Школа - территория здоровья. Развитие здоровьесберегающей среды в начальной школе
Приложения
Приложение 1. Визитная карточка кафедры начального образования
Приложение 2. Выступления на заседаниях кафедры
Приложение 3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия, доклады на родительских собраниях"
Приложение 4 "Схемы и диаграммы"
Приложение 5: Фотоматериалы
Приложение 6: Творческие работы
учащихся
Приложение 7: Программа "Здоровье"
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками человека становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ, а приоритетный принцип: "НЕ НАВРЕДИ!".
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:
Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:
Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья - одна из главных задач школы, она прописана в законе РФ "Об образовании", ст. № 12, 13, 20, 32.
С начала 2003-2004 учебного года педагогический коллектив кафедры начального образования средней школы № 23 начал работать над этим вопросом в системе. Второй год мы увлеченно работаем над методической темой: "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".
Цель работы - развитие здоровье сберегающей среды школы через использование современных технологий.
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью и социум.
Школа со здоровье сберегающей средой это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе.
Задачи работы:
Ожидаемые конечные результаты
2002-2003 гг. - разработка школьной программы "Здоровье", обсуждение ее на МО. Утверждение новой методической темы "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".
2003-2004 гг. - изучение материалов по теме (приложение 1, 2); освоение здоровье сберегающих технологий; проведение диагностики с помощью программы "Социомониторинг", практика использования полученных результатов.
2004-2005 гг. - мониторинг здоровьесберегающей среды (приложение 4), конкурс исследовательских работ "История моей семьи", разработка положений о новых конкурсах, создание сайта "Школа - территория здоровья", выявление проблем, корректировка планов.
2005-2006 гг. - мониторинг здоровьесберегающей среды, конкурсы "Самый здоровый класс", конкурс проектов "Урок здоровья", конкурс "История моей семьи", выявление проблем; подведение итогов работы над методической темой.
Для повышения своего педагогического мастерства руководитель кафедры Брит С.Б. в октябре 2004 года была направлена на курсы ЯИРО в г. Ярославле "Здоровьесберегающие образовательные технологии".
С 2003 года в школе реализуется программа "Здоровье" (приложение 2). Она объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и знакомит с окружающим миром, с самим собой.
Реализация программы происходит на уроках и внеклассных мероприятиях.
При определении направления деятельности по здоровьесбережению в этой сфере мы исходили:
2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 | |
Поступило в 1 класс | 65 | 74 | 63 | 53 |
Количество физическиздоровых детей | 7 10,8% |
3 4% |
3 3% |
6 11,3% |
Кафедра начальных классов очень тесно сотрудничает с учителями физической культуры при организации оздоровительной деятельности.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом,- это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
В начальных классах ритмические занятия, уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице, и в бассейне "Метеор".
В школе регулярно проводятся Дни Здоровья. Традиционный осенний Туристический слет в д. Кобостово - самое любимое мероприятие детей. Там они учатся разводить костер, ставить палатку, участвуют в конкурсе поваров, эстафете для 1 классов, турполосе для учащихся и родителей (приложение 5).
Зимние Дни Здоровья - это лыжные соревнования и выходы на каток, соревнования в бассейнах "Метеор" и "Сатурн" (приложение 5).
Весной проходят малые Олимпийские игры, эстафеты и "Веселые старты" в манеже спорткомплекса "Метеор" (приложение 5).
В группе продленного дня Чернова О.В., Брит С.Б., Храброва А.Н. регулярно проводят спортивный час, помимо обязательной прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года.
Здоровье сберегающая деятельность не возможна без мониторинга.
Схема движения мониторинга кафедры
Учитель
|
Организует мониторинг в классе, в котором он работает |
Кафедра
|
Руководитель кафедры суммирует результаты по параллелям и в целом по начальной школе. |
Администрация
|
Проводит социомониторинг |
В конце года проводится мониторинг по показателям физической подготовленности, итоги доводятся до родителей на классных собраниях, и даются рекомендации учащимся, кто не улучшил свои результаты (приложение 4).
Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимы школьным медицинским персоналом.
Соблюдение гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. В 2004 году в кабинетах № 1, № 2, № 3 (учителя Брит С.Б., Чернова О.В., Блескина Н.А., Ждановская С.В.) начальной школы были полностью заменены светильники.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинетах начальной школы стоят парты желтой, красной и зеленой маркировки, что не всегда соответствует нормам, но уже заказаны комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в классах и в столовой имеются аппараты для питьевой воды "Серебряная роса". 40 учащихся начальных классов получают бесплатные горячие завтраки.
Подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние и работоспособность. По данным ученых учащиеся начальных классов предпочитают "теплые тона". Красный, оранжевый цвет возбуждает, желтый - успокаивает. Белый цвет значительно повышает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Этот фактор учли при ремонте классов, стены которых, в основном пастельных тонов или желтые, бело-серые.
