Учебно методическое пособие

Разновозрастные занятия по физике в малочисленной сельской школе

    Бровкин И.Б.,
методист ИРО,
Заслуженный учитель РФ

Крайнова Т.М.,
начальник отдела мониторинга ЦОиККО,
Заслуженный учитель РФ
В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся: и тем самым развивать мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.
Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Возможность объединения учащихся разных классов для изучения физики определяется особенностью построения содержания предмета: ступенчатость в прохождении учебного материала в разных классах, многократность его повторения на разных уровнях, преемственность, расширение, углубление знаний на каждом из этапов обучения.
Сколько и какие классы целесообразно объединять для проведения занятий по физике? Как спланировать работу детей на таком занятии? Как организовать совместную деятельность детей разного возраста? На эти и многие другие практически важные вопросы мы попытаемся дать ответы в этой публикации.