Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
Рыбинского муниципального округа

Здоровьесберегающая среда в школе как фактор повышения качества образовательного процесса (опыт работы кафедры начального обучения )

Школа - территория здоровья. Развитие здоровьесберегающей среды в начальной школе

Презентация

Приложения

Приложение 1. Визитная карточка кафедры начального образования

Приложение 2. Выступления на заседаниях кафедры

  1. Ненилина С.А. "Если волнует здоровье детей…"
  2. Тягунова Е.Н. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы"
  3. Храброва А.Н. "Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста"
  4. Перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся

Приложение 3. Открытые уроки, внеклассные мероприятия, доклады на родительских собраниях"

  1. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения
  2. Определение глагола как части речи (урок изучения нового материала, русский язык, 3 класс, УМК Бунеева Р.Н.)
  3. Изменение имен прилагательных по числам.
    Спортсмены нашей школы (комбинированный урок по русскому языку, 3 класс, УМК Рамзаевой Т.Г.)
  4. Лес и человек (урок изучения нового материала, природоведение, УМК Плешакова А.А.)
  5. Мама, папа и я - спортивная семья (семейная спартакиада)
  6. Глаза - главные помощники человека (классный час)
  7. Огонек здоровья (внеклассное занятие по природоведению)
  8. Золотые ключики к сердцам (классный час)
  9. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка (доклад на родительском собрании)
  10. Общение взрослых и детей (доклад на родительском собрании)

Приложение 4 "Схемы и диаграммы"

  1. Презентация "Мониторинг здоровья учащихся"
  2. Мониторинг физического здоровья
  3. Презентация
  4. Мониторинг психического здоровья
  5. Презентация
  6. Программно-методический комплекс "Социомониторинг"
  7. Презентация
  8. Материалы по адаптации учащихся 1, 4 классов

Приложение 5: Фотоматериалы
Приложение 6: Творческие работы учащихся
Приложение 7: Программа "Здоровье"

Школа - территория здоровья
Развитие здоровье сберегающей среды в начальной школе

"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками человека становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ, а приоритетный принцип: "НЕ НАВРЕДИ!".

По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:

Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:

  1. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
  2. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности
  3. Школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья - одна из главных задач школы, она прописана в законе РФ "Об образовании", ст. № 12, 13, 20, 32.

С начала 2003-2004 учебного года педагогический коллектив кафедры начального образования средней школы № 23 начал работать над этим вопросом в системе. Второй год мы увлеченно работаем над методической темой: "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".

Цель работы - развитие здоровье сберегающей среды школы через использование современных технологий.

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью и социум.

Школа со здоровье сберегающей средой это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе.

Задачи работы:

  1. Сфера физического здоровья
  2. Сфера психического здоровья
  3. Сфера социального здоровья

Ожидаемые конечные результаты

2002-2003 гг. - разработка школьной программы "Здоровье", обсуждение ее на МО. Утверждение новой методической темы "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".

2003-2004 гг. - изучение материалов по теме (приложение 1, 2); освоение здоровье сберегающих технологий; проведение диагностики с помощью программы "Социомониторинг", практика использования полученных результатов.

2004-2005 гг. - мониторинг здоровьесберегающей среды (приложение 4), конкурс исследовательских работ "История моей семьи", разработка положений о новых конкурсах, создание сайта "Школа - территория здоровья", выявление проблем, корректировка планов.

2005-2006 гг. - мониторинг здоровьесберегающей среды, конкурсы "Самый здоровый класс", конкурс проектов "Урок здоровья", конкурс "История моей семьи", выявление проблем; подведение итогов работы над методической темой.

Для повышения своего педагогического мастерства руководитель кафедры Брит С.Б. в октябре 2004 года была направлена на курсы ЯИРО в г. Ярославле "Здоровьесберегающие образовательные технологии".

С 2003 года в школе реализуется программа "Здоровье" (приложение 2). Она объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и знакомит с окружающим миром, с самим собой.

Реализация программы происходит на уроках и внеклассных мероприятиях.

  1. Расширение сферы физического здоровья.

При определении направления деятельности по здоровьесбережению в этой сфере мы исходили:

Кафедра начальных классов очень тесно сотрудничает с учителями физической культуры при организации оздоровительной деятельности.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом,- это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

В начальных классах ритмические занятия, уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице, и в бассейне "Метеор".

