логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Аннотированный перечень программ
2009 - 2010 г.

1. Обучение основам первичной профилактики аддиктивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста Понятие «аддиктивное поведение». Особенность проявления аддикции в дошкольном и младшем школьном возрасте. Специфика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с социальным окружением ребенка. Технология осуществления профилактической работы. Диагностика социального неблагополучия в семье, в образовательном учреждении. Проектирование занятий.
2. Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста Актуальные проблемы психолгии и педагогики творчества.  Знакомство с программами, направленными на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста: “Росток”, автор А.М. Страунинг, “Сказочные лабиринты игры”, автор В.В. Воскобович, “Мир фантазии”, автор С. Гин, “Курс развития творческого мышления”, автор Ю.Б. Гатанов и другими.
3. Современные образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении. Современные образовательные технологии. Технологический подход к социальным процессам, к образованию. Игровые технологии. Технология “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.. Развивающие игры В.В. Воскобовича: “Геоконт”, “Квадрат Воскобовича”, “Чудо-крестики” и др. Использование игр в работе с одаренными детьми, при проведении коррекционно-развивающих занятий.
4. Информационные технологии в дошкольном образовании Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в дошкольных учреждениях.  Концептуальные и психологические аспекты применения информационных технологий в дошкольном детстве. Анализ компьютерных программ, развивающие программы. Дидактические компьютерные игры. Программные технические средства обеспечения педагогического процесса в дошкольных учреждениях
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Стратегия развития специального (коррекционного) образования. Современные теоретические и практические разработки в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Организация коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении. Основы психолого-педагогической диагностики особенностей развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер дошкольника. Игровые формы организации коррекционно-развивающих занятий.
6. Подготовка к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения (предшкольное образование)  Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Методологические, методические психологические основы построения предшкольного образования. Понятия “готовность к школе”, “школьная зрелость”. Диагностика школьной зрелости. Программы. Направленные на подготовку детей к школе.
7. Введение ребенка в мир социальных отношений (социальное развитие дошкольников) Социально-личностное развитие дошкольников - основные понятия, нормативно-правовая база, факторы социализации, этапы социального становления, вариативность методов социального развития, создание условий в ДОУ для реализации работы по данному направлению, координация деятельности специалистов, преемственность со школой в вопросах социализации детей, взаимодействие с семьей, социальными партнерами, преодоление «отклоняющегося поведения (конфликтные, агрессивные, тревожные, замкнутые, гиперактивные дети)», социальная защита и охрана прав ребенка в ДОУ и семье, парциальные программы социально-личностного развития дошкольников.
8. Теория и практика педагогического сопровождения развития детей,  не посещающих дошкольное учреждение. Нормативно-правовая база деятельности образовательного учреждения по работе с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста в домашних условиях: приоритетные направления законодательной политики в области образования, анализ практики работы образовательных учреждений, вариативность моделей консультационных пунктов. Содержание работы с родителями детей, не посещающих ДОУ: особенности семейного воспитания и методы диагностики семейного воспитания, основные направления и формы работы специалистов консультационного пункта с родителями. Требования к профессионально важным качествам педагога – специалиста консультационного пункта. Содержание работы с детьми, не посещающими ДОУ: организация диагностики развития, подбор методического обеспечения и его адаптация к индивидуальным особенностям ребенка и особенностям семейного воспитания.
9. Основы профессиональной компетентности музыкальных руководителей дошкольного образовательного учреждения Программа направлена на повышение психолого-педагогической, дидактической и методической компетентности музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. В инвариантной части рассматриваются следующие вопросы: концептуальные основы профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ на современном этапе; психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста с точки зрения современных концепций музыкальной педагогики; новые методы и формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
10. Содержание управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (группу формирует управление образования мэрии г. Ярославля) Философско-методологические проблемы управления ДОУ. Правовые основы управленческой деятельности. Основы финансового менеджмента. Психологические основы менеджмента. Методические аспекты в деятельности руководителя ДОУ.
11. Современные образовательные технологии в начальной школе. Анализ современных педагогических технологий. Знакомство с перспективными технологиями начального образования: коллективным способом обучения, технологией “дебаты”, игровыми технологиями. Проблемным обучением, теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), технологией развивающего обучения. Информационными технологиями обучения и др. Конструирование фрагментов уроков в начальной школе на основе изучаемых технологий.
12. Особенности организации учебно-воспитательного процесса при переходе на государственный стандарт общего образования 2-го поколения (учителя начальных классов экспериментальных школ) Организация учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательной школы при переходе на государственный стандарт общего образования 2-го поколения