логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсы по подготовке к аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений


п./п.
Наименование тем и разделов
1 Нормативно-правовой аспект деятельности педагога дошкольного образования
1.1 Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Государственные гарантии прав детей дошкольного возраста в области дошкольного образования. Основные международные документы о правах ребенка.
1.2 Основные нормативные документы, определяющие работу дошкольных учреждений.
"Типовое положение о ДОУ" как основной документ, регламентирующий ж деятельность ДОУ. Виды ДОУ.
1.3 Инновационная деятельность в ДОУ области.
Понятие инновационной деятельности. Условия необходимые для ее организации
1.4 Взаимодействие детского сада и семьи.
Принципы, цели и формы работы. Особенности взаимодействия семьи и детского сада в вариативных программах.
1.5 Взаимодействие воспитателя со специалистами детского сада.
Цели, формы взаимодействия. Совместное планирование образовательной, оздоровительной работы.
1.6 Организация аттестации педагогических кадров ДОУ.
2 Философско-методические основы деятельности педагога ДОУ
2.1 Реформирование современной системы отечественного дошкольного воспитания.
Стандарты дошкольного образования. Классификация программ.
2.2 Актуальные проблемы коррекционной педагогики.
Понятие «коррекционной педагогики». Формы и методы коррекционной работы с детьми.
2.3 Современные требования к личности педагога ДОУ.
Модели взаимодействия взрослого и ребенка в д./с.
2.4 Роль взрослого в педагогическом процессе ДОУ.
Типы взаимодействия взрослого с детьми.
2.5 Принципы построения педагогического процесса: единство решения воспитательных и образовательных задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.6 Планирование работы с детьми в ДОУ.
Значение планирования и его виды.
2.7 Сущность дошкольного обучения.
Развивающий характер обучения.
3 Психолого-педагогические основы развития личности ребенка дошкольника
3.1 Учет основных закономерностей психического развития ребенка-дошкольника.
Основные закономерности психического развития.
3.2 Проблемы периодизации психического развития.
3.3 Нервно-психическое развитие и воспитание детей раннего возраста.
Психологические основы развития личности и индивидуальности ребенка раннего возраста. Новообразования возраста. Кризис 3-х лет.
3.4 Сенсорное воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
Сенсорные эталоны и их формирование. Понятие «Сенсорная культура» и ее воспитание.
3.5 Психологические основы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Ведущий вид деятельности. Новообразования возраста.
3.6 Формирование готовности к школьному обучению.
Понятие готовности к школьному обучению.
3.7 Воспитание и развитие ребенка в процессе межличностного общения.
Роль общения в психическом развитии ребенка. Функции и средства общения.
3.8 Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
Семья и эмоциональное благополучие ребенка. Типы воспитания ребенка в семье.
3.9 Эмоциональное развитие дошкольников.
Понятие эмоций. Виды эмоций.
3.10 Игра как средство развития личности ребенка.
Использование игры в пед. процессе Развитие дошкольника в игре.
3.11 Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
Цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе. Психологические механизмы нравственного развития ребенка.
4 Методическое обоснование дошкольного образования
4.1 Физическое развитие
1 Планирование работы по физическому воспитанию ДОУ.
Значение и виды планирования.
2 Организация работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Содержание работы в ДОУ по физическому воспитанию в ДОУ. Работа педагога по физической культуре с детьми
3 Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Валеология - наука о здоровье, структура предмета педагогической валеологии. Форы и методы и содержания работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
4 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
Утренняя гимнастика, физкультминутка, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей
4.2 Речевое развитие
1 Средства развития речи.
Общение взрослого и детей как ведущее средство развития речи.
2 Создание условий для речевого развития.
Понятие речевой среды. Разнообразие форм работы по развитию речи.
3 Диагностика речевого развития детей.
Сущность диагностики речевого развития детей; её задачи и значение. Методика обследования разных аспектов речевой деятельности детей дошкольного возраста.
4 Подготовка детей к обучению грамоте.
Сущность подготовки к обучению грамоте, ее место в работе по развитию речи. Психологическая характеристика процессов чтения и письма.
5 Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Анализ современных программ ДОУ по разделам «Подготовка к обучению грамоте».
4.3 Духовно-нравственное развитие
1 Основные направления нравственного воспитания у дошкольников.
Специфика методов и приемов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2 Создание условий для развития нравственных чувств, представлений и привычек поведения.
Влияние личностных особенностей и стиля общения педагога с ребенком на нравственное развитие.
4.4 Познавательное развитие
1 Содержание и использование предметно-пространственной развивающей среды в работе по математическому развитию.
Понятие развивающей среды. Содержание развивающей среды по возрастным периодам.
2 Интеграция разных видов деятельности и разделов в реализации задачи математического развития.
Понятие интеграции. Интеграция математики с разными видами деятельности.
3 Цели, задачи, сущность и содержание экологического образования дошкольников.
Создание педагогических условий для развития экологической культуры и экологического сознания
4 Методы и формы экологического образования.
Характеристика методов экологического образования.
4.5 Художественно-эстетическое развитие.
1 Художественно-продуктивная деятельность и её влияние на развитие ребенка.
Создание условий для художественно-продуктивой деятельности в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников
2 Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Виды искусства. Особенности детского художественного творчества.
3 Значение музыки как вида искусства в воспитании и развитии ребенка.
Влияние музыки на интеллектуальное, физическое развитии ребенка и его эмоциональное благополучие.
4 Приоритетные направления организации музыкального воспитания в ДОУ.
Использование новых программ музыкального воспитания. Интегративное использования художетвенно продуктивной музыкальной, театрализованной деятельности в развитии детского творчества.
4.6 Развитие ребенка в разных видах деятельности
1 Организация игры в старшем дошкольном возрасте.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду. Критерии оценки игровой деятельности.
2 Развитие личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Цели, задачи трудового воспитания.
3 Театрализованная деятельность в детском саду.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка. Театральный жанр
4 Детское конструирование.
Особенности, значение, связь с другими видами деятельности. Виды и формы работы по конструированию.

 

3.1.Учет основных закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста


Проблема психического развития детей, становления личности человека является одой из центральных проблем возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Основные понятия.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных изменений, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Oсновными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
 
Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Основные закономерности процесса развития

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем моложе он, тем выше темпы его физического и психического развития. Очень интенсивно идет развитие ребенка в первые три года. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения, усвоил речь и хорошо ее чувствует, заявляет о своей личности, демонстрирует на что способен: «Я САМ!». Именно в дошкольном возрасте:

  1. активно развиваются все психические процессы,
  2. проявляются тонкие переживания,
  3. рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные).
  4. складываются интересы,
  5. развиваются способности,
  6. закладываются основы характера.

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем легче можно повредить его физическому и психическому здоровью.

Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на базе единства требований к ребенку.

Гетерохронность развития означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий.

2. Неустойчивость развития

Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. После кризиса новорожденности могут быть кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, и др. Некоторые общие черты кризисов:

  1. непослушание, капризы, раздражительность,
  2. ребенок вступает в конфликт с окружающими взрослыми,
  3. отрицательное отношение к прежним требованиям (упрямство, негативизм).

3. Сензитивность развития.

Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно -действенного, наглядно - образного и словесно - логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность - конвергентность хода развития.

Психическое развитие включает в себя две противоположные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.

Управление противоречивым процессом развития требует от педагога:

  1. знания общих законов развития,
  2. знаний индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Учет рассмотренных закономерностей развития является необходимым при целенаправленном формировании всесторонне развитой личности.
 
Кумулятивность развития - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к ка чественным изменениям в их развитии.
Дивергентность развития - многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

 
 

Назад к наименованию тем и разделов

3.2 Проблемы периодизации психического развития

Ключевой проблемой детской психологии является проблема периодизации детского развития.

Процесс психического развития является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды. Что же такое возрастной период и каковы его качественные характеристики? В психологии существует несколько ответов на этот вопрос и соответственно несколько несколько вариантов периодизации детского развития.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка. Например степень окостенения скелета ребенка, показателем которого может служить наличие и состояние зубов. Такую классификацию периодов детства ввел П.П.Блонский , который предлагал называть различные периоды детства следующим образом: беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. По окостенению скелета и состоянию зубов, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, однако это не имеет прямого отношеню к развитию его психики, и поэтому данная периодизация не является периодизацией психического развития.

Общая характеристика стадий психосоциального развития Э. Эриксона представлена в таблице № 1.

Таблица № 1.

Возраст Стадия психосоциального
развития Э.Эриксона
Общая характеристика стадии
от 0 до 1 года Базисное доверие против недоверия. Младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы и непоследовательного отношениявозникает недоверие к миру.
От 1 года до 3 лет Автономность против стыда и сомнений. Ребенок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от родителей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуверенность в себе и чувство стыда.
От 3 до 6 лет Инициативность против чувства вины. На основе автономности ребенок инициирует самостоятельные формы активности: игру, общение со сверстниками и т.д. Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициативу ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой и требованиями ролителей.
От 7 до 11 лет. Трудолюбие против неполноценности. Дети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными. В случае постоянного неуспеха возникает чувство своей неполноценности, которое сдерживает активность ребенка.

Как можно видеть, в периодизации Э. Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего будут пассивны и испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.

Ж. Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка: сенсомоторный, конкретных и формальных операций. Каждый из них характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой он понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира.Внутри каждого периода выделякется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей включают ее в юолее сложную когнитианую структуру. Порядок прохождения стадий м периодов является неизменным для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Ж.Пиаже представлены в таблице № 2.

Таблица № 2.

Периоды умственного развития по Ж.Пиаже
Период развития Возраст Характеристика когнитивной структуры
1. Сенсомоторный период От 0 до 2 лет Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам может целенаправленно строить и комбинтровать свои действия.
2. Период конкретных операций От 2 до 11 лет  
2.1 Дооперационная стадия От 2 до 6 лет Дети формируют умственные представления и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью.
2.2. Операционная стадия От 6 до 11 лет Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
3. Период формальных операций От 12 лет до взрослости. Дети приобретают способности к абстрактному рассуждению.

В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д.Б. Эльконина, который выделил два типа деятельности ребенка: 1) в который происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач; 2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотовов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и в поведении ребенка.
 
Возрастной период Ведущая деятельность Тип деятельности
Младенчество Непосредственно – эмоциональное общение I
Ранний возраст Предметно – манипулятивная деятельность II
Дошкольный возраст Ролевая игра I
Младший школьный возраст Учебная деятельность II

Без знаний новообразований возрастного периода, ведущего вида деятельности, без учета социальной ситуации развития ребенка в каждый из периодов, декларация «учета возрастных особенностей» остается пустым звуком.
 

Джебран Халиль Джебран. "О детях"

        "И спросила женщина, державшая ребенка на руках:
        -Скажи нам о Детях.
        И он сказал:
        -Ваши дети – не дети вам.
        Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
        Они приходят благодаря вам, но не от вас,
        И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
        Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли, 
        Ибо у них есть свои мысли.
        Вы можете дать пристанище их телам, но не душам, 
        Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, 
		где вы не можете побывать даже в мечтах.
        Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать 
		похожими их на себя.
        Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
        Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы 
		вперед.
        Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей 
		силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
        Пусть ваш изгиб в руке Стрелка несет радость, 
        Ибо как любит Стрелок летящую стрелу, так любит он и лук, 
		который остается на месте.
   

[Д.Х. Джебран. Избранное./Пер. с арабск. и англ. – Ленинград: Художественная литература, 1986]

(Текст может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для работы с родителями).

ПРОВЕРЬТЕ ВАШИ ЗНАНИЯ
  1. Вставьте пропущенное слово:
    Чем моложе ребенок, тем____________ темпы его физического и прсихтческого развития.
  2. Вставьте пропущенные слова:
    Чем выше темпы развития ребенка, тем _____________ повредить его физическому и ________________ здоровью.
  3. Вставьте пропущенное слово:
    Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает ________________ и __________________.
  4. Вставьте пропущенное слово:
    Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствии дифицита_____________________.
  5. Вставьте пропущенные слова:
    Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающий ся организм бывает особенно___________________ к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют _______________________.
  6. Вставьте пропущенные слова:
    Сензитивность возрастных периодов: это ___________________детей к обучению и ________________ активности.
  7. Дошкольники в росте прибавляют ежегодно:

    а) 3-6 см
    б) 5 – 7 см
    в) 10-11 см
    г) 13 – 14 см
     
  8. У леворуких детей центры развития устной речи находятся:

    а) в левом полушарии
    б) в правом полушарии
     
  9. Какой тип мышления является ведущим у детей дошкольного возраста?

    а) наглядно – действенный
    б) наглядно – образный
    в) словесно – логический
     
  10. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

    а) непосредственно – эмоциональное мышление
    б) предметно – манипулятивная деятельность
    в) бытовая деятельность
    г) лепка
    д) изодеятельность
    е) игра
    ж) учебная деятельность
    з) трудовая деятельность
    и) конструирование
     
  11. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:

    а) непосредственно – эмоциональное мышление
    б) предметно – манипулятивная деятельность
    в) бытовая деятельность
    г) лепка
    д) изодеятельность
    е) игра
    ж) учебная деятельность
    з) трудовая деятельность
    и) конструирование
     
  12. Какой уровень морального сознания соответствует дошкольному возрвсту?

    а) доморальный уровень
    б) уровень конвенциональной морали
    в) автономная мораль
     
  13. Какие утверждения соответствуют доморальному уровню?

    а) осознает условности нравственных правил
    б) руководствуется в поведении принципами полезности
    в) соблюдение принципов поведения обеспечивается совестью
    г) ведет себя «как надо», чтобы избежать наказания
    д) руководствуется соображениями взаимной выгоды
    е) руководствуется желанием одобрения со стороны «значимых других» и боится осуждения
    ж) стремление к поддержанию определенного порядка (хорошо. что соответствует правилам).
     
Назад к наименованию тем и разделов

СМОТРИТЕ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.danilova.ru
http://www.maminclub.com
http://www.rin.ru
http://www.kindereducation.com