В школе регулярно проводятся Дни Здоровья. Традиционный осенний Туристический слет в д. Кобостово - самое любимое мероприятие детей. Там они учатся разводить костер, ставить палатку, участвуют в конкурсе поваров, эстафете для 1 классов, турполосе для учащихся и родителей (приложение 5).

Зимние Дни Здоровья - это лыжные соревнования и выходы на каток, соревнования в бассейнах "Метеор" и "Сатурн" (приложение 5).

Весной проходят малые Олимпийские игры, эстафеты и "Веселые старты" в манеже спорткомплекса "Метеор" (приложение 5).

В группе продленного дня Чернова О.В., Брит С.Б., Храброва А.Н. регулярно проводят спортивный час, помимо обязательной прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года.

Здоровье сберегающая деятельность не возможна без мониторинга.

Схема движения мониторинга кафедры
Учитель
Организует мониторинг в классе, в котором он работает
Кафедра
Руководитель кафедры суммирует результаты по параллелям и в целом по начальной школе.
Администрация
Проводит социомониторинг

В конце года проводится мониторинг по показателям физической подготовленности, итоги доводятся до родителей на классных собраниях, и даются рекомендации учащимся, кто не улучшил свои результаты (приложение 4).

Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимы школьным медицинским персоналом.

Соблюдение гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. В 2004 году в кабинетах № 1, № 2, № 3 (учителя Брит С.Б., Чернова О.В., Блескина Н.А., Ждановская С.В.) начальной школы были полностью заменены светильники.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.

Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинетах начальной школы стоят парты желтой, красной и зеленой маркировки, что не всегда соответствует нормам, но уже заказаны комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в классах и в столовой имеются аппараты для питьевой воды "Серебряная роса". 40 учащихся начальных классов получают бесплатные горячие завтраки.

Подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние и работоспособность. По данным ученых учащиеся начальных классов предпочитают "теплые тона". Красный, оранжевый цвет возбуждает, желтый - успокаивает. Белый цвет значительно повышает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Этот фактор учли при ремонте классов, стены которых, в основном пастельных тонов или желтые, бело-серые.

В 2004-2005 учебном году распределение учащихся на группы здоровья выглядело следующим образом: I - 8%; II - 75%; III - 15%; IV - 2% (приложение 4).

Если посмотреть в динамике параллель выпускных классов за все 4 года обучения, то можно с уверенностью сказать, что учителя нашей кафедры стараются добросовестно выполнять принцип: "Не навреди!". Незначительно уменьшилось количество учащихся с I группой здоровья, увеличилось со II, но число учащихся с III группой даже уменьшилось (приложение 4).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы. В нашей школе каждый педагог считает своим долгом непременно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность самих занятий . При их проведении мы учитываем 2 условия:

  1. Состав упражнений физминутки должен зависеть от особенностей урока;
  2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне.

Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно. Но больше всего дети любят музыкальные танцевальные физкультминутки.

Фронтальная форма организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы, которые применяют учителя нашей кафедры, снимает динамическое напряжение (приложение 3).

Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни учителя начальных классов постоянно занимаются на уроках и внеклассных мероприятиях (приложение 3).

Во всех классах прошли беседы о режиме дня школьников и правильной посадке при письме. Проведены классные часы на тему: "В гостях у Мойдодыра" ( Чернова О.В.), "Чистота - залог здоровья" (Зайцева И.П.), "День Чистюли" (Государева Н.А.), "Нужна ли утренняя гимнастика?" (Северцова Н.Н.), "Движение и жизнь" (Волкова М.И.), "Наше питание" (Тягунова Е.Н.), "Огонек здоровья" (Блескина Н.А.), "Золотые ключики к сердцам" (Брит С.Б.), "Почему привычки бывают вредными" (Кузнецова С.В.), "Глаза - важный орган зрения" (Новикова С,А.), "Все успею, все сумею" (НенилинаС.А.), "Профилактика простудных заболеваний" (Русакова О.А.). На уроках физкультуры в 1-х классах ребята разучивают комплексы утренней гимнастики. На кафедре были проведены конкурсы сочинений учащихся "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!", "Секреты долголетия". Дети с удовольствием рисовали рисунки о вреде курения, пытались объяснить инопланетянину с помощью красок и листа бумаги, что такое здоровье.

Второй год в рамках реализации программы "Здоровья" мы тесно сотрудничаем с медицинским центром "Аня". Для учащихся начальных классов они проводят интересную программу под названием "Расти малыш здоровым". Состоящую из 9 занятий с использованием наглядных материалов и игровых моментов. Дети с увлечением дискутируют о проблемах здоровья, участвуют в игре "Сундучок здоровья", путешествуют в царстве королевы Зубной Щетки, узнают, как заботиться о позвоночнике.

В образовательном процессе активно используются компьютеры. Организован ряд мероприятий по профилактике вредного воздействия их на здоровье детей. Учащиеся 11 классов совместно с педагогами реализуют проект "Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть". В рамках этого проекта они провели беседы с учениками 3-4 классов. Планируется расширение деятельности в этом направлении. (Приложение 7).

  1. Расширение сферы психического здоровья.

Важным условием обучения детей в нашей начальной школе является наличие отделенного от остальной школы (собственного) пространства жизнедеятельности детей этого возраста - это филиал, где ребенок чувствует себя очень комфортно.

Все кабинеты начальных классов очень уютные. Государева Н.А., Новикова С.А., Волкова М.И., Ненилина С.А., Блескина Н.А. с целью предоставления учащимся возможности смены обстановки в течение учебного дня создали зонирование образовательного пространства. В классе появился игровой уголок - зона отдыха с ковровым покрытием (приложение 5).

Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения. Учебные занятия в нашей школе начинаются в 8.30. 1, 2 и 4 классы учатся в первую смену, 3 классы - во вторую. Продолжительность урока 40 минут, 6-ти дневная рабочая неделя. В первых классах адаптационный период идет почти 2 четверти. В это время используется "ступенчатый" режим: в 1-ой четверти - 3 урока по 30 мин., во 2-ой - 4 урока по 35 мин. Первые 10 дней у первоклассников проходят по программе "Ведение в школьную жизнь" Цукермана. Весь год у них - безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.

Учебный план школы составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание, являющее обязательным на каждой ступени обучения. В школе используются учебные программа "Школа России" и развивающие системы "Школа 2100", Занкова Л.В., утвержденные Министерством образования РФ.

Правильно составленное расписание - один из факторов снятия утомляемости учащихся. Как образец прилагается расписание 2в класса, учитель Северцова Н.Н. (приложение 4).

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов, перегрузок учащихся - вот к чему стремятся учителя нашей кафедры. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. В этом учебном году 5 учительниц изучали проектный метод обучения на интеловских курсах и создали 2 проекта: "Наше питание", "Скелет и движение".

Система обеспечения психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса включает: диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов. Школьный психолог Буталов В.П.. проводит еженедельные занятия в спецкоррекционном классе, индивидуально работает с детьми, у которых выявились проблемы.

Кафедра начальных классов тесно сотрудничает с медико - психолого - педагогическим центром нашей школы. МППЦ помогает учителям проводить работу по реализации программы "Здоровье" и с детьми группы "риска", адаптации каждого первоклассника (приложение 4).

Кафедра начальных классов провела мониторинг и составила карты наблюдений за состоянием и поведением школьников 2 - 4 классов, разработанные в Центре образования и здоровья РАО. Они позволили выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка, его психоневрологическом статусе, свидетельствующие о нарушении адаптпции и значительном напряжении. Карты заполнялись родителями и учителем. При подведении итогов выявились дети с критическим положением. Теперь совместно с родителями, психологом, врачом будем разрабатывать программу помощи ребенку.

  1. Развитие сферы социального здоровья.

Для развития этой сферы нашими партнерами являются: родители, МППЦ, спорткомплекс "Метеор", ЦДЮТ, ЦДЮТЭ, ГИБДД.

Добиться желаемых результатов возможно при координации усилий семьи и школы в организации целостной здоровье сберегающей среды ребенка . Необходимую информацию родители получают у классных руководителей. С этой целью организуются консультации, семинары. Родительские собрания проходят раз в четверть, на них освещаются вопросы воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирования представления о здоровье как ценности, развития мотивации на ведение здорового образа жизни (приложение 3).

В начальных классах ежегодно совместно с родителями проходит конкурс "Мама, папа и я - спортивная семья", выезды на Дни Здоровья, многие родители активно помогают в организации мероприятий в классах (особенно интересен опыт Государевой Н.А.). В этом году прошел конкурс исследовательских работ "История моей семьи". Детей очень увлекла эта совместная с родителями деятельность, под руководством Волковой М.И., по созданию родословной своей семьи. Педагоги школы ненавязчиво, совместно с родителями разбирают проблемы успешности в социуме. Семья Зайцевых нашла совершенно уникальные материалы. Развитие получила тема "Здоровье моей семьи", интересно исследовать причины долголетия своих родственников. Такая работа духовно сближает родителей и детей. В следующем году этот конкурс мы будем продолжать.

Неотъемлемой частью социального здоровья является грамотность учащихся по этим вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и обеспечивается изучением курса ОБЖ и ПДД по программе ЯИРО г. Ярославля на классных часах и во внеклассных мероприятиях ежемесячно (17 часов в год). Темы безопасного поведения на дорогах, в школе и дома изучаются и на уроках обучения грамоте и "Окружающий мир". Несмотря на разные программы учащиеся под руководством своих учителей изучают правила безопасного поведения дома и на дорогах, правила пользования газовой плитой и электрическими приборами, учатся осторожному обращению с огнем, как вести себя с незнакомыми людьми, где можно играть, правила поведения в природе.

В начальных классах в 2004 году проходил конкурс рисунков "Мы по улице идем" (приложение № 3). Ежегодно в апреле месяце проходит игра "Безопасное колесо", где дети соревнуются, показывают и применяют на практике полученные знания за год.

Кроме работы, проводимой в школе, наши дети активно участвуют во всех мероприятиях по безопасному поведению детей на дорогах, проводимых в ЦДЮТЭ. Волкова М.И. и 4б класс в игре "Берегите природу" ( приложение № 3), "Чистая вода"

В начальной школе создаются условия для выявления способностей и интересов каждого ребенка. Активно работает НОУ "Шанс", где ребята могут заняться исследовательской деятельностью, заочно и реально попутешествовать по родной стране и нашему ярославскому краю. В ЦДЮТ наши дети посещают разнообразные кружки по интересам, то есть приобретают социальный опыт нравственного здоровья.

Второй год используется программно-методический комплекс "Социомониторинг", который позволяет выявлять и предупреждать школьную дизадаптацию на массовой и индивидуальном уровне, проектировать поддержку развивающего потенциала учащихся. Практика использования полученных материалов обсуждалась на педсовете и родительской конференции.

Подводя итог нашей работы на данном этапе, учащимся была предложены анкеты.

Приложение 1
Визитная карточка
учителей кафедры начального образования

Кафедра начальных классов начала свою работу с 2003-2004 учебного года. До этого учителя объединялись в методическое объединение.

С 2000 года осваиваем развивающую систему Занкова Л.В, с 2001 года систему "Школа "2100".

За последние два года наблюдается рост педагогического мастерства учителей кафедры.

Методическая тема на 2004-2005 учебный год: "Новые образовательные технологии в практике работы начальной школы".

Цели

Задачи

Уровень квалификационной категории учителей начальных классов

ФИО
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория
Брит Светлана Борисовна высшее 1982 22 первая
Государева Наталья Александровна высшее 1989 24 первая
Ненилина Светлана Анатольевна высшее 1995 14 первая
Северцова Надежда Николаевна ср. спец. 1976 25 первая
Кузнецова Светлана Вячеславовна высшее 1996 14 первая
Блёскина Наталья Алексеевна высшее 1989 20 первая
Русакова Ольга Анатольевна высшее 1991 14 первая
Новикова Светлана Александровна высшее 1989 20 первая
Коновалова Татьяна Владимировна высшее 1994 10 первая
Волкова Марина Ивановна высшее 1984 23 первая
Тягунова Елена Николаевна высшее 2000 9 вторая
Чернова Ольга Валерьевна высшее 1996 15 первая
Храброва Анна Николаевна высшее 1999 9 вторая
Зайцева Ирина Петровна высшее 1990 14 вторая
Жемайтис Снежанна Валентиновна высшее 2002 11 вторая

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Вы хоть верьте, а хоть нет, жили мы почти без бед.
Жили - не тужили, и детей учили:
Как писать и как считать, и задачки как решать.
Тут вдруг слышим мы приказ:
О кафедре составить рассказ.
Вызывает интерес обучения процесс,
Эффективен ли урок,
Есть ли толк и есть ли прок?
По старинке вы живете, иль с развитием идете?
Начинайте ваш рассказ вы про кафедру и вас.

Наша кафедра важна, недаром первая она.
Кто придет к вам в 5-ый класс
Все зависит здесь от нас.
И поэтому на ней много талантливых учителей - 15 человек.
Общий педагогический стаж лет. Средний возраст
Общая категория
Ждать вас долго не заставим
И сейчас вам всех представим.

Она и солнце, и гроза, само терпенье, доброта.
И нашей кафедры глава, Брит Светлана Борисовна.

Знает ли школьный народ,
Кто больше всех предметов у нас преподает?
За дела берется рьяно Коновалова Татьяна.

В школу давно пригласить пора сотрудников журнала "Бурда".
Украшением станет обложки Светлана Вячеславовна Ждановская.

Нарочито строгий взгляд, замечает все подряд.
Как слабых детей обучить? Сорокину Марину Юрьевну надо спросить.

Энергична, обязательна, да и просто обаятельна.
Ей бы только вещать с экрана. Такова у нас Новикова Светлана.

Честность, смелость, прямота, то Татьяна Дуксина.
Под крыло свое возьмет весь обиженный народ.

Чуть-чуть приподнята над грешною землею,
Мечтательна, таинственна, стройна.
Любовь к поэзии детишкам привила, Ненилина Светлана Анатольевна.

Адаптационный период есть у первоклашек,
Кто б его узаконил для декретниц наших.
К школьной жизни привыкает снова Ольга Валерьевна Чернова.

Уравновешена, спокойна и скромна Чабан Ольга Федоровна.

Индивидуально обучать, много карточек писать и стихи сочинять готова
Надежда Николаевна Северцова.

Есть у нас Елена. Она похожа несомненно на героиню из сказки.
Вот и сама она Тягунова Елена Николаевна.

Творческих замыслов полна Государева Наталья Александровна.

Энергична и умна Волкова Марина Ивановна.

Во всем уважает порядок - от ума и до тетрадок,
Любой протокол написать сумеет Блескина Наталья Алексеевна.

Выставки оформлять готова Анна Николаевна Храброва.

Вот мы какие!
Регулярно заседаем,
Как учить, как развивать, постоянно обсуждаем.
Курсы посещать, не забываем.
В ногу с веком мы шагаем, по трем программам обучаем.

Система обучения каждый год меняется,
Обновленная традиция она называется.
От развивающих программ стараемся не отставать,
Мыслительные процессы и личность развивать.

Отличная программа "2100" Бунеевых, Виноградова, Петерсон.
Абстрактное мышление с первых дней развивает,
Интерес к чтению прививает,
Но как и у других систем - не обошлось здесь без проблем.
В панике родители бегут к учителю.
Мол задачу мы решали целый вечер всей семьёй,
И дедуля - педагог тож решить её не смог.
Дети же обязаны решить, педагог же - научить.

У "занковцев" - другая беда: им надо осваивать структуру урока "слоёного пирога".
Сразу много тем берём и жуём, жуём, жуём,
Но учителю не сладко, перестроишься не вдруг.
Только на бумаге гладко! Каково тебе, мой друг?
Гибкость мышления, речь развивай, но и про умения ты не забывай.
Учебники традиции забытой бери и учи, учи, учи.
При выпуске "занковец" умеет творить, складно речи говорить,
Сочинения и стихи писать, логические задачи решать.
Его можно и в сенат. Вот готовый депутат!

Разные программы, разные системы, но задачи всё же тут у нас одни:
Обучить, развить и воспитать
Четвероклассников прилежных, умных, нравственных и нежных,
И, конечно, же влюблённых в свою школу 23.

И пусть учёные бьются, решая как лучше учить,
А дети - детьми остаются, вчера и сегодня - всю жизнь!

Мы выбрали профессию такую, где возможность есть творить,
Мир перед детьми открыть.
Несмышлённых малышей превращать в больших людей.

(Песня)
Хвастать, милые, не станем.
Знаем мы, что говорим,
Хоть звёзд с неба не достанем,
Но в работе все горим.
    И о нас все люди скажут,
    Что трудяги все мы здесь.
    И работой мы докажем
    Что таланты у нас есть.
Мы работаем отлично,
Повышаем свой разряд.
Нет у нас здесь безразличных,
И дела идут на лад.
    Обожаем свою школу
    И коллег своих родных.
    Всем вам счастья и здоровья
    Мы желаем от души.

Наши достижения за 2003-2004 учебный год

ФИ ученика Класс Предмет Вид деятельности Результа-тивность
1 Галкина Ирина русский язык,
чтение,
краеведение
олимпиада
олимпиада
олимпиада
1 место
1 место
4 место
2 Березина Полина русский язык олимпиада 4 место
3 Овечкина Дарья математика олимпиада 3 место
4 Боданова Юля математика олимпиада 7 место
5 Фролова Ада Чтение,
природоведение
олимпиада
олимпиад
7 место
10 место
6 Балан Сергей природоведение олимпиада 5 место
7 Зайцев Никита   Городской конкурс "Рыбинск глазами детей" 1 место
8 Дрябин Стас краеведение олимпиада 7 место
9 команда 4-е классы краеведение Краеведческая программа "С чего начинается Родина" 3 место
10 команда 4-е классы краеведение Городская краеведческая игра "Знатоки природы" 4 место
11 команда 4-е классы краеведение Городская краеведческая игра "Новогодний калейдоскоп" 3 место
12 команда 4-е классы краеведение Городская краеведческая игра "Из истории города" 1 место
13 Овечкина Дарья краеведение Золотарёвские чтения 1 место
14 Дрябин Стас краеведение Золотарёвские чтения 1 место
15 Власова Ольга краеведение Золотарёвские чтения 2 место
16 Команда "Улыбашки" программа "Праздничный балаганчик" Игра "Дружба начинается с улыбки" 3 место
17 Команда "Улыбашки" Игра "Кошкин дом" 2 место
18 Протасова Ольга   V конференция НОУ "Шанс" работа "Старый альбом" 3 место
19 Ламповщиков Иван   V конференция НОУ "Шанс" работа "Дорогами войны" 1 место
20 Яблочкова Наталья   V конференция НОУ "Шанс" работа "История храма Святой троицы" 1 место
21 Лапина Виктория   V конференция НОУ "Шанс" работа "Вода, которую мы пьём" 1 место

Приложение 2
Перечень внутришкольных факторов,
представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся

  1. Гигиенические условия
    1. Шум
    2. Освещенность
    3. Воздушная среда
    4. Размер помещения
    5. Дизайн, цвет стен
    6. Используемые стройматериалы, краска
    7. Мебель: размеры, помещение в помещении
    8. Видеоэкранные средства: компьютеры, телевизоры
    9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
    10. Качество питьевой воды
    11. Экологическое состояние территории школы
    12. Состояние сантехнического оборудования
  2. Учебно-организационные факторы
    1. Объем учебной нагрузки
    2. Расписание уроков
    3. Организационно-педагогические условия проведения уроков (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.)
    4. Объем физической нагрузки
    5. Особенности Устава школы и норм школьной жизни
    6. Медицинское и психологическое обеспечение школы
    7. Участие родителей учащихся в жизни школы
    8. Стиль управления администраций
    9. Психологический климат коллектива
    10. Окружающий социум
    11. Наличие /отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
    12. Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся
  3. Психолого-педагогические факторы (зависящие от учителя)
    1. Психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок.
    2. Стиль педагогического общения учителя с учениками
    3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
    4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
    5. Особенности работы с "трудными" подростками в классе.
    6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
    7. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, проявлений.
    8. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
    9. Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
    10. Степень возможности инновационной деятельности учителя.

Приложение 3
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  8. Позы учащихся, чередование поз, наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся.
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  12. Психологический климат на уроке.
  13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения
  15. Темп и особенности окончания урока: