виды и формы проведения занятий:
- Комбинированный урок.
- Коллективная работа.
- Практикум по разработке эскизов.
- Урок-беседа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения в 9 классе дети должны:
- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
- знать принципы построения изображения в пространственно-временном развитии, научиться построению видеоряда - раскадровки, усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах, изучить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
- использовать в своей практической деятельности первичные навыки изображения предметного мира, природы, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике, видеосъёмке.
Содержание курса состоит из 7 основных разделов.
Календарно-тематический план «Синтез искусств»
№
раз
де-
ла |
№
уро
ка |
Наименование разделов
и тем |
Всего
часов |
Содержание раздела |
Форма
конт-
роля |
Приме-
чание |
1 |
1
|
Синтетические искусства, их роль и место. |
1 |
Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразите6льного искусства в синтетических видах творчества. |
Устный опрос |
|
2 |
2
3
4
5 |
Синтез искусств в театре.
Театр и экран – две грани изобразительной образности.
Сценография или театрально-декарационное искусство как особый вид художественного мастерства.
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.
Театр кукол. |
4 |
Совместные действия сценариста, режиссёра, художника, актёров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский). |
Творчес
кие работы
«Эскиз
декора
ции» и
«Эскиз
грима» |
|
3 |
6
7
8 |
Искусство фотографии.
Художники театра и фотохудожники.
Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения.
«Мой фотоальбом». События в кадре. |
3 |
Расширение изобрази-
тельных возможностей в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного об
раза в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм). Фото-художники – мастера российской и зарубежной школ. |
Сообще
ния по теме.
Тв. раб.
«Фото-
коллаж» |
|
4 |
9
10
11
12,
13
14
|
Изобразительная природа экранных искусств.
Специфика киноизобра-
жения: сценарий, покадровая съёмка, режиссура.
История развития кино. Киножанры. Докумен-
тальный фильм.
Игровой (художествен-
ный) фильм.
Анимационный (мульти-
пликационный) фильм.
Съёмка, кадр, монтаж, озвучивание фильма.
|
6 |
Кадр и монтаж. Кино-
композиция и средства эмоциональной вырази-
тельности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимаци
оный фильмы. Колективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссёр, оператор, художник, актёр). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн «Бро-
неносец Потёмкин», С.П. Урусевский «Летят журавли»). Мастера Кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Ко-
зинцев, А.А. Тарковский
Телевизионное изображение, его особенности и возможности. |
Сообще
ния по теме.
Проект видео-
фильма.
мульт-
фильма |
|
5 |
15 |
Компьютер на службе художника. |
1 |
Компьютерная графика и её использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах |
Практи-
кум |
|
6 |
16
|
Синтетические искусства
Их виды и язык. |
1 |
Обобщающая тема. |
Итого-
вая контр. работа
«Синтез
искусств |
|
7 |
17
18 |
Художник-творец-гражданин -выразитель ценности эпохи.
Связь искусства с жизнью каждого человека.
Каждый народ Земли - художник. |
2 |
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. |
Устный опрос
Практи-
кум |
|
|
|
Итого: |
18 |
|
|
|