В 2004-2005 учебном году распределение учащихся на группы здоровья выглядело следующим образом: I - 8%; II - 75%; III - 15%; IV - 2% (приложение 4).
Если посмотреть в динамике параллель выпускных классов за все 4 года обучения, то можно с уверенностью сказать, что учителя нашей кафедры стараются добросовестно выполнять принцип: "Не навреди!". Незначительно уменьшилось количество учащихся с I группой здоровья, увеличилось со II, но число учащихся с III группой даже уменьшилось (приложение 4).
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы. В нашей школе каждый педагог считает своим долгом непременно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность самих занятий . При их проведении мы учитываем 2 условия:
Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно. Но больше всего дети любят музыкальные танцевальные физкультминутки.
Фронтальная форма организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы, которые применяют учителя нашей кафедры, снимает динамическое напряжение (приложение 3).
Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни учителя начальных классов постоянно занимаются на уроках и внеклассных мероприятиях (приложение 3).
Во всех классах прошли беседы о режиме дня школьников и правильной посадке при письме. Проведены классные часы на тему: "В гостях у Мойдодыра" ( Чернова О.В.), "Чистота - залог здоровья" (Зайцева И.П.), "День Чистюли" (Государева Н.А.), "Нужна ли утренняя гимнастика?" (Северцова Н.Н.), "Движение и жизнь" (Волкова М.И.), "Наше питание" (Тягунова Е.Н.), "Огонек здоровья" (Блескина Н.А.), "Золотые ключики к сердцам" (Брит С.Б.), "Почему привычки бывают вредными" (Кузнецова С.В.), "Глаза - важный орган зрения" (Новикова С,А.), "Все успею, все сумею" (НенилинаС.А.), "Профилактика простудных заболеваний" (Русакова О.А.). На уроках физкультуры в 1-х классах ребята разучивают комплексы утренней гимнастики. На кафедре были проведены конкурсы сочинений учащихся "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!", "Секреты долголетия". Дети с удовольствием рисовали рисунки о вреде курения, пытались объяснить инопланетянину с помощью красок и листа бумаги, что такое здоровье.
Второй год в рамках реализации программы "Здоровья" мы тесно сотрудничаем с медицинским центром "Аня". Для учащихся начальных классов они проводят интересную программу под названием "Расти малыш здоровым". Состоящую из 9 занятий с использованием наглядных материалов и игровых моментов. Дети с увлечением дискутируют о проблемах здоровья, участвуют в игре "Сундучок здоровья", путешествуют в царстве королевы Зубной Щетки, узнают, как заботиться о позвоночнике.
В образовательном процессе активно используются компьютеры. Организован ряд мероприятий по профилактике вредного воздействия их на здоровье детей. Учащиеся 11 классов совместно с педагогами реализуют проект "Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть". В рамках этого проекта они провели беседы с учениками 3-4 классов. Планируется расширение деятельности в этом направлении. (Приложение 7).
Важным условием обучения детей в нашей начальной школе является наличие отделенного от остальной школы (собственного) пространства жизнедеятельности детей этого возраста - это филиал, где ребенок чувствует себя очень комфортно.
Все кабинеты начальных классов очень уютные. Государева Н.А., Новикова С.А., Волкова М.И., Ненилина С.А., Блескина Н.А. с целью предоставления учащимся возможности смены обстановки в течение учебного дня создали зонирование образовательного пространства. В классе появился игровой уголок - зона отдыха с ковровым покрытием (приложение 5).
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения. Учебные занятия в нашей школе начинаются в 8.30. 1, 2 и 4 классы учатся в первую смену, 3 классы - во вторую. Продолжительность урока 40 минут, 6-ти дневная рабочая неделя. В первых классах адаптационный период идет почти 2 четверти. В это время используется "ступенчатый" режим: в 1-ой четверти - 3 урока по 30 мин., во 2-ой - 4 урока по 35 мин. Первые 10 дней у первоклассников проходят по программе "Ведение в школьную жизнь" Цукермана. Весь год у них - безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.
Учебный план школы составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание, являющее обязательным на каждой ступени обучения. В школе используются учебные программа "Школа России" и развивающие системы "Школа 2100", Занкова Л.В., утвержденные Министерством образования РФ.
Правильно составленное расписание - один из факторов снятия утомляемости учащихся. Как образец прилагается расписание 2в класса, учитель Северцова Н.Н. (приложение 4).
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов, перегрузок учащихся - вот к чему стремятся учителя нашей кафедры. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. В этом учебном году 5 учительниц изучали проектный метод обучения на интеловских курсах и создали 2 проекта: "Наше питание", "Скелет и движение".
