логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области

ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра общей педагогики и психологии
Научно-методические разработки, статьи, издания

Статьи

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе  >>
Назарова И.Г., к.п.н., зав.кафедрой педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО      

Организация внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования  >>
Жукова Наталья Николаевна, методист кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО

Взаимодействие школы с семьей – ключ к эффективности воспитательного процесса  >>
Тихомирова Н.К., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО   

Школа и семья: навстречу друг другу  >>
Тихомирова Н.К., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО

Издания

Молчанова Т.А., Гущина Т.Н., Назарова И.Г., Посысоев О.Н., Успенская С.В. Технологический подход к организации воспитательного процесса в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

В пособии изложены современные представления о технологическом подходе к организации деятельности в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и влиянии воспитания на развитие ребёнка в условиях временного учреждения (объединения) дополнительного образования детей. Представлен опыт педагогов-новаторов оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Ростовского, Рыбинского, Тутаевского, Угличского, Ярославского муниципальных и территориальных образований Ярославской области.

Пособие содержит описание технологий проектирования и организации жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей, варианты индивидуализированного сопровождения образовательных маршрутов воспитанников в условиях лагеря, авторскую студию «Педагогическое проектирование лагерной смены», комплект современных игр и упражнений для организации отрядной работы.

Включенные в пособие материалы прошли апробацию в ходе работы авторов в ряде детских оздоровительных лагерей, в системе курсовой подготовки педагогических работников дополнительного образования на базе государственного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования».

Книга адресована руководителям, воспитателям и вожатым детских оздоровительных лагерей, педагогам дополнительного образования, научным и методическим работникам, а также.может представлять интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.

Сумеркина В.М., Пахомова И.Н., Назарова И.Г., Боярова Е.С. Из опыта работы образовательных учреждений области по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

В данном сборнике рассматриваются практические пути решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В сборнике обобщены достижения образовательных учреждений Ярославской области по организации профилактической работы, по взаимодействию с субъектами профилактики в контексте комплексного подхода к решению проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений, социальных педагогов, специалистов органов управления образованием, школьных инспекторов ПДН. Специалисты смогут найти в этой книге рекомендации и ответы на многие практические вопросы, с которыми они постоянно сталкиваются в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Гущина Т.Н., Жукова Н.Н., Назарова И.Г., Посысоев О.Н., Тихомирова Н.К. Воспитательное пространство загородного детского оздоровительно-образовательного учреждения

В пособии изложены представления авторов о воспитательном пространстве загородного детского образовательно-оздоровительного центра, влиянии воспитания на развитие ребёнка в условиях временного учреждения (объединения) дополнительного образования детей.

В книге представлен опыт педагогов-новаторов оздоровительно-образовательных учреждений Борисоглебского, Гаврилов-Ямского, Рыбинского, Пошехонского, Тутаевского, Угличского, Ярославского муниципальных образований Ярославской области.

Пособие содержит описание технологий проектирования и организации воспитательного пространства загородного детского образовательно-оздоровительного центра, подходы к воспитанию индивидуальности в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра, авторские педагогические студии «Педагогическое проектирование лагерной смены в загородном детском оздоровительно-образовательном учреждении» и «Диалектика воспитания и самовоспитания ребёнка в загородном детском оздоровительно-образовательном учреждении», комплект современных игр и упражнений для организации воспитательной работы.

Включённые в пособие материалы прошли апробацию в ходе работы авторов в ряде детских загородных оздоровительно-образовательных центров, в системе курсовой подготовки педагогических работников дополнительного образования детей на базе государственного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования».

Книга адресована руководителям, воспитателям и вожатым, педагогам дополнительного образования детских загородных образовательно-оздоровительных центров, научным и методическим работникам, а также может представлять интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.

Назарова И.Г., Боярова Е.С. Психолого – педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящих методических рекомендациях реализована попытка представить в достаточно целостном и системном варианте тот комплекс проблем, который встаёт перед психологом и социальным педагогом в связи с решением задач организации реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В состав сборника вошли как теоретические, так и экспериментальные материалы, раскрывающие специфику организации реабилитационного процесса в ОУ на основе программ.

Помимо этого в качестве отдельного раздела представлен уже апробированный на практике комплект реабилитационных программ образовательных учреждений Гаврилов – Ямского МР Ярославской области.

Предлагаемая разработка предназначена, прежде всего, для руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Она может быть использована также в учреждениях начального профессионального образования, дополнительного образования детей, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методические рекомендации могут быть полезными:

  • при разработке программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • при анализе и планирования педагогом-психологом и социальным педагогом собственной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • при аттестации и повышении квалификации педагога-психолога, социального педагога.

Психолого – педагогическое сопровождение развития личности ребёнка в школьной и внешкольной практике

Презентационный сборник кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО посвящен актуальным вопросам организации психолого-педагогического сопровождения развития личности ребёнка в школьной и внешкольной практике.

В пособии раскрываются особенности деятельности образовательных учреждений по сопровождению учащихся в период обучения и окончания ими общеобразовательной школы и выбора дальнейшего профессионального пути; описываются модели психолого-педагогического сопровождения развития личности ребёнка на разных возрастных этапах, реабилитационной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработанные региональными и базовыми экспериментальными площадками, а также различные формы и методы работы по развитию социальной компетентности детей и подростков.

В пособии обобщён и представлен опыт региональных и базовых площадок по данному направлению. В данном издании включены материалы, иллюстрирующие особенности организации экспериментальной и исследовательской деятельности по данному направлению в ГОУ ЯО ИРО, муниципальных районах, конкретных образовательных учреждениях. В состав сборника вошли статьи и методические пособия сотрудников ГОУ ЯО ИРО И.Г. Назаровой заведующей кафедрой общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, к.п.н.; Т.Н. Гущиной доцента кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, к.п.н.; Л.В. Кокуевой доцента кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, к.п.н.; Е.С. Бояровой методиста высшей квалификационной категории кафедры общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, к.п.н.; участников региональных и базовых экспериментальных площадок ГОУ ЯО ИРО, опыт конкретных образовательных учреждений по организации психолого – педагогическое сопровождение развития личности ребёнка в школьной и внешкольной практике.

Презентационный сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогам – психологам, классным руководителям, методистам, социальным педагогам.

Методические рекомендации по информированию участников образовательного процесса о реализации Закона Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»

Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» как региональный законодательный акт является составной частью комплекса законодательных документов разного уровня о предоставлении социальной поддержки и оказании социальной помощи детям в Ярославской области.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к организации: деятельности органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в интересах детей и защиту их прав, консультативной помощи в области социальной защиты детей, взаимодействию с родителями в вопросах социальной защиты детства.

Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду и начальной школе

В методическом пособии определены цели, задачи, содержание, этапы сопровождения развития ребенка. Предложены методические, дидактические материалы для оказания помощи педагогам, родителям, осуществляющим сопровождение развития ребенка; примерные характеристики возрастных возможностей детей по основным направлениям дошкольного образования: психофизическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Данные материалы необходимы педагогам для выявления индивидуальных особенностей ребенка. Предложены рекомендации по выявлению некоторых часто встречающихся эмоционально-личностных затруднений в развитии ребенка и рекомендации воспитателям, родителям по коррекционно-развивающей деятельности с ребенком.