Система обеспечения психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса включает: диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов. Школьный психолог Буталов В.П.. проводит еженедельные занятия в спецкоррекционном классе, индивидуально работает с детьми, у которых выявились проблемы.
Кафедра начальных классов тесно сотрудничает с медико - психолого - педагогическим центром нашей школы. МППЦ помогает учителям проводить работу по реализации программы "Здоровье" и с детьми группы "риска", адаптации каждого первоклассника (приложение 4).
Кафедра начальных классов провела мониторинг и составила карты наблюдений за состоянием и поведением школьников 2 - 4 классов, разработанные в Центре образования и здоровья РАО. Они позволили выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка, его психоневрологическом статусе, свидетельствующие о нарушении адаптпции и значительном напряжении. Карты заполнялись родителями и учителем. При подведении итогов выявились дети с критическим положением. Теперь совместно с родителями, психологом, врачом будем разрабатывать программу помощи ребенку.
Для развития этой сферы нашими партнерами являются: родители, МППЦ, спорткомплекс "Метеор", ЦДЮТ, ЦДЮТЭ, ГИБДД.
Добиться желаемых результатов возможно при координации усилий семьи и школы в организации целостной здоровье сберегающей среды ребенка . Необходимую информацию родители получают у классных руководителей. С этой целью организуются консультации, семинары. Родительские собрания проходят раз в четверть, на них освещаются вопросы воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирования представления о здоровье как ценности, развития мотивации на ведение здорового образа жизни (приложение 3).
В начальных классах ежегодно совместно с родителями проходит конкурс "Мама, папа и я - спортивная семья", выезды на Дни Здоровья, многие родители активно помогают в организации мероприятий в классах (особенно интересен опыт Государевой Н.А.). В этом году прошел конкурс исследовательских работ "История моей семьи". Детей очень увлекла эта совместная с родителями деятельность, под руководством Волковой М.И., по созданию родословной своей семьи. Педагоги школы ненавязчиво, совместно с родителями разбирают проблемы успешности в социуме. Семья Зайцевых нашла совершенно уникальные материалы. Развитие получила тема "Здоровье моей семьи", интересно исследовать причины долголетия своих родственников. Такая работа духовно сближает родителей и детей. В следующем году этот конкурс мы будем продолжать.
Неотъемлемой частью социального здоровья является грамотность учащихся по этим вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и обеспечивается изучением курса ОБЖ и ПДД по программе ЯИРО г. Ярославля на классных часах и во внеклассных мероприятиях ежемесячно (17 часов в год). Темы безопасного поведения на дорогах, в школе и дома изучаются и на уроках обучения грамоте и "Окружающий мир". Несмотря на разные программы учащиеся под руководством своих учителей изучают правила безопасного поведения дома и на дорогах, правила пользования газовой плитой и электрическими приборами, учатся осторожному обращению с огнем, как вести себя с незнакомыми людьми, где можно играть, правила поведения в природе.
В начальных классах в 2004 году проходил конкурс рисунков "Мы по улице идем" (приложение № 3). Ежегодно в апреле месяце проходит игра "Безопасное колесо", где дети соревнуются, показывают и применяют на практике полученные знания за год.
Кроме работы, проводимой в школе, наши дети активно участвуют во всех мероприятиях по безопасному поведению детей на дорогах, проводимых в ЦДЮТЭ. Волкова М.И. и 4б класс в игре "Берегите природу" ( приложение № 3), "Чистая вода"
В начальной школе создаются условия для выявления способностей и интересов каждого ребенка. Активно работает НОУ "Шанс", где ребята могут заняться исследовательской деятельностью, заочно и реально попутешествовать по родной стране и нашему ярославскому краю. В ЦДЮТ наши дети посещают разнообразные кружки по интересам, то есть приобретают социальный опыт нравственного здоровья.
Второй год используется программно-методический комплекс "Социомониторинг", который позволяет выявлять и предупреждать школьную дизадаптацию на массовой и индивидуальном уровне, проектировать поддержку развивающего потенциала учащихся. Практика использования полученных материалов обсуждалась на педсовете и родительской конференции.
Подводя итог нашей работы на данном этапе, учащимся была предложены анкеты.
Кафедра начальных классов начала свою работу с 2003-2004 учебного года. До этого учителя объединялись в методическое объединение.
С 2000 года осваиваем развивающую систему Занкова Л.В, с 2001 года систему "Школа "2100".
За последние два года наблюдается рост педагогического мастерства учителей кафедры.
Методическая тема на 2004-2005 учебный год: "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".
Цели
Задачи
Уровень квалификационной категории учителей начальных классов
ФИО
|
Образование
|
Педагогический стаж
|
Квалификационная категория
|
Брит Светлана Борисовна | высшее 1982 | 22 | первая |
Государева Наталья Александровна | высшее 1989 | 24 | первая |
Ненилина Светлана Анатольевна | высшее 1995 | 14 | первая |
Северцова Надежда Николаевна | ср. спец. 1976 | 25 | первая |
Кузнецова Светлана Вячеславовна | высшее 1996 | 14 | первая |
Блёскина Наталья Алексеевна | высшее 1989 | 20 | первая |
Русакова Ольга Анатольевна | высшее 1991 | 14 | первая |
Новикова Светлана Александровна | высшее 1989 | 20 | первая |
Коновалова Татьяна Владимировна | высшее 1994 | 10 | первая |
Волкова Марина Ивановна | высшее 1984 | 23 | первая |
Тягунова Елена Николаевна | высшее 2000 | 9 | вторая |
Чернова Ольга Валерьевна | высшее 1996 | 15 | первая |
Храброва Анна Николаевна | высшее 1999 | 9 | вторая |
Зайцева Ирина Петровна | высшее 1990 | 14 | вторая |
Жемайтис Снежанна Валентиновна | высшее 2002 | 11 | вторая |
Вы хоть верьте, а хоть нет, жили мы почти без бед. Наша кафедра важна, недаром первая она. Она и солнце, и гроза, само терпенье, доброта. Знает ли школьный народ, В школу давно пригласить пора сотрудников журнала "Бурда". Нарочито строгий взгляд, замечает все подряд. Энергична, обязательна, да и просто обаятельна. Честность, смелость, прямота, то Татьяна Дуксина. Чуть-чуть приподнята над грешною землею, Адаптационный период есть у первоклашек, Индивидуально обучать, много карточек писать и стихи сочинять готова Есть у нас Елена. Она похожа несомненно на героиню из сказки. Творческих замыслов полна Государева Наталья Александровна. Энергична и умна Волкова Марина Ивановна. Во всем уважает порядок - от ума и до тетрадок, Выставки оформлять готова Анна Николаевна Храброва. Вот мы какие! Система обучения каждый год меняется, Отличная программа "2100" Бунеевых, Виноградова, Петерсон. У "занковцев" - другая беда: им надо осваивать структуру урока
"слоёного пирога". Разные программы, разные системы, но задачи всё же тут у нас одни: И пусть учёные бьются, решая как лучше учить, Мы выбрали профессию такую, где возможность есть творить,
|
Наши достижения за 2003-2004 учебный год
№ | ФИ ученика | Класс | Предмет | Вид деятельности | Результа-тивность |
1 | Галкина Ирина | 4в | русский язык, чтение, краеведение |
олимпиада олимпиада олимпиада |
1 место 1 место 4 место |
2 | Березина Полина | 4а | русский язык | олимпиада | 4 место |
3 | Овечкина Дарья | 4в | математика | олимпиада | 3 место |
4 | Боданова Юля | 4а | математика | олимпиада | 7 место |
5 | Фролова Ада | 4а | Чтение, природоведение |
олимпиада олимпиад |
7 место 10 место |
6 | Балан Сергей | 4б | природоведение | олимпиада | 5 место |
7 | Зайцев Никита | 4в | Городской конкурс "Рыбинск глазами детей" | 1 место | |
8 | Дрябин Стас | 4в | краеведение | олимпиада | 7 место |
9 | команда | 4-е классы | краеведение | Краеведческая программа "С чего начинается Родина" | 3 место |
10 | команда | 4-е классы | краеведение | Городская краеведческая игра "Знатоки природы" | 4 место |
11 | команда | 4-е классы | краеведение | Городская краеведческая игра "Новогодний калейдоскоп" | 3 место |
12 | команда | 4-е классы | краеведение | Городская краеведческая игра "Из истории города" | 1 место |
13 | Овечкина Дарья | 4в | краеведение | Золотарёвские чтения | 1 место |
14 | Дрябин Стас | 4в | краеведение | Золотарёвские чтения | 1 место |
15 | Власова Ольга | 4а | краеведение | Золотарёвские чтения | 2 место |
16 | Команда "Улыбашки" | 2б | программа "Праздничный балаганчик" | Игра "Дружба начинается с улыбки" | 3 место |
17 | Команда "Улыбашки" | 2б | Игра "Кошкин дом" | 2 место | |
18 | Протасова Ольга | 3а | V конференция НОУ "Шанс" работа "Старый альбом" | 3 место | |
19 | Ламповщиков Иван | 3б | V конференция НОУ "Шанс" работа "Дорогами войны" | 1 место | |
20 | Яблочкова Наталья | 3а | V конференция НОУ "Шанс" работа "История храма Святой троицы" | 1 место | |
21 | Лапина Виктория | 3б | V конференция НОУ "Шанс" работа "Вода, которую мы пьём" | 1